Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО
методическая разработка по зож (2 класс) на тему

Управление системой здоровьеформирующего воспитания в условиях внедрения ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Для организации воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС рекомендуется использовать «Примерную программу воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование» и «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

Примерная программа воспитания и социализации учащихся (далее Программа) представляет собой документ, определяющий цели, задачи, содержание и методы воспитания школьников, управления и контроля результативности воспитательной деятельности в контексте федерального государственного образовательного стандарта. Основная цель Программы - последовательное содействие формированию системы духовно-нравственных ценностей обучающихся посредством создания для них условий позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.

При этом Программа рассматривается как базовый компонент для развития инновационной воспитательной деятельности образовательных учреждений, создания педагогическими коллективами вариативных программ и моделей воспитательного процесса с учетом реальных характеристик контингента воспитанников, экономических, социальных, культурных особенностей региона и местной специфики развития образовательного и окружающего социокультурного пространства.

Результаты воспитания в образовательном учреждении представлены в Программе не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и личностно значимых функций (с учетом особенностей возраста), формируемую в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально значимыми ценностями.

Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся раскрывают роль и место социальной функции воспитания в системе деятельности образовательной организации.

В процессе воспитания создаются условия для формирования у обучающихся мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности. Важно стремиться к интеграции учебной и внеклассной воспитательной работы, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.

 

III. Планирование и организационная работа по воспитательной деятельности в общеобразовательной организации

В соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы ФГОС, организация целостного пространства духовно-нравственного развития обучающихся обеспечивается разработкой программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся. При этом образовательная организация должна обеспечить условия для реализации разработанной собственной программы, для духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, семейным ценностям, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина Российской Федерации и ориентировать образовательный процесс в образовательной организации на воспитание обучающихся в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, развитие творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуется обеспечить взаимодействие многих социальных субъектов: общеобразовательных организаций, семьи, общественных организаций, общественных движений, организаций дополнительного образования, культуры и спорта, религиозных организаций.

Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой образовательной организации, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей.

В качестве основы для разработки программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования образовательной организации может быть использована «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование».

«Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование» содержит шесть разделов.

Первые два - «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» воспроизводят соответствующие разделы, ориентируя их содержание в рамках ступени начального общего образования.

В третьем разделе - «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы»:

-   воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека;

-   воспитание нравственных чувств и этического сознания;

-   воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

-   формирование ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни; -воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое, воспитание);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, (эстетическое воспитание).

Четвертый раздел - «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» - включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации обучающихся, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). В этом разделе общие задачи воспитания и социализации обучающихся конкретизируются с учетом возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий.

Пятый раздел - «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» формулирует и раскрывает основные условия, задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия образовательной организации с общественными и религиозными организациями.

В шестом разделе - «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у обучающихся по каждому из направлений воспитания и социализации.87678

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портрет выпускника основной школы):

-любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

-умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

-социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;

-уважающий других людей;

-умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

-ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Программа разрабатывается педагогическим коллективом образовательной организации при активном участии обучающихся и их родителей (законных представителей) как единый документ организации воспитательной деятельности учащихся 1-11 классов. К разработке и реализации Программы, решением педагогического совета образовательной организации привлекается общественность.

Программа должна обеспечить:

-воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны;

-принятие базовых национальных ценностей российского общества таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, литература, природа;

-приобщение обучающихся к культурным ценностям базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям;

-формирование уклада школьной жизни, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик,... приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности;

-формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

Программа должна содержать:

1. Цель и задачи духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе, систему воспитательных задач;

2. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формируемые ценности, социальные компетенции, модели поведения выпускников основной школы;

3. Направления деятельности по духовно-нравственному  развитию и воспитанию обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, интересы обучающихся и их родителей (законных представителей);

4. Модель организации  работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, включающую, в том числе рациональную организацию ОП в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, систему просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

5. Критерии,  показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

  1. Методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
  2. Воспитательный процесс во внеурочной деятельности

ФГОС отмечает необходимость использования внеурочной деятельности для воспитания школьников. В частности, здесь говорится о необходимости обеспечения «духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания, а также социализации.

Организовать внеурочную деятельность, направленную на решение задач воспитания обучающихся, можно в самых разных формах: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.

Очень важно определить направления внеурочной деятельности для достижения планируемых в воспитательном процессе результатов. Каждое направление внеурочной деятельности задает вектор духовно-нравственного развития обучающегося, это могут быть такие направления как:

-   спортивно-оздоровительное;

-   духовно-нравственное;

-   социальное;

-   научно-интеллектуальное;

-   общекультурное;

-   военно-патриотическое;

-   экологическое.

Для контроля воспитательного процесса можно выделить 2 основных уровня.

1уровень. Контроль развития личности воспитуемого, (в каком направлении происходит развитие личности обучающегося, на какие ценности он ориентируется, какое у него складывается отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе в процессе воспитания).

Для определения результатов на первом уровне могут быть организованы: наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием обучающегося в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях, проведены анкетирования.

2уровень. Контроль развития коллектива, как одно из важнейших условий развития личности воспитуемого, так как традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе (классе, кружке, спортивной секции, общественном объединении и т.д.).

Для осуществления контроля результатов на втором уровне могут быть использованы: опрос, анкетирование, диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» .

При проведении анкетирования или письменного опроса, целесообразно руководствоваться следующими соображениями:

  1. вопросы должны побуждать подростка проявлять своё личное отношение (к миру, другим людям, самому себе);
  2. формулировки вопросов должны быть понятными для и восприниматься обучающимися однозначно;
  3. вопросы должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах обучающегося заведомо общественно одобряемым;
  4. необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты или опросника.

Поскольку личностный рост - явление динамическое, то анкету или опросник необходимо задействовать для выявления динамики развития личности обучаемого, его личностного роста или регресса. Опрос можно проводить в течение учебного года: первый раз - в начале года, второй - в конце. Это позволяет педагогам увидеть не только характер отношений школьников к миру, к другим людям, к самим себе, но и изменение этих отношений, т. е. проследить возможную динамику личностного роста.

Еще одним из важных моментов воспитательной работы, является организация самоуправления учащихся - это одна возможностей воспитания ответственности и самостоятельности у обучающихся. Однако необходимо постоянно напоминать, что самоуправление это не вседозволенность, а участие обучающихся в управлении собственными делами, которые входят в компетенцию обучающихся. Самоуправление направлено на вовлечение каждого члена коллектива (класса), в общие дела, общий поиск и творчество.

Самоуправление в образовательной организации (или в отдельном классе) воспитывает интегративные качества: ответственность, объективную самооценку, дисциплину, умение подчиняться и руководить. Самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если есть проблемы межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить возможный конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Так же немаловажную роль имеет привлечение родителей к активному участию в воспитательной работе.

Формы взаимодействия педагога и родителей могут быть разнообразны. Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На собраниях обсуждаются проблемы жизни не только классного, но и родительского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...

Организация воспитательной работы в условиях реализации ФГОС «Воспитание ученика творчески – активной и социально - зрелой личностью»

Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданн...

Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...

Методические рекомендации к организации внеурочной работы в начальной школе.

Данные методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050146 «Преподавание в начальных клас...