Исследовательская работа на тему " ШАГ К КРАСИВОЙ УЛЫБКЕ"
презентация к уроку по зож (3 класс) на тему
Красивые зубы украшают нашу улыбку и говорят о здоровье человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, почти 90% населения земного шара страдает кариесом зубов.
Нездоровые зубы становятся причиной заболеваний желудка, горла, почек, сердца и других органов человеческого организма.
От чего зависит здоровье наших зубов? Какие правила надо знать и выполнять, чтобы потом не было проблем с зубами? Какие профилактические меры помогут предупредить заболевания зубов? Что нужно делать, чтобы улыбка была красивой, а зубы здоровыми? Как сохранить своё здоровье?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 9 г. Жигулёвска.
Исследовательская работа
на тему:
ШАГ К КРАСИВОЙ УЛЫБКЕ
Работу выполнил: ученицы 3 «Б» класса Шагинян Ани Чернова Ангелина Руководитель: Метельникова Ольга Николаевна учитель начальных классов |
г.о. Жигулевск
Жигулевск
2014г.
Введение.
Красивые зубы украшают нашу улыбку и говорят о здоровье человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, почти 90% населения земного шара страдает кариесом зубов.
Нездоровые зубы становятся причиной заболеваний желудка, горла, почек, сердца и других органов человеческого организма.
Проблема.
От чего зависит здоровье наших зубов? Какие правила надо знать и выполнять, чтобы потом не было проблем с зубами? Какие профилактические меры помогут предупредить заболевания зубов? Что нужно делать, чтобы улыбка была красивой, а зубы здоровыми? Как сохранить своё здоровье?
В человеческом организме нет ничего лишнего – так, может, не стоит терять зубы, которые играют важную роль? Заботиться и бережно относиться к зубам надо каждому человеку с самого раннего детства. В каком состоянии находятся наши зубы? Как при помощи простых и доступных способов можно избежать заболеваний зубов и сохранить их здоровыми? Ответы на эти вопросы мы будем искать в этой работе.
Цель:
Изучение роли зубов в жизнедеятельности организма.
Задачи:
- Проанализировать литературные данные по теме исследования.
- Описать значение зубов в жизни нашего организма.
- Провести анкетирование с целью выявления умений и навыков учащихся начальной школы по уходу за зубами, проанализировать его результаты.
- Доказать необходимость правильного ухода за зубами для сохранения здоровья.
- Составить памятку по правильному уходу за зубами.
Объект исследования: учащиеся начальной школы.
Предмет исследования: здоровые зубы – основа здоровья.
Гипотеза: если правильно ухаживать за зубами, то им не страшен кариес.
Методы исследования: анализ литературы, анализ медицинских карточек учащихся начальной школы, анкетирование.
Практическая значимость: формирование чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья закладывается у детей в младшем школьном возрасте.
Зубы в жизни человека.
Зубы - самые твердые части организма. Они покрыты белой твердой эмалью, которая защищает зубы от повреждений. Под слоем эмали лежит менее твёрдый слой, но он тоже прочный – это дентин. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней кровеносные сосуды, которые питают зуб так же, как и все остальные части тела. Зуб это живой орган.
Каждый зуб состоит из трёх частей:
- Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
- Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
- Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
Первые молочные зубы появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится двадцать. К 10-11 годам обычно выпадают молочные зубы, но на их месте прорезаются новые, постоянные. И если человек теряет постоянный зуб, то новый на его месте уже не вырастит.
Зубы имеют огромное значение в жизни нашего организма. Здоровые зубы необходимы каждому человеку для откусывания и пережевывания пищи. Без них не может быть нормального пищеварения. Именно с пищей человек получает питательные вещества, которые нужны всем органам тела для работы , а детям - для роста и развития.
А еще здоровые зубы помогают четко и ясно произносить звуки, украшают лицо человека , не беспокоят болью.
Однако мало сегодня найдётся счастливцев, которые не испытали на себе все «прелести» зубной боли. Зубы быстро разрушаются , если в пище не хватает витаминов (особенно B и C) и микроэлементов (фосфора, кальция, железа, фтора), А также если мы едим много сладостей . Особенно вредны карамель, тянучки, леденцы, ириски, пряники, печенье, так как они прилипают к поверхности зубов и застревают между ними.
Опасны для зубов механические повреждение эмали . Это происходит, когда мы пытаемся разгрызть очень твёрдый продукты или едим одновременно горячую и холодную пищу.
Кариес-враг зубов.
Почему болят зубы? Что такое кариес?
Во рту каждого человека находятся миллиарды бактерий. Бактерии питаются остатками пищи, крошками, которые остаются в узеньких щелочках между зубами. В воде которую мы пьём , в пище , которую мы едим, даже в воздухе, которым мы дышим, - везде полно опасных микробов. Они наслаиваются друг на друга, плотно склеиваются между собой и прилипают к поверхности зубов. Так образуется зубной налет – самый страшный враг зубов и десен. Хотя зубы очень твёрдые, но они боятся зловредных микробов. Пока микробов не много, наш организм справляется с этой опасность. Но если бактерии не удалять, они образуют толстый и плотный налет. Особенно быстро это происходит при употреблении сладко, мягкой, и вязкой пищей. Налет разрастается и превращается в кислоту. Кислота скапливается на наших зубах, на зубной эмали, разрастается и превращается в «кислотного монстра», или кариес.
Зубной налет + сахар = КИСЛОТА
Кислота + эмаль зубов = КАРИЕС
Кариес – это постепенное разрушение твёрдых тканей зуба и образование полости, так называемого «дупла» в зубе. В переводе с латинского кариес обозначает – гниение.
Кариес, воспаление дёсен, неприятный запах изо рта – следствие бактериальной инфекции, которая образует вредные вещества. Кроме того, сами бактерии могут попасть в кровь. И тогда по кровеносным сосудам инфекция может попасть и в другие органы. Так зубы становятся настоящими источниками инфекции для всего организма.
Человек с больными зубами не может хорошо пережевывать пищу, она плохо обрабатывается во рту, создаётся большая нагрузка на желудок, и это может привести к болезням желудка, сердце, почек, горло. Поселившиеся на зубах микробы мы проглатываем их вместе с пищей.
Если не лечить кариес, то зуб со временем можно потерять, да и дупло в зубе – всегда больно. Сначала эта дырочка маленькая, потом она становится больше, затем отверстие доходит до чувствительной пульпы, и зуб начинает ныть при контакте с холодным, горячим, кислым, сладким, солёным. Кариес можно вылечить, если вовремя обратится к стоматологу.
Молочные продукты , мясо, орехи, яйца, помогают бороться с инфекциями. Хлеб, крупы, овощи, фрукты, обеспечивают организм энергией.
А в каком состоянии находятся зубы у ребят начальных классов?
Медицинские данные о состоянии зубов.
Болезни зубов и полости рта являются самым распространенным видом патологии организма, а стоматологическая помощь – одним из массовых видов специализированной помощи, что обусловлено тем, что Самарская область является постоянным по кариесу регионом за счет содержания низких концентраций фторидов в воде. Заболеваемость зубов и тканей пародонта, а следовательно, и нуждаемость в зубном протезировании остается стабильно высокой. У лиц 35-44 лет распространенность кариеса зубов достигает 98%; среднее число пораженных кариесом зубов или уже удаленных составляет 13,9 (1986 г. – 14,53); а у лиц 65 лет и старше - 22,2. Заболеваемость пародонта различной степени тяжести – 100%. Отмечается высокая нуждаемость в зубном протезировании: 35-44 года – свыше 50%; 65 лет и старше – в пределах 90 %.
При всем при этом, только 22 % взрослого населения ежегодно обращаются в стоматологические организации. А тем не менее, стоматологический статус влияет на уровень общего здоровья и качество жизни населения.
Главный стоматолог губернии Юлия Шухорова
Кариес зубов встречается у всех детей.
- Каждый ребенок страдает от кариеса, а у некоторых детей разрушение зубов начинается уже в грудном возрасте. Что мешает нам сохранить голливудскую улыбку? Наша лень, избыток сладкого в рационе и плохая наследственность. Заболевания пародонта — тканей, которые окружают зуб, и кариес — вот с чем чаще всего обращаются люди к врачам. А главная причина стоматологических проблем — плохая гигиена полости рта.
Дети рождаются с кариесом
У детей самое распространенное заболевание — это кариес.
— Когда десять лет назад мы приходили в детский сад на осмотр детей трех-четырех лет, кариес встречался в единичных случаях и только на жевательных зубах, — говорит детский стоматолог Анна ТИМОФЕЕВА. — Сейчас ситуация изменилась — кариес есть у всех детей. И уже в год-полтора у малышей начинают разрушаться зубы. Все происходит из-за неправильного формирования зуба внутри челюсти, недостаточной минерализации эмали. И когда зубы только начинают прорезываться, к ним тут же присоединяется кариес и начинается разрушение.
Причины стоматологических проблем у ребенка разные: болезнь матери во время беременности, злоупотребление алкоголем, курение, недостаточное питание, не вылеченные в начале беременности зубы. Кормление детей из бутылочек после года и в ночное время коровьим молоком, которое содержит лактозу (сахар), также может стать причиной кариеса. Кроме этого, врачи констатируют тот факт, что дети стали больше есть сладкого, а родители уделяют меньше внимания профилактике.
— Противостоять кариесу может только фтор, — отмечает Елена Александровна. — Поэтому зубные пасты с фтором должны назначаться детям с момента прорезывания первых временных зубов. Когда прорежутся первые постоянные зубы, в возрасте около пяти лет, нужно применять уже взрослую зубную пасту.
Что может стать причиной образования кариозной болезни?
Основной причиной образования кариеса являются продукты жизнедеятельности всевозможных бактерий, которые присутствуют во рту человека постоянно, являясь частью микрофлоры.
Кроме того в настоящее время выделяют некоторые сопутствующие факторы, которые, так или иначе, влияют на образование кариозной болезни:
1. Состояние пищеварительной системы человека.
2. Качество нашего питания.
3. Генетическая предрасположенность.
4. Слабая иммунная система.
Медицинские данные о состоянии зубов учащихся начальной школы.
Мы беседовали с Еленой Фёдоровной. Это медицинский работник нашей школы. Елена Фёдоровна говорит, что учащихся с кариесом было около 50% в начальной школе. Проанализировав личные карточки учеников на настоящее время, мы увидели, что у 6 % учащихся начальной школы зубы поражены кариесом. Мы видим, что лечение показало хороший результат. Елена Фёдоровна говорит, что это маленький процент заболевания кариесом по школе, и это хороший результат, а есть школы, в которых большой процент заболевания кариесом зубов у детей.
Наши ребята могут гордиться своими зубами и радовать окружающих своими улыбками. А почему есть некоторые ребята с больными зубами?
С чем это связано? Это можно узнать из практической части исследования.
Изучение умений и навыков учащихся начальной школы по уходу за зубами.
Изучив литературу по данной теме, познакомившись с медицинскими данными о состоянии зубов начальной школы, мы решили узнать, как ребята ухаживают за своими зубами.
Для этого им предложили ответить на вопросы анкеты «Как ты ухаживаешь за зубами?» (Приложение 1)
Цель: выявление умений и навыков учащихся по уходу за зубами.
Анкета состоит из 14 вопросов и инструкции. В анкете участвовали 93 учащихся начальной школы.
Получены следующие результаты:
-нерегулярно чистят зубы – 35% (33 чел.)
-неправильно хранят зубные щетки – 68% (63чел.)
-неправильно чистят зубы – 16% (15чел.)
-не меняют зубную щетку 4 раза в год – 59%(55чел.)
-злоупотребляют сладостями – 35% (33чел.)
-часто грызут орехи и твердые конфеты – 39% (36чел.)
-посещают кабинет стоматолога с профилактической целью – 61% (57чел.)
Выводы: результаты анкетирования , анализ медицинских карточек показали, большая половина учеников начальной школы соблюдают правила ухода за зубами. У этих ребят здоровые зубы. Поэтому гипотеза о том, что если правильно ухаживать за зубами, то им не страшен кариес, подтвердилась. Остальным учащимся необходимо:
пересмотреть своё отношение к уходу за зубами;
познакомиться с правилами ухода за зубами и правилами чистки зубов. (Приложение 2,3);
выполнять на практике данные правила;
помнить, что здоровые зубы – это не только красивая улыбка, но и здоровье всего организма.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать выводы:
Дорог каждый зуб.
Потерять зуб – это всегда плохо, потому что:
Во-первых, эта потеря у многих сопровождается болью;
Во-вторых, становиться труднее пережевывать пищу.
В-третьих, увеличивается нагрузка на другие зубы, а значит они быстрее разрушаются;
В-четвертых, ухудшается речь и портится внешний вид.
Больной зуб вредит другим органам – желудку, почкам, сердцу, даже глазам.
В классы мы раздали памятки в классные уголки, а также оформили свой классный уголок, где еще и поместили сказку про зубную фею и вредный кариес.
Когда-нибудь произойдет чудо – ученые изобретут уникальное средство от кариеса, и каждый сможет сохранить свои зубы в идеальном состоянии на всю жизнь. Ну а пока нам нужно самим заботиться о здоровье своих зубов. Для этого прежде всего необходимы полноценная гигиена полости рта, правильное питание, ограниченное употребление сладостей, избавление от вредных привычек. Тогда зубы будут крепкими, здоровыми и смогут служить очень долго.
Помните, что каждый человек сам в ответе за своё здоровье!
Приложение 1.
Анкета.
Как ты ухаживаешь за своими зубами?
(Внимательно прочитай каждое из перечисленных ниже правил по уходу за зубами. Если ты выполняешь правило, поставь напротив плюс, если нет – минус.)
1.Чищу зубы 2раза в день – после завтрака и ужина?
2.Чищу зубы со всех сторон не менее 3минут.
3.Храню щётку на открытом воздухе щетинкой вверх, предварительно намылив.
4.Меняю щётку 4 раза в год?
5.После чистки зубов делаю массаж десен вращательными движениями пальцев.
6. Использую после еды зубочистку.
7.Полощу рот после еды.
8.Жую после еды жевательную резинку без сахара.
9.С удовольствием ем сырые овощи и фрукты
10.Стараюсь меньше есть конфет и печенья.
11.Не грызу орехи, твёрдые конфеты.
12.Не ем одновременно горячее и холодное.
13.С удовольствием ем лук, капусту, помидоры, горох, гречку, сливочное масло.
14. Хожу к врачу стоматологу 2 раза в год.
Приложение 2.
Чистим зубы правильно.
- Зубную щётку расположи вдоль линии дёсен. Двигай зубную щётку по верхним зубам – сверху вниз, а по нижним – снизу вверх.
- Очисти внутреннюю поверхность зубов движениями щетки снизу вверх.
- Почисти жевательную поверхность каждого зуба движениями щетки вперед-назад или круговыми движениями.
- Кончиком щетки почисти внутреннюю сторону передних зубов.
- Не забудь почистить язык.
- Чтобы хорошо почистить зубы, делай это не менее 3 минут.
- Пользуйся только своей щеткой. Следи за тем, чтобы она была всегда чистой.
Приложение 3.
Правила ухода за зубами.
Правила ухода за зубами | Результаты соблюдения правил |
Чисти зубы 2 раза в день - после завтрака и ужина | Понижается кислотность и уничтожаются микробы во рту |
Чисти зубы со всех сторон не менее 3 минут | Снимается зубной налет |
Для чистки зубов используй пасты, содержащий фтор | Укрепляет эмаль |
Чисти зубы щеткой с искусственной щетиной | В такой щетке заводится меньше микробов |
Храни щетку на открытом воздухе щетиной вверх, предварительно намылив | В ней не заводятся микробы |
Меняй щетку четыре раза в год | Лучше чистятся зубы |
После чистке зубов делай массаж десен вращательными движениями | Улучшается питание зубов |
Пользуйся после еды зубочисткой, а не булавкой или другим острым предметом | Удаляются остатки пищи |
Полощи пот после еды и сна | Понижается кислотность, удаляются остатки пищи |
Используй после еды жевательную резинку без сахара | Понижается кислотность во рту, работают жевательные мышцы |
Интенсивно пережевывай сырые овощи и фрукты | Очищаются и тренируются зубы |
Меньше ешь сахара, конфет, печенья | Замедляется развитие кариеса |
Не грызи зубами орехи, твёрдые конфеты | Реже возникают заболевания зубов и околозубных тканей |
Не ешь одновременно холодное и горячее | Сохраняется эмаль зубов |
Употребляя больше продуктов, содержащих витамины В и С:лук, капусту, апельсины, помидоры, горох, фасоль, гречку, овсянку, сливочное масло, яичный желток, печень трески. | Укрепляются зубы и околозубие ткани. |
Употребляй продукты содержащие минеральные элементе: молоко, ржаной хлеб, морскую капусту, фрукты и овощи | Укрепляются зубы |
Два раза в год показывай зубы врачу-стоматологу | Предупреждается развитие кариеса |
Укрепляй общее состояние здоровья | Укрепляются зубы. |
Список литературы.
1. Зайцев Г. К. , Зайцев А. Г. «Твоё здоровье. Укрепление здоровья», С-
Петербург, «Детство-пресс», 2006.
2. Стручкова В. Н., «Как сохранить зубы здоровыми?».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Изучение роли зубов в жизнедеятельности организма.
Объект исследования: учащиеся начальной школы. Предмет исследования: здоровые зубы – основа здоровья. Гипотеза : если правильно ухаживать за зубами, то им не страшен кариес.
Почему болят зубы? Что такое кариес? Зубной налет + ___ сахар___ КИСЛОТА Кислота + эмаль зубов КАРИЕС
Заболеваемость зубов и тканей пародонта, а следовательно, и нуждае- мость в зубном протезирова- нии остается стабильно вы- сокой. У лиц 35-44 лет распространенность кариеса зубов достигает 98%; сред- нее число пораженных ка- риесом зубов или уже уда- ленных составляет 13,9 (1986 г. – 14,53); а у лиц 65 лет и старше - 22,2. Заболеваемость пародонта различной степени тяжести – 100%
Результаты анкетирования
Выводы Результаты анкетирования , анализ медицинских карточек показали, большая половина учеников начальной школы соблюдают правила ухода за зубами. У этих ребят здоровые зубы. Поэтому гипотеза о том, что если правильно ухаживать за зубами, то им не страшен кариес, подтвердилась.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Занятие на тему: «Как сохранить красивую улыбку красивой».
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Занятия на тему: "Как сохранить улыбку красивой". Для учащихся 1-2 класса....
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
Исследовательская работа по теме: "Без бумажек, бутылок, жестянок было б больше красивых полянок"
Цель работы: сформировать представление о способах утилизации мусора....
Исследовательская работа по теме: "Гырон быдтон-праздник окончания весенних полевых работ удмуртов"
Народные праздники представляли яркую демонстрацию народного творчества: устно-поэтическую, музыкальную, хореографическую, прикладную, театральную. Они выполняли не только развлекательную функцию, чер...
Исследовательская работа по теме по теме "Разгадка секрета радуги"
Данная работа готовилась учениками нашего класса для школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее", которая проходит в нашей школе уже шестой год....
Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".
Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...
Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»
quot;Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников" ...