Исследовательская работа по теме по теме "Разгадка секрета радуги"
опыты и эксперименты по окружающему миру (1 класс) на тему
Данная работа готовилась учениками нашего класса для школьной научно-практической конференции "Шаг в будущее", которая проходит в нашей школе уже шестой год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgadka_sekreta_radugi.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Пролетарская СОШ"
Научно - исследовательская работа
по теме
" Разгадка секрета радуги»
(школьная научно-практическая конференция
"Шаг в будущее")
Работа выполнена
обучающимся 1 «Б» класса
Сафроновым Владимиром
Руководитель:
Когутовская Л. Н.
учитель начальных классов
2014- 2015учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
| |
2.1. Радуга в мифах и легендах…………………………………… 4 2.2.Научные подходы в изучении радуги ……………………… 5 2.3. Можно ли увидеть радугу ночью ………………............. 6 |
|
III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ................................. 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..... 7 | |
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………........8 |
Цель исследования:
определение связи между дождем, солнцем и появлением радуги, возможность получения радуги в домашних условиях.
Задачи исследования:
- Изучить литературные источники, интернет-сайты по вопросу возникновения радуги, её изучения.
- Узнать, какие народы упоминали радугу в своём фольклоре.
- Провести опыты, которые показывают, что такое радуга и как она появляется.
- Узнать, можно ли увидеть радугу ночью.
Объект исследования – природное явление радуга.
Предмет исследования – происхождение радуги.
Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.
Выдвинутые гипотезы:
- Предположим, что радуга появляется только в солнечный день во время или после дождя.
- Предположим, что ночью радугу в природе увидеть невозможно.
- Предположим, что радугу можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света.
- Вступительная часть
Иногда на небе можно наблюдать яркие полосы, окрашенные в разные цвета. Это интересное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идет дождь. Это явление называется радуга.
Огромная в полнеба арка из переходящих друг в друга семи цветов: от красного до фиолетового – одно из самых красивых явлений в природе. Мы рисовали радугу на уроках ИЗО, на уроке окружающего мира заучивали последовательность её цветов.
Нам стало интересно: откуда берётся радуга? И почему она разноцветная?
II Теоретическая часть
2.1 Радуга в мифах и легендах
Радуга – это великолепное красочное явление, издавна поражало воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство.
Радуга — атмосферное явление, которое можно наблюдать обычно после дождя . Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. Её появление для людей означало «радужные» перспективы на будущее.
Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.
В Китае считали, что радуга - это небесный дракон, союз Неба и Земли. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Славяне полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю.
2.2 Научные подходы в изучении радуги
Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос мы искали в энциклопедиях. Вот, что мы узнали.
Эта загадка занимала людей очень долго. Пока однажды её не разгадал английский учёный Исаак Ньютон. Учёный проделал простой опыт и выяснил, что причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. В своём опыте Ньютон поставил на пути солнечного луча прозрачную призму. На противоположную стену он прикрепил лист бумаги. Луч солнца, пройдя сквозь призму и попав на бумагу, стал разноцветным. Учёный выделил 7 цветов, на которые распался белый свет: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Эту последовательность Ньютон назвал СПЕКТР. Цвета в спектре идут совсем как в радуге.
Как же возникает радуга? Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма ( показывает детям призму), и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом на небе появляется радуга.
Если смотреть на радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или вечером.
Радуга может появиться не только во время дождя, но и около фонтана, водопада или во время полива растений из лейки или шланга.
Для неё нужны маленькие капельки воды, которые висят в воздухе, и солнце. Когда его лучи проходят сквозь водяные капли, то каждая капля действует как призма в опыте Ньютона.
Цвета в радуге идут в строгой последовательности и никогда не меняются местами. Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали стишок: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
2.3. Можно ли увидеть радугу ночью?
Вы когда-нибудь видели лунную радугу? Оказывается, такое чудо тоже бывает. Об этом мы узнали в сети Интернет. Ночная радуга или лунная радуга ничем не отличается от обычной радуги. Вот только появляется она ночью и порождается луной, а не солнцем. Не удивительно, что ночная радуга более бледная, чем дневная. Луна ведь всего лишь отражает часть солнечного, поэтому и лунная радуга не может быть яркой.
III.Экспериментальная часть
Получение радуги в домашних условия
Чтобы доказать, что радугу можно получить в домашних условиях, мы провели несколько опытов.
Опыт первый
Оборудование: прозрачная трехгранная призма.
Мы рассматривали сквозь призму предметы белого цвета, они выглядели цветными. С помощью призмы мы получили изображение радуги на стене.
Для этого мы «поймали» призмой солнечные луч. Таким образом получил радугу в «домашних» условиях И.Ньютон.
Этот опыт легко повторить и с искусственным источником света.
Опыт второй
Оборудование: мыльный раствор, полая трубка.
Мы надули мыльный пузырь. Повернули его так, чтобы на поверхность падали солнечные лучи. Шар «заиграл» всеми цветами радуги.
Опыт получился у всех. Он очень прост в исполнении.
Опыт третий
Оборудование: стакан с водой, белый лист.
Мы поставили стакан с водой так, чтобы солнечные лучи проходили сквозь стакан. На белом листе нам удалось увидеть радугу.
- Заключение:
При работе над данной темой мы поняли, что радуга является одним из самых красивейших явлений природы. Мы узнали много нового о радуге и практически подтвердили свои знания, о том, как появляется радуга. наши гипотезы подтвердились.
Выводы:
- радуга появляется в солнечную погоду после или во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли;
- очень редко в природе можно наблюдать лунную радугу;
- получить радугу в домашних условиях возможно.
Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Существует примета, что если стоя под радугой загадать желание оно обязательно сбудется!
Используемая литература:
- Новая детская энциклопедия, Москва РОСМЕН, 2011г.
- Детская энциклопедия «Все обо всем» под ред. А. Ликум.- изд.-во «АСТ» - 1997.
- Хочу все знать. Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта, Москва 2008г.
- Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. – М.:Педагогика – Пресс, 1993.
- http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Rainbow_at_Ladoga.jpeg/320px-Rainbow_at_Ladoga.jpeg&imgrefurl=http://ru
- http://prirodamatushka.ru/?p=1442
- http://florsita.ru/post127722871/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
Исследовательская работа по теме: "Гырон быдтон-праздник окончания весенних полевых работ удмуртов"
Народные праздники представляли яркую демонстрацию народного творчества: устно-поэтическую, музыкальную, хореографическую, прикладную, театральную. Они выполняли не только развлекательную функцию, чер...
Исследовательская работа на тему "Радуга"
Данная работа содержит информацию о том,как ребенок объясняет образование радуги.В доступной для детей младшего школьного возраста форме рассказывает как провел опыт и наблюдение....
Исследовательская работа на тему: «Секреты зубной пасты?»
Красивая улыбка – это свидетельство здоровья, способ улучшить настроение и расположить к себе. Не удивительно, что все мы заботимся о красоте зубов и свежести дыхания. Если у человека красивые белые з...
Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".
Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...
Исследовательская работа на тему : «Работа над формированием навыков качества чтения младших школьников»
quot;Работа над формированием навыка качества чтения младших школьников" ...
Исследовательская работа на тему "Использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения математике в начальной школе" (конкурсная работа)
Данная работа была подготовлена на Международную интеллектуальную конференцию «Студент XXI века: пробуем силы – проявляем способности», которая заняла 1 место по номинации "Профессиональная деятельно...