Программа внеурочной деятельности "Подвижные игры"
рабочая программа по зож на тему
Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc2.docx | 74.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели изучения
- Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны.
- Формирование толерантности.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.
- Обеспечение эмоционального благополучия.
- Формирование этических норм поведения.
- Воспитание уважительного отношения друг к другу.
Общая характеристика
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
- Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений.
События, происходящие в нашей стране, поставили новые задачи перед учителями и организаторами досуга детей. Для педагогов особенно важна задача непрерывности учебно-воспитательного процесса.
Особенность этой задачи в том, чтобы проводить эту работу ненавязчиво, дать возможность детям отдохнуть, сменить вид деятельности и сделать мягкий переход от классно-урочной системы к активным, содержательным видам отдыха: соревнованиям и играм.
Детям нужна игра в любую пору их жизни. И нужен взрослый, опытный человек, который сумеет заинтересовать игрой не компьютерной, но развивающей точность, подвижность, ловкость, глазомер. Учителю нужно суметь предложить игру, воспитывающую умение анализировать, вырабатывающую выносливость, закаляющую тело и душу ребенка. Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивости, развивают массу навыков и умений.
Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического и художественного воспитания учащихся начальной школы. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Учитель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели при этом испытывать радость.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности детей младшего школьного возраста, уровень предшествующей физической подготовки.
Примерная структура занятия
Весенне-осенний период.
Первая часть
1.Организованный выход, построение.
Ознакомление детей, построившихся у дорожки для бега, с программой спортивного часа, инструктаж по ТБ.
2. Медленный бег трусцой – 3-4 мин.
3. Ходьба, упражнения на дыхание, общеразвивающие упражнения.
Вторая часть
1. Игры.
2. Эстафеты.
3. Самостоятельные игры и развлечения с использованием мячей, скакалок, игры в футбол, пионербол.
Третья часть
1. Медленный бег трусцой - 2-3 мин, ходьба до восстановления дыхания.
2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Примерная структура занятия
Зимний период.
Первая часть
1.Организованный выход, построение.
Ознакомление детей, построившихся у дорожки для бега, с программой спортивного часа, инструктаж по ТБ.
2. Ходьба на лыжах в равномерном темпе (10-15 минут).
Вторая часть
1. Эстафеты на лыжах. Учащиеся выстраиваются у линии старта в 2-3 колонны. По сигналу стоящие первыми обегают свои флажки (булавы и т.п.), расположенные в 20 метрах от линии старта, возвращаются обратно и касанием лыжной палкой о палку следующего игрока передают эстафету.
2.Катание с горок.
3. Игры и развлечения с использованием санок, лыж.
Третья часть
1. Ходьба на лыжах в равномерном темпе (3-4минуты).
2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Планирование составлено на 33 ч., 1 занятие в неделю.
Результаты освоения
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса
Вводное занятие. План работы курса. Правила поведения и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой . Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.
Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Акробатика. Подвижные игры. Спортивные игры. Лыжи. Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами. Повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходный положений, метание набивных мячей (1-2 кг) одной и двумя руками из разных исходный положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок “в горку”; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание и последующее спрыгивание с горки матов; спрыгивание и последующее запрыгивание на горку матов.
Броски: большого мяча снизу из положения стоя и сидя. Метание малого мяча на дальность способом “из-за головы”.
Прыжки: в длину и высоту с разбега способом «перешагивание».
Спортивные соревнования.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств (4 часа). Большая игра с малым мячом. «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».
Упражнения со скакалками. Бег с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением. Упражнения со скалками.
Подвижные игры, основанные на элементах:
- гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;
- легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;
- лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота»;
- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
Зимние забавы . Зимой на воздухе. «Городки», скатывание шаров,
«Гонки снежных комов». Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». Эстафета на санках. Лыжные гонки.
Итоговое занятие (2 часа). Праздник здоровья и подвижной народной игры.
Спортивные игры на улице. История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства. Отработка игровых приемов.
Ходьба на лыжах. Подготовка оборудования, выбор местности для занятий, оказание первой помощи при обморожениях. Организация спортивных соревнований.
Спортивные игры в зале: футбол, баскетбол. История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства.
«Вышибалы». История возникновения игры, правила игры, оборудование, отработка приемов, выбор и ограничение пространства.
Ожидаемый результат
- Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
- Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
- Снижение заболеваемости школьников.
- Снижение психоэмоциональных расстройств.
- Повышение уровня физической подготовки школьников.
- Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
- Снижение последствий умственной нагрузки.
- Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.
Механизм отслеживания результатов:
- мониторинг здоровья уч-ся
- наблюдение
Материально – техническое обеспечение
Бревно напольное, козел гимнастический, перекладина гимнастическая, стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания), мячи: набивной 1и 2 кг, мяч малый (теннисный) мяч малый (мягкий), палка гимнастическая, скакалка детская, мат гимнастический, кегли, обруч
Учебно – методическое обеспечение
Основная учебно-методическая литература
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по физической культуре.
Дополнительная учебно-методическая литература и источники
- Н. И. Дереклеева. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Москва: «ВАКО», 2012.
- А.Ю.Патрикеев. «Подвижные игры 1-4 классы», Москва: «ВАКО», 2013.
- А.Ю..Зимние подвижные игры 1-4 классы», Москва: «ВАКО», 2013.
- Г.П.Попова. «Дружить со спортом и игрой», Волгоград: «Учитель», 2013.
Основные Интернет-ресурсы
http://party.fome.ru/main-3.html
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/st135.shtml
http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/index.shtml
Календарно – тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)...
Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира"
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Игры народов мира" для 3 класса (2 часа в неделю)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"
Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности...
Программа внеурочной деятельности "Игра"
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности младших школьников, ориентированной на общеинтеллекту –альное направление духовно – нравственного во...
Программа внеурочной деятельности "Игры с мячом" для 1-3 классов
Программа рассчитана на 3 года...
Программа внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс
Педагогическая целесообразность: в процессе реализации программы подвижные игры у детей вырабатывается бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерски...
Рабочая программа внеурочной деятельности «ИГРЫ НАРОДОВ МИРА» 1 КЛАСС
Рабочая программа кружка «Игры народов мира» разработана на основе регионального компонента, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, компле...