Программа пришкольного лагеря "Родничок" с дневным пребыванием детей
рабочая программа по зож на тему
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_2016.doc | 578.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
АДМИНИСТРАЦИЯ
города НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 51»
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы № 51
_____________________
А.В.Коротков
ПРОГРАММА ПРИШКОЛЬНОГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
«РОДНИЧОК»
Возраст детей: 7-12 лет
Срок реализации: 2О16 -2О20
Автор программы:
О.И.Краснова
Программа принята на педсовете
Протокол № _______ от ___________
Нижний Новгород
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Информационная карта программы………………………………. 3-6
- Аналитическое обоснование программы…………………………. 7
- Пояснительная записка, целеполагание…………………………... 8-9
- Концептуальные основы…………………………………………... 10-11
- Нормативно-правовое обеспечение программы…………………. 12
- Содержание…………………………………………………………. 13-17
- Механизм реализации……………………………………………… 18-21
- Ожидаемые результаты…………………………………………….. 22-24
- Мониторинг реализации программы………………………………. 25
- Список литературы………………………………………………….. 26
- Приложения………………………………………………………….. 27-33
1.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Наименование программы | «Родничок» |
2. Основание для разработки программы | По итогам результатов обработанных данных, выяснилось, что заболеваемость детей в учебное время повысилась, поэтому было принято решение приоритетным направлением выбрать – укрепление здоровья учащихся. |
3. Государственный заказчик | РУО и СПЗД Канавинского района города Нижнего Новгорода |
4. Основной разработчик программы | Краснова О.И. |
5. Цель программы | Создание оптимальных условий для оздоровления детей, полноценного отдыха и развития творческих способностей. |
6. Задачи | 1. Создавать комфортную социально-психологическую атмосферу для духовно-физического оздоровления и психологической разгрузки детей 2. Создавать условия для самореализации ребёнка через участие в КТД, конкурсах, в работе творческих объединений. 3. Формировать навыки общения, толерантности и культурного поведения. |
7. Краткое содержание программы | Программа ориентирована на учащихся 7-12 лет. Содержание программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, используя материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение. Комплексный подход к работе лагеря включает 4 направления: спортивно-оздоровительное, коллективно-творческое (досуг), социально-психологическое, духовно-нравственное. |
8. Источники финансирования | Фонд социального страхования, РУО и СПЗД Канавинского района города Нижнего Новгорода, средства родителей |
9. Специализация | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей |
10. География участников | Жители Канавинского района города Нижнего Новгорода в возрасте 7-12 лет |
11. Условия участия в программе | Добровольное участие |
12. Адрес и телефон МБОУ «Школа № 51» | 603116, город Нижний Новгород, ул. Генерала Зимина, 75, 43-14-17, 41-59-29 |
13. Условия размещения участников | 9 кабинетов, спортивный зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, столовая, библиотека, кабинет психологической разгрузки |
14. Исполнители программы | Начальник лагеря – 1, зам.нач.лагеря – 1, воспитатели – 7, медсестра – 1, физрук - 1, психолог – 1, муз.руководитель - 1, руководители творческих объединений - 1 |
15. Официальный язык программы | Русский язык |
16. Сроки размещения программы | 01.06. 2016 - 2020 |
17. Общее количество детей | 60 человек |
18. Общее количество участников | 73 человека |
19. История программы | Апробация - июнь 2016 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
| «Родничок» |
| По итогам результатов обработанных данных, выяснилось, что заболеваемость детей в учебное время повысилась, поэтому было принято решение приоритетным направлением выбрать – укрепление здоровья учащихся |
| Краснова О.И. |
| Создание оптимальных условий для оздоровления детей, полноценного отдыха и развития творческих способностей |
| 1. Создавать комфортную социально-психологическую атмосферу для духовно-физического оздоровления и психологической разгрузки детей 2. Создавать условия для самореализации ребёнка через участие в КТД, конкурсах, в работе творческих объединений. 3. Формировать навыки общения, толерантности и культурного поведения |
| 9 кабинетов, спортивный зал, спортивная площадка, медицинский кабинет, столовая, библиотека, кабинет психологической разгрузки |
| Комплексный подход к работе лагеря включает 4 направления: спортивно-оздоровительное, коллективно-творческое (досуг), социально-психологическое, духовно-нравственное |
| 01.06. 2016 - 2020 |
| Педагогический коллектив, руководители творческих объединений. |
| Фонд социального страхования, РУО и СПЗД Канавинского района города Нижнего Новгорода, средства родителей |
|
|
| Анкетирование, опрос, цветовая диагностика. |
2.АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
В настоящее время приоритетным направлением для ребят младшего школьного возраста становятся здоровьесберегающие технологии в связи с повышением уровня заболеваемости детей в учебное время.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье, как и болезнь человека, определяется рядом факторов:
Образ жизни 50%
Состояние окружающей среды 20%
Наследственность 20%
Организация здравоохранения 10%
Так как из всех факторов образ жизни оказывает наибольшее влияние на здоровье, возникла необходимость учить детей быть здоровыми, совершенствовать свой образ жизни. Именно поэтому в воспитании к здоровому образу жизни большая роль отводится школе. Летний лагерь предоставляет благоприятные возможности привить детям здоровые навыки жизни, организовать разнообразную разъяснительную работу, проведение ежедневных спортивных мероприятий и мероприятий, связанных с закаливанием организма.
По опросам учащихся 1 – 6 классов, в рамках подготовки летней оздоровительной компании 2016 года, были заданы следующие вопросы:
- Чем бы вы хотели заниматься?
- Что для вас может предложить школа по организации каникулярной занятости?
- Какое из направлений вам интересно: спортивное, туристическое, трудовое, творческое, экологическое, развлекательное?
Спортивное 35%
Туристическое 13%
Экологическое 7%
Творческое 20%
Развлекательное 25%
Таким образом, дети выбрали мероприятия, связанные со спортом и укреплением здоровья.
Таким образом, лагерь выбирает приоритетным направлением здоровьесбережение и повышение культурного уровня детей.
3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей 7 – 12 лет.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами, инструкторами физической культуры, квалифицированными педагогами дополнительного образования, организации качественного питания и медицинской помощи.
Реализация программы призвана обеспечить:
- увеличение количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости
- организацию отдыха и занятости детей социально незащищённых категорий
- активное участие школьников, посещавших оздоровительный лагерь дневного пребывания в построении своей пространственно-предметной среды; уменьшение процента детей – участников школьной площадки, имеющих проблемы в общении со сверстниками.
Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.
Приоритеты отдаются спортивно-оздоровительному, коллективно-творческому, социально-психологическому, духовно-нравственному направлению.
Всеобщая декларация прав человека и Всеобщая декларация прав ребёнка наделяет каждого человека с рождения неотъемлемыми правами:
- на жизнь и здоровье
- экологическую безопасность
- медицинское обслуживание
- жильё
- и другими основными гражданскими правами.
Значение этих прав и умение их применять в конкретной ситуации воспитывается у ребёнка с детства. Сформировать основы гражданственности, активную жизненную позицию, чувство толерантности помогают органы самоуправления.
В апреле было проведено анкетирование среди родителей учащихся, собирающихся провести смену в ДОЛ. Были выявлены «+» и «-» лагерной смены.
«+» лагеря | «-« лагеря |
Ребёнок организован, накормлен | Возможный травматизм |
Под присмотром педагогов и вожатых | Отсутствие домашнего комфорта |
Развитие эстетических вкусов и общего кругозора (посещение театров, выезд на экскурсии) | Ребёнок не всегда подчиняется режиму |
Укрепление физического здоровья детей | Возможность эпидемий |
Приобретение трудовых навыков | Психологическая сложность в общении для некоммуникабельных детей |
Мнения родителей были учтены при составлении новой программы.
Целеполагание
Цель программы: создание оптимальных условий для оздоровления детей, полноценного отдыха и развития творческих способностей.
Задачи:
1. Создавать комфортную социально-психологическую атмосферу для духовно-физического оздоровления и психологической разгрузки детей
2. Создавать условия для самореализации ребёнка через участие в КТД, конкурсах, в работе творческих объединений.
3. Формировать навыки общения, толерантности и культурного поведения.
4.КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
Программа развития лагеря с дневным пребыванием детей «Родничок» должна стать составной частью воспитательной системы школы, основные идеи которой:
- Идея развития. Развитие личности ученика, его субъектности и индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания.
- Идея творчества. В процессе творческой деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности. Развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности способствует более полному самовыражению личности.
- Идея сотрудничества. Совместная творческая деятельность детей, родителей, учителей и социальных партнеров является созидательной деятельностью, способствующей переживанию “ситуации успеха”.
- Идея выбора и ответственности. Имея возможность выбирать виды и формы деятельности, ребенок учится предполагать результаты и нести за них ответственность.
- Идея деятельности. Деятельность призвана породить удовлетворение от процесса деятельности и идеи, от переживания ценностного отношения к объекту деятельности.
- Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей и сельского сообщества в целом в воспитании, доступность информации, взаимодействие с учреждениями окружающего социума.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Родничок» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Родничок» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Ведущим направлением программы является физическое оздоровление детей.
Цель программы: создание оптимальных условий для оздоровления детей, полноценного отдыха и развития творческих способностей.
Задачи программы:
1. Создавать комфортную социально-психологическую атмосферу для духовно-физического оздоровления и психологической разгрузки детей
2. Создавать условия для самореализации ребёнка через участие в КТД, конкурсах, в работе творческих объединений.
3. Формировать навыки общения, толерантности и культурного поведения.
5.НОРМАТИВН0-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов:
- Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция РФ
- Закон РФ «Об образовании»
- Декларация о правах ребёнка
- Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и общественных объединений»
- Программа развития школы, её Устав
- Семейный кодекс
- Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей»
- Постановление «Об организации, оздоровления и занятости детей и молодёжи Нижегородской области»
6.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, используя материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Степень соответствия потребностей и желаний ребёнка общественно полезной цели коллективной жизни проявляется в следующем:
- по мере развития коллектива дети становятся инициаторами новых общественно полезных дел отряда;
- повышается внимание к нравственному смыслу деятельности; формируется интерес к своей личности и личности товарищей. Учитывая это, планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для развития личности каждого ребёнка и детского коллектива, укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря. Немаловажное место занимает работа педагога-психолога, которая включает в себя психологические тренинги с группой воспитанников, психологические игры по отрядам, индивидуальную работу. Для увеличения результативности в лагере выстроена система работы кружков художественно-эстетического цикла. Для достижения поставленной цели в систему работы лагеря включено большое количество спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе и ежедневные режимные моменты: зарядка, закаливание, а также медицинские осмотры в начале и в конце смены.
Каждый день лагерь начинается и заканчивается линейкой, где озвучиваются планы на день, подводятся итоги. По итогам дня каждый отряд оформляет страничку «Журнала отрядной жизни».
В начале смены дети знакомятся с идеей, направлениями, условиями игры и лагерными мероприятиями, предложенными педагогами. Дети сами дают названия своим отрядам и могут предлагать варианты дел и мероприятий на своё усмотрение и творческий вкус, сохраняя идею направлений программы.
В игре ребёнок развивается как личность, поэтому наиболее успешно программа реализуется в форме сюжетно-ролевой игры. Реализация цели и задач состоит в организации игры – путешествии КАПЕЛЬКИ, участниками которой становятся все жители лагеря: дети, педагоги, вожатые, администрация.
Игра начинается с момента знакомства игры и продолжается в течение всей лагерной смены.
Сюжет сказки: Путешествие КАПЕЛЬКИ.
В маленьком родничке, что спрятался среди кустов берёзы, родилась КАПЕЛЬКА. Да, да, обыкновенная прозрачная КАПЕЛЬКА воды. Откуда взялась КАПЕЛЬКА, она и сама не знала. Может быть, вместе с другими упала с неба или приплыла из подземного ручейка. Сейчас она с интересом знакомилась с окружающей природой, слушала журчанье своего родного родничка, пение птиц, кваканье лягушек и мечтала… о путешествии.
Куда же отправится капелька сегодня? Давайте посмотрим…
(В конце смены: Теперь она снова жила в родничке и готовилась к новому путешествию.)
За успехи в различных видах деятельности, каждый ребёнок получает определённый символ. В конце смены подводятся итоги; награждение.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
№ | Направление деятельности | Участники | Формы работы | Ожидаемый результат |
1 | Спортивно-оздоровительное | Весь лагерь | Оздоровление детей при проведении утренней гимнастики, занятий спортом, подвижных игр на свежем воздухе, при соблюдении режима дня, витаминизации питания | Повышение физического потенциала ребёнка, улучшение и стабилизация общего фона настроения |
2 | Коллективно-творческое | Весь лагерь | Викторины, творческие конкурсы, выставки рисунков, стенгазет, проектов, коммуникативные игры, проведение совместных праздников | Повышение степени участия в различных мероприятиях, активный отдых детей и приобретение ими положительных эмоций, развитие творческих способностей детей |
3 | Духовно-нравственное | Весь лагерь | Занятия с психологом «Если добрый ты», видеолекторий «Доброе Сердце», детские праздники с привлечением музработника лагеря | Воспитание ценностного отношения к искусству, развитие умения видеть и ценить прекрасное, развитие коммуникативной культуры учащихся. |
4 | Социально-психологическое | Весь лагерь | Наблюдение, анкетирование, заполнение «Экрана настроения», мероприятия педагогического, социально-психологического направления, проведение ролевых игр, релаксаций. | Выявление личностных особенностей и позитивных изменений в поведении воспитанников, формирование ощущений собственной безопасности и защищённости, освоение новых социальных ролей. |
5 | Самоуправление | Актив лагеря | Выбор командиров экипажей, работа советов, штаба | Развитие лидерских качеств, творческого роста личности, культуры общения, чувства коллективизма |
Детское самоуправление
ДОЛ «Родничок» руководит штаб, в который входят представители экипажей, вожатые, воспитатели. Каждый в штабе имеет своё поручение.
Совет штаба:
Обязанности членов совета:
- Контроль за работой экипажей,
- Выделение (по согласованию с командиром штаба) достойных
получить тот или иной отличительный значок, - Контроль за соревнованиями между экипажами,
- Оформление стенда.
Совет по сбору экологической информации:
Обязанности членов совета:
- Сбор информации из экипажей,
- Обработка данных, полученных в результате анкетирования,
тестирования, - Посещение заседаний штаба,
- Выпуск газет, информационных бюллетеней.
Совет по чистоте:
Обязанности членов совета:
- Контроль за чистотой и порядком в экипажах,
- Расселение жителей,
- Посещение заседателей штаба,
- Выпуск «Молнии».
Совет по культуре:
Обязанности членов совета:
- Организация и проведение творческих дел в ДОЛ «Родничок»
- Контроль за работой советов по культуре в экипажах,
- Соблюдение этикета в общении, поведении,
- Посещение заседаний штаба.
Редакционный совет:
Обязанности членов совета:
- Оформление различных мероприятий,
- Выпуск информационных листков,
- Посещение заседаний штаба.
Совет по спорту: Обязанности членов совета:
- Организация спортивных дел в ДОЛ «Родничок»
- Подведение итогов спортивных соревнований,
- Посещение заседаний штаба.
Схема органов самоуправления представлена в приложении 1.
На время лагерной смены школа становится экипажем, а каждый отряд членами экипажа. План работы лагеря на весь период отражён в календаре. Участникам смены предлагается разработать законы, обычаи и традиции ДОЛ «Родничок».
Каждый участник смены имеет право повысить свой уровень мастерства. В лагере 3 отряда. Все разновозрастные, сформированные по интересам и общению между собой. Каждый отряд выбирает командира экипажа и представителей в штаб.
В ДОЛ «Родничок» идёт соревнование между экипажами. За участие в КТД участники путешествия получают знаки отличия. В начале смены каждому участнику ДОЛ вручается паспорт экипажей. В конце каждого дня, при подведении итогов, наиболее активным вручается отличительный знак и делается пометка в удостоверении.
Набрав определённое количество символов, участник ДОЛ награждается призом.
Участвуя в работе творческих объединений и секций, каждый получает дополнительные символы данного кружка и звание: «Лучший спортсмен», «Лучший затейник», «Лучший художник», «Лучший умелец», «Лучший путешественник», «Лучший эколог».
За активную работу в жизни отряда
За трудовые дела
За экологические дела
Знаки отличия, правила и законы лагеря представлены в приложении 2.
7.МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Этапы и сроки реализации программы:
Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1. Этап проектирования | ||
1. Подбор литературы, сбор информации | апрель | Начальник лагеря. |
2. Просмотр дисков с нужной информацией | Май | Начальник лагеря, зам начальника лагеря, старшая вожатая. |
3. Создание эскиза, оформление стендов | Май | Руководитель ИЗО, старшая вожатая, совет старшеклассников. |
4. Комплектование штатов | Май | Начальник лагеря. |
2. Этап подготовительный | ||
1. Родительские собрания | Апрель | Кл.руководители |
2. Составление списков, анкетирование | Апрель-май | Начальник лагеря, старшая вожатая, кл.руководители. |
3. Оформление стенда для родителей и общее оформление лагеря | Май | Зам.начальника лагеря, старшая вожатая, совет старшеклассников. |
4. Учеба отряда вожатых | Апрель-май | Старшая вожатая. |
5. Контакты с социальными партнерами | Май | Начальник лагеря. |
6. Оформление игровых комнат и отрядных уголков | май | Старшая вожатая, совет старшеклассников. |
7. Выполнение костюмов и рисунков к мероприятиям | Конец мая | Старшая вожатая, воспитатели. |
3. Деятельностный | ||
1. Работа творческих объединений | Согласно графику | Руководители творческих объединений. |
2. Основные мероприятия смены - Открытие лагерной смены «Радужное многоцветье» - Праздник «Что за прелесть эти сказки!» - Спартакиада (спортивный праздник) - Отчётный концерт «Минута славы» | 01.06.16 06.06.16 17.06.16 21.06.16 | Нач.лагеря Зам.нач.лагеря Инструктор по физической культуре Муз.руководитель |
3. Посещение театров Нижнего Новгорода, к/т «Смена», Д/к «Красное Сормово», Д/к им.Орджоникидзе, Нижегородского планетария, парков, музеев, зоопарка «Лимпопо», экскурсии. | В течение смены | Воспитатели, вожатые |
На время лагерной смены школа становится экипажем, а каждый отряд членами экипажа. План работы лагеря на весь период отражен в календаре. Участникам смены предлагается разработать законы, обычаи и традиции ДОЛ «Родничок»
Каждый участник смены имеет право повысить свой уровень мастерства. В лагере 3 отряда. Все разновозрастные, сформированные по интересам и общению между собой. Каждый отряд выбирает командира экипажа и представителей в штаб.
Штаб руководит жизнью ДОЛ, информационной работой, следит за своевременным нанесением на карту знаков – символов.
Ежедневно проходит заседание штаба, где подводятся итоги за день, раздаются символы. В конце смены подводится общий итог. Объявляется победитель.
Условия реализации программы
Материально-технические условия
- Финансирование питания детей за счёт средств социальной защиты
- Наличие стационарной базы на 60 человек, в которой предусмотрены столовая, раздевалки, отдельная комната для каждого отряда, спортивный зал, кружковые комнаты, медпункт, спортплощадка, библиотека.
Кадры
- Начальник лагеря, зам.начальника лагеря, воспитатели, ст.вожатая
- Педагог-психолог, заведующая школьной библиотекой, руководители творческих объединений, музыкальный руководитель, физруки
- Вожатые (из числа школьников)
- Технические работники
- Медицинский работник
Педагогические условия
- Соответствие направлений и форм работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для развития личности ребенка через участие в жизни лагеря
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом индивидуальных особенностей ребенка
- Обеспечение единства взаимосвязи управления и самоуправления
- Приятие всеми сотрудниками лагеря принципов деятельности и модели организации жизнедеятельности
- Привлечение руководителей творческих объединений
- Привлечение специалистов для организации творческой, спортивной деятельности
Методическое обеспечение
- Наличие необходимой документации (Положение о лагере, должностные инструкции, приказ об организации лагеря и др.)
- Инструктивно-методический сбор с педсоставом лагеря
- Программа лагеря
- План-сетка мероприятий лагерной смены
- Медиатека школы
- Библиотеки района
- Методическая служба ДДТ имени В.П.Чкалова, ЦДТ Канавинского района
Критерии эффективности программы
- Реализация реальных целей и задач программы
- Гуманизация и демократизация жизнедеятельности детей в лагере
- Оздоровление учащихся за счёт правильно распланированных мероприятий
- Диагностика. Психологический климат в отрядах и в лагере
- Творческое сотрудничество детей разных возрастов, педагогов
- Возможность выбора творческой и досуговой деятельности
- Возможность раскрыть свои способности, проявить личную инициативу
- Удовлетворённость детей предложенными видами деятельности, формами работы
- Активность и заинтересованной учащихся в реализации программы
Механизм отслеживания эффективности работы по программе
№ | Содержание диагностики | Метод диагностики | Средства диагностики |
1 | Охват организованным отдыхом учащихся | Анализ занятости учащихся ОУ в летнее время | Анкетирование родителей и учащихся |
Качественный и количественный состав детей, посещающих лагерь | Социальный паспорт лагеря | ||
2 | Укрепление физического и психического здоровья | Анализ содержания здоровья детей, посещающих лагерь | Входная диагностика |
Диагностика удовлетворённости детей жизнедеятельностью в лагере | Входное анкетирование детей | ||
3 | Раскрытие творческих способностей | Диагностика удовлетворённости детей творческой деятельностью в лагере | Текущее анкетирование |
Отслеживание результативности проведённых мероприятий по соответствующим направлениям: спортивные и музыкальные мероприятия, экскурсии, викторины, конкурсы и др. | Итоговое анкетирование детей | ||
4 | Укрепление физического и психического здоровья | Анализ состояния здоровья детей, посещающих лагерь | Итоговая диагностика |
Анализ мероприятий по оздоровлению детей |
8.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации данной программы ожидается:
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
- Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов)
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Личностный рост участников смены
При условии успешного решения поставленных задач предполагается получение следующих результатов:
Основные направления | Предполагаемые результаты |
1. Реализация дополнительных образовательных программ | 1. Все учащиеся освоят дополнительные образовательные программы на базе школы и ЦДТ |
2. Организация досуговой деятельности | 2. Каждый ребёнок в лагере примет участие в досуговой деятельности |
3. Физкультурно-оздоровительная работа | 3. Все участники лагеря примут активное участие в массовых спортивных соревнованиях, мероприятиях по формированию здорового образа жизни |
4. Организация трудовой деятельности | 4. Все участники лагеря примут участие в трудовой деятельности, приобретут жизненный опыт |
5. Работа по социальной направленности | 5. Ребята приобретут культурологические знания, примут участие в изучении природы, истории и культуры родного края |
6. Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации | 6. Большая часть учащихся, отнесённых к данной категории, будут вовлечены в работу летнего лагеря, охвачены разными видами оздоровления и занятости |
7. Формирование личностных качеств и чувства коллективизма | 7. У ребят сформируются умения и навыки индивидуальной творческой деятельности, положительные эмоции, чувство психологической комфортности, произойдёт укрепление связей между разновозрастными группами детей, укрепление взаимовыручки и товарищества |
В результате апробации программы «Родничок» мы ожидаем достичь поставленной цели и решить задачи, а именно:
Цель: Создание оптимальных условий для оздоровления детей, полноценного отдыха и развития творческих способностей.
Задачи:
1. Создавать комфортную социально-психологическую атмосферу для духовно-физического оздоровления и психологической разгрузки детей
2. Создавать условия для самореализации ребёнка через участие в КТД, конкурсах, в работе творческих объединений.
3. Формировать навыки общения, толерантности и культурного поведения.
Помогут нам в этом такие формы работы, как познавательные игры и конкурсы, спортивные мероприятия, клубы по интересам (клуб любителей животных, цветов, клуб путешественников), работа творческих объединений. Повышению общей культуры, навыков коммуникабельности и толерантности способствуют контакты с социальными партнерами:
- к/т «Смена», библиотека им. А.Н.Островского, театры, парки, планетарий, музеи
Проведение педсовета по итогам смены, где будет проанализирована работа педколлектива:
- В формировании активной жизненной позиции, творческого потенциала учащихся.
- Большую роль должно сыграть детское самоуправление, которое способствует удовлетворению потребности личности в самоутверждении и творческом самопроявлении.
В конце смены планируется сделать прогноз на 2017 год, выявить «+» и «-» программы:
- Выделить новые аспекты ведущего направления – оздоровительного
- Сделать акцент в работе педколлектива на пропаганду здорового образа жизни подрастающего поколения
- Закрепить полученные знания о культуре родной страны
- Продолжить сотрудничество с профильным экологическим отрядом
- Усилить роль детского самоуправления
По сути, главным результатом деятельности любого детского оздоровительного лагеря является развитие ребенка. Показатели этого развития:
- Укрепление физических и психологических сил ребенка, творческого потенциала
- Приобретение им новых знаний, умений, т.е. новый положительный жизненный опыт – и должны стать результатами успешной деятельности лагеря.
Перспективы развития программы
- Включение в план работы лагеря занятия ЛФК для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, освоить приёмы для профилактики нарушений зрения.
- Создание фитобара с привлечением родителей по сбору лекарственных трав; дорожек из шишек, камушков, речного песка по профилактике плоскостопия у детей.
- Ввести психологическое сопровождение.
- Продолжить повышение методического уровня педагогов по освоению методов, приёмов и форм работы с детьми.
- Расширить возможности сотрудничества с культурологическими объектами города, района.
9.МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Педагогические задачи | Психологические задачи |
1. Организационный период смены | |
Создание благоприятного психологического климата. Снятие внутреннего напряжения. Сплочение коллектива, выявление лидера. | Содействие созданию благоприятной атмосферы в отрядах. Исследование мотивации, установок, личностных особенностей детей. Определение причин дезадаптации Помощь детей в определении. индивидуального маршрута смены. |
2. Основной период смены | |
Включение в творческую деятельность через организацию работы в микрогруппах. Создание условий для активной познавательной деятельности. Создание сети кружков для получения знаний, умений и навыков (ЗУН) | Преодоление возможных отклонений в психологическом здоровье детей. Формирование у детей потребности в самопознании и самоопределении. Диагностика их эмоционального состояния, психологической атмосферы в отряде. Содействие в преодолении агрессии, проблем коммуникации. Коррекция ассоциативного поведения. |
3. Заключительный период | |
Выявление личностных изменений, настраивающих детей на возвращение домой. Создание условий, настраивающих детей на возвращение домой. | Предупреждение эмоциональных срывов. Исследование сформированности качеств личности. Содействие оптимизации заключительного периода. |
Карта диагностических методик представлена в приложении 3.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе
Издательство «Учитель», 2003
- ВоеводкинаЛ.Н. ДО свидания, начальная школа! Сценарии внеклассных мероприятий, М., творческий центр, 2006
- Ушакова М.М. По страницам экологического календаря, Н.Н., Экоцентр «Дронт»2005
- Гурбина Л.Н. Нормативно-правовая база Летний оздоровительный лагерь, Волгоград, 2006
- Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание, М., 1998
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел, М., Педагогика, 1998
- Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия, Дронт, М., 2003
- Титов С.В. Здравствуй, лето! Издательство «Учитель», Волгоград, 2001
- Управление воспитательным процессом в школе, научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе, №1, 2008
- Практика административной работы в школе, №3, 2008
Приложение 1
СХЕМА ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Приложение 2
ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ
Лидерская
Любитель природы:
Лучший художник:
Мастерица:
Лучший спортсмен:
ЗАКОНЫ
- Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность)
- Закон времени «Законы надо выполнять, нельзя друзей заставить
ждать» - Закон добра «Будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе»
- Закон слова и дела «Сказал-сделал. Начатое дело доведи до
конца» - Закон активности, инициативы и творчества «Критикуешь -
предлагай. Предлагая - делай» - Закон территории «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят»
- Закон зелени «Ни одного сломанного дерева, ни одного сорванного цветка»
ПРАВИЛА
- Соблюдать режим дня. Приходить вовремя в 8.00.
- Уходить по разрешению воспитателя.
- Соблюдать технику безопасности.
- Беречь имущество.
- Соблюдать правила гигиены.
- Говорить всё, что придёт в голову
- Задавать любые вопросы
- Доброжелательно и уважительно относиться друг к другу
НЕЛЬЗЯ:
- Обижать друг другу
- Громко кричать
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
- Если хочется кричать - кричи, но... с закрытым ртом
- Если хочется топать - топай, но... на носочках
- Если хочется бегать - бегай, но... на цыпочках
Приложение 3
КАРТА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
Подразделы | Название методики | Содержание методики |
1. Раздел № 1 «Входная диагностика» (организационный период) | ||
Расскажи нам о себе или «давайте познакомимся» |
| Изучение интересов и потребностей ребенка. Получение первичной информации Изучение интересов и желаний ребенка |
Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков |
| Изучение нравственных ценностей Получение информации о качествах и поступках Изучение самооценки ребенка |
Познай себя |
| Изучение самооценки ребенка Исследование черта характера Получение информации о характере ребенка |
2. Раздел № 2 «Текущая диагностика (основной период) | ||
Эмоциональное самочувствие ребенка и отряда в целом |
7. «Аналогия» | Получение условной оценки степени развития коллектива «на сегодня» Получение информации о настроении ребенка Изучение эмоционального самочувствия Выявление эмоциональных состояний ребенка Выявление эмоционального отношения ребенка Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу Получение характеристики детского коллектива |
3. Раздел № 3 Итоговая диагностика (заключительный период) | ||
Вот и настало время проститься с тобой |
5. Методика «Строим дом» | Выявление отношения каждого к содержанию работы отряда в течение смены Определение развития собственной личности Получение информации о том, почему ребенку понравилось в лагере. Анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делах Подведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делах |
Приложение 4
СТРУКТУРА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Приложение 5
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа лагеря с дневным пребыванием детей
Прогамма лагеря с дневным пребыванием детей для пришкольного лагеря. программа включает пояснительную записку, календарный план, информационную карту...
Дневник 2 летней лагерной смены пришкольного лагеря дневного пребывания детей "Семицветик"
Дневник отражает ежедневную воспитательную работу летнего пришкольного лагеря. В нем ведется летопись самых ярких и интересных дел, фотоматериалы....
Программа работы лагеря дневного пребывания детей
Дана программа работы лагеря дневного пребывания детей "Солнышко". Ребята в ходе игры-путешествия «Космическое путешествие»побывают на разных планетах. Планет в городе 18. Кажд...
ПРОГРАММА деятельности лагеря дневного пребывания детей «ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА»
Деятельность лагеря основывается на путешествии в волшебный мир сказок и народных промыслов с целью формирования с их помощью мотивации к здоровому образу жизни и продолжения знакомства детей с окружа...
Программа школьного лагеря дневного пребывания детей «Муравейник»
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Для того чтобы сегодня...
Программа пришкольного лагеря дневного пребывания 2022
Программа "Радужное лето" разработана для проведения в пришкольном лагере дневного пребывания "Солнышко" МБОУ "ТСОШ№2"...
Программа пришкольного лагеря дневного пребывания Юный путешественник
Программа лагеря представляет игровую модель смены - это модель, в основе которой лежит сюжетная игра, через которую ребёнок познает важнейшие социальные формы поведения, пере...