"Сколько весит здоровье"
проект по зож (3 класс) на тему

Кирилина Галина Васильевна

"Своя ноша не тянет!" - влияние школьного портфеля на здоровье школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfel.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

                     Исследовательский проект.

 

Тема:

«Сколько весит здоровье?»

или

 «Влияние портфеля на осанку

школьника»

                                                         Работу выполнили:  

                                                         ученики 3 класса  

                                                         МБОУ Чашниковская СОШ

                                                         Солнечногорского района

                                                     Руководитель:

                                                   Кирилина Галина Васильевна

                                         

                                          2015г.

«Своя ноша не тянет?»

Цель: изучить влияние портфеля на осанку детей младшего школьного возраста, обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжести за спиной.

Задачи:

-выяснить особенности осанки детей младшего школьного возраста;

-познакомиться с историей появления портфеля;

-узнать у врача – ортопеда требования к школьному портфелю;

-исследовать соответствие портфелей заявленным требованиям;

-доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью;

-разработать рекомендации для школьников и родителей по выбору портфеля ;

-как соблюдать рекомендованный вес портфеля.

 Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка , школьный портфель.

Участники исследования: учащиеся 3 класс МБОУ Чашниковская СОШ

Гипотеза исследования : мы предполагаем, что тяжелый портфель вредит здоровью.

Методы исследования:

- анализ;

-наблюдение;

-сбор информации;

-анализ литературы и электронных ресурсов;

-исследование;

-обобщение.

Ожидаемые результаты работы над проектом:

Обучающиеся  должны знать:

- наличие негативных факторов риска здоровью детей в школе;

- осознать личную ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровье окружающих его людей,

 -требования к весу портфеля и учебников;

-единицы массы (грамм, килограмм), способы измерения.

Должны уметь

-пользоваться различными источниками информации;

-измерять, сравнивать, и упорядочивать однородные единицы массы;

-выбирать инструмент для измерения;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-анализировать полученную информацию;

-делать обобщающие выводы;

-работать в группе;

-представлять результаты своей работы с помощью ИКТ.

Планируемые результаты :

Личностные:

  • -анализировать полученную информацию;
  • -самостоятельно работать с документами;
  • -опыт публичного выступления и работы в команде;
  • -самоанализ и оценивание результатов труда, как групповые, так и личностные.

Метапредметные:

-использование различных видов информационных технологий для решения конкретных задач.

Предметные:

-измерять, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Этапы работы над проектом:

  1. Погружение в проект.
  2. Планирование деятельности.
  3. Реализация плана.
  4. Оформление проектной работы.
  5. Презентация результатов.
  6. Оценка результатов.

Погружение в проект

Понятие осанки

Осанка:

- это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении

- это положение тела, которое регулируется человеком бессознательно, так называемой двигательной привычкой, в таком положении человеку удобно, комфортно и он не задумывается, что ему надо , например, выпрямиться, расправить плечи.

Слово «осанка» образовано от корня «-сан», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться».В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников- сидеть , ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно  врезалась в кожу.

Гимназическое образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения, чтобы вырабатывать стройную осанку. В дореволюционных гимназиях с плохой осанкой боролись радикально – «отхаживали» воспитанников линейкой.

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильное привычное положение тела  быстро приводит к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

Основная задача осанки: предохранение опорно- двигательного аппарата от перегрузки и травмы.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни .Но наиболее важный период-с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы , обеспечивающие вертикальную позу. В этот период  жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей.

К сожалению, сегодня около 10% детей, пришедших в первый класс ,  уже имеют нарушения осанки. К концу начальной школы этот процент колоссально возрастает- до 30 %.

Именно поэтому младшим школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры к тому, что бы сохранить здоровье позвоночника, а помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе, и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.

                  Исследование №1.

Как проверить правильную осанку у школьника:

Голова и туловище находятся на одной вертикальной линии.

Для этого нужно встать около стены. Ученик должен касаться стены в пяти точках: затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног, пятками.

Плечи отведены назад и несколько опущены, располагаются на одном уровне относительно друг друга;

Грудная клетка развернута и выдвинута вперед;

Лопатки не выступают;

Живот подтянут;

Ноги в коленях выпрямлены

-это правильная осанка ученика.

При проведении обследования в классе среди 20 человек, только 12 смогли продемонстрировать правильную осанку.

Одно из упражнений на формирование правильной осанки- ходьба по комнате  с тетрадью, книгой на голове. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной - предмет упадет.

Это интересно! Ученые провели наблюдения. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже .Тот у кого прямая спина, кажется гордым и уверенным в себе. А кто горбится, кажется, что стыдится самого себя.

Отчего портится осанка?

Кости детей мягкие, эластичные. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может на всю жизнь остаться сутулым и кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию  и правильной работе сердца.

Если низко наклонять голову над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение портфеля.

Как портфель появился в школе и санитарно- гигиенические требования к нему.

Знаю я  чудесный дом,

Жильцов занятных много в нем.

Дом тот, друг мой, не простой:

Ходит в школу он со мной.

Проживают в доме том

Карандаши и книжки,

Дружат и не тужат в нем

И тетради, и альбомы,

Краски-шалунишки.

 Что это за дом?(Портфель)

Портфель- слово французского происхождения. Состоит из двух частей:

 « Порт»-несу, «фель»-листы .Дословно переводится – «ношу  листы». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.

Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси с немецкими солдатами-наемниками, служившими у московских князей в 17-м веке. Через 150-200 лет это слово вошло в школьный обиход.

Когда на Земле появился портфель?  Совершая раскопки в Альпийских горах, ученые-археологи нашли тело древнего человека, рядом лежал портфель. Находке около 5 тыс. лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

 

Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой , лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля ранец не вредит позвоночнику (если правильно подобран): нагрузка распределена равномерно, руки свободны.

 У рюкзака мягкая спинка  и в нем вещи мнутся.

Сумка на одной лямке может вызвать искривление позвоночника (даже у взрослых).

Появились тележки на колесиках для портфелей - перевозить легче, чем нести, но по лестнице все равно приходится поднимать в одной руке, к тому же такие устройства намного тяжелее.

                         

                             Выбираем ранец

                    Беседа с врачом –ортопедом

Но как правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

Мы провели встречу с врачом-ортопедом и в ходе беседы выяснили:

при покупке следует обращать внимание не на красоту и яркость, а на функциональные качества.

Ранец должен отвечать следующим требованиям:

1.Он должен иметь жесткую заднюю стенку или алюминиевую рамку внутри спинки портфеля.

2.Он не должен деформироваться при укладке школьных принадлежностей.

3. Ранец не должен быть шире плеч ребенка.

4.Ранец должен иметь необходимое количество карманов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

5. Ширина лямки - 4- 4, 5 сантиметра.

    6.Его материал должен быть легкий, прочный, с водоотталкивающей пропиткой     или покрытием, удобной для чистки.

Как пояснил нам врач –ортопед , согласно санитарным правилам и нормам вес пустого ранца должен составлять:

-для учащихся начальной школы-500 грамм.

Вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать:

-для 1-х-2-х классов-    1,5 -2 килограмма

.-для 3-х-4-х классов – 2,5 килограмма .

В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% то веса школьника.

Ученые в ходе экспериментов выяснили, что чем тяжелее ноша за спиной, тем выраженнее становились боли в спине,  что  приводит к нарушению кровообращения в организме!  А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведет еще к серьезным нарушениям осанки.

К чему это приводит? Или дети становятся сутулыми, или портфели носят за детей их родители.

                   Исследование №2.

 Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем 3  классе.

В эксперименте участвовало 21 человек.

 План эксперимента.

  1. Узнать у медицинского работника школы о состоянии опорно- двигательной системы , в частности об осанке, ребят нашего класса.
  2.  Взвесить ранцы без школьных принадлежностей .
  3. Проверить вес ученых пособий , необходимых по программе  и сравнить с гигиеническими нормами.
  4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебной нагрузкой.
  5. Подвести итоги .
  6. Дать рекомендации  ученикам , их родителям и учителям.

Проанализировав личные карточки учеников с медицинскими работниками школы, мы увидели, что проблема с опорно- двигательной системой у нас в классе стоит очень остро.

  С нарушением осанки- 11 человек;

 Со сколиозом- 8 человек;

С  кефотической осанкой- 3 человека;

Уплощение стопы, плоскостопие- 9 человек;

Абсолютно здоровых- 0 человек.

             Содержимое портфеля.

В любимую школу с портфелем спешу.

Портфель мой тяжелый, в нем столько ношу!

В нем горные кряжи, в нем берег морской,

В нем Родина наша на карте большой.

Конечно, никаких гор и песка морского в наших портфелях нет, а носим мы учебник, тетради, а некоторые и два пенала.

  Что же должно быть в наших портфелях?

Гигиенические требования к учебникам.

Санитарные правила и нормативы:

СанПиН 2.4.7.1166-02  2.4.7. Гигиена детей и подростков

"Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального

профессионального образования"

III. Гигиенические требования к изданиям

3.1 Общие требования

3.1.2 Издания допускаются в форматах, соответствующих действующему государственному стандарту.

Для рабочих тетрадей, атласов, пособий по черчению, изобразительному искусству, трудовому обучению и т.п. допускается формат 70 х 108/16.

3.1.3 Вес издания не должен быть более:

- 300 г для 1 - 4 классов;

- 400 г для 5 - 6 классов;

- 500 г для 7 - 9 классов;

- 600 г для 10 - 11 классов.

Вес изданий для 1 - 4 классов, предназначенных для работы только в классе*, не должен превышать 500 г.

Допускается увеличение веса издания не более, чем на 10%.

3.1.4 Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.

                Исследование №3.

Мы взвесили все учебные пособия, которыми пользуемся.

«Литературное чтение»-295 г

«Математика»-224 г

« Русский язык»-152 г

«Окружающий мир»-234 г

Дневник-200 г

«Английский язык»-250 г.

Все книги соответствуют  гигиеническим нормам- 300 г для начальной школы.

                    Исследование № 4

Как же сохранить  здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелый груз за спиной?

Правильный вес ранца с принадлежностями рассчитывается по формуле:

вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.

              m(ученика) Х 10%=m(портфеля)

Вместе с учителем мы проделали такую работу - и вот, что у нас получилось:

№ п/п

Ф.И.ученика

Вес ученика

Вес пустого ранца

Вес полного ранца

Максимально допустимый вес ранца

Вывод

1.

Воронцов Юра

27 кг

900 г

2000 г

2700 г

норма

2.

Гречин Алеша

40 кг

1200г

2700 г-3000 г

4000 г

норма

3.

Грузных Лида

25 кг

900 г

2100 г-3000 г

2500 г

превышает

4.

Иванова Алена

19 кг

200 г

3500 г

1900 г

превышает

5.

Инкин Вова

25 кг

900 г

2000 г-2500 г

2500 г

норма

6.

Кальнова Женя

29 кг

1000 г

3000 г

2900 г

превышает

7.

Карасева Настя

27 кг

250 г

3000 г-3500 г

2700 г

превышает

8.

Колесников Влад

26 кг

1000 г

3200 г

2600 г

превышает

9.

Котов Ваня

37 кг

900 г

2700 г-3000 г

3700 г

норма

10.

Качалов Дима

21 кг

900 г

2500 г-3200 г

2100 г

превышает

11.

Локтев Миша

25, 5 кг

900 г

2900 г

2550 г

превышает

12.

Михалева Наташа

29 кг

950 г

2500 г

2900 г

норма

13.

Полякова Маша

27 кг

1000 г

2500 г-3800 г

2700 г

превышает

14.

Попкова Лена

27 кг

1000 г

2500 г

2700 г

норма

15.

Рыдванов Дима

31 кг

900 г

2800 г-3200 г

3100 г

превышает

16.

Судариков Слава

29 кг

1000 г

3000 г-3100 г

2900 г

превышает

17.

Уртиков Данила

47 кг

200 г

1400 г-1800 г

4700 г

норма

18.

Хаханин Глеб

27 кг

1900 г

4000 г-4500 г

2700 г

превышает

19.

Шавокшин Сергей

24 кг

200 г

2500 г

2400 г

превышает

20.

Шамонская Вика

31 кг

1200 г

4000 г

3100 г

превышает

21.

Шанурина Маша

25 кг

1300 г

3000 г-3500 г

2500 г

превышает

Мы выяснили, что вес портфелей далеко не соответствует его реальному весу.

Решили узнать -  в чем причина?

Оказалось, что только  у  4 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает условного веса 500 г.

Нашлись победители легковесы весом всего 200 г – у 3 человек.

Однако у 17 человек вес портфеля превысил гигиеническую норму ( 900 г-1900 г).

 Вес полного портфеля (не больше 2кг)

Норма- у 3 человек, превышает норму- у 18 человек.

 Максимально допустимый вес полного портфеля

соответствует норме   у 7 человек ,

превышает норму   у  14 человек.

Портфели тяжеловесы могут стать  причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно- сосудистой систем.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами, побеспокоились  о сохранении здоровья своего ребенка, в частности- осанки.

Перед нами встала новая проблема: « А может быть причина не только в портфеле, но и в учебных пособиях?»

                    Исследования №5.

Пронаблюдав в течении недели за весом портфелей мы обнаружили, что только учебники весят (без учета пеналов ,  тетрадей) :

Понедельник   - 671 г ;

Вторник  -905 г ;

Среда-626 г ;

Четверг-753 г;

Пятница-697 г.

Самый легкий портфель в среду, а самый тяжелый во вторник - это без учета формы  для занятий физической культурой!

У многих детей в портфеле лежали  лишние ( не учебные ) предметы:  мягкие игрушки, металлические машинки , пакеты с соком, фрукты, зонт, и учебники тех предметов, которых в этот день не было по расписанию.

 

                            Исследование №6.  

            (в форме анкетирования).

 В классе  обучается 21 человека, в исследовании приняли участие 16 человек . (Приложение №1)

В результате исследования , мы узнали, что 12 покупали  портфели в магазине, 3 –на рынке , 1 из анкетируемых портфель подарили.

5 покупали портфель родители, остальные 11 выбирали совместно с родителями.

Преобладает цвет: розовый и серый.

2 , из опрошенных , купили портфель отечественного производства, 14-импортного.

Школьный портфель выбирали в основном по следующим признакам: форма, размер, вес. Почти все обратили внимание на наличие у портфеля ортопедической спинки-12 человек.

2 из опрашиваемых портфель не нравится и они планируют поменять его в следующем году.

Ну, а портфель будущего многие  видят электронным  --легким и небольшим!( 10 человек)

1 человек предложил сделать его летающим.

Что касается блока вопросов об осанке, то были получены следующие результаты:

Посещают спортивные секции- 10 человек;

Делают зарядку по утрам-3 человека;

Остальные ходят только на физкультуру в школе- 3 человека.

Практически у всех учащихся осанку контролируют дома, просят выпрямить и расправить плечи—13 человек.

Считают, что у них хорошая осанка- 3 человека.

Посещали врача ортопеда  из-за проблем с осанкой— 6 человек.

 Думаем, что наша работа побудит ребят и их родителей задуматься о своем здоровье. И в следующий раз при покупке портфеля, примут во внимание наши рекомендации по выбору портфеля и возьмут с собой в магазин безмен (весы). А так же не помешает побольше внимания уделять занятиям спортом для укрепления мышц спины.

Пособие по выбору школьного ранца.

(Приложение №2)

Рекомендации учителям и работникам школы.

 Снизить вес школьных ранцев,  что должно  способствовать  профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся , можно несколькими путями:

-использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

-найти возможность использовать два комплекта учебников (один  в школе, другой дома).;

-при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования  к весу ежедневных  учебных комплектов;

-организовать хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков технологии, изобразительного искусства  и т.п. в помещении школы;

-организовать в классе библиотеку необходимых книг для чтения.

-  ввести регулярный контроль за весом портфелей.

Рекомендации обучающимся.

 - не носите лишнего в портфеле;

- проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники;

-выполняйте упражнения по укреплению мышц туловища;

-при переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки;

-не носить портфель в одной руке;

-правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться .

 Ожидаемые результаты.

Выполняя эти рекомендации , дети будут здоровы.

 Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Тест 1. Грозит ли вашему ребенку нарушение осанки?

Прочитайте утверждения и дайте ответ «Да» или «Нет».

1.Вы минимум раз в день видите свое чадо сидящим согнувшись в три погибели над тетрадкой?

2.Ребенок освобожден от уроков физкультуры и не занимается ни в каких спортивных секциях.

3.Учитель жалуется, что ваш ребенок криво сидит за партой.

4 .Вес его школьного ранца превышает допустимые нормы.(10% веса ученика).

5.Ребенок сидит неподвижно за компьютером более получаса.

Если хотя бы раз вы ответили утвердительно, стоит задуматься.

 Тест 2.Тест – анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки.

(Целесообразно, что бы данный тест был проведен родителями ).

Инструкция эксперту.

Постарайтесь дать оценку по приведенным ниже позициям, используя четырех –бальную шкалу:

0-признак не проявляется;

1-признак слабо выражен или проявляется изредка;

2-признак умеренно выражен или проявляется редко;

3 признак ярко  выражен или проявляется постоянно.

Признаки.

1.Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах.

2. Носит сумки, портфель в одной руке.

3.Имеет привычку сутулиться.

4. Проявляет недостаточную двигательную активность.

5.Не занимается оздоровительной гимнастикой (зарядкой, участие в спортивных секциях, плавание).

6.Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Неправильно или не регулярно питается.

8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.

9. Беспечен, беззаботно относится к своему здоровью

10. Имеет  выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.

Подсчитайте результаты.

Благополучный показатель-до 10 баллов.

Более 20 баллов- учащийся должен будет отнесен в группу риска.

Упражнения для формирования правильной осанки.

Смотри прямо, дыши ровно, глубоко.

Смотри влево, смотри вправо.

 Спинка ровная у нас,

А осанка- высший класс!

На занятиях коррегирующей гимнастикой  нам были показаны упражнения, которые мы используем на физкультминутках на уроках и во время  утренней зарядки.

  1. «Великан».

Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.

2. «Военный на параде».

Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и идти, как военный на параде , вытягивая носок вперед и ставя ногу на всю ступню.

3. «Ворота».

Стать друг к другу, касаясь спинами. Поднять вверх обруч. Маленькими шажками разойтись в противоположные стороны, не отрывая глаз то обруча и потянуться. Затем такими же  маленькими шажками вернуться в и.п. и положить обруч на плечи. Голова при этом оказывается  в рамке обруча.

4. «Любопытный».

Лечь на пол, живот и ноги плотно прижаты к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнуть грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить , чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.

5. «Сядьте по-турецки».

Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.

                       Заключение.

Изучая историю портфеля, мнения и советы медиков мы узнали много нового и интересного.

Мы узнали, что такое осанка, как она важна для здоровья человека.

 В ходе работы мы пришли  к выводу, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный портфель может стать другом или врагом для нашей спины.

Надеемся, что ребята воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к нашим советам.

Ученикам, у которых вес портфеля превышает установленные нормы, советуем с целью предупреждения заболеваний позвоночника,  посетить врача-ортопеда и обратить внимание на следующие моменты : при покупке смотреть на вес, проверять подгонку лямок,   не носить в школу лишних принадлежностей, наиболее тяжелые по весу предметы (например, большие книги) должны быть уложены у тыльной стенки ранца, как можно ближе к спине ребенка. Обязательно помните об осанке, ведь она- залог здоровья всего организма. Не забывайте и о гигиенических требованиях к портфелю.

Данная тема оказалась настолько увлекательна, что мы планируем продолжить исследования – какие еще факторы влияют на осанку. И будем  регулярно применять упражнения во время утренней зарядки и физкультминутках для укрепления осанки.  

                         Литература.

1.Толковый словарь русского языка Ушакова.

2.Правда о школьных портфелях// Сайт «Здоровье».

3.Протасов.Б.И. Что такое осанка?//Сайт www/osanka.ru

4.Федотова В .А. О школьном портфеле для младших школьников.//www/proshkolu.ru

5. Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно – двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж.

6.Почему правильная осанка так важна?/ www/artus.by\osanka2/htm

7.Как выбрать школьный ранец./http://online-bazar.ru

8. Нарушение осанки у детей и школьников, формирование правильной осанки/www.masterosanki.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему:Сколько весит здоровье ученика

Чтобы сохранить хорошую осанку ученика первую очередь, необходимо обратить внимание на школьную сумку. В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы:Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика? ...

Презентация "Сколько "весит" здоровье ученика"

Презентация ученика 1 класса для родителей...

Сколько "весит"здоровье ученика?

Данная презентация содержит информацию по здоровьесбережению  для родителей и учеников, которые идут в первый класс, чтобы при покупке ранца родители обращали внимание на материал из которого изг...

Исследовательская работа "Сколько весит здоровье ученика?"

Работа содержит теоретическую и практическую направленность....

Сколько весит здоровье

Рбота о том как влияет вес портфеля на здоровье ученика...

Тема работы: «Сколько весит здоровье ученика?»

Аннотация.Исследовательская  работа  в естественно-научном направлении.Тема: «Сколько весит здоровье ученика?»Актуальность темы....