ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
календарно-тематическое планирование по зож на тему
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность; воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы); влияние факторов организации медицинского обслуживания; социально-экономические факторы и образ жизни. Данная программа предлагает для ведения физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками систему дополнительный занятий в виде календарного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_aybolita.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа Айболита.
ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ
ВВЕДЕНИЕ
Профессор, доктор медицинских наук Ю.Ф. Змановский так видит здорового ребенка: "Здоровый ребенок дошкольного и младшего школьного возраста - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным внешне - средовым факторам, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития" Взяв это за идеал, к которому необходимо стремиться, коллектив каждой школы должен ставить задачу сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечить физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность. Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности, физкультурно-оздоровительной; экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к формированию ЗОЖ могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья взрослых и детей.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность; воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы); влияние факторов организации медицинского обслуживания; социально-экономические факторы и образ жизни.
Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.
ЦЕЛИ
В последние годы значительно увеличилось количество детей, которые часто и длительно болеют. Влияние многих факторов приводит к ослаблению иммунитета, что влечет за собой: увеличение числа и длительности заболевания; увеличение тяжести течения заболевания; частые переходы заболеваний в хроническую форму; развитие тяжелых осложнений. Частые заболевания младших школьников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняет выполнение детьми их социальных функций.
В современных школах ведется существенная работа по разработке физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками. Данная работа должна осуществляться комплексно, с участием учителей физической культуры, педагога-психолога, медицинского работника и включать:
• физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
• привитие навыков здорового образа жизни.
Вся система мероприятий позволит:
• обеспечить благоприятное течение адаптации ребенка к условиям школы;
• решать оздоровительные задачи всеми средствами физической культуры;
• предупреждать острое заболевание и невротическое состояние методами профилактики;
• проводить социальные, санитарные и специальные меры по профилактике и распространению инфекционных заболеваний;
• организовать здоровьесберегающую среду классе и школе;
• пропагандировать ЗОЖ и методы оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников;
• снизить страх у детей и их родителей перед медицинскими процедурами;
• сохранить и укрепить здоровье детей.
Специфической задачей физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками является активный отдых, направленный на повышение умственной и мышечной работоспособности, отдаление и снижение степени проявления признаков утомления.
ЗАДАЧИ
Основные направления и задачи программы
I. Профилактические:
- Решение реабилитационных задач болеющих детей;
- Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики;
- Выполнение санитарно- гигиенического режима;
- Обеспечение семей часто болеющих детей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;
- Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.
- Профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта;
- Обеспечение оптимального режима реабилитации с индивидуализацией ее отдельных компонентов после перенесенного острого заболевания.
ІІ. Учебные:
- Обучение основам закаливания, получение информации о способах формирования собственно здоровья и иммунитета;
- Совершенствование физических навыков;
- Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений;
- Обучение способам релаксации и регулирования нагрузки;
ІІІ. Коррекционные:
- Увеличение жизненной емкости легких.
- Увеличение физической работоспособности и выносливости.
- Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.
ІV. Валеологические:
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).
- Создание благоприятных условий для оздоровления организма.
- Формирование умений определять собственное плохое самочувствие и умение регулировать его.
- Выработка гигиенических навыков.
V. Психологические:
- Улучшение эмоционального состояния.
- Снятие психологической напряженности.
- Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.
- Развитие коммуникативных навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПРИНЦИПЫ
Основные принципы программы
- Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованы и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья.
- Принцип доступности – основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Такой выбор объясняется тем, что игра в младшем школьном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части занятия просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.
- Принцип активности и сознательности – польза от занятий может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают, что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике.
- Принцип преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занятия могут проводиться как в помещении школы – в классе и спортзале, так и на улице. Предполагается проведение экскурсий, прогулок.
Сентябрь – 4 занятия по теме «Режим дня»
№ | Где проводится | Содержание | Примечание |
1 | В школьном классе | Занятие – рассказываем о важности соблюдения режима дня, проводим анкетирование и выясняем, какие моменты в распорядке дня следует осветить особо, составляем с детьми приблизительный режим дня | Приложение №1 – Анкета-опросник Приложение №2 – приблизительный режим дня |
2 | На улице – в школьном дворе | Практическое занятие – рассказываем, в какие игры можно играть на улице во время прогулки или во дворе | Пробуем игры «Третий лишний», «Не ходите, зайцы, в огород!», «Хитрая лиса» (Приложение №3) |
3 | В школьном классе | Занятие «Двигайся и закаляйся» - рассказываем детям о пользе закаливания и подвижных игр, учим зарядки, которые можно делать прямо в школе. Дыхательные практики. | Приложение №4 – зарядки для глаз, спины, рук; картинки для иллюстрации обучения. |
4 | На улице – в школьном дворе (или в школьном спортзале) | Практическое занятие – играем в игры на свежем воздухе, отрабатываем элементы закаливания. В случае непогоды проводим «Веселые старты» - командные соревнования в школьном спортзале | Приложение №3 – игры |
Октябрь – 4 занятия – по теме «Чистота – залог здоровья»
№ | Где проводится | Содержание | Примечание |
1 | В школьном классе | Занятие в школе – рассказываем о необходимых культурно-гигиенических навыках: рассказываем правила чистки зубов, гадаем загадки о предметах личной гигиены, обсуждаем правила гигиены в школе и дома. | Приложение №5 – правила чистки зубов с иллюстрациями Приложение №6 – загадки про предметы личной гигиены |
2 | На улице (на школьном дворе) | Практическое занятие – гуляем и смотрим, как мы одеты – правильно ли, по погоде ли. Учимся, как нужно одеваться «по погоде». | |
3 | В школьном классе | Занятие в школе – рассматриваем правила соблюдения гигиены в школе и дома (когда моем руки, как соблюдаем чистоту в классе и в столовой, как следим за своей одеждой) | |
4 | На улице (на школьном дворе или в школьном спортзале) | Практическое занятие – играем в игры на свежем воздухе, отрабатываем элементы закаливания. В случае непогоды проводим спортивную игры «Мойдодырка». | Приложение №3 – игры |
Ноябрь – 4 занятия по теме «Взрослые – помощники нашего здоровья»
№ | Где проводится | Содержание | Примечание |
1 | В школьном классе | Занятие в школе – рассказываем о врачах, их работе. Когда обратиться к доктору, куда пойти именно в нашем городе, как доктор может помочь, какая есть экстренная медицинская помощь дома и в школе. | |
2 | В школьном классе | Занятие в школе – какие есть взрослые-помощники здоровью в школе: медицинская сестра, учитель физкультуры, психолог, повар, логопед, педагог по ритмике и ЛФК. Где их найти в школе, как их зовут, как они нам помогают. | |
3 | В школе | Занятие в школе – продолжаем рассказывать о ом, как заботятся о здоровье в школе – экскурсии в медицинский кабинет и кабинет рефлексии. | Приложение №7 – кабинет рефлексии |
4 | В школьном спортзале | Практическое занятие – играем в подвижные игры в замкнутом помещении | Приложение №3 – игры |
Декабрь – 4 занятия – завершение знакомства с «помощниками» здоровья в школе, рассказ о вредных привычках, подведение итогов.
№ | Где проводится | Содержание | Примечание |
1 | В школе | Занятие в школе – рассказываем о ЛФК, совершаем экскурсию в кабинет, проводим совместное занятие | Приложение №8 - ЛФК |
2 | В школьном классе | Занятие в школе – какие есть вредные привычки, как они влияют на наш организм, почему их называют «вредными» и даже приравнивают к болезням. | |
3 | В школьном классе | Занятие в школе – обсуждаем, что меняется в нашем режиме дня (Приложение №2) в связи с приходом зимы, как сохранить здоровье зимой (на каникулах) – регулируем питание, одеваемся тепло, когда гуляем. | Приложение №9 – как подготовить школьника к зиме |
4 | В школе | Практическое занятие – играем в подвижные игры в замкнутом помещении | Приложение №3 – игры |
Январь – 4 занятия – «Правильное питание»
№ | Где проводится | Содержание | Примечание |
1 | На школьном дворе | Практическое занятие – играем в подвижные игры на улице, проверяем, правильно ли мы одеты | Приложение №3 – игры |
2 | В школьном классе | Занятие в школе – викторина «Вредно-полезно», рассказываем о правильном питании (Приложение №13), витаминах (Приложение№14) | Приложение №10 – картинки для викторины «Вредно-полезно» |
3 | В школьном классе | Занятие в школе – рассказываем о правильной сервировке стола, игра «Собери урожай», играем в приготовление пищи | Приложение №11 – сервировка стола Приложение №12 – картинки для игры «Собери урожай» |
4 | В школе | Практическое занятие – играем в подвижные игры в замкнутом помещении | Приложение №3 – игры |
Февраль – 2 занятия «Правильное питание», 2 занятия «Учимся отдыхать»
№ | Где проводится | Содержание | Примечание |
1 | На школьном дворе | Практическое занятие – играем в игры, смотрим, какая вредная пища может к нам попасть (грязный снег, сосульки, едим в магазине грязными руками, покупаем еду на улице) | Приложение №3 – игры |
2 | В городе | Экскурсия в магазин – какие есть отделы в магазине, где продаются полезные продукты, какие покупки вредны для нашего организма | |
3 | В школьном классе | Занятие в школе – обсуждаем как мы можем отдыхать дома (чтение книг, рисование, лепка, вырезание из бумаги, просмотр фильмов и мультфильмов, играем с домашними животными, настольные игры). Какие виды отдыха могут оказаться вредными, а не полезными. | Приложение №15 – активный и спокойный отдых (картинки) |
4 | В школьном классе | Занятие в школе – как мы можем отдыхать активно, какие есть доступные нам зимние виды спорта – катание на лыжах, санках, коньках, хоккей, лепка снеговика | Приложение №16 – загадки про зимние виды спорта |
Март – 4 занятия – «Зимние и летние виды активного отдыха»
№ | Где проводится | Содержание | Примечание |
1 | На улице (на школьном дворе или в школьном спортивном зале) | Практическое занятие – играем на улице в зимние игры (снежки, лепка снеговика, санки). | Приложение №3 - игры |
2 | В школьном классе | Занятие в школе – какие есть летние виды спорта (легкая атлетика, гимнастика), игры с мячом (футбол, волейбол, баскетбол) | Приложение №17 – загадки про летние виды спорта |
3 | В школьном классе | Практическое занятие – играем в подвижные игры с мячом в замкнутом помещении | Приложение №18 – игры с мячом |
4 | В школе | Занятие в школе – весной меняется режим дня, мы меняем одежду, начинаем по-другому кушать. Обсуждаем, как сохранить здоровье весной. | Приложение №19 – как сохранить здоровье школьника весной |
Апрель – 4 занятия – «Лечим настроение»
№ | Где проводится | Содержание | Примечание |
1 | В школьном классе | Занятие в школе – проводим веселый КВН, посвященный здоровью. | |
2 | В школьном классе | Занятие в школе – какие домашние растения есть у нас дома и в классе, как они влияют на атмосферу и наше здоровье, сажаем «огород» на подоконнике | |
3 | В школьном классе | Занятие в школе – арт-терапия – как рисование-музыка влияют на наше настроение, как искусство лечит | Приложение №20 – арт-терапия |
4 | В школьном классе | Занятие в школе – рассказываем детям о театре, кукольном театре. Играем сказку. |
Май – 4 занятия – «Лето на пороге»
№ | Где проводится | Содержание | Примечание |
1 | На улице (в парке) | Практическое занятие – какие бывают вредные и полезные растения, рассматриваем первые цветы, называем растения своего парка | Приложение №21 – полезные и вредные растения |
2 | На улице (на школьном дворе) | Практическое занятие – летние игры на улице | Приложение №3 |
3 | На улице (на школьном дворе) | Практическое занятие – подвижные игры со скакалкой | Приложение №22 – игры со скакалкой |
4 | В школьном классе | Занятие в школе – обобщающее выпускное занятие – что мы узнали за этот год, как будем проводить каникулы | Приложение №23 – иллюстрации |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по формированию у детей навыков здорового образа жизни должна носить систематической характер. Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни обусловлена всё более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем.
Наиболее важно в школе создание команды, осуществляющей программу пропаганды. При этом большую роль играет личность организатора и руководителя. Активность и эрудированность педагога, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес родителей и детей способствуют повышению эффективности данной работы. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через общегородские мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование в детско-юношеской спортивной школе.
Вся оздоровительная работа с детьми должна строиться только на диагностической основе. Пропаганда здорового образа жизни требует выявления особенностей здоровья в разном возрасте, специфики воздействия и продуманной системы организации физического воспитания. Здоровый образ жизни предусматривает определённый комплекс норм поведения. Это, прежде всего:
- Регулярное, сбалансированное, рациональное питание.
- Соблюдение оптимального двигательного режима с учётом возрастных, гендерных и физиологических особенностей.
- Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем.
- Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
- Соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики.
- Повышение уровня медицинских знаний, владение навыками самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья.
Технологией формирования у младших школьников представлений о здоровом образе жизни предполагает поэтапное формирование представлений в следующей последовательности: от понятия "здоровье" и "образ жизни человека" - к пониманию зависимости здоровья и образа жизни от состояния социально-экологической окружающей среды, затем - к понятию "здоровый образ жизни" и осознанию здорового образа жизни, как основы сохранения и укрепления здоровья.
Эффективности работы по формированию навыков здорового образа жизни в работе с детьми младшего школьного возраста способствуют следующие условия: учет возрастных особенностей детей (образность детского восприятия и мышления, способность обобщать и систематизировать полученные представления, осознанность и целенаправленность формирования представлений на занятиях), комплексный подход к отбору содержания социальных, биологических и экологических представлений о здоровом образе жизни.
Ответственность за ухудшение здоровья школьников во многом лежит и на современной школе, которая стала "школой болезней": следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходит от проблемы благополучного самочувствия, физической и психической переносимости детьми школьных нагрузок, не отвечает современным требованиям гигиены и естественно-научным основам физиологии, вызывает дезадаптацию и хроническое переутомление школьников.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления младших школьников становится особенно актуальной. Здоровье-сберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в начальной школе, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"
Из опыта работы. Выступление на МО классных руководителей на тему: "Патриотическое воспитание младших школьников коррекционной школы VIII вида на внеклассных мероприятиях"...
Психофизическая тренировка в системе педагогики оздоровления младших школьников
Несмотря на относительную стабилизацию экономики России, уровень здоровья подрастающего поколения продолжает снижаться.Число абсолютно здоровых детей уменьшилось до 3,3%; количество хронических ...
Проект программы жизнедеятельности младших школьников « Школа здоровья»
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внеш...
Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.
Роль классного руководителя в развитии личности младшего школьника посредством постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...
статья в журнале "Система работы по курсу "Здоровый образ жизни" на коррекционных и внеклассных мероприятиях в младших классах коррекционной школы VIII вида"
статья в журнале "Коррекционная педагогика: теория и практика" № 4 (40), 2010...
Оздоровление младших школьников в летнем пришкольном лагере.
Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период в условиях лагеря с дневным пребыванием через создание условий для социализации, сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьгого во...
Программа по оздоровлению младших школьников "Здоровячок"
Система занятий по оздоровлению младших школьников в группе продленного дня...