Психофизическая тренировка в системе педагогики оздоровления младших школьников
статья по теме

Андрибайло Оксана Алексеевна

 

Несмотря на относительную стабилизацию экономики России, уровень здоровья подрастающего поколения продолжает снижаться.

Число абсолютно здоровых детей уменьшилось до 3,3%; количество хронических больных – до 58,8%. Оценка физического развития детей, которая является одним из показателей здоровья, свидетельствует, что 20% школьников имеют отклонения: дефицит веса, низкий рост... Число детей, занимающихся физкультурой в основной группе, не превышает 50%. Из-за плохого здоровья около 1 миллиона детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Более 20% юношей не годны к службе в армии по состоянию здоровья, 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке. Современные школьники, особенно старшей возрастной группы, имеют низкую мотивацию к спортивным занятиям.

Система обучения в целом, растущие учебные нагрузки ухудшают здоровье детей. Однако до сих пор нет таких форм оздоровления детей по месту учебы, которые бы логично вплетались в образовательный процесс. Вы можете сказать, что этим занимается предмет «физическая культура», однако многие школы России не имеют такой материальной базы, которая позволила бы им выполнить все разделы государственной программы по физической культуре. Следовательно, программа нуждается в коррекции, нужны и вариативные программы, которые наряду с базисной обеспечили бы полноценное психофизическое развитие ребенка.

Я не случайно сказала «психофизическое», т.к. психическое и физическое здоровье взаимоопределяют друг друга и лежат в основе общего здоровья человека. Вспомним лозунг: «В здоровом теле здоровый дух!». А ведь автор этого высказывания (Ювенал) говорил несколько по-иному: «Необходимо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_psihofizicheskie_trenirovki.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

«Психофизическая тренировка в системе педагогики

оздоровления младших школьников».

Несмотря на относительную стабилизацию экономики России, уровень здоровья подрастающего поколения продолжает снижаться.

Число абсолютно здоровых детей уменьшилось до 3,3%; количество хронических больных – до 58,8%. Оценка физического развития детей, которая является одним из показателей здоровья, свидетельствует, что 20% школьников имеют отклонения: дефицит веса, низкий рост... Число детей, занимающихся физкультурой в основной группе, не превышает 50%. Из-за плохого здоровья около 1 миллиона детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Более 20% юношей не годны к службе в армии по состоянию здоровья, 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке. Современные школьники, особенно старшей возрастной группы, имеют низкую мотивацию к спортивным занятиям.

Система обучения в целом, растущие учебные нагрузки ухудшают здоровье детей. Однако до сих пор нет таких форм оздоровления детей по месту учебы, которые бы логично вплетались в образовательный процесс. Вы можете сказать, что этим занимается предмет «физическая культура», однако многие школы России не имеют такой материальной базы, которая позволила бы им выполнить все разделы государственной программы по физической культуре. Следовательно, программа нуждается в коррекции, нужны и вариативные программы, которые наряду с базисной обеспечили бы полноценное психофизическое развитие ребенка.

Я не случайно сказала «психофизическое», т.к. психическое и физическое здоровье взаимоопределяют друг друга и лежат в основе общего здоровья человека. Вспомним лозунг: «В здоровом теле здоровый дух!». А ведь автор этого высказывания (Ювенал) говорил несколько по-иному: «Необходимо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух».

Психофизическая тренировка  кроме привычных нам физических упражнений, содержит еще элементы психологии действия, элементы мышечной и физической релаксации. Я глубоко убеждена в том, что учитель физической культуры должен учить детей не только правильно двигаться, но и правильно расслабляться. Ибо расслабление – это тоже физическое упражнение, которым, к сожалению, современный человек практически не владеет. Вспоминаются красивые, но грустные слова Х.Линдемана: «Современный человек напоминает мне спортсмена перед прыжком. Но если спортсмен готовится к прыжку, разбегается, прыгает и расслабляется, то мы с вами разбегаемся всю жизнь без дальнейшего прыжка и отдыха... поэтому не случайно нервные стрессы уносят гораздо больше жизней, чем все болезни, вместе взятые».

Каждое занятие практического цикла имеет  состоит из трех частей:

  1. динамические упражнения аэробного характера;
  2. мышечное напряжение с последующим расслаблением в форме определенных статических поз;
  3. сеанс психофизической саморегуляции в состоянии релаксации.

Остановимся более подробно на характеристике каждой части занятия.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ   АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА

Аэробные нагрузки – достаточно длительные нагрузки средней интенсивности, они развивают такое важное качество, как выносливость. К ним относятся: ходьба, бег, плавание, лыжи, велосипед, гребля, ритмопластические упражнения, танцы... Все эти упражнения только тогда дают аэробный эффект, когда выполняются при невысоком темпе (т.е. тренировочный пульс на занятии колеблется от 110 до 150–170 ударов в минуту). 

Каковы основные эффекты аэробных нагрузок?

В течение каждого отдельного занятия аэробикой при правильно подобранной нагрузке незначительно возрастают легочная вентиляция, частота сердечных сокращений, артериальное давление. В кровь в небольшом объеме выбрасываются гормоны симпатоадреналовой и глюкокортикоидных систем, тех систем, которые противостоят стрессу, делают человека более выносливым как к психическим, так и к физическим перегрузкам.

В результате систематических аэробных занятий организму предъявляются требования, заставляющие его увеличить потребление кислорода, в результате чего происходит перестройка в дыхательной, сердечно-сосудистой системах, в работающих мышцах. Возникают гипертрофия мышечных стенок сердца, повышается плотность митохондрий – все это улучшает сократимость миокарда, повышает максимальный сердечный выброс и устойчивость работы сердца при длительных мышечных нагрузках. Кроме этого, увеличиваются просвет и эластичность магистральных и периферических сосудов, открываются дополнительные капилляры. Это улучшает обеспечение тканей кислородом, гормонами и питательными веществами. В мышцах нарастают плотность митохондрий, концентрация миоглобина, увеличивается запас гликогена. В целом такие перестройки увеличивают выносливость мышц. Кислородный долг при этом, в отличие от анаэробных нагрузок, почти не нарастает!

Нагрузки аэробного характера используют в качестве энергетического субстрата жир и способствуют ликвидации излишней полноты. Исправляя различные недостатки телосложения и тем самым избавляясь от одной из причин для переживания собственной неполноценности, дети имеют возможность приобрести такое важное качество, как уверенность в своих силах.

Кроме того, аэробные тренировки выгодно отличаются от других видов мышечной деятельности тем, что не увеличивают мышечную массу. Повышение последней, как известно, сопровождается увеличением холестерина в крови. Аэробные тренировки, напротив, имеют некоторый антисклеротический эффект, понижая уровень холестерина.

Очень важным является и тот факт, что нагрузки аэробного характера хорошо восполняют дефицит двигательной активности, который, к сожалению, способствует развитию целого ряда болезней цивилизации.

Такой широкий спектр благотворного действия аэробных нагрузок на органы, системы, психику человека позволил нам выбрать именно этот вид динамических физических упражнений.

Итак, первая часть психофизической тренировки предоставлена аэробикой (упражнения ритмической гимнастики, которые выполняются под музыку).

Выполняются аэробные упражнения без пауз и отдыха в течение 20–30 минут. Дозирование физической нагрузки осуществляется по частоте пульса с определением пороговой, средней, пиковой ЧСС, а также резервного пульса. Интенсивность нагрузки обычно составляет 60–85% от резервного пульса.

Особое значение при построении аэробных композиций мы придаем их внешней простоте, легкости разучивания и выполнения, возможности сконцентрироваться на периодичности движений, их циклической повторяемости, что создает условия для снятия нервно-мышечного напряжения и достижения состояния психологической разгрузки. Именно такие несложные и легко запоминающиеся композиции наиболее рационально тренируют весь мышечный аппарат, вызывают приятное эмоциональное состояние, которое еще И.П. Павлов назвал «мышечной радостью».

МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
с последующим расслаблением в форме определенных статических поз

Это второй этап психофизической тренировки. Статические (изометрические) упражнения подбираются в зависимости от уровня здоровья и функционального состояния организма ребенка.

Для статических упражнений типичным является фиксация тела в одном определенном положении в течение некоторого промежутка времени.

При выполнении статических упражнений основному воздействию подвергаются: мышцы, их оболочки, фасции, сухожилия и суставные сумки. Всю эту группу называют соединительнотканными образованиями (СТО). Именно они в большинстве своем и лимитируют гибкость человека.

Процесс растягивания, который лежит в основе статических упражнений, помогает улучшить осанку, манеру двигаться, снижает утомление. Упражнения в изометрическом режиме за счет наличия в них фазы напряжения помогают сформировать хороший мышечный корсет.

При выполнении статических упражнений происходит перераспределение кровообращения и создаются целенаправленное усиление кровоснабжения и питание определенных внутренних органов и желез внутренней секреции. В конечном счете можно так подобрать статические упражнения, чтобы усилить кровоснабжение и питание именно тех органов, которые в этом больше всего нуждаются на данный момент. (Например: поза «угол» улучшает кровообращение органов малого таза; все «перевернутые позы» улучшают питание и кровоснабжение головного мозга; позы с прогибанием и напряжением мышц спины улучшают питание позвоночного столба и т.д.)

Изометрические упражнения тренируют нервные центры, вегетативную нервную систему, оказывают регулирующее влияние на гладкую мускулатуру всех внутренних органов и сосудов.

Чередование напряжения и расслабления мышц при выполнении статических упражнений может рассматриваться как своеобразная тренировка способности к произвольному регулированию мышечного тонуса, к произвольному переключению и концентрации внимания.

В целом, осваивая различные физические упражнения (как динамические, так и статические), оттачивая технику их выполнения, получая возможность свободно владеть своим телом, ребенок значительно повышает собственную самооценку.

Такая гармонизация самооценки является одной из важных целей регулярных занятий психофизической тренировкой.

СЕАНС ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
В СОСТОЯНИИ РЕЛАКСАЦИИ

Это заключительная часть психофизической тренировки. Расслабление происходит на фоне функциональной музыки, во время него дети получают сеанс психофизического настроя на добро, успех, здоровье, благополучие.

Обучение расслаблению после активного выполнения различных физических упражнений не случайно. Давно доказано, что лучше всего осваивают состояние релаксации спортсмены.

Итак, по окончании статических упражнений детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать себе место для расслабления, субъективно воспринимаемое как комфортное. После принятия ими удобной позы (предпочтительно лежа) включается магнитофонная запись. На фоне спокойной, негромкой мелодии звучат слова ведущего, которые помогают детям достичь состояния расслабления и внушить себе желаемый уровень здоровья, настроения и самочувствия.

Для достижения релаксации мы опираемся на классический принцип аутогенности, используя блоки формул, которые приводят к следующим эффектам:

  1. расслаблению мышц лица, достижению «маски релаксации»;
  2. расслаблению мышц рук, достижению ощущения тяжести рук;
  3. расслаблению кровеносных сосудов, ощущению тепла рук;
  4. нормализации дыхания, достижению поверхностного дыхания;
  5. концентрации внимания на солнечном сплетении, ощущении тепла в области солнечного сплетения;
  6. нормализации сердечной деятельности, ощущению легкости в груди;
  7. ощущению прохлады в области лба.

Организм переходит в релаксационное состояние, при котором характерная для сна заторможенность центральной нервной системы сочетается с ясностью и непрерывностью сознания, присущей состоянию бодрствования. Именно в релаксационном состоянии возникают следующие эффекты: восстановление сил, снятие эмоционального возбуждения, возможность управлять так называемыми непроизвольными процессами организма и состоянием психики с помощью мысленных образов, внушения и самовнушения.

Таким образом, сеанс психофизической саморегуляции представляет собой: мотивированное самовнушение желаемого уровня здоровья, настроения, самочувствия, проводимое при словесной поддержке руководителя группы на фоне состояния аутогенного погружения.

В итоге сеанс психофизической саморегуляции позволяет осуществить элементы самопрограммирования.

Психофизической тренировкой  занимаются   с детьми разного возраста, у которых разные показатели физической подготовленности и различное состояние здоровья.

Эффективность ПФТ очевидна и  заключается в том, что у детей:

  1. Заметно улучшаются общее самочувствие, настроение.
  2. За счет тренировки обоих отделов вегетативной нервной системы нормализуется вегетативная регуляция. Мы провели исследование, которое позволило установить, что наличие тех или иных проявлений вегетососудистой дистонии отмечается у 81% младших школьников. Поэтому ПФТ так важна, она способна гармонизировать эмоционально-вегетативную сферу детей.
  3. Значительно повышается качество регулирования системы кровообращения при физической работе.
  4. Гармонизируется уровень самооценки.
  5. Снижается уровень реактивной и внутренней тревожности.
  6. Повышается умственная и физическая работоспособность.

Такая высокая эффективность ПФТ во многом объясняется тем, что она обеспечивает движение не только тела, но и эмоций и интеллекта ребенка, то есть всей личности в целом. Она не только делает акцент на физические упражнения, но и способствует развитию общей культуры человека, важной и неотъемлемой частью которой является физическая культура.

Лучше всего о результативности ПФТ сказали сами учащиеся: «Это физкультура и для ума, и для тела, и для души, и для здоровья».

Предлагаемая программа значительно расширяет формы внеклассной работы с учащимися за счет введения «уроков здоровья» (занятий психофизической тренировкой).

Новизна программы заключается и в том, что в ней отсутствуют традиционные нормативы. Перед учителем стоят другие задачи: обучить ребенка навыкам лечебных упражнений, комфортному восприятию физических и психических нагрузок и таким образом оздоровить его организм.

Подводя итог изложенному, хотелось бы обратить внимание на те возможности, которые открывает вариативная программа психофизической тренировки:

  1. она логично вписывается в учебно-воспитательный процесс, не требует дополнительных материальных и кадровых вложений;
  2. значительно расширяет и обогащает формы физического воспитания детей в образовательных учреждениях;
  3. позволяет не только развивать детей физически, но и гармонизировать их эмоционально-личностную сферу;
  4. ориентирована как на здоровых детей, так и на детей с отклонениями в здоровье. В последнем случае она реализуется на занятиях специальной медицинской группы по физической культуре;
  5. реализует идею преемственности форм занятий с детьми в условиях лечебно-профилактических и образовательных учреждений. Психофизическая тренировка, лежащая в основе практического цикла, является новой методической формой уроков физической культуры и занятий лечебной гимнастикой, способствующей гармонизации физического и психического состояний человека.
  1. В ходе учебного процесса:

– как вариативный компонент комплексной государственной программы по физическому воспитанию для учащихся основной и подготовительной групп;
– как третий час урока физической культуры для учащихся основной и подготовительной групп;
– как предмет по выбору;
– как основное содержание образовательной области «физическая культура» для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

  1. Во внеклассной работе.
  2. В оздоровительной работе среди педагогов.

 Эта технология сочетает в себе как коррекционные, так и оздоровительные аспекты, способствуя гармонизации физического и психического здоровья ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

Оздоровление младших школьников в летнем пришкольном лагере.

Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период в условиях лагеря с дневным пребыванием через создание условий для социализации, сохранения и укрепления здоровья детей младшего школьгого во...

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность; воздействие окружающей среды (экологические...

Программа по оздоровлению младших школьников "Здоровячок"

Система занятий по оздоровлению младших школьников в группе продленного дня...