Физкультурно -оздоровительная работа в начальных классах
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Физкультурно – оздоровительная работа в начальных классах
Здоровье – сберегающие технологии- это условие обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания,); рациональная организация воспитательного процесса ( в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки и возрастным особенностям ребёнка; необходимый и достаточный рационално- организованный двигательный режим.
Здоровье – сберегающим технологиям в начальной школе должно отводиться особое место, так как каждого из нас волнуют вопросы:
-почему на уроках дети не эмоциональны и чувствуют себя уставшими?
-почему дети часто пропускают учебные занятия?
Осуществляя работу по направлениям, можно ответить на выше поставленные вопросы и убедиться, что здоровье – сберегающие технологии играют важную роль в учебно – воспитательном процессе.
Направления в работе:
1. Здоровье – сберегающие уроки.
2. Двигательная активность учащихся.
3. Положительная психологическая атмосфера.
4. Формирование здорового образа жизни.
Здоровье - сберегающие уроки:
- плотность урока,
-виды деятельности меняются через 4 минуты,
-продолжительность видов деятельности 5-10 минут,
-2-3 эмоциональных разрядки,
-чередование позы учащегося (сидя, стоя, лёжа на ковре, смена парты).
-2 физминутки на уроке,
- проветривание посещения,
-формирование у каждого ученика внутренней мотивации,
- психологический климат в классе,
- место и длительность ТСО.
Двигательная активность учащихся:
ГИМНАСТИКА ДО ЗАНЯТИЙ
Оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма, благодаря чему ускоряется «вхождение организма школьника в работу».Ежедневно гимнастика проводится до учебных занятий из 5-8 упражнений, 5-7 минут
ФИЗИЧЕСКИЕ МИНУТКИ
Физминутки на уроке необходимы- это активный отдых, который проводится на общеобразовательных уроках, чтобы уменьшить утомление учащихся, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать внимание учащихся, повысить способность восприятия учебного материала.
ПОДВИЖНЫЕ И НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Запас двигательной энергии ребёнка, особенно в младшем возрасте на столько велик . что он самостоятельно реализует потребность движения естественным путём – игре. Игра, как своеобразная форма обучения в начальных классах, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмом развития их психики.
Положительная психологическая атмосфера:
- создать психологические комфортные условия для ребёнка. Снять страх перед уроком, наполнить смыслом работы развитие осознания учеником его собственной личностной значимости – это и есть психологический комфорт. Это не значит, что необходимо ученику ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он захочет, разрешать с соседями по парте, играть с посторонними вещами. Иными словами, учитель должен всячески поддерживать и помогать детям самоутверждаться в своих собственных глазах, а учебный материал должен стать опорой для самореализации учеников.
- сотрудничество и атмосфера доброжелательности
1. Уверенность в себе ( « ты молодец, « ты всё умеешь», «у тебя всё получится»)
2. Повышение мотива ( «нам это так нужно», «можешь помочь только ты»,)
3. Опора на прошлые заслуги ( «вчера так хорошо у тебя получалось, попробуй сегодня)
4. Вера в будущее ( Я знаю, у тебя получится, так как…)
5. Снятие страха ( Ничего страшного, с этой задачей ты легко справишься).
-контроль и оценка знания. Данные компоненты являются одними из предпосылок для создания психологически комфортного климата на уроке. Психологическая ситуация оценки на уроке имеет исключительное значение. Особый смысл приобретают замечание, отрицание, согласие, порицание и одобрение. Стимулирующая побуждающая роль оценки усиливается, если оценку выставляет не учитель, а ученики. Её выставлению предшествует анализ, рецензирование ответа кем – либо из учащихся по известным им критериям, после чего рецензент объявляет предполагаемую отметку. Последнее слово остаётся за учителем.
-самооценка, рефлексия. Учащиеся заканчивают предложения: «Мне удалось…», «Мне не удалось…», «Сегодня я на уроке я научился…», «Мне понравилось…», «Я не согласен…», « Мне хотелось бы…». Так как владение навыками самоанализа, имеет большое значение для развития личности школьника.
Результативность урока будет заключаться не только в прохождении и усвоение программы, но ив личностном росте учащихся, которым общение с учителем помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее. И без использования метода индивидуального подхода добиться этого, пожалуй, невозможно.
Формирование ЗОЖ:
- воспитание культуры поведения: гигиена тела, культура поведения, культура общения, воспитание нравственности, умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.
-физическая культура и спорт: дни здоровья, занятия в спортивных секциях, участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с различными видами спорта, походы на природу.
-работа с родителями: совместная систематическая работа школы и семьи, физкультурные праздники, родительские собрания, дни открытых дверей.
Наблюдая за учащимися на уроках, можно отметить, что данная работа по направлениям:
- уменьшает риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с физическими и психологическими аспектами жизни учащихся;
- пропагандирует здоровый образ жизни;
- помогает каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их развития..
- способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, то есть осуществлять личностно – ориентированный подход при обучении и воспитании.
В итоге хочется напомнить слова Сократа:
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками в режиме продленного дня
Сохранить здоровье подрастающего поколения педагогический коллектив школы считает важнейшей задачей. Решает путём пристального внимания к проблемам воспитания у детей потребности в здоровом образе жиз...
Программа по организации физкультурно-оздоровительной работы «Я в мире спорта» для воспитанников 1-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида
Данная программа позволит систематизировать и углубить знания о здоровом образе жизни, заинтересовать учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочно...
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в начальной школе
Целью физического воспитания в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи является содействие всестороннему развитию личности школьник посредством формирования физической культуры.Ведущее место в сис...
Опыт работы и проведения внеурочной физкультурно-оздоровительной работы
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится наиболее важной в настоящее время при основопологающей задаче государственной политики федеральной целевой программы “Развитие физической кул...
Оптимизация содержания малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)
Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – орг...
Малые формы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)
Малые формы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)...
"Модель внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности в начальной школе"
Модель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности" создана в рамках социально-значимого всероссийского тьютерского проекта "Готов к труду и обороне"....