Оптимизация содержания малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)
статья на тему
Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оптимизация содержания малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации, и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья – организация малых форм физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе.
К малым формам физкультурно-оздоровительной работы относится:
- гимнастика до учебных занятий,
- физкультурные минутки во время уроков,
- физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах,
- ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.
Каждая школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также изменять и дополнять их.
Физкультурные минутки. Упражнения в физкультминутках должны быть разнообразны и подобраны в зависимости от вида урока, его содержания. Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренгах.
Цель проведения физкультминутки: 1. Повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках; 2. Обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время урока.
Методика освоения и проведения физкультминуток:
- Физкультминутки проводятся на каждом уроке между 20-й и 25-й минутами в течение 1,5-2 мин.
- Каждый комплекс должен включать 4-5 упражнений, повторенных 4-6 раз.
Физкультминутки делятся на:
- комплексные;
- целевого назначения;
- психологические паузы.
Варианты комплексных физкультминуток
Физкультминутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс физкультминутки, динамической паузы 1
(гимнастика для глаз, улучшение кровоснабжения мозга, рук и позвоночника)
- Поднять руки вверх, посмотреть на потолок; сжимать и разжимать кисти под счет до 10.
- Руки положить на колени, выпрямиться, посмотреть вдаль; крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на такое же время. Повторить 5-6 раз
- Смотреть вдаль за окно 3-5 сек.; откинуться на спинку парты; закрыв глаза на 5-6 сек.; расслабиться, глубоко вдохнуть – выдохнуть.
Комплекс физкультминутки, динамической паузы 2
Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за партой, выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полу наклоны.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись – и домой.
Варианты физкультминуток целевого назначения
Физкультминутки целевого воздействия комплектуются из упражнений для отдельных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Для улучшения мозгового кровообращения
- И.п. - сидя на стуле: плавно отклонить голову назад; 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
- И.п. - сидя, руки на поясе: 1- поворот головы направо; 2 - и.п.; 3 - поворот головы налево; 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
Для снятия утомления туловища
- И.п. - стойка, ноги врозь, руки за головой: 1 - резко повернуть таз вправо; 2 - резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс остается неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
- Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на неё центр тяжести.
Гимнастика для глаз
- Поморгать в быстром темпе, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3); открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Для снятия утомления мышц рук и ног
- Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.
- Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.
Пальчиковая гимнастика
Пусть отдохнут пальчики
Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
Я, я, я, я!!!
Психологические паузы
Эффективным способом расслабиться на уроке выступает и возможность посидеть, расслабившись и закрыв глаза, под тихую спокойную музыку. Такой одной паузы в 1,5-2 минуты достаточно, чтобы организм отдохнул, и ученик смог эффективно дальше работать.
Метод комических ситуаций на уроке
Учитель пишет на доске предложение, заведомо содержащее ошибку. Например:
- Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежала собака.
Возникает шум и смех, возбуждение - нормальная реакция учеников, позволяющая кроме всего прочего им расслабиться, отдохнуть, дающая эмоциональный заряд и заставляющая более внимательно относиться к выполнению заданий.
Вместе с учениками предложение разбирается, объясняется допущенная ошибка.
Метод комических ситуаций может широко применяться на уроках по разным предметам как психологическая пауза, разрядка.
Проведение физкультминуток благотворно влияет на восстановление работоспособности учащихся, повышает эмоциональный настрой детей, снижает статические нагрузки, предупреждает тем самым нарушение осанки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание и формы деятельности методического объединения учителей начальной школы
Работа МО начальных классов....
Использование малых форм фольклора на уроках в начальной школе.
Актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров в начальной школе, особенно очевидна в наше время, когда притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес к учёбе и живому русск...
Малые формы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)
Малые формы физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе (на примере физкультминуток)...
Формы и методы работы в начальной школе.
В данном материале учитель отобразил формы и методы работы в начальной школе....
Приёмы и формы организации групповой работы в начальной школе
Группа - это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собран...
Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ
Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ...
Презентация к выступлению на семинаре заместителей директоров ОО Волосовского района по теме: "Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ"
Формы и методы работы в начальной школе при реализации адаптированной и общеобразовательной программ...