Здоровье участников образовательного процесса в современной модели образования
статья по зож на тему

Цели и задачи :

 

1.                              Показать важность здоровьесберегающих систем образовательного процесса в современной модели образования.

2.                              Формировать позитивную мотивацию здоровьесберегающих технологий и методической деятельности учителя.

3.                              Обобщить опыт работы по организации уроков с использованием здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья детей, а так же для воспитания здорового образа жизни.

 

План выступления:

1.  Вступление.

2.  Здоровьесберегающие системы и методы организации учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.

3.  Творческая деятельность для укрепления физического и психического здоровья учащихся.

4.  Вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1

«Образовательный центр»

Муниципального района Волжский Самарской области

Доклад на тему:

«Здоровье участников образовательного процесса

 в современной модели образования»

Учитель начальных классов:

 Левченко Ольга Викторовна

Слайд № 1.

            Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма.

           Забота о здоровье подрастающего поколения всегда была одной из важнейших задач школы. Медики констатируют , что в школу уже в 1 класс поступает только около 20 % здоровых детей. 

            Однако и уровень заболеваемости в течение учебного года учащихся не удовлетворяет. В моём классе 20 человек, из них этой зимой болел каждый ребёнок с диагнозом ОРЗ, ОРВИ.

            Используя технологии здоровьесберегающей педагогики, мы готовим здоровых детей к жизни после школы. Упущенное в дошкольном возрасте ещё можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее.

             Возникает тревога за здоровье детей, которые испытывают затруднения в обучении, или не справляются с учебной нагрузкой. А значит именно сейчас необходимы меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.

             Наша школа и я в том числе ставим перед собой задачи – формирование у учащихся дух толерантности через самоуправление и реализацию социальных проектов, сформировать у учащихся систему знаний о ЗОЖ, то есть сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание здорового образа жизни учащихся.

             Что же конкретно может сделать учитель начальных классов? Он проводит ежедневно со своим классом больше времени, чем учитель – предметник. На его плечи ложится организация всего рабочего дня в школе, и от него зависит, как он построит свою работу в классе, и будет ли она отвечать здоровьесбережению.

             Зная психологические особенности детей, условия их быта, владея педагогическим мастерством и имея гигиенические знания, учитель должен быть «воспитателем здоровья» ребёнка. А это правильные методы обучения и воспитания, соблюдение режима дня (учёбы и отдыха), чуткость и доброта, терпение и такт в работе с детьми и их родителями, толерантность и человечность, объективность и уважение к личности. На уроках создавать благоприятную доброжелательную деловую обстановку, и дети будут спокойны и уверены в своих силах. Нужно организовать своевременную смену статического напряжения при письме и чтении –

Слайд № 2.

физкультпаузой, а так же активный отдых на переменах, отдых для глаз,

 умелое использование наглядности, смена различных видов учебной деятельности и её активизация – всё это способствует положительным эмоциям учащихся, что облегчает усвоение материала и уменьшает утомление, стимулирует нервную деятельность ребёнка, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни.

           Есть дети с низким уровнем активности и особо медленным темпом работы. Их нужно специально готовить к ответу: положить руку на плечо, стоять рядом, хвалить и поощрять за малейшие успехи. Чтобы каждый работал в ситуации успеха, что снимает напряжение, страх и стресс, а так же повысит познавательную мотивацию, желание что-то  сделать.

           Нужно дифференцировать задания. Осуществляя индивидуальный подход к учащимся, нужно бережно относиться к ранимой психике ребёнка. Детей с дисграфией, дизлексией и дизорфографией лучше освободить от обычной контрольной работы и дать другое задание.

         Как показала многолетняя практика, успех гигиенического обучения и воспитания 

Слайд № 3.

достигается только в том случае, если применяется системный подход к решению этой проблемы. Этот подход включает гигиеническое обучение и воспитание школьников на уроках, во внеклассной и внешкольной работе, в повседневной жизни, санитарное просвещение родителей.

           Чтобы не возникло «воспитательных ножниц» между требованиями школы и семьи, необходим тесный контакт и педагогические лектории с родителями по вопросам гигиены и пропаганды здорового образа жизни. Стараться на лектории приглашать специалистов.

            В тесном сотрудничестве с учениками, родителями, коллегами и медиками я планирую свою работу с учётом сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

                Я провожу родительские собрания на темы:

Слайд № 4.

               Даю советы по укреплению здоровья ребёнка:

Слайд № 5.

           А ещё есть запретительные законы для родителей дома, чего делать нельзя:

Слайды № 6 и 7.

                Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:

Слайд № 8.

- подвижные игры .

                Каждый урок располагает условиями для организации ролевой, театрализованной, сюжетной игры. Для развития ролевых игр ценны уроки ознакомления с окружающим миром и литературного чтения, где дети могут разыгрывать роли реальных животных и растений, «оживших предметов», а так же чтение наизусть стихов с изображением героев, экранизация отрывков произведений.

               На комбинированном уроке последние 10 минут можно использовать для снятия утомления: чтение художественных книг, настольные игры, изучение комплекса физических упражнений и др.

Слайд № 9.

- оздоровительные силы природы 

Слайд № 10.

- гигиенические факторы 

                                                                 Слайд № 11.

              В ходе обучения школьников здоровому образу жизни провожу различные беседы, утренники, с родителями организуем поездки в г. Самара в зоопарк, ботанический сад, дни здоровья, спортивные праздники и эстафеты, проводим подвижные игры на свежем воздухе.

Слайд №  12.

              На уроке, во внеклассной  работе между учителем и учеником строится диалог. Очень важно его построить правильно и уважительно относится к высказываниям детей во время беседы. Приветствую воспроизведение правил по алгоритму и своими словами.

         

            Начиная с 1 класса, я веду наблюдения сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков учения, социальных и коммуникативных навыков, поисковой и проектной деятельности в течение всего учебного процесса, в ситуациях групповой и парной работы, инициативной творческой работы, «ученик как конструктор», миниисследования групповые, самостоятельные или мною направляемые. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству.

Слайд № 13.

             В своих творческих работах каждый ученик получает прилив энергии, самовыражается и самосовершенствуется, у него улучшается настроение, исчезают негативные эмоции. Нужно добавить в нашу жизнь элементы творчества.

На уроках творчества работа организована так, что результат заранее успешен и не является предметом оценки.

Слайды № 14, 15, 16.

 в свою очередь учитель имеет возможность увидеть каждого ребенка в деятельности, не связанной с учебной программой и стандартом. На таких занятиях дети приобретают чрезвычайно важный опыт рассказов о себе, куда более важно понаблюдать за детьми в процессе творчества и выявить, как он связан с их внутренним состоянием. Уроки творчества ценны и тем, что выявляют проблемы некоторых учеников, по результатам строится профилактическая работа стрессовых психических состояний, межличностной атмосферы в классе.

           Например, на уроках технологии осуществляем и планируем собственную трудовую деятельность, контролируем ход и результат, выбираем материалы с учетом свойств и  внешних признаков, декоративное оформление и отделку изделия, создаём различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу. Самостоятельно конструируем. Каждый урок начинается с правил, как пользоваться иголкой, ножницами или другими инструментами.

                                Слайд № 17 – гербарий «Деревья родного края».

Слайд № 18 - мазаика из пластилина, панно из семян и крупы, поделки из природного материала.

Слайд № 19 – «Зайцы здороваются» - динамическая игрушка в подарок другу.

Слайд № 20 – чеканка.

                Слайд № 21 – аппликации из разного вида бумаги и ткани.

Слайд № 22 – аппликации набрызгом.

Слайд № 23 – выпуск детского журнала.

           В 1 классе я веду на уроках обучения грамоте тетради,

Слайды № 24, 25, 26.

где мы с детьми работаем по схемам слов и предложений, знакомимся с буквами, составляем слова и предложения, делаем звуко-буквенный анализ слов. Записи ведём только печатными буквами, потому что каллиграфия письменных букв для урока письма.

              В своей работе я руководствуюсь здоровьесберегающей оценочной деятельностью при проверке тетрадей и устных ответов. В 1 классе нет оценок, но мы учимся, получаем устные оценки и строим дом, каждый кирпичик которого – это успех в школе.

Слайд № 27.

           Любой ученик боится контроля учителя, некоторые дети боятся сообщить оценку родителям. а это приводит к нервозности и стрессу. Первой оценкой должна быть «5». В 1кл. оценивать только удачи. Я приветствую правильные самоисправления как устно так и письменно. Обсуждать на уроке нужно допущенные ошибки и их коррекцию, а не учеников, допустивших эти ошибки. Стараюсь найти у каждого за что похвалить.

            Нужно хвалить детей за саму попытку найти решение. А достижения учащихся оказывают влияние и на качество познавательной деятельности. На каждом уроке необходимо создавать условия для самовыражения каждого ученика. Учу детей ориентироваться в потоке существующей информации, использую аудио и видиозаписи.  

             В школе дети приобретают навыки правильного поведения в школе и самоуправления, в классах находятся информационные стенды, где они делятся новостями, успехами, радостью, могут выбрать партнёра по совместной деятельности и др.

             Жизнь полна стрессов и неприятностей. Поэтому важно учебное сотрудничество и этикетный диалог.

Слайд № 28.

               Применяем Заповеди школьника:

Слайд № 29.

             Накопительной оценкой достижений учащихся может служить портфолио.

Слайд № 30.

            Совокупность этих материалов дает достаточно объективное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в школе.

             Все мы готовимся к введению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, где одной из образовательных технологий является здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Новые стандарты направлены на сохранение здоровья подрастающего поколения и сохранение генофонда нашей страны.

Слайд № 31.

            Важно, чтобы дети владели знаниями и имели потребность их применять в жизни, заботились о своём здоровье и здоровье окружающих. Поэтому школа должна возглавить работу по пропаганде здорового образа жизни, усилить работу по укреплению здоровья детей.

     

   

Литература:

  1. И.С. Артюхова «Настольная книга классного руководителя», 1-4 кл., Москва, изд. «Эксмо», 2008 г.
  2. Т.Н. Максимова «Классные часы», Москва, изд. «Вако», 2009 г.
  3. М.А. Козлова «Внеклассная работа. Классные часы», 1-4 кл., Москва, изд. «Экзамен», 2009 г.
  4. Г.П. Попова «Родительские собрания в начальной школе», Волгоград, изд. «Учитель», 2008 г.
  5. В.Г. Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке», Москва, изд. «Просвещение», 1986 г.
  6. Н.Б. Коростелёв «Воспитание здорового школьника», Москва, изд. «Просвещение», 1986 г.
  7. Журналы «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психологического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС (1 класс)

В материале представлена актуальность данного вида деятельности, раскрыты все направления работы и представлена структура работы педагога-психолога по сопровождению ФГОС....

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования

Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат  в условиях введения ФГОС НОО...

Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – важная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.

    Данный материал был подготовлен для выступления на педагогическом совете. Основная мысль выступления: если педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроке направлено...

Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – важная составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников.

Презентация создана для выступления на педагогическом совете. Основная мысль выступления: если педагогическое взаимодействие учителя и ученика на уроке направлено на формирование субъектно...

Выступление на городском Аналитическом совете по сохранению жизни и здоровья участников образовательного процесса.

Представление опыта работы "Опыт,  проблемы организации обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ по адаптированным программам в системе общего образования"...