Рабочая программа по внеурочной деятельности (факультатив «Весёлый светофор») для 1-4 классов
методическая разработка по зож на тему

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому  программа факультатива «Весёлый светофор»  предусматривает   успешное усвоение обучающимися  правил дорожного движения,  истории  возникновения правил дорожного движения,  способствует  выработке   умений и навыков  ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять  свои знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselyy_svetofor.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                      Согласовано:                                              Утверждаю:                                                                          

Руководитель  МО                            Зам. директора по УВР                        Директор МОУ «СОШ № 106»                                      

 _________ / Е.В.Гераськина /                _________/ Л.М.Татаринова /             __________/Н.В. Ткачёва /                                                                                                                                                    

Протокол №          от                       « ______»  ___________ 20___ г.           Приказ №______ от                          

«_____»__________ 20____г.                                                                         «_____»____________20____г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

(факультатив «Весёлый светофор»)

для 1-4 классов

         

Класс  1 «В»

Классный руководитель: Силукова Л.В.

                                                                                Рассмотрено на заседании

                                                                                              педагогического совета протокол № ___

                                                                                              от _____________________

2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка

Из  года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.  Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.    

Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их,  не осознавая опасных последствий своих действий.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому  программа факультатива «Весёлый светофор»  предусматривает   успешное усвоение обучающимися  правил дорожного движения,  истории  возникновения правил дорожного движения,  способствует  выработке   умений и навыков  ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять  свои знания. Необходимо у ребенка сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому  программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим  детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

          Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей во внеурочное  время.   Знания и навыки, полученные обучающимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.

                                                                 Аннотация
        Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли. Поэтому программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития обучающихся. Имея в виду, что в начальной школе закладывается образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим
 безопасность на дороге, в младших классах изучаются Правила дорожного движения регулярно:  одно  занятие  в неделю,  всего 34 часа  в год (в 1-ом классе -32часа).
    Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание обучающихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе обучающихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных обучающимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
     Обучающийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на уроке и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам. С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает обучающимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. Подготовка буклетов развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение КВНов и мероприятий позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди обучающихся.


                                                          Цель Программы

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих  участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи Программы

Обучающие  (предметные)

  • изучение Правил дорожного движения, истории из создания в России и за рубежом;
  • изучение различных транспортных средств и их особенностей;
  • обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах;
  • изучение устройства велосипеда;
  • обучение практическим навыкам   вождения велосипеда;
  • обучение приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим  при дорожно-транспортных происшествиях;
  • изучение форм пропаганды безопасности движения.


Развивающие

  • развитие творческих и мыслительных способностей детей;
  • развитие навыков ораторского искусства, артистических способностей;
  • развитие потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Воспитательные

  • повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;
  • воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, дисциплинированности, находчивости, ловкости.

Личностными  результатами  обучения  по данной программе являются:

 - развитие личностных качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов учащихся в различных дорожных ситуациях;

- формирование потребности соблюдать транспортную культуру, осознанно выполнять Правила дорожного движения;

- воспитание ответственного отношения к сохранению  личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными    результатами  обучения  по данной программе являются:

- овладение  умениями формулировать личные понятия о безопасности на улицах и дорогах; анализировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасного поведения на улицах и дорогах   с использованием различных источников и новых информационных технологий;

- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на  транспорте.


Дидактические   принципы:
- систематическое изучение правил дорожного движения,
- осознанность в их усвоении,
- постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии    с возрастными возможностями обучающихся.

Направления программы:
  Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
• знакомство с историей ПДД
• развитие практических навыков
• применение их в реальной жизни.


Сроки реализации программы  - 4 года.
 

Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Основные направления работы с детьми:
- диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- организованные формы обучения на занятиях;
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим;
- викторина, КВН по ПДД;
- игра;
- выступления агитбригады отряда ЮИД;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения.

Обучающиеся   должны   знать:
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
правила движения по загородной дороге;
- все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
- все сигналы светофора и их значение;
- правила перехода проезжей части;
- правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
Обучающиеся должны  уметь:
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.
Обучающиеся 1-го класса должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

Обучающиеся  2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Обучающиеся 2-го класса должны уметь:
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях,
при посадке и высадке из общественного транспорта;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
Обучающиеся 3-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса, должны знать:
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- перехода железной дороги.
Обучающиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Формировать и развивать у обучающихся 4-го классов:
• устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
• познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
• понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
• самоконтроль и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Вопросы итогового контроля знаний обучающихся:
1. Назови участников дорожного движения.
2. Перечисли машины, которые можно отнести к общественному транспорту.
3. Назови части городской (загородной) дороги.
4. Продолжи предложение: «Улица с двусторонним движением – это улица, по которой …»
5. Как называется место, где пересекаются улицы?
6. Назовите типы перекрёстков.
7. Какие бывают пешеходные переходы?
8. Расскажи свой путь «Дом – школа»
9. Перечисли обязанности пешеходов (пассажиров).
10. Где следует ожидать общественный транспорт?
11. Расскажите о правилах посадки в общественный транспорт.
12. Расскажите о правилах выхода из общественного транспорта.
13. Где безопаснее переходить дорогу после выхода из автобуса (троллейбуса, трамвая)?
14. Что такое «зебра»?
15. Что такое «островок безопасности»?
16. Какими знаками обозначаются пешеходные переходы?
17. Какие бывают пешеходные переходы?
18. Как перейти улицу, где нет пешеходного перехода?
19. Как найти и определить безопасный ближайший переход улицы (дороги)?
20. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
21. Где должны ходить пешеходы?
22. Назови дорожные знаки, которые можно увидеть на переходах.
23. Какие дорожные знаки тебе известны?
24. Чем отличается регулируемый перекрёсток  от  нерегулируемого?
25. Какие бывают светофоры?
26. Что означает каждый сигнал светофора?
27. Может ли после красного светофора сразу загореться зелёный?
28. Чьи сигналы важнее: светофора или регулировщика?
29. Какое движение называют правосторонним и почему?
30. Что влияет на выбор безопасного пути к другу, в магазин, кинотеатр, библиотеку, на спортивную площадку?

Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД

Контрольные вопросы:
1 класс.
- Кого называют пешеходом?
- Что такое транспорт?
- Для чего предназначен тротуар?
- Что такое перекресток?
- Для чего служат ПДД?
- Для чего служит проезжая часть?
- Где надо переходить улицу?
- Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
- Где можно играть?
- Как нужно вести себя на улице?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
- Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каких местах устанавливается знак «Дети»?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Почему опасно цепляться за автомобили?
- Почему на санках нельзя кататься на улице?
- Где нужно ожидать общественный транспорт?
- Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
- Как нужно себя вести в общественном транспорте?

2 класс.
- Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
- Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
- Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
- Для чего служит дорога?
- Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
- Для чего предназначен тротуар?
- Для чего служит проезжая часть?
- Для чего нужна обочина на дороге?
- Какие транспортные средства вы знаете?
- Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
- Каковы особенности движения пешеходов?
- Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
- Как нужно идти по пешеходному переходу?
- Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
- В каких местах можно переходить дорогу?
- Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
- Кому дает команды пешеходный светофор?
- При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
- Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?

3 класс.
- Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
- Какие вы знаете элементы дороги?
- Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
- Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
- Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
- Зачем нужны обочина и кювет?
- Как отличить главную дорогу от второстепенной?
- Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
- Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?

4 класс.
- Для чего нужны дорожные знаки?
- Где и как устанавливаются дорожные знаки?
- На какие группы делятся все дорожные знаки?
- Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
- Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
- Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
- Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
- Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
 

Ресурсное обеспечение программы:

1.  Уголок “Дорожного движения”.  
2 .  Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.

3. Учебно-тематические папки с документами  и методическими материалами:

- Занятия по ПДД.

- Не хотите быть в беде – соблюдайте ПДД! (Материалы газеты «Добрая дорога детства»)  

- Документация: Единые профилактические дни по БДД, декадники «Внимание – дети!».

- Документация: Единые профилактические дни по БДД, декадники «Внимание – дети!».

- Положения об отряде Юных инспекторов  движения.

- Занимательный материал по ОБЖ.

- Игротека по Правилам дорожного движения.

- Дорожные знаки.

- Сценарии агитбригад по Правилам дорожного движения.

- Билеты и вопросы для проверки знаний по ПДД.

- Положения  о конкурсах и соревнованиях по ПДД.

Список литературы:

1. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. В.И. Ковалько, Москва «ВАКО» 2004 г.

2. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. 2 класс. Т.Н.Максимова, Москва «ВАКО» 2008 г.

3. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. 3 класс. Т.Н.Максимова, Москва «ВАКО» 2008 г.

4. Основы безопасности жизнедеятельности 1- 4классы. Тематическое планирование. Г.Н. Шевченко. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 г.


Календарно-тематическое планирование занятий

1 класс (32 часа)

№ п/п

Наименование раздела и темы

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Дата

Факт

1

Наш город и его транспорт

1 ч

2

Как рождаются опасные ситуации на дороге

1 ч

3

Мы идём в школу

1 ч

4

Движение пешеходов по улицам и дорогам

1 ч

5

Где и как переходить улицу

1 ч

6

Где и как переходить улицу (практическое занятие)

1 ч

7

Наши верные друзья (сигналы светофора)

1 ч

8

Сигналы (жесты) регулировщика)

1 ч

9

Безопасные каникулы

1 ч

10-11

Сами не видят, а другим указывают (дорожные знаки)

2 ч

12

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения (игровая программа)

1 ч

13

Опасные ситуации на дороге

1 ч

14

Опасные ситуации на дороге (практическое занятие)

1 ч

15

Где можно и где нельзя играть

1 ч

16

Проект «Безопасная улица»

1 ч

17

Безопасные каникулы

1 ч

18

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге

1 ч

19-20

Мы - пассажиры

2 ч

21

КВН «Транспорт и правила поведения в нём»

1 ч

22

Будь  внимательным и осторожным

1 ч

23

Правила оказания первой медицинской помощи (практическое занятие)

1 ч

24

Встреча сотрудником ГИБДД (по плану школы)

1 ч

25

Я пешеход ,ты водитель

1 ч

26

Безопасные каникулы

1 ч

27

Обязанности пассажиров

1 ч

28

Дорожные знаки

1 ч

29

Проект (конкурс плакатов «Безопасное колесо»)

1 ч

30

Зачётное занятие

1 ч

31

«В гостях у светофора» (игровая программа)

1 ч

32

Безопасные каникулы

1 ч

Календарно-тематическое планирование занятий

2 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование раздела и темы

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Дата

Факт

1

Основные правила поведения обучающихся на улице, дороге

1 ч

2

Элементы улиц и дорог

1 ч

3

Разметка улиц и дорог

1 ч

4

Движение пешеходов по улицам и дорогам

1 ч

5

Правила перехода улиц и дорог

1 ч

6

Регулирование дорожного движения

1 ч

7

Учусь читать дорожные знаки

1 ч

8

Дорожные знаки

1 ч

9

Безопасные каникулы

1 ч

10

Почему на улице опасно?

1 ч

11

12

1 ч

13

1 ч

14

1 ч

15

1 ч

16

1 ч

17

Безопасные каникулы

1 ч

18

Обязанности пассажиров

1 ч

19

Правила оказания первой медицинской помощи (практическое занятие)

1 ч

20

Встреча сотрудником ГИБДД (по плану школы)

1 ч

21

1 ч

22

1 ч

23

1 ч

24

1 ч

25

1 ч

26

ПДД ты должен знать обязательно на пять! (игровая программа)

1 ч

27

Безопасные каникулы

1 ч

28

1 ч

29

1 ч

30

1 ч

31

Проект (конкурс плакатов «Безопасное колесо»)

1 ч

32

КВН: клуб «Внимательный пешеход»

1 ч

33

Зачётное занятие

1 ч

34

Безопасные каникулы

1 ч

Календарно-тематическое планирование занятий

3 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование раздела и темы

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Дата

Факт

1

Как пешеходы и водители поделили улицу

1 ч

2

Виды транспортных средств и их тормозные свойства

1 ч

3

Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Разбор конкретных случаев дорожно-транспортного травматизма

1 ч

4

Безопасное поведение на тротуарах и обочинах

1 ч

5

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов

1 ч

6

Перекрёстки и их виды

1 ч

7

Поездка за город

1 ч

8

Дорога, её элементы и правила поведения на ней

1 ч

9

Безопасные каникулы

1 ч

10

Как правильно переходить дорогу

1 ч

11

Ты - велосипедист

1 ч

12

Проект «Велосипед»

1 ч

13

О чём говорят дорожные знаки

1 ч

14

Правила оказания первой медицинской помощи (практическое занятие)

1 ч

15

Встреча сотрудником ГИБДД (по плану школы)

1 ч

16

Сигналы, регулирующие дорожное движение

1 ч

17

Безопасные каникулы

1 ч

18

Светофорное регулирование. Проезд специальных транспортных средств

1 ч

19

Правила дорожного движения: железная дорога

1 ч

20

Правила дорожного движения:

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров

1 ч

21

Дорога глазами водителей. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

1 ч

22

Проект «Дорожные знаки»

1 ч

23

Мы - пассажиры

1 ч

24

Поездка на трамвае

1 ч

25

Правила перехода улицы (дороги) после высадки из транспортных средств

1 ч

26

«На улице – не в комнате, о том, ребята, помните» (игровая программа)

1 ч

27

Безопасные каникулы

1 ч

28

Поездка на автобусе и троллейбусе

1 ч

29

Проект «Остановка пассажирского транспорта»

1 ч

30

Экскурсия по городу

1 ч

31

Проект (конкурс плакатов «Безопасное колесо»)

1 ч

32

Игры по ПДД

1 ч

33

Зачётное занятие

1 ч

34

Безопасные каникулы

1 ч

Календарно-тематическое планирование занятий

4 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование раздела и темы

Часы

учебного

времени

Плановые

сроки

прохождения

Дата

Факт

1

Мы и транспорт

1 ч

2

Скорость движения и остановочный путь

1 ч

3-4

Если ты стал водителем

2 ч

5

В детстве не научишься – всю жизнь промучишься (практическое занятие)

1 ч

6

Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств

1 ч

7

Правила оказания первой медицинской помощи (практическое занятие)

1 ч

8

Встреча сотрудником ГИБДД (по плану школы)

1 ч

9

Безопасные каникулы

1 ч

10

Как стать грамотным пассажиром

1 ч

11

Учись быть пешеходом

12

Поездка на электропоезде

1 ч

13

Железнодорожные переезды

1 ч

14

ГИБДД и ДПС

1 ч

15

Отряды юных инспекторов движения

1 ч

16

Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге

1 ч

17

Безопасные каникулы

1 ч

18

Дорожные знаки и их группы

1 ч

19

Дорожная разметка и её предназначение

1 ч

20-21

Устная пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников детских садов (подготовка и проведение)

22

1 ч

23

1 ч

24

1 ч

25

1 ч

26

«Красный, жёлтый, зелёный» (игровая программа)

1 ч

27

Безопасные каникулы

1 ч

28

1 ч

29

1 ч

30

1 ч

31

Проект (конкурс плакатов «Безопасное колесо»)

1 ч

32

1 ч

33

Зачётное занятие

1 ч

34

Безопасные каникулы

1 ч

         

      Программа внеурочной деятельности «Город мастеров»

                                                      Пояснительная записка

      Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов  во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы «Город мастеров» Т.М.Рагозиной

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию  традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Цели программы:  

  • Развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
  • Формирование универсальных учебных действий младших школьников;
  • Создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
  • Развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • Развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.

      Работа в творческих мастерских  представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

      Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

         Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • Ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

     Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • Формирование информационной грамотности современного школьника;
  • Развитие коммуникативной компетентности;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

      Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135

Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Часы для работы в мастерских распределены следующим образом:

                                                             1 класс                       2 класс             3 класс                 4 класс

Мастерская игротеки                            2                                 3                        3                         2

Мастерская лепки                                  5                                 4                        2                         3

Мастерская флористики                       4                                 5                        

Мастерская Деда Мороза                    6                                 4                        4                         4

Мастерская коллекции идей              8                                 10                      3                          7

Мастерская оригами                             4                                 4

Мастерская конструирования и

моделирования                                     4                                  4                        3  

Мастерская кукольного театра                                                                        5

Мастерская дизайна                                                                                           11                       5

Мастерская изонити                                                                                           3

Мастерская мягкой игрушки                                                                                                        4

Мастерская волшебной паутинки                                                                                               5

Мастерская бумагопластики                                                                                                        4

Итого:                                                     33                              34                         34                        34

                                             

                                       Общая характеристика курса «Город мастеров»

Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских. Организовав работу таким образом, мы преследуем цель максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить  кругозор. Таким мастерскими в первом и втором классах являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования. В третьем классе добавляется мастерская дизайна и мастерская кукольного театра. В четвертом классе ребята познакомятся с работой в мастерской мягкой игрушки, волшебной паутинки, бумагопластики.

Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения – взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн)

Для организации творческой деятельности предлагаются объекты, которые служат для детей ориентиром в работе. Прежде чем приступить к работе, ребенку следует путем собственного анализа выявить схему конструкции данного объекта. Он должен выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, найти сходства и различия. Ребенок должен спланировать трудовые операции, определить материалы и подобрать инструменты для работы. В результате данных действий ученик  продолжает развивать такие процессы как внимание, анализ, синтез, сравнение, память, воображение.  Предлагаемый объект не всегда может быть единственно возможным. Ребенок имеет право внести свои изменения, предложить иные варианты, проявить при этом гибкость мышления.

Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он  должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.

Формой организации внеурочной деятельности является кружок. Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.

Планируемые результаты освоения учащимися программы «Город мастеров»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • Внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • Выраженной познавательной мотивации;
  • Устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Планировать свои действия;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • Адекватно воспринимать оценку учителя;
  • Различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Проявлять познавательную инициативу;
  • Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Договариваться, приходить к общему решению;
  • Соблюдать корректность в высказываниях;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • Владеть монологической и диалогической формой речи;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
  • Анализировать объекты, выделять главное;
  • Осуществлять синтез ;
  • Проводить сравнение и  классификацию;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • Осознанно строить сообщения в различных формах;
  • Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • Расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • Оказывать посильную помощь в оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

Содержание курса «Город мастеров»

  1. Основы культуры труда и самообслуживания.

Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.

Организация рабочего места для работы с различными материалами ( рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).

Анализ  объекта и его назначения.

Данный раздел раскрывается при организации творчества во  всех мастерских 1,2,3,4 класса.

  1. Технология ручной обработки материалов.

Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.

Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.

Приемы работы с природными материалами.

Практические работы:

1 класс: композиции из листьев;

2 класс: композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек;

3 класс: работа с листьями (эстамп), работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.

Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы  с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.

Практические работы:

1 класс: лепка фигурок животных, композиции из пластилина;

2 класс: лепка героев сказок,  фигурок домашних животных, составление коллективных композиций;

3 класс: лепка посуды;

4 класс: лепка из соленого теста.

Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.

Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.

Практические работы:

1 класс: новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами;

2 класс: аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами;

3 класс: куклы из геометрических фигур, поделки из гофрированного картона; подвижные игрушки из картона;

4 класс: игры из бумаги, бумагопластика (основы квиллинга), маски для карнавала.

Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений.  Приемы работы с текстильными материалами.

Практические работы:

1 класс: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение;

3 класс: куклы из драпа, изонить;

4 класс:  мягкие игрушки, вышивка, футляры из драпа, макраме.

  1. Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.

Практические работы:

1 класс: кораблик, самолет;

2 класс: вертушка, парашют, конструирование мебели;

3 класс:  игрушки из поролона.

  1. Дизайн.

Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна ( дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.

Практические  работы:

3 класс: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы;

4 класс:  декупаж вазы, плетение из бисера, украшение шкатулки.

                                                     

Тематическое планирование

1 класс (33 часа)

№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Планируемый объект

Дата

план

факт

1,2

Мастерская игротеки

Домино

Счетный материал для уроков математики

3

4

5

6

7

Мастерская лепки

Фигурки животных и композиции из пластилина

  1. Лиса
  2. Заяц
  3. Медведь
  4. Еж
  5. Композиция

 « На лесной полянке»

8

9

10

11

Мастерская флористики

Картинки из засушенных листьев

  1. Пейзаж
  2. Букет
  3. Под водой
  4. Творческая работа

12

13

14

15

16

17

Мастерская Деда Мороза

Новогодние игрушки из цветной бумаги

  1. Игрушки из полосок бумаги
  2. Фонарики
  3. Клоун
  4. Объемные игрушки (лиса, заяц)
  5. Гирлянда из флажков

18

19

20

21

22

23

24

25,26

Мастерская коллекции идей

Поделки из бумаги, ткани, ниток

Поделки из бумаги:

  1. Мышка
  2. Клоун
  3. Лошадь
  4. Объемные цветы (композиция)

Поделки из ткани и пуговиц:

     1-2. Подставка под горячее

Поделки из ниток:

  1. Закладка плетеная
  2. Аппликация «Бабочка»

27

28

29

30

Мастерская оригами

Фигурки животных, композиции

1.Модули оригами

2. Собачка, поросенок, корова, кот

3. Композиция «А у нас во дворе»

31

32

33

Мастерская конструирования и моделиров

Плавающие и летающие модели и игрушки

  1-2. Кораблик

  3-4. Самолет

Тематическое планирование

                                                     2 класс (34 часа)

№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Планируемый объект

Дата

план

факт

1,2,3

4,5

Мастерская флористики

Соломка и способы ее обработки

1.Композиция из соломки «Старинный дом»

2.Композиция из листьев «Сказочная птица»

6,7

8,9

10

Мастерская лепки

Лепка фигурок, композиции из пластилина

1.Герои сказки «Колобок»

2.Составляем композицию

3. Домашний любимец

11,12,

13

Мастерская игротеки

Работа с природным материалом

Шахматы из шишек

14

15

16

17

Мастерская Деда Мороза

Новогодние игрушки из цветной бумаги

  1. Птица из гофрированной бумаги
  2. Объемная игрушка. Домик Деда Мороза
  3. Шар из цветной бумаги

18,19

20,21

22,23

24,

25,26,27

Мастерская коллекции идей

Поделки из цветной бумаги

  1. Аппликация в рамке «Подарок»
  2. Аппликация на складном картоне «Речка и корабли»
  3. Поздравительные открытки с окошком
  4. Букет для мамы
  5. Цветы (квиллинг)

28,29

30

Мастерская  оригами

Сюжетные аппликации

  1. Композиция «Солнце»
  2. Композиция «Колибри»

31,32,

33,34

Мастерская

конструиро-

вания и моделирова-ния

Вертушки,

парашют,

  1. Вертушка
  2. Парашют

Тематическое планирование

3 класс  (34 часа)

№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Планируемый объект

дата

план

факт

1

2,3

Мастерская игротеки

Игрушки из картона

  1. Танграмм
  2. Танцевальный снеговик

4,5

Мастерская лепки

Лепка посуды

Чудо-посуда

6,7,8

9,10

Мастерская кукольного театра

Куклы из сукна и драпа, куклы из цветной бумаги

  1. Куклы из драпа для сказки «Курочка Ряба»
  2. Объемные куклы из геометрических фигур «Театр любимых игрушек»

11,12

13,14

Мастерская Деда Мороза

Новогодние игрушки из цветной бумаги, гофрированного и цветного картона

  1. Дед Мороз и Снегурочка из гофрированного картона
  2. Упаковка «Елочка»

15,16

17

Мастерская коллекции идей

Игрушки с подвижными деталями

Слоненок подвижный

18,19

20,21

22,23

24,25

26,27

28

Мастерская дизайна

Украшение коробок, панно, рамок для фотографий

  1. Украшение коробок яичной скорлупой
  2. Панно-тарелка из пуговиц
  3. Эстамп (украшение подарочной коробки)
  4. Украшение рамки для фотографий
  5. Бусы из фантиков

29,30

31

Мастерская изонити

Декоративные композиции из ниток

Композиции «Цыпленок»

32,33

34

Мастерская

конструиро-

вания и мо-

делирова-ния

Игрушки из поролона

Игрушка «Осьминог»

Тематическое планирование

4 класс (34 часа)

№ п/п

Название мастерской

Тема занятия

Планируемый объект

дата

план

факт

1,2

Мастерская игротеки

Головоломки из цветной бумаги

Пазлы из бумаги

3,4

5,6

7

Мастерская дизайна

Декупаж , украшение мозаикой, аппликацией

1.Декупаж «Ваза под конфеты»

2.Украшение шкатулки мозаикой

3. Аппликация из ткани

8,9

10,11

Мастерская Деда Мороза

Маскарадные маски, идеи для костюмов

  1. Маски для карнавала в смешанной технике
  2. Идеи новогодних костюмов

12,13

14,15

Мастерская мягкой игрушки

Куклы из сукна и драпа

Куклы Анишит- Йокоповны и летучей мыши

16,17

18,19

20,21

22

Мастерская коллекции идей

Сувениры из пластика, футляры, вышивка

1.Сувениры из пластика

2.Футляр для карандашей из драпа

3. Вышивка крестом салфетки

23,24,

25,26

27

Мастерская волшебной паутинки

Сувениры из ниток

Подвеска для цветочного горшка (макраме)

28,29

30,31

Мастерская бумагопластики

Бумажные цветы

Композиции из бумажных цветов в технике квиллинг

32,33

34

Мастерская лепки

Декоративное панно из соленого теста

Панно «У самовара»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «Город мастеров»

  1. Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002
  2. Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002
  3. Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002
  4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997
  5. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2003
  6. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010
  7. Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002
  8. Пицык А.А.  Игрушки из соленого теста. М., 2010
  9. Энциклопедия поделок . М., 2004

Комплект компьютерного оборудования и оргтехники.

Комплект электронных пособий для начальной школы

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1- 2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся по истокам для 1, 2 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной прогр...

Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб "Наш дом-Земля" 1-4 классы

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в р...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Я гражданин России" во 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка " Я гражданин России" для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Весёлые нотки " для 1-4 классов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361525","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 99px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой друг-светофор"

Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 1-4 классов и составлена на основе программы дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспо...