«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
статья по теме
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_k_avgustovskomu_rayonnomu_pedsovetu.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА: БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ»
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
Автор: Костью Е.Ю.- учитель начальных классов ГБОУ СОШ №562 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы в нашем обществе всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Закономерно возросло внимание к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия современного общества и государства, отражающим не только ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому с раннего возраста необходимо формировать культуру здоровья младших школьников.
За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости школьников по классам болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания – 76,6%. Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре заболеваемости учащихся младшего школьного возраста занимают нервно-психические дисфункции (37,7%), нарушения осанки (30%), т.е. так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования отмечается, что «основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание о организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
Формирование культуры здоровья становится всё более актуальным. Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоровье учащихся. Существуют противоречия между необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Ведь здоровье – высшая человеческая ценность, как для общества, так и для индивида. Известно, что состояние здоровья ребенка – важное условие успешного усвоения школьных программ по общеобразовательной и профессиональной подготовке, а также решающий показатель качества трудовых ресурсов и воспроизводства населения нашей страны в ближайшие годы. В связи с этим школа должна внедрять в свою деятельность здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Школа не имеет права наносить ущерб здоровью школьника. Обучать без вреда для здоровья- это обязательное условие её работы.
Образовательный процесс должен опираться на следующие принципы здоровьесбережения учащихся:
- принцип гуманизма
- принцип приоритетности сохранения и укрепления здоровья
- принцип сотрудничества педагога и детей
- принцип индивидуального личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, психолого-педагогическая поддержка
«Здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»,- говорил профессор Н.И.Смирнов..
Основы ЗОЖ закладываются в семье учащихся и продолжают формироваться и развиваться на протяжении всего периода обучения в школе. Под общим контролем должны быть учебные нагрузки, режим дня, двигательные нагрузки, закаливающие процедуры, психологический климат в классе, школе. Школа должна поддерживать постоянную связь с родителями школьников, находить новые формы развлечений и досуга,
направленные на укрепление здоровья детей.
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся требует, во-первых самоанализа школьниками своей валеологической подготовки, стремления управлять своим здоровьем, во-вторых, валеологическое исследование системы школьного образования и определение его влияния на здоровье учащихся.
В школе, где я работаю также внедряются принципы здоровьесбережения. С 1990года наша школа является школой здоровья. У нас широко представлен принцип индивидуально-личностного подхода в обучении и воспитании, а также существует психолого-педагогическая поддержка учащихся. Также в нашей школе создана служба сопровождения школьников. В неё входят: логопед, психолог, социальный педагог.
Способов включения младших школьников в деятельность по формированию ЗОЖ достаточно много. В своей работе я использую такие формы работы, как: - уроки здоровья
- «В гостях у Мойдодыра»
- выставки рисунков
- использование презентаций, посвященных ЗОЖ
- физкультминутки
- динамические паузы
- релаксация
- выпуск стенгазет о ЗОЖ
- спортивные игры, соревнования
- анкетирование родителей и учащихся
- уголок здоровья
- тематические экскурсии - тематические беседы: о гигиене, вредные привычки, правильное питание
Вопросы для анкеты:
1) Что нам помогает сохранить хорошее настроение?
2) С чего вы начинаете ваше утро?
3) Что вы пожелали бы своим родным с утра?
4) Что оказывает положительное воздействие на наше здоровье?
5) Какое действие оказывают на людей добрые слова?
6) От кого зависит ваше хорошее настроение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников"
В выступлении раскрываются цели и задачи системы образования, основные факторы, влияющие на здоровье детей, этапы работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьнико...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО
ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников....
«Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»
laquo;Основные направления работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников»...
Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников
Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников...
Статья на тему:"Организация работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у школьников".
Вопрос воспитания у подрастающего поколения позитивного мнения о роли здорового образа жизни как необходимого условия развития личности в настоящее время является актуальным. Укрепление здоровья, сове...
Условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников
Актуальность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обусловлена востребованностью в российском обществе личности, способной быть субъектом происходящих в стране преобразований. Име...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников средствами игры
Целью стать является анализ игры как средства формирования культуры здоровго и безопасного образа жизни. описание необходимости использования на уроках в начальной школе разных видов игр....