"Школа - территория здоровья"
рабочая программа по зож (2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа направлена на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, в ней описаны методики и технологии направленные на организацию и реализацию здоровьесберегающей деятельности, а также разработана система оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику, коррекцию нарушений здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovesberezheniya.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3» Г. КИМРЫ
Рабочая программа
« Школа – территория здоровья»
Разработала
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
Федулова Марина Михайловна
2015 г.
Пояснительная записка
Здоровье подрастающего поколения в настоящее время вызывает тревогу специалистов, педагогической, родительской общественности, руководителей органов управления в сфере образования и здравоохранения. Здоровье детей во многом зависит от качества среды обитания, уровня развития образования, условий обучения, воспитания, материальной обеспеченности, быта, организации медицинского обеспечения и многих других факторов.
В настоящее время актуальной медико-социальной проблемой является значительное распространение среди детей неблагоприятных факторов, обусловленных образом жизни – низкая двигательная активность, нерациональное (нездоровое) питание, курение, употребление алкоголя и других психоактивных веществ, которые Всемирная организация здравоохранения рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.
У большинства современных детей и подростков отмечается нерациональное (нездоровое) питание, при котором рацион не сбалансирован и характеризуется избытком углеводного компонента, преобладанием животных жиров. Такое питание сопровождается недостатком полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, в особенности микроэлементов, дефицит которых влияет на рост и развитие детей и подростков крайне негативно.
Таким образом, уклад жизни современных школьников характеризуется значительной распространенностью неблагоприятных факторов. Несоблюдение элементарных гигиенических требований ведет к снижению адаптационных возможностей организма. Гипокинезия, нездоровое питание, токсическое воздействие табака, алкоголя на фоне морфофункциональной незрелости, незавершенности развития основных систем организма в значительной степени определяют формирование отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения.
Одним из важнейших компонентов и целью профилактики заболеваний и укрепления здоровья у детей является формирование здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующие сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Здоровый образ жизни – это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а так же поведение, направленное на предотвращение формирования привычек, вредных для здоровья, и их устранение.
Повышение защитных свойств организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение.
В связи с этим большое значение имеет предупреждение возникновения факторов, вредных для здоровья, которое предусматривает различные уровни и направления действий.
В деле формирования здорового образа жизни дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной является учебная деятельность, поэтому вопросы формирования здорового образа жизни могут быть ограниченно включены в учебно-воспитательный процесс.
Необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, трудовые коллективы, неформальные объединения).
В связи с утверждением новых Федеральных государственных образовательных стандартов современная российская школа должна стать местом формирования здоровья школьников.
Личностным результатом освоения основных образовательных программ стало формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Среди предметных результатов освоения образовательных программ есть умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья, показателей развития основных физических качеств.
Актуальность активной здоровьесберегающей деятельности особенно высока в связи с социальной характеристикой контингента семей учащихся. В классе обучаются много детей из семей, которые не могут уделять достаточно внимания их здоровью в силу объективных обстоятельств.
Основные составляющие здоровьесбережения
Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПин, способствуют предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии, предусматривают обучение грамотной заботе о своем здоровье, предусматривают формирование культуры здоровья обучающихся и мотивации их к ведению здорового образа жизни.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
1.Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
2.Субъект - субъектные взаимоотношения - учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
3.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
4.Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
5.Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
6.Активность - активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
7.Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этих задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Нормативно-правовая база:
В 2003 году был издан ПРИКАЗ Минздрава РФ от 21-03-2003 113 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, где роль здоровья населения признана стратегическим потенциалом, фактором национальной безопасности, стабильности и благополучия обществ. Следует отметить, что в Российской Федерации уже принят ряд законодательных актов и программных документов в области охраны здоровья населения. К ним, в частности, относятся:
- “Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан”, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;
- Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ряд статей которого определяет, что гигиеническое воспитание и обучение граждан, направленные на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни, являются обязательными;
- Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, в которой физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека;
- Федеральный закон "Об ограничении курения табака", определивший правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения;
- Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге”, направленное на определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека и совершенствование информационной системы в сфере охраны здоровья населения"
- Закон Российской Федерации «Об образовании от 29.12.2012 года № 273
- Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.;
- «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г. (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993г. № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 г.; № 30-ФЗ, от 20.12.1999г. № 214-ФЗ, от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;
- Закон Российской Федерации «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»;
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, развития детей, подростков и молодежи» № 916 29.12. 2001 г.;
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации « О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации» № 176/2017 от 31. 05. 2002 г.
- Приказ Министерства образования российской федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской Академии образования « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» № 2712/227/166/19 от 16.07.2002 г.;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
Участники: учащиеся, педагогический коллектив, родители, медицинский работник, администрация школы.
Срок реализации: 3 года
Цель: сформировать у учеников и их родителей необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
- Провести мониторинг психолого-физиологического состояния здоровья обучающихся;
- Сформировать базу данных состояния здоровья, психолого-физиологических особенностей и возможностей обучающихся;
- Формировать у обучающихся и родителей систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять кругозор учеников в области физической культуры и спорта;
- Привлекать родителей к сотрудничеству со школой в деятельности по сохранению, совершенствованию культуры здоровья детей;
- Разработать систему оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику, коррекцию нарушений здоровья;
- Внедрить здоровьесберегающие технологии в процесс обучения;
- Создать здоровьесберегающее образовательное пространство.
Направления деятельности:
1. Диагностическое направление предполагает:
- проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются: общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний; текущая заболеваемость;
- анализ организации рабочего пространства кабинета ;
- анализ взаимоотношений учащихся и эмоционального климата в классном коллективе.
- анализ организации учебного процесса с позиции здоровьесбережения.
2. Просветительское направление предполагает:
- просвещение учащихся по вопросам здоровьесбережения;
- организацию деятельности с учащимися и родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
- пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки физической культуры и окружающего мира)
3. Психолого-педагогическое направление предполагает:
- использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
- предупреждение проблем развития ребенка;
- обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- совершенствование деятельности психолого - медико - педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения;
- формирование потребности ведения ЗОЖ (в том числе: правильное сбалансированное питание, соблюдение режима дня и двигательной активности, неприятие вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены и др.) как основы успешности в дальнейшей жизни;
- организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
4. Медицинское направление предполагает: создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
- составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния класса;
- планомерную организацию питания учащихся;
- обязательное медицинское обследование.
5. Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
- организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
- широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
- проведение физкультминуток;
Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса:
Показатели физического здоровья учащихся .
Классный руководитель: Федулова Марина Михайловна
Всего в классе с:
- 1 группой здоровья 0 человек
- 2 группой здоровья 13 человек
- 3 группой здоровья 3 человека
- 4 группой здоровья 0 человек
- 5 группой здоровья 0 человек
С хроническими заболеваниями
- Бронхит 2 человек
- Пневмония 1 человек
- Тонзиллит 1 человек
Наиболее подвержены заболеваниям
- Простудным 15 человек
- ЖКТ 1 человек
Диагностика психологического состояния учащихся 2 «Б» класса
Какое настроение чаще всего бывает у тебя в школе?
Таблица 1
Ответы обучающихся | 2 класс | 3 класс – | 4 класс – |
Весело | 76% | ||
Грустно | 24% | ||
Интересно | 65% | ||
Скучно | 35% | ||
Стараюсь | 97% | ||
Не стараюсь | 3% | ||
Волнуюсь | 79% | ||
Не волнуюсь | 21% | ||
Устаю | 64% | ||
Не устаю | 36% | ||
Радуюсь | 89% | ||
Огорчаюсь | 11% | ||
Легко | 84% | ||
Трудно | 16% | ||
Я - победитель | 100% | ||
Я - проигравший | - |
Анализ организации рабочего пространства кабинета № 8
Учитель: Федулова Марина Михайловна Таблица 2
№ | Требование СанПин | Соответствует/не соответствует (в чем несоответствие) | Негативное воздействие на уч-ся (при несоответствии) | Меры предупреждения/минимализации негативных воздействий (при несоответствии) |
1 | Стены, пол дают возможность проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. | соответствует | ||
2 | Парта/стол соответствует росту учащегося и имеет предусмотренную маркировку. | соответствует | ||
3 | Мебель расставлена с учетом рекомендованных размеров проходов и расстояний | соответствует | ||
4 | Классная доска хорошо очищается, имеет соответствующий цвет и антибликовое покрытие | соответствует | ||
5 | Телевизор установлен в соответствии с требованиями | отсутствует | ||
6 | В кабинете имеется термометр, рекомендованную температуру легко поддерживать, имеется возможность осуществлять как сквозное, так и частичное проветривание | соответствует | ||
7 | Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями | соответствует |
Исследования физического состояния здоровья, учащихся за 2014-2015 учебный год показало, что преобладает высокий показатель детей со 2 группой здоровья, незначительное количество учащихся 3 группы здоровья
Наиболее распространенными являются простудные заболевания, в общей сложности ими переболел каждый ребенок от 1 до 6 раз в течение года. Нарушения зрения и осанки занимают второе место после простудных заболеваний. Зафиксировано наличие заболеваний желудочно-кишечного тракта. 2 ребят перенесли полученные травмы рук и ног. Травмы были получены за пределами образовательного учреждения.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная работа в коллективе должна быть направлена на профилактику простудных заболевание, укрепления мышц спины и глаз, снятие эмоционального и физического перенапряжения, а также формирования знаний и умений в области рационального и правильного и рационального питания.
Результаты исследования психолого-педагогической ситуации (Таблица 1) показали, что у учащихся достаточно развита внутренняя мотивация к занятиям. Эмоциональный климат для ребят достаточно комфортный, ребята чувствуют себя защищенными, радостными, уверенными в своих силах, получают удовлетворение от образовательного процесса и полученных результатов.
Из анализа организации рабочего пространства кабинета можно сделать вывод, что учебный кабинет полностью соответствует требованиям здоровьесбережения.
Принципы реализации:
1.Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
5. Принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников.
6.Принцип триединого представления о здоровье: здоровье - это неразрывное единство трех составляющих - физического здоровья, психического здоровья и духовно-нравственного здоровья.
Для организации и реализации здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе используются следующие образовательные методы и технологии:
Диагностика — общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом процессе или объекте.
Диагностика — важнейший компонент социальной технологии: цель—диагноз — прогноз — программа—внедрение—анализ. Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования.
Диагностические методики
Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении
внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности.
Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.
Беседа — в социально-педагогической работе метод получения и корректировки информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, являющийся важным способом проникновения во внутренний мир личности и понимания ее затруднений. Успех беседы зависит от предварительно установленного контакта; от степени ее подготовленности; от умения социального педагога выстраивать беседу.
Игровые технологии
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных игровых заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
Метод проектов
Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов".
Здоровьесберегающие технологии могут находить отражение и в проектной деятельности учащихся.
Возможные темы проектов:
- «Вредные привычки»;
- «Режим дня»;
- «Спорт и здоровый образ жизни»;«Жизнь без сигарет»; и др.
Таким образом, метод проектов можно рассматривать и как технологию, способствующую решить одну из важнейших задач, стоящую перед школой, - забота о здоровье и формирование здорового образа жизни.
Проблемное обучение
Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).
Технология АМО
Активные Методы Обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, побуждающие их активно мыслить,действовать.
В ходе активного занятия дети ищут решение проблемы, сравнивают различные точки зрения и способы действия. Найденная таким образом информация, выведенное самостоятельно определение не просто механически запомнятся, но будут осознаны как собственное достижение.
Причиной ухудшения здоровья школьников в процессе учебы являются хронические психоэмоциональные учебные стрессы при блокировании естественных механизмов саморегуляции (самокомпенсации стрессов): двигательной активности, эмоционального самовыражения, радости творчества и т. д.)
Для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья используются следующие методики:
- Музыкотерапия
- Ароматотерапия
- Сказкотерапия
- Улыбкотерапия
- Игротерапия
Ожидаемые результаты:
- отсутствие отрицательной динамики состояния физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;
- сформированность у обучающихся культуры ЗОЖ, отношения к своему здоровью как общечеловеческой ценности и привитие навыков здорового образа жизни.
- рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
- создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ
- повышение успешности учащихся в образовательной деятельности благодаря улучшению физического и эмоционально-психологического состояния.
План мероприятий по реализации программы здоровьесбережения. | ||||
№ | Название мероприятия | Сроки проведения | Ответственный | Планируемый результат |
1. | Составление расписания уроков с учетом требований. | сентябрь | Классный руководитель Федулова М.М. | Рациональное расписание уроков |
2. | Организация питания | В течении года | администрация | Правильное составленное меню |
3. | Проведение инструктажей по профилактике травматизма | В течение года | Классный руководитель Федулова М.М. | Приобретение знаний о безопасном поведении. |
4. | Акция «Зеленые растения в класс» | В течение года | Классный руководитель Федулова М.М., родители | Обогащение кабинета кислородом и очищение воздуха. |
5. | Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка» | сентябрь | Классный руководитель Федулова М.М. | Выявление отклонений здоровья у учащихся. |
6. | Анализ занятости учащихся в спортивных секциях | сентябрь | Классный руководитель Федулова М.М. | |
7. | Экскурсия в парк «Обогащаем свой организм кислородом» | сентябрь | Классный руководитель Федулова М.М. | Получение знаний о пользе прогулок в парке, лесу; насыщение организма кислородом, оздоровление. |
8. | Веселые переменки | В течение года | Классный руководитель Федулова М.М. | Рациональный отдых на переменах. |
9. | «Кросс нации 2015» | октябрь | Оздоровление организма | |
10. | Физкультминутки | ежедневно | Классный руководитель Федулова М.М. | Восстановление сил. |
11. | Адаптационная игра « Почему я должен беречь своё здоровье?» | октябрь | Классный руководитель Федулова М.М. | Воспитание сочувствия к окружающим и стремление к ведению здорового образа жизни. |
12. | Проект «Как быть здоровым?» | октябрь | Классный руководитель Федулова М.М. | Расширение знаний о ЗОЖ, привитие учащимся важности ведения ЗОЖ. |
13. | Лекции о здоровье в рамках предмета «Окружающий мир» | В течение года | Классный руководитель Федулова М.М. | Накопление учащимися знаний о закаливании организма, здоровом питании, правильном распорядке дня и др. |
14. | Доклад по теме «Здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС» на заседании ШМО. | октябрь | Федулова М.М. | Обмен опытом с коллегами |
15. | Беседа «Полезные и вредные привычки» | ноябрь | Классный руководитель Федулова М.М. | Накопление знаний о влияние вредных и полезных привычек на здоровье человека. |
16. | Эстафета «Папа, мама, я – спортивная семья.» | ноябрь | Классный руководитель Федулова М.М. | Сотрудничество с родителями через обучение. |
17. | Профилактические прививки | В течение года | Медицинский работник | |
18. | Формирование групп здоровья по показателям | ежегодно | Медицинский работник | Оформление листа здоровья в классном журнале |
19. | Конкурс «Мои спортивные достижения» | ноябрь | Классный руководитель Федулова М.М. | Создание проекта |
20. | Практическое занятие «Если хочешь быть здоров– закаляйся» | декабрь | Классный руководитель Федулова М.М. | Приобретение навыка закаливания |
21. | Спортивно – развлекательный турнир «А ну – ка, мальчики!» | февраль | Классный руководитель Федулова М.М. | |
22. | Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой организм?» | март | Классный руководитель Федулова М.М. | |
23. | Беседа «Ты – то, что ты ешь» о пользе и вреде некоторых продуктов | март | Классный руководитель Федулова М.М. | Создание полезного меню |
24. | Спортивный турнир «А ну-ка, девочки!» | март | Классный руководитель Федулова М.М. | |
25. | Спортивно – игровое мероприятие, посвященное всемирному дню здоровья «Будь здоров!» | апрель | Классный руководитель Федулова М.М. | Привлечение к спорту |
26. | Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | май | Классный руководитель Федулова М.М. | Получение знаний о закаливании |
27. | «Веселые старты» | май | Классный руководитель Федулова М.М. | |
28. | Летний оздоровительный лагерь «Ветерок» | июнь | Начальник лагеря |
Система организации контроля за выполнением программы:
Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.
- проведение заседаний Методического совета школы;
- посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;
- создание методической копилки опыта;
- мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в школе.
- сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению.
- контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
Для эффективного управления реализацией Программой была разработана структурно-функциональная модель.
Директор – контролирует работу заместителя и руководителей структурных подразделений, регулирует деятельность всего коллектива Центра творчества по выполнению задач по здоровьесбережению, стоящих перед образовательным учреждением.
Заместитель директора – занимается вопросами контроля над образовательным процессом, анализирует, регулирует и планирует деятельность педагогического коллектива по выполнению задач здоровьесбережения, ведет документацию в соответствии с функционалом.
– контролируют образовательный процесс в отделах, реализацию дополнительных общеобразовательных программ по направлениям деятельности, организацию и проведение физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий и культурно-образовательных событий.
Методический отдел – занимается сопровождением развития образовательного процесса в инновационном режиме, повышением профессиональной компетентности педагогов на рабочем месте, проводит информационно-аналитические исследования, мониторинг эффективности осуществления образовательного процесса с точки зрения здоровьесбережения.
Педагогический коллектив – ориентирован на реализацию дополнительных общеобразовательных программ по направлениям деятельности, регулярно совершенствует свое педагогическое мастерство, внедряет современные образовательные технологии, способствующие здоровьесбережению учащихся, проводят диагностику эффективности работы по формированию ЗОЖ.
Завхоз – обеспечивает материально-техническую базу учреждения и гигиенические требования для организации образовательного процесса.
15. Методическое обеспечение программы.
1.Анкета для родителей «Здоровье вашего ребенка»
2.Анкета «Веселый – грустный»
3.Методика «Что у меня на сердце?»
4.Адаптационная игра «Почему я должен беречь своё здоровье?»
5.Конспект беседы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
6.Конспект беседы «Полезные и вредные привычки»
7.Конспект практического занятия «Если хочешь быть здоров– закаляйся»
8.Сценарий дидактической игры «Знаешь ли ты свой организм?»
9.Конспект беседы «Ты – то, что ты ешь» о пользе и вреде некоторых продуктов
10Конспект лекции о здоровье в рамках предмета «Окружающий мир»
11.Сценарии спортивных праздников.
12.Памятки о рациональном питании по возрастным группам.
13.Сценарии родительских собраний
14.Тренинг «Тайм менеджмент».
15.Тренинг «Разрешаем конфликты».
16.Система оценивания развития компетенций у учащихся в области здоровьесбережения.
17.Сценарии педагогических советов по здоровьесбережению.
18. Сценарий спортивно – развлекательного турнира «А ну – ка, мальчики!»
19. Сценарий спортивного турнира «А ну-ка, девочки!»
20.Сценарий спортивно – игрового мероприятия, посвященного всемирному дню здоровья «Будь здоров!»
21. Сценарий метапредметного классного часа "Куда утекает моё время?"
Литература:
1.Закон Российской Федерации «Об образовании от 29.12.2012 года № 273.
2.Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», № 124-ФЗ от 24.07.1998г.
3.«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.06.1993 г.
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями).
5.Приказ от 28 декабря 2010 г. N 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
6.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
7.Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.
8.Беглова Т.В. МеркуловаТ.В. Учебно-методическое пособие "Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать свое время".
9.Волчек М.Г. Обучение математике младших школьников в условиях здоровьесбережения / Дис. . канд. пед. наук., 2007.
10.Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.
11. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 1993.
12.Долженко Ю. А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. / Практико-ориентированное пособие для руководителей ОУ. – Барнаул: АКИПКРО, 2001. – 569 с.)
13. Ермакова, М.В. Организация здоровьесберегающего пространства в современной школе/ М.В. Ермакова, Е.В. Менделян, Владивосток: 2009. – 320 с.
14.Калинкин, Л.А. Использование новых и традиционных активно-оздоровительных технологий для оздоровления учащихся общеобразовательных учреждений (система ПОЛИКОН): Метод. пособие. – М., 2003. - 119 с.
15.Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
16.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.
17.Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр/ В.И. Ковалько, М.: “ВАКО”, 2009, 208 с. – (Мастерская учителя).
18.Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова; художник Б.Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002.
19. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.
20.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
21. Петрухина С. , Стюхина Г. Учебно-методическое пособие «Взрослые и дети, или Как преодолеть трудности в общении?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный замысел команды ОУ по созданию «Школа- территория здоровья»
Проект команды ОУ по созданию "Школа-территория здоровья" предназначен для учащихся с 1-11 классы.Данный ресурс может быть полезен учителям и родителям учащихся школы.Целью проекта является разработка...
"Школа - территория здоровья"
Выступление по обмену опытом...
Родительское собрание "Школа-территория здоровья"+презентация
Родительское собрание "Школа - территория здоровья" с презентацией...
"Школа - территория здоровья"
Данный материал представляет собой статью из опыта работы школы по созданию здоровьесберегающей среды. МОУСОШ № 1 на протяжении многих лет работает над данной темы. За годы работы накоплен опыт, котор...
Школа территория здоровья
Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предел...
"Наша школа - территория здоровья"
Школа формирования здоровья. Модель по здоровьесбережению в школе...
Проект для начальной школы "Школа - территория здоровья"
Проект "Школа - территория здоровья" был реализован в начальной шокле в 2016-2017 учебном году. В опубликованном материале вы найдете не только положение о проекте, но и результаты его реализации с фо...