Курс Уроки нравственности по внеурочной деятельности в 3 классе. ФГОС.
календарно-тематическое планирование по зож (3 класс) на тему
Рабочая программа курса Уроки нравственности по внеурочной деятельности в 3 классе (ФГОС) в СОШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti.docx | 43.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для 3 класса составлена на основе авторской программы Л. В. Мищенковой Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:
К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:
- систему нравственных качеств и этическое сознание;
- потребность в самовоспитании и саморазвитии;
- чувство уважения к правам и обязанностям человека;
- чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
- ценностное отношение к природе, окружающей среде;
- потребность в чтении художественной литературы.
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).
Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ 3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||
1 | Путешествие в сказку | Герои любимых сказок | Формировать стремление к чтению художественной литературы | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности | |
2 | И снова об осени | Любовь к природе | Формировать представление о признаках осени | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
3 | О себе, о дружбе, о друзьях | Любовь, уважение, дружба | Научатся понимать особенности переживаний другого | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах | |
4 | О добре и зле | Доброта, злость | Формировать стремление к самосовершенствованию | Р: Поиск объекта по описанию П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: приём и передача информации | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
5 | Посылка от сказочных героев | Любовь к чтению | Познакомятся с литературными героями | Р: группировка и упорядочение объектов П: установление причинно-следственных связей, К: построение рассуждений | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
6 | Письмо дедушки Морфея | Гигиена сна | Познакомятся с гигиеной сна | Р: Выполнение инструкций, в том числе программы или алгоритма. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения К: приём и передача информации | Развитие стремления к здоровому образу жизни | |
7 | Эдуард Успенский | Автор любимых детских книг и мультфильмов | Узнают, как можно помириться | Р: оценивать потребность в дополнительной информации П: использование знаково-символических средств К: учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности | Развивать стремление к чтению художественной литературы | |
8 | Выглянуло солнышко | Любовь к природе | Узнают об осенних явлениях в природе | Р: овладение способами и приёмами поиска П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К: преодоление эгоцентризма в личностных отношениях | Развивать толерантное отношение к осенним невзгодам | |
9 | О кошках и собаках | Любовь к животным | Узнают о роли кошек и собак в нашей жизни | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие доброго отношения и чувство ответственности за домашних животных | |
10 | У камина | Доброжелательность, честность, толерантность, понимание, отзывчивость | Научатся обсуждать проблему | Р: использовать приёмы синтез и анализа П: классификация предметов по нескольким признакам, использование трафарета К: использование речевых средств для решения задачи | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
11 | Клуб "Выручалка" | Полезность для окружающих | Узнают, как можно принести пользу другим | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности | |
12 | Слушаем сказку | Любовь к животным | Узнают о доброте и отзывчивости | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
13 | О животном не очень приятном | Толерантность к лягушкам и жабам | Узнают о приносимой пользе этих животных | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие терпимого отношения к лягушкам жабам | |
14 | В гости к друзьям из Простоквашино | Герои книги Э. Успенскоко "Дядя фёдор, пёс и кот" | Познакомятся с героями книги | Р: Поиск объекта по описанию П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: приём и передача информации | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
15 | Что за праздник без цветов | Познакомить с профессией цветовода | Узнают о роли цветов в нашей жизни | Р: группировка и упорядочение объектов П: установление причинно-следственных связей, К: построение рассуждений | Развитие умения видеть красоту цветов и восхищаться ею | |
16 | В мире профессий | Разнообразие профессий | Познакомятся с разными профессиями | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | |
17 | Наши страхи | Причины страхов | Познакомятся с некоторыми причинами возникновения страхов | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Формировать умения находить выход из критической ситуации | |
18 | Что такое зима? | Красота природы | Познакомятся с признаками зимы | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Формирование умения принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою | |
19 | Знаменитые малыши. Незнайка | Любовь к чтению | Познакомятся с литературными героями | Р: Поиск объекта по описанию П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: приём и передача информации | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
20 | Экзотические животные | Экзотические животные | Познакомятся с особенностями некоторых экзотических животных | Р: группировка и упорядочение объектов П: установление причинно-следственных связей, К: построение рассуждений | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
21 | Зимушка-зима | Традиции празднования Старого Нового года | Научатся видеть красоту русской природы | Р: Выполнение инструкций, в том числе программы или алгоритма. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения К: приём и передача информации | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности | |
22 | Зимние забавы | Здоровый образ жизни | Узнают о зимних забавах | Р: оценивать потребность в дополнительной информации П: использование знаково-символических средств К: учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности | Развитие стремление к здоровому образу жизни | |
23 | Да здравствуют книги | Интерес к книгам | Осознают ценность книг | Р: овладение способами и приёмами поиска П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К: преодоление эгоцентризма в личностных отношениях | Развитие мотивов по новому посмотреть на книги, подметить их ценность, умение выражать благодарность книгам и людям, создавшим их | |
24 | Роза для мамы | Доброта, отзывчивость, любовь к матери | Узнают, что такое доброта и отзывчивость | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
25 | Принцессы Шарля Перро | Любовь к чтению | Познакомятся с лучшими женскими качествами | Р: использовать приёмы синтез и анализа П: классификация предметов по нескольким признакам, использование трафарета К: использование речевых средств для решения задачи | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
26 | Клуб "Белая ворона" | Любовь к чтению | Познакомятся с значением крылатого выражения "белая ворона" | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | |
27 | И снова клуб "Белая ворона" | Любовь к чтению | Узнают, что такое доброта и отзывчивость | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Формирование позитивной самооценки, самоуважения | |
28 | Бабочек весёлый хоровод | Экологическая тема | Узнают основные правила поведения по отношению к природе | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве | |
29 | Театр кошек Юрия Куклачёва | Единственный в мире театр кошек | Познакомятся с единственным в мире театром кошек | Р: Поиск объекта по описанию П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: приём и передача информации | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
30 | Учимся работать в микрогруппе | Отзывчивость, сочувствие, доброжелательность, сплочённость, толерантность | Узнают, что такое отзывчивость и сочувствие | Р: группировка и упорядочение объектов П: установление причинно-следственных связей, К: построение рассуждений | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
31 | Фея Фантаста | Стремление к чтению | Познакомятся с литературными героями | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности | |
32 | Хлеб - наше богатство | Бережное отношение к хлебу | Познакомятся с профессией хлебороба | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
33 | Берегите время! | Бережное отношение ко времени | Узнают, для чего нужно беречь время | Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить. П: Строить речевое высказывание в устной форме К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра | Развитие мотивов учебной деятельности | |
34 | Цветочная карусель | Любовь к природе | Познакомятся с некоторыми видами цветов | Р: Поиск объекта по описанию П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера К: приём и передача информации | Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
- Л.В.Мищенкова. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Рабочие программы. 1-4 класс
Рабочие тетради:
- Л.В.Мищенкова. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». 3 класс. В 2-х частях.
Методические пособия:
- Л.В.Мищенкова. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». 3 класс
Технические средства обучения
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
- Мультимедийный проектор
- Электронная доска
- Компьютер
- Сканер
- Принтер
- Фотокамера цифровая
Оборудование класса
- Ученические двухместные столы с комплектом стульев
- Стол учительский с тумбой
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса « Уроки здоровячков» для внеурочной деятельности
программа «Уроки здоровячков» на основе авторской программы Э. Н. Петляковой «Уроки здоровья в начальной школе»...
Внеурочная деятельность 1 класс ФГОС "О Москве и родном городе"
Дети на занятиях знакомятся с историей Москвы, её достопримечательностями и с историей своего родного города Волоколамска. К каждому занятию - презентация или сюжетные картинки и фотографии....
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)- занимательная математика...
Формирование УУД на уроках и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС с использованием учебно-наглядных пособий и ИКТ в начальной школе
Из опыта работты учителя...
Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...
Рабочая программа по курсу "В мире книг" (внеурочная деятельность), 4 класс
Рабочая программа по курсу "В мире книг" (внеурочная деятельность), 4 класс...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС
Развитие у детей познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...