Курс Уроки нравственности по внеурочной деятельности в 3 классе. ФГОС.
календарно-тематическое планирование по зож (3 класс) на тему

Кротова Елена Викторовна

Рабочая программа курса Уроки нравственности по внеурочной деятельности в 3 классе (ФГОС) в СОШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti.docx43.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» для 3 класса составлена на основе авторской программы Л. В. Мищенковой  Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».

        ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».

        Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

        В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.

        Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

        Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.

        Задачи курса:

        - сформировать систему нравственных ценностей;

        - способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;

        - формировать экологически воспитанную личность;

        - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;

        - формировать интерес к чтению художественной литературы;

        - развивать познавательную активность;

        - развивать творческие способности.

        Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Результаты освоения курса        

Личностные универсальные учебные действия:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся:

        К концу обучения в начальной школе учащиеся должны иметь:

        - систему нравственных качеств и этическое сознание;

        - потребность в самовоспитании и саморазвитии;

        - чувство уважения к правам и обязанностям человека;

        - чувство трудолюбия, уважения к людям труда;

        - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

        - ценностное отношение к природе, окружающей среде;

        - потребность в чтении художественной литературы.

Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».

        Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.

        Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 34 занятия (1 час в неделю).

        Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ 3 КЛАСС (34 ЧАСА)

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

Путешествие в сказку

Герои любимых сказок

Формировать стремление к чтению художественной литературы

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности

2

И снова об осени

Любовь к

природе

Формировать представление о признаках осени

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

3

О себе, о дружбе, о друзьях

Любовь, уважение, дружба

Научатся понимать особенности переживаний другого

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах

4

О добре и зле

Доброта, злость

Формировать стремление к самосовершенствованию

Р: Поиск объекта по описанию

П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

К: приём и передача информации

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

5

Посылка от сказочных героев

Любовь к чтению

Познакомятся с литературными героями

Р: группировка и упорядочение объектов

П:  установление причинно-следственных связей,

К: построение рассуждений

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

6

Письмо дедушки Морфея

Гигиена сна

Познакомятся с гигиеной сна

Р: Выполнение инструкций, в том числе программы или алгоритма.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения

К: приём и передача информации

Развитие стремления к здоровому образу жизни

7

Эдуард Успенский

Автор любимых детских книг и мультфильмов

Узнают, как можно помириться

Р: оценивать потребность в дополнительной информации

П: использование знаково-символических средств

К: учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности

Развивать стремление к чтению художественной литературы

8

Выглянуло солнышко

Любовь к природе

Узнают об осенних явлениях в природе

Р: овладение способами и приёмами поиска

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

К: преодоление эгоцентризма в личностных отношениях

Развивать толерантное отношение к осенним невзгодам

9

О кошках и собаках

Любовь к животным

Узнают о роли кошек и собак в нашей жизни

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие доброго отношения и чувство ответственности за домашних животных

10

У камина

Доброжелательность, честность, толерантность, понимание, отзывчивость

Научатся обсуждать проблему

Р: использовать приёмы синтез и анализа

П: классификация предметов по нескольким признакам, использование трафарета

К: использование речевых средств для решения задачи

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

11

Клуб "Выручалка"

Полезность для окружающих

Узнают, как можно принести пользу другим

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности

12

Слушаем сказку

Любовь к животным

Узнают о доброте и отзывчивости

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

13

О животном не очень приятном

Толерантность к лягушкам и жабам

Узнают о приносимой пользе этих животных

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие терпимого отношения к лягушкам жабам

14

В гости к друзьям из Простоквашино

Герои книги Э. Успенскоко "Дядя фёдор, пёс и кот"

Познакомятся с героями книги

Р: Поиск объекта по описанию

П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

К: приём и передача информации

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

15

Что за праздник без цветов

Познакомить с профессией цветовода

Узнают о роли цветов в нашей жизни

Р: группировка и упорядочение объектов

П:  установление причинно-следственных связей,

К: построение рассуждений

Развитие умения видеть красоту цветов и восхищаться ею

16

В мире профессий

Разнообразие профессий

Познакомятся с разными профессиями

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

17

Наши страхи

Причины страхов

Познакомятся с некоторыми причинами возникновения страхов

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Формировать умения находить выход из критической ситуации

18

Что такое зима?

Красота природы

Познакомятся с признаками зимы

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Формирование умения принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою

19

Знаменитые малыши. Незнайка

Любовь к чтению

Познакомятся с литературными героями

Р: Поиск объекта по описанию

П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

К: приём и передача информации

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

20

Экзотические животные

Экзотические животные

Познакомятся с особенностями некоторых экзотических животных

Р: группировка и упорядочение объектов

П:  установление причинно-следственных связей,

К: построение рассуждений

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

21

Зимушка-зима

Традиции празднования Старого Нового года

Научатся видеть красоту русской природы

Р: Выполнение инструкций, в том числе программы или алгоритма.

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения

К: приём и передача информации

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности

22

Зимние забавы

Здоровый образ жизни

Узнают о зимних забавах

Р: оценивать потребность в дополнительной информации

П: использование знаково-символических средств

К: учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности

Развитие стремление к здоровому образу жизни

23

Да здравствуют книги

Интерес к книгам

Осознают ценность книг

Р: овладение способами и приёмами поиска

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

К: преодоление эгоцентризма в личностных отношениях

Развитие мотивов по новому посмотреть на книги, подметить их ценность,  умение выражать благодарность книгам и людям, создавшим их

24

Роза для мамы

Доброта, отзывчивость, любовь к матери

Узнают, что такое доброта и отзывчивость

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

25

Принцессы Шарля Перро

Любовь к чтению

Познакомятся с лучшими женскими качествами

Р: использовать приёмы синтез и анализа

П: классификация предметов по нескольким признакам, использование трафарета

К: использование речевых средств для решения задачи

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

26

Клуб "Белая ворона"

Любовь к чтению

Познакомятся с значением крылатого выражения "белая ворона"

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

27

И снова клуб "Белая ворона"

Любовь к чтению

Узнают, что такое доброта и отзывчивость

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Формирование позитивной самооценки, самоуважения

28

Бабочек весёлый хоровод

Экологическая тема

Узнают основные правила поведения по отношению к природе

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве

29

Театр кошек Юрия Куклачёва

Единственный в мире театр кошек

Познакомятся с единственным в мире театром кошек

Р: Поиск объекта по описанию

П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

К: приём и передача информации

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

30

Учимся работать в микрогруппе

Отзывчивость, сочувствие, доброжелательность, сплочённость, толерантность

Узнают, что такое отзывчивость и сочувствие

Р: группировка и упорядочение объектов

П:  установление причинно-следственных связей,

К: построение рассуждений

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

31

Фея Фантаста

Стремление к чтению

Познакомятся с литературными героями

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности

32

Хлеб - наше богатство

Бережное отношение к хлебу

Познакомятся с профессией хлебороба

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

33

Берегите время!

Бережное отношение ко времени

Узнают, для чего нужно беречь время

Р: Понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить.

П: Строить речевое высказывание в устной форме

К: Формулировать собственное мнение и позицию, контролировать высказывания партнёра

Развитие мотивов учебной деятельности

34

Цветочная карусель

Любовь к природе

Познакомятся с некоторыми видами цветов

Р: Поиск объекта по описанию

П: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

К: приём и передача информации

Развитие личностной ответственности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

  1. Л.В.Мищенкова. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо». Рабочие программы. 1-4 класс

Рабочие тетради:

  1. Л.В.Мищенкова. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».  3 класс. В 2-х частях.

Методические пособия:

  1. Л.В.Мищенкова. Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо».  3 класс 

Технические средства обучения

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
  2. Мультимедийный проектор
  3. Электронная доска
  4. Компьютер
  5. Сканер
  6. Принтер
  7. Фотокамера цифровая

Оборудование класса

  1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев
  2. Стол учительский с тумбой
  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса « Уроки здоровячков» для внеурочной деятельности

программа «Уроки здоровячков» на основе авторской программы Э. Н. Петляковой «Уроки здоровья в начальной школе»...

Внеурочная деятельность 1 класс ФГОС "О Москве и родном городе"

Дети на занятиях знакомятся с историей Москвы, её достопримечательностями и с историей своего родного города Волоколамска. К каждому занятию - презентация или сюжетные картинки и фотографии....

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности (2 класс,ФГОС)- занимательная математика...

Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...

Рабочая программа по курсу "В мире книг" (внеурочная деятельность), 4 класс

Рабочая программа по курсу "В мире книг" (внеурочная деятельность), 4 класс...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС

Развитие у детей  познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...