Хатха - йога - путь к здоровью
презентация к уроку по зож (4 класс) на тему
В ходе занятий по хатха – йоге дети получают навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволит детям вступить во взрослую жизнь здоровым, счастливым и гармонично развитым человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hatha_yoga_vystuplenie_na_mo.ppt | 259 КБ |
prezentatsiya_chast_2.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное настроение и самочувствие, проясняет ум. Это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования. Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому в своей работе считаю целесообразным применение детского варианта йоги «ХАТХА –ЙОГИ» с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.
Детская йога – это не очередное модное веяние. О благотворном воздействии йоги на организм ребенка говорят многие врачи и специалисты, как в России , так и за рубежом. Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха – йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста. Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях хатха – йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста.
До сих пор специалисты не пришли к единому мнению о том, в каком возрасте следует начинать заниматься йогой. Некоторые советуют приступать к упражнениям не ранее 11-12 лет, другие утверждают, что йога полезна даже малышам в возрасте от 3-х лет. Дело в том что йога представляет собой многоуровневую систему и включает в себя в том числе медитацию и пранаяму (контроль дыхания), которые входят в противоречие с природой детского сознания, а поэтому не должны входить в рамки занятий. Если теория йоги может быть интересна и познавательна для детей старшего возраста, то детям младшего школьного возраста основы этих знаний могут передаваться только в самой облегченной форме.
Из всех разнообразных аспектов йоги для детского восприятия наиболее подходят принцип Ямы-Ниямы и асаны. Понятие «Яма» означает комплекс этических норм: правдивость, ненасилие, неворовство, воздержание, нежелание чужого. «Нияма» устанавливает основы личного поведения: чистота, удовлетворенность, сдержанность и т.д. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнавать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делая их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия по хатха-йоге строю на упражнениях скорее напоминающих игру и основывающихся на подражании, а асаны преподаю в легкой доступной форме. Детям не приходиться заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии использую имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка. Особенно полезна йога воспитанникам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей.
Йога развивает гибкость, хорошую осанку и помогает бороться со школьным сколиозом. Кроме того, она повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, неусидчивым и гиперактивным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают. В подростковом возрасте дети активно развиваются, поэтому на данном этапе йога поможет им преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и душевное равновесие. Занятия способствуют развитию спокойствия и сосредоточенности, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволяют подросткам поддерживать форму и справляться со стрессами повседневной жизни.
Воспитанники в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет отличаются более высокой силой и энергией. Они уже способны постичь тонкие особенности техники выполнения отдельных асан, поэтому они более интенсивно занимаются йогой. Общим принципом преподавания хатха – йоги для всех возрастных групп является динамичность и разнообразие. Детям свойственна смелость, открытость, а также высокая физическая и эмоциональная гибкость, поэтому они постигают йогу гораздо быстрее и успешнее взрослых.
На занятиях учитываю тот факт, что маленькие дети не умеют надолго концентрировать внимание, поэтому длится оно не более 15 минут. Слежу чтобы дети все упражнения делали правильно и осторожно, без напряжения. Дети от природы непосредственны, подвижны и любознательны. Они открыты для всего нового и обладают неистощимой энергией. Моя задача – направить эту энергию на созидание, на укрепление здоровья и развитие позитивного отношения к окружающему миру. В ходе занятий по хатха – йоге дети получают навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволит детям вступить во взрослую жизнь здоровым, счастливым и гармонично развитым человеком.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Садимся на коврик по-турецки или на корточки. Мы – маленькие медвежата, которые просыпаются от зимней спячки: потягиваемся в разные стороны , зеваем для правдоподобности.
Медвежата очень голодные и мечтают о большом сладком яблоке! Представим, что наша голова это большое яблоко, а наши плечи – это края большой тарелки. Покатаем яблоко по тарелке. Это круговые движения головой в одну и в другую сторону , закрываем глаза – изображаем, как медвежата мечтают о яблоке. Можно предложить ребенку самому придумать, какой круглый фрукт он катает по своей тарелке, может, это будет персик или апельсин.
Нужно пойти поискать себе еду. Медвежата разминают все свои лапки: вытягиваем вперед ручки, сжимаем-разжимаем пальчики, вращаем кулачками, вытягиваем ножки, трясем ими, вращаем стопами .
Медвежата вылезают из своей берлоги и выходят в сонный весенний лес: поднимаемся и ходим «по-медвежьи» (сначала на внешней стороне стопы, потом – на внутренней). Со всех сторон их окружают большие молчаливые деревья: поднимаем одну ногу и упираемся ее стопой в другую, опорную, ногу, соединяем ладошки и поднимаем руки вверх (Поза Дерева). Поза Дерева развивает выносливость, координацию, концентрацию.
Среди деревьев медвежата находят просторную поляну, на которой зеленеют росточки : присаживаемся на корточки и начинаем медленно выпрямляться вверх –из маленького зернышка вырастает стебелек. Да это же веточки малины! А медведи, как известно, большие любители малинки.
Медвежата решили построить заборчик вокруг найденной полянки: расставим ножки пошире, вытянем ручки в стороны и опустим правую ручку к правой ножке, а левую ручку вытянем высоко к небу (Поза Треугольника). Поза Треугольника укрепляет спину и боковые мышцы.
Медвежатам захотелось, чтобы забор был не только крепким, но и красивым: теперь опускаем к правой ноге левую ручку, а правую ручку вытягиваем вверх (Поза Скрученного Треугольника). Эта асана помогает лучше работать внутренним органам, а также массирует позвоночник.
Пригревает солнышко, наша малинка выросла, зацвела, к ней слетелись разноцветные бабочки: садимся на коврик, соединяем стопы перед собой и берем их в руки, поднимаем и опускаем раскрытые в стороны колени (Поза Бабочки). Эта поза раскрывает тазобедренные суставы.
Бабочка усаживается на цветок: качаемся вправо-влево
И цветок раскрывается: беремся руками за пяточки или за большие пальцы ног и раскрываем ноги в стороны и вверх .
Наши бабочки улетают, а на малинке наконец-то появляются ягодки. Медвежата берут большие корзины и идут собирать малину: ложимся на живот, захватываем себя руками за лодыжки и поднимаем их вверх (Поза Корзинки). Эта асана укрепляет позвоночник, развивает гибкость.
Медвежата набрали малинки, наелись и, довольные, повалились на полянку: переворачиваемся на спину, обхватываем руками колени, прижимаем к себе и начинаем перекатывается на спине вперед и назад (компенсация предыдущего упражнения).
После такого славного обеда можно и отдохнуть. Медвежата улеглись на полянке и расслабились. Прикрыли глазки, слушая, как дует ветер (можно помахать на ребенка одеялом, изображая ветер), как летают птицы, как течет ручеек вдалеке, как шелестят листвой деревья. Поза Расслабления – Шавасана.
При условии регулярных занятий, асаны и правильное дыхание приносят «видимое здоровье»: выпрямляется спина, ребенок реже простужается, часто наступает улучшение у астматиков, у аллергиков. Увеличивается сила, выносливость, координация движений, концентрация внимания, улучшается поведение и успеваемость. Помимо этого, есть и , которые проявятся постепенно: будет меньше обид и капризов и больше спокойствия, уверенности в себе и творчества. Больше мира!
Дети не просто занимаются хатха - йогой, выполняя различные упражнения, а получают полное представление о жизненных аспектах человека: природоведении, математических и геометрических понятиях, взаимодействия с окружающим социумом и близкими. Улучшаются способности к изучению иностранных языков, истории, биологии, рисования. Упражнения помогают концентрации внимания детей на занятиях в школе и в реабилитационном центре. Тренировки помогут непросто укрепить общее состояние здоровья , но и скорректировать осанку, зрения, внимание, улучшить поведение и взаимопонимание с воспитателями, учителями и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного проце...
"Хатха йога - это класс" (с использованием здоровьесберегающих технологий)
Предлогаемый урок , наряду с развитием двигательных качеств и навыков, содействует развитию нервной системы и организма ученика в целом.Хатха йога- это система воспитания здорового тела и здоров...
Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"
Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...
Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"
Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...
Детская йога (хатха — йога): польза или вред
Йога помогает достичь бодрости, легкости в теле, энергичности, способствует отличному функционированию абсолютно всех систем и органов, повышает общий тонус, улучшает пищеварение, дарит отличное самоч...
Презентация по хатха - йоге
Хатха-йога как средство формирования физических качеств дошкольников...
МАСТЕР-КЛАСС "Путь к здоровью или привычка быть здоровым"
Буклет "Как формируется привычка?" к мастер-классу "Путь к здоровью или привычка быть здоровым"....