Основы скалолазания
рабочая программа по зож на тему

Суздальцева Полина Сергеевна

Общеразвивающая дополнительная образовательная программа "Основы скалолазания". Рассчитана на 2 года обучения.

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена содействовать гармоничному физическому развитию детей младшего школьного возраста, формировать представления о скалолазании как виде спорта и активного отдыха, а также закладывать культуру здорового и безопасного образа жизни.

Скалолазание – динамично развивающийся вид спорта и активного отдыха, пользующийся большой популярностью среди детей и взрослых, способный удовлетворить потребность в движении и закалить характер.

Актуальность разработки данной программы обоснована следующими причинами:

Во-первых, потребностью детей младшего школьного возраста в движении и растущим интересом ребят и их родителей к скалолазанию, с одной стороны, и отсутствием программ с такой спецификой для данного возраста, с другой, поскольку рекомендуемый возраст для начала занятий данным видом спорта по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам – 10 лет.

Во-вторых, развивающим и воспитательным потенциалом скалолазания как вида деятельности. Помимо физических нагрузок, обеспечивающих физическое развитие, занятия скалолазанием способствуют развитию памяти, внимания, мышления, воспитанию трудолюбия, волевых  качеств и сильных черт личности. Скалолазание – это больше, чем просто спорт, это разумный компромисс между умственной и физической нагрузкой.

В-третьих, необходимостью создать условия для формирования культуры здорового образа жизни и успешной физкультурно-спортивной ориентации. В 7-10 лет у детей начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.

Все это послужило веским основанием для разработки программы по «Основы скалолазания»  для ребят младшего школьного возраста (7-10 лет), которая, с одной стороны, будет направлена на физическое развитие и укрепление детского организма, а с другой стороны, включать в себя основы скалолазания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_skalolazaniya.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования и науки администрации г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"Военно-спортивный центр "Патриот"

Экспериментальная образовательная программа

«Основы скалолазания»

Тематическая направленность – физкультурно-спортивная.

Возраст обучающихся – с 7 лет до 10 лет

Срок реализации программы - 2 года

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Военно-спортивный центр "Патриот"

Протокол  №  ____________

"____" ___________ 200__ г.

Составители и ответственные                                            за реализацию программы                                                Педагог дополнительного образования:                                                                                    

Суздальцева П.С.

Утверждаю: директор муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Военно-спортивный центр "Патриот"

Приказ  №  ____________  

от "___" ___________ 200__ г.

Новокузнецк 2010

Пояснительная записка

Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена содействовать гармоничному физическому развитию детей младшего школьного возраста, формировать представления о скалолазании как виде спорта и активного отдыха, а также закладывать культуру здорового и безопасного образа жизни.

Скалолазание – динамично развивающийся вид спорта и активного отдыха, пользующийся большой популярностью среди детей и взрослых, способный удовлетворить потребность в движении и закалить характер.

Актуальность разработки данной программы обоснована следующими причинами:

Во-первых, потребностью детей младшего школьного возраста в движении и растущим интересом ребят и их родителей к скалолазанию, с одной стороны, и отсутствием программ с такой спецификой для данного возраста, с другой, поскольку рекомендуемый возраст для начала занятий данным видом спорта по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам – 10 лет.

Во-вторых, развивающим и воспитательным потенциалом скалолазания как вида деятельности. Помимо физических нагрузок, обеспечивающих физическое развитие, занятия скалолазанием способствуют развитию памяти, внимания, мышления, воспитанию трудолюбия, волевых  качеств и сильных черт личности. Скалолазание – это больше, чем просто спорт, это разумный компромисс между умственной и физической нагрузкой.

В-третьих, необходимостью создать условия для формирования культуры здорового образа жизни и успешной физкультурно-спортивной ориентации. В 7-10 лет у детей начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.

Все это послужило веским основанием для разработки программы по «Основы скалолазания»  для ребят младшего школьного возраста (7-10 лет), которая, с одной стороны, будет направлена на физическое развитие и укрепление детского организма, а с другой стороны, включать в себя основы скалолазания.

Новизна данной программы состоит в том, что авторы разработали программу, направленную на содействие общему физическому развитию и на освоение элементов скалолазания. Авторы адаптировали материал для детей младшего школьного возраста, используя лучший опыт, существующий в скалолазании, теории и методике физического воспитания, а также свой собственный.

При разработке данной программы, прежде всего, была учтена преемственность с учебной программой для начальных классов общеобразовательных учреждений «Физическая культура». Также авторы опирались на комплексную программу по физическому воспитанию учащихся 2-5 классов общеобразовательных школ (Лях В.И., Зданевич А.А., 2007), комплексную физкультурно-оздоровительную программу «Спортивный класс» (Титюк В. П., Винников В. В., Соловьева Н. И., 2005), адаптированную образовательную программу «Скалолазание» (2009), специальную литературу и методические рекомендации, нормативные документы Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения.

Цель программы – содействие физическому развитию детей младшего школьного возраста, формированию культуры здорового образа жизни, воспитанию позитивных морально-волевых качеств.

Реализация основной цели осуществляется через решение ряда задач:

  • Формировать мотивацию к занятиям физической культурой и спортом, качества личности, позволяющие вести здоровый образ жизни (волевые, морально-этические и эстетические качества, дисциплинированность, активность, доброжелательность, ответственность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, ценностное отношение и мотивационные установки для систематических занятий физической культурой).
  • Формировать умения вести здоровый и безопасный образ жизни (соблюдение режима дня, правил гигиены, закаливания организма, умения самостоятельно выполнить и провести гимнастику, развивать психофизические качества: сила, выносливость, скорость, гибкость, координация).
  • Формировать знания и умения, определяемые спецификой скалолазания (знание и владение основами скалолазания: дисциплины (трудность, боулдеринг, скорость), техническими и тактическими приемами, средствами и приемами страховки, соблюдение мер личной и общественной безопасности во время занятий).

Программа предназначена для детей 7-10 лет. Срок реализации программы – 2 года.

Основными теоретико-прикладными разделами программы являются «Физическая подготовка» и «Основы скалолазания», которые реализуются в течение двух годов обучения. Данные разделы решают основополагающие задачи программы – обеспечивают физическое и духовное развитие ребенка, а также осуществляют подготовку ребят к освоению программы «Скалолазание».

На первом и втором году обучения занятия по общефизической подготовке создают базу для расширения функциональных возможностей организма. Специальная физическая подготовка обеспечивает развитие специфических качеств, необходимых скалолазу: выносливость, ловкость, пластичность, равновесие, гибкость, сила. Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка [34].

На втором году обучения увеличивается доля специальной физической подготовки, в связи с необходимостью сформировать специфические двигательные качества, способствующие эффективному освоению основных технических приемов скалолазания.

«Основы скалолазной подготовки» являются вторым ключевым разделом программы, который знакомит ребят со скалолазанием как видом спорта, его базовыми техническими и тактическими приемами, способствует формированию у ребят морально-волевых  качеств, трудолюбия, мотивации на успех,  развитию эмоциональной сферы, психических познавательных процессов, воспитанию коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

Во избежание несчастных случаев и травм во время занятий по программе в нее включен раздел «Техника безопасности», который знакомит ребят с правилами поведения во время занятий в спортивном зале, выездных мероприятиях, действиями при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Раздел «Основы гигиены и здорового образа жизни» включен в программу в связи с необходимостью сформировать у ребят представление о значении личной гигиены, способах закаливания и оздоровления организма,  способствовать осознанию ценности здорового образа жизни, правильного режима дня и отдыха.

Наличие походной, выездной деятельности, занятия на скалах и посещение горных районов потребовали включения в программу  раздела «Основы туристской подготовки», который готовит ребят к участию в учебно-тренировочных занятиях (УТЗ) на местности, туристских походах, путешествиях, и прочих выездных мероприятиях. Количество часов этого раздела  ограничено, но появляется он уже на 1 году обучения, в связи с необходимостью подготовки ребят к УТЗ на местности.

1 год обучения

На первый год обучения зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься по программе «» и имеющие письменное разрешение врача. С ребятами проводится физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами скалолазания. В конце года учащиеся выполняют контрольные нормативы для зачисления на следующий учебный год.

2 год обучения

На второй год зачисляются ребята, успешно усвоившие материал 1 года,  сдавшие контрольные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Программное содержание преимущественно направлено на дальнейшее развитие общефизической подготовки ребят, формирование специфических двигательных навыков, ознакомление с техникой лазания, закрепление навыков безопасного поведения на тренировках, приобретение соревновательного опыта. В конце года учащиеся также выполняют контрольные нормативы для зачисления на следующий учебный год по программе «Скалолазание».

Практические занятия составляют большую часть программы. Выбор того или иного графика занятий осуществляется на усмотрение педагога в зависимости от возможностей конкретной учебной группы, ее характера, степени утомляемости, а также временных возможностей обучающихся, самого педагога, учебного помещения.

Учебный план (сетка часов)

№ п/п

Разделы программы

Часовая нагрузка по годам обучения

1

2

1.

Физическая подготовка

141

135

2.

Основы скалолазания

47

54

3.

Основы гигиены и

здорового образа жизни

12

12

4.

Основы туристской подготовки

9

9

5.

Техника безопасности

6

6

ИТОГО:

216

216

Таблица 1

Учебно-воспитательная работа ведется на основе настоящей программы согласно составленному расписанию занятий. Главным критерием является возраст и подготовленность детей, зачисляемых на тот или иной учебный год. При зачислении дети проходят тестирование. По результатам сданных нормативов они либо переводятся на следующий год, либо остаются повторно для дополнительного прохождения этапа.

Занятия проводятся с полным составом объединения.

После каждого года обучения за рамками учебных часов проводятся зачетные выездные скалолазные и туристические мероприятия продолжительностью от одного до нескольких дней.

Основными формами обучения являются:

  • групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
  • выездные учебно-тренировочные занятия;
  • медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль;
  • участие в тренировочных и спортивных соревнованиях;
  • подвижные и спортивные игры.

При построении занятий следует учитывать особенности естественное физическое развитие двигательных качеств в младшем школьном возрасте (ловкость и скорость движений развиваются интенсивнее, чем сила и выносливость, с 7 до 13 лет наблюдаются наибольшие сдвиги в развитии координации движений). Учитывая это, важно правильно определить содержание и методы обучения и воспитания, которые бы содействовали развитию у детей двигательных качеств в соответствии с их возрастными особенностями [4, 148]. В младшем школьном возрасте происходит смена ведущего вида деятельности с игры на учебную деятельность, однако первая все еще не утрачивает свою актуальность, поэтому в мы рекомендуем проводить занятия  в занимательной игровой форме, наполнять сказочными и игровыми сюжетами. Это позволит поддерживать высокий эмоциональный настрой учащихся, повышать интерес к двигательной деятельности.

На всех этапах обучения используются следующие методы:

  1. общепедагогические:
  • словесные (дидактический рассказ, описание, объяснение, разбор, лекция, беседа, инструктирование, указания, распоряжения, команды, комментарии и замечания);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрации, фильмы);
  • практические (упражнения, практических, контрольных работ, игровой, стимулирования учения);

  1. специфические: 
  • методы, строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным действиям, методы воспитания физических качеств);
  • игровой (подвижные и спортивные игры);
  • соревновательный (эстафеты, соревнования, старты).

Комплектование состава объединения первого года занятий происходит из числа младших школьников от 7 до 10-летненго возраста, также в состав при желании могут войти и ребята более старшего возраста (10-12 лет). Группа может состоять из ребят, которые обучаются в одном классе, параллели или по свободному набору по объявлению.

Количественный и возрастной состав обучающихся по годам обучения: 1 год обучения – 15-12 человек, 2 год обучения – 12-10 человек.

Набор детей  на первый год обучения производится в сентябре. Зачисляются в группу все желающие, прошедшие медицинский осмотр и получившие допуск к занятиям.  В октябре рекомендуется провести входное тестирование физической подготовленности обучающихся с целью дальнейшего отслеживания результатов работы и организации педагогического процесса с точки зрения потребностей данной группы и индивидуальных особенностей каждого ее члена.

При первоначальном наборе учебной группы ее следует комплектовать с превышением состава, поскольку существует естественный отсев членов объединения в период обучения.

1 год обучения

Основные задачи:

  1. Привлечь максимально возможное количество детей младшего школьного возраста к систематическим занятиям;
  2. Формировать культуру здорового образа жизни;
  3. Содействовать всестороннему гармоничному развитию физических способностей организма, укреплению здоровья и закаливанию организма;
  4. Познакомить с основами скалолазания и способствовать овладению его базовыми навыками.

Учебно-тематический план программы по скалолазанию

(1 год обучения)

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Общая и специальная физическая подготовка

141

0

141

1.1

Общая физическая подготовка (ОФП)

65

0

65

1.2

Специальная физическая подготовка (СФП)

40

0

40

1.3

Подвижные игры

30

0

30

1.4

Выполнение контрольных нормативов и тестов

6

0

6

2.

Основы скалолазания

47

9

38

2.1

Знакомство со скалолазанием

2

2

0

2.2

Скалолазное снаряжение, одежда и обувь

3

2

1

2.3

Знакомство с понятием «техники лазания»

2

2

0

2.4

Основы технической подготовки

20

0

20

2.5

Основы тактическая подготовки

10

1

9

2.6

Средства и приемы страховки

10

2

8

3.

Основы гигиены и здорового образа жизни

12

6

3

3.1

Понятие «здоровье» и его ценность в жизнедеятельности человека.

1

1

0

3.2

Личная гигиена, закаливание, режим дня, профилактика различных заболеваний

3

2

1

3.3

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время тренировок

2

1

1

3.4

Влияние утренней гимнастики и физических упражнений на развитие человека, его работоспособность и самочувствие.

3

2

1

4.

Основы туристской подготовки

10

4

6

4.1

Туризм как вид спорта и отдыха.

1

1

0

4.2

Личное и групповое туристское снаряжение

2

1

1

4.3

Характеристика естественных препятствий и способы их преодоления.

2

1

1

4.5

Подготовка к походу, выездному мероприятию - походная практика

5

1

4

5.

Техника безопасности

6

6

0

5.1

Полный инструктаж по технике безопасности

2

2

0

5.2

Техника безопасности и правила поведения на занятиях

2

2

0

5.3

Техника безопасности при проведении туристских походов, выездных мероприятий

2

2

0

Итого за период обучения

216

25

191

Примерная учебная программа по скалолазанию

(1 год обучения)

1. Физическая подготовка

1.1. Общая физическая подготовка (ОФП)

Практические занятия.

Подготовительный этап занятия

Изучение комплексов разминочных упражнений, включающих в себя:

  • Различные виды ходьбы (на пяточках, на носочках, на боковых поверхностях стопы, в полуприседе и присиде; с ускорением, с замедлением; боком, спиной; с перестроением).
  • Легкий бег с выполнением упражнений (приставной шаг, скрестный шаг, захлестывание голени, бег с вращениями руками, подскоками).
  • Выполнение общеразвивающих циклических упражнений невысокой интенсивности (вращения, наклоны, махи).
  • Подвижные игры.
  • Гимнастические и танцевальные упражнения.
  • Упражнения на растяжку.
  • Дыхательные упражнения.

Основной этап занятия

  • Общеразвивающие упражнения с предметами и без предмета (скакалка, гантели, мешочки с песком и др.).
  • Упражнения на координацию движений,
  • Упражнения на развитие скоростных способностей.  
  • Упражнения на развитие гибкости (для снижения травматизма у детей, для успешного освоения различных движений, для корректировки мышечного баланса, улучшение осанки).
  • Упражнения, направленные на укрепления мышечного корсета спины, гимнастические и акробатические упражнения.
    Подвижные игры (для развития внимания, быстроты реакции, ловкости).
  • Силовые упражнения (для формирования у детей выносливости, правильной осанки, для развития физических качеств таких как, например, способность успешно выполнять двигательные действия на соревнованиях, конкурсах, эстафетах).
  • Восстановительные и релаксационные упражнения.
  • Подвижные игры.
  • Упражнения на формирование двигательных навыков.
  • Дыхательные упражнения.

Заключительный этап занятия

  • Упражнения с низкой интенсивностью.
  • Гимнастические упражнения с элементами йоги.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Упражнения на растяжку.
  • Восстановительные и релаксационные упражнения.

1.2. Специальная физическая подготовка (СФП)

Практические занятия.

  • Изучение и отработка комплексов специальной физической разминки, включающую в себя упражнения, направленные на подготовку организма к СФП.
  • Упражнения по скалолазанию в игровой форме «Облезь меня»
  • Упражнения в лазании и перелазании.
  • Упражнения на развитие цепкости:
  • висы на зацепках, планках, турнике;
  • упражнения с кистегрузом, на удержание отягощений;
  • упражнения с эспандером;
  • пальчиковые игры.
  • Упражнение на перекладине.
  • упражнения на развитие подъемной силы;
  • упражнения, включающие в себя элементы подтягивания;
  • на подъём и удержание ног под прямым углом в прямом или согнутом положении.
  • Упражнение на мышцы пресса.
  • Упражнения с элементами скалолазания в игровой форме.
  • Упражнение на развитие гибкости, равновесия, на развитие и расслабление мышц.

1.3. Подвижные игры

Практические занятия.

  • Подвижные игры.
  • Подвижные игры с элементами скалолазания: «Нарисуй-ка», «Обруч», «Подарочек», «Облезь меня», «Найди конфетку», «Потанцуем», «Мешочник», «Рывок», «Выполни задание», «Повторюшки», «Кто быстрее», «Догонялки», «Оденься», «Самый шустрый», «Самый быстрый», «Игры с веревкой», «Игры с завязанными глазами».

1.4. Выполнение контрольных нормативов

Сдача контрольных нормативов по ОФП (с. 23).

2. Основы скалолазания

2.1. Знакомство со скалолазанием.

Скалолазание как вид спорта, его история возникновения и развития.

Где и как тренируются скалолазы. Знакомство со скалодромом: понятие зацепа, их формы, расположение, использование. Основные действия и команды при работе на тренажере. Виды скалолазания.

2.2. Скалолазное снаряжение, одежда и обувь

Снаряжение, применяемое скалолазами на тренировках. Страховочные системы, страховочные веревки. Страховочные карабины. Страховочная «восьмерка», другие страховочные тестированные устройства. Знакомство со специальным снаряжением скалолаза. Гигиенические требования к одежде занимающихся. Особенности подбора обуви. Особенности подбора страховочной системы.

Практические занятия.

Самостоятельный подбор снаряжения для занятия на скальном тренажере, самостоятельное надевание страховочной системы (контроль педагога за правильностью действий).

2.3. Знакомство с понятием «техники лазания»

Определение понятия «спортивная техника». Техника - основа спортивного мастерства. Развитие техники, ее особенности в скалолазании. Индивидуальные особенности спортивной техники, связанные с анатомическим строением спортсмена.

2.4. Основы технической подготовки

Изучение и отработка основных технических приемов: диагональный шаг, накат, скрутка. Техника постановки ног и рук на зацепах. Лазание в упор и распор. Техника траверсирования. Техника лазания по активам, пассивам, подхватам. Особенности техники при лазании по микрорельефу. Техника отдыха на зацепах различной формы.

2.5. Основы тактическая подготовки

Тактическая подготовка, ее содержание, приемы. Тактическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Тактика спортсмена в процессе соревнований. Взаимосвязь техники и тактики, выбор тактики.

Практические занятия.

Тактические игры в классе с использованием отчетов о скальных маршрутах, обсуждение тактики движения по трассе на скальном тренажёре. Решение ситуационных тактико-технических задач (умозрительное - в классе и практическое на полигоне-стенде).

2.6. Средства и приемы страховки

Организация страховки и обеспечение безопасности во время тренировок. Основные средства страховки: веревки, узлы, карабины, петли, оттяжки, страховочная система, самостраховка.

Виды страховки - гимнастическая, верхняя, нижняя. Применение каждого вида страховки.

Практические занятия.

Особенности верхней страховки. Принцип действия и применение верхней страховки. Узлы, разрешенные Правилами для применения в верхней страховке. Отработка взаимодействия (устные команды) спортсмена и страховщика. Отработка действий страховщика в зависимости от момента лазанья. Приемы страховки и самостраховки. Последовательность приема и выдачи веревки. Сохранение равновесия, реакция на рывок. Предупреждение опасных ситуаций. Спуск. Приземление. Требования к площадке приземления.

3. Основы гигиены и здорового образа жизни

3.1. Понятие здоровья и его ценность в жизнедеятельности человека

Что такое здоровье, его составляющие. Характеристика здорового человека, его привычки, режим дня. Значение здоровья.

3.1. Личная гигиена, закаливание, режим дня, профилактика различных заболеваний

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, их значение и основные задачи. Личная гигиена занимающихся скалолазанием, гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды, гигиена мест занятий скалолазанием.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях альпинизмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание Солнцем, воздухом и водой.

Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме дня юного спортсмена. Режим дня во время соревнований.

Вредное влияние курения и употребления алкоголя на здоровье и работоспособность спортсменов.  Профилактика вредных привычек.

Практические занятия.

Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в скалолазных мероприятиях, походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок, скалолазных мероприятий, походов и уход за ними.

3.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время тренировок

Врачебный контроль во время скалолазных мероприятий и медицинский самоконтроль.

Значение разминки и особенности ее содержания перед тренировочными занятиями различной направленности, контрольными тренировками и соревнованиями. Понятия переутомления и перенапряжения организма.

Потертости. Правильный подбор обуви и одежды для лазания и тренировочных занятий. Оказание первой доврачебной помощи при ссадинах, ранах без артериального кровотечения, тепловой удар, горная болезнь в неярко выраженной форме, обморок и другие формы сердечно-сосудистой недостаточности, носовое кровотечение, простудные заболевания, расстройства кишечника.

Практические занятия.

Прохождение врачебного контроля.

Измерение объективных данных самоконтроля: веса, частоты пульса до нагрузки и после, восстановление.

3.3. Влияние утренней гимнастики и физических упражнений на развитие человека, его работоспособность и самочувствие.

Значение занятий физическими упражнениями, их влияние на организм. Оптимальный двигательный режим в течение дня, организация отдыха. Влияние утренней гимнастики на  самочувствие и работоспособность в течении дня.

 Практические занятия.

Разучивание комплекса утренней гимнастики для самостоятельного выполнения дома. Составление оптимального двигательного режима в течении дня.

4. Основы туристской подготовки

4.1. Туризм как вид спорта и отдыха.

Значение туризма для человека. Виды туризма, характеристика каждого вида.

4.2. Личное и групповое туристское снаряжение

Требования к туристскому снаряжению: прочность, лёгкость, безопасность эксплуатации, удобство в использовании, гигиеничность, эстетичность. Групповое и личное снаряжение туриста. Подготовка личного снаряжения к походу (экспедиции) с учётом сезона, условий похода (экспедиции). Обеспечение влагонепроницаемости вещей в рюкзаке, палатке. Обувь и уход за ней. Сушка одежды и обуви в походе (экспедиции).

Кухонное оборудование для летних и зимних условий: таганки, тросики, котлы, топоры и пилы, чехлы к ним. Заточка и разводка пилы, усовершенствование пил и топоров для походов. Ремонтный набор.

Практические занятия.

Комплектование личного и общественного снаряжения. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения.

4.4. Характеристика естественных препятствий и способы их преодоления.

Основные препятствия встречающиеся в туристическом путешествии, их характеристика и способы преодоления.

Практические занятия.

Развитие навыков преодоления естественных препятствий.

4.5. Подготовка к походу, выездному мероприятию - походная практика

Подбор группы и распределение обязанностей. Подготовка снаряжения, продуктов, их закупка и фасовка. Укладка рюкзака.

Практические занятия.

Подготовка снаряжения к выезду, укладка рюкзака. Участие в н/к походе.

5. Техника безопасности

5.1. Полный инструктаж по технике безопасности

Ознакомление с полным переченем инструкций по охране труда и технике безопасности.

5.2. Техника безопасности и правила поведения на занятиях

Познакомить ребят с правилами поведения в зале. Дать подробный инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физической культуре и скалолазанию.

5.3. Техника безопасности при проведении туристских походов, выездных мероприятий

Познакомить ребят с правилами поведения на выездных мероприятиях. Дать подробный инструктаж по технике безопасности при проведении экскурсий, туристических походов, путешествий, учебно-тренировочных сборах.

Знания, умения, навыки, формируемые в течение 1 года обучения.

Знать/понимать:

  1. Основные сведения о скалолазании, туризме как виде спорта и активного отдыха.
  2. Правила  поведения и техника безопасности на занятиях.
  3. Средства и приемы страховки и самостраховки. Виды страховки и самостраховки. Узлы (проводник – простой, восьмерка; булинь, штык, грепвайн).
  4. Туристское снаряжение. Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению с учетом сезона.
  5. Техника безопасности при проведении туристических походов, выездных мероприятий
  6. Гигиенические требования при занятиях скалолазанием.
  7. Сведения о здоровье, режиме дня, о способах закаливания организма, об организации оптимального двигательного режима в течение дня.
  8. Скалолазное снаряжение и техника страховки.
  9. Классификация скальных маршрутов.
  10. Основные сведения о технике и тактике скалолазания.
  11. Виды лазанья.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. Описывать и объяснять показатели здоровья, характеризовать  здорового человека.
  2. Составление перечня необходимого личного и группового снаряжения для занятий по скалолазанию, туризму.
  3. Укладывать рюкзак, фасовать и упаковывать продукты для выездного мероприятия, преодолевать основные естественные препятствия.
  4. Самостоятельно надевать и использовать страховочную систему, карабин.
  5. Обеспечивать верхнюю страховку и самостраховку. Вязать узлы (проводник – простой, восьмерка; булинь, штык, грепвайн).
  6. Ухаживать за телом, одеждой, обувью.
  7. Самостоятельно выполнять комплекс утренней гимнастики.
  8. Следить на основании показателей здоровья за состоянием своего организма и организма близких использовать восстановительные упражнения.
  9. В организации и проведения самостоятельных физических упражнений, комплекса утренней гимнастики закаливающих процедур.

2 год обучения

Основные задачи:

  1. Повысить уровень разносторонней физической и функциональной подготовленности;
  2. Продолжать формировать потребность в движении,
  3. Способствовать осознанию ценности здоровья;
  4. Дать знания по основам скалолазной подготовки, туристской подготовки и помочь овладеть ими;
  5. Совершенствовать специальную физическую подготовленность;

Учебно-тематический план программы по скалолазанию

(2 год обучения)

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Физическая подготовка

137

0

135

1.1

Общая физическая подготовка (ОФП)

56

0

56

1.2

Специальная физическая подготовка (СФП)

47

0

47

1.3

Подвижные игры

28

0

28

1.4

Выполнение контрольных нормативов и тестов

6

0

6

2.

Основы скалолазания

54

11

43

2.1

Личность спортсмена-скалолаза

3

2

1

2.2

Соревнования в скалолазании

8

2

6

2.3

Составляющие скалолазной подготовки

3

2

1

2.4

Основы психологической подготовки

5

2

3

2.5

Основы технической подготовки

20

0

20

2.6

Основы тактическая подготовки

10

1

9

2.7

Средства и приемы страховки

5

2

3

3.

Основы гигиены и здорового образа жизни

12

6

3

3.1

Здоровье как общечеловеческая ценность. Понятие культуры ЗОЖ

1

1

0

3.2

Профилактика различных заболеваний

3

2

1

3.3

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время тренировок

2

1

1

3.4

Факторы влияющие на работоспособность организма и самочуствие.

3

2

1

4.

Основы туристской подготовки

9

2

7

4.1

Характеристика основных видов туризма.

1

1

0

4.2

Походная практика - участие в выездном мероприятии

8

1

7

5.

Техника безопасности

6

6

0

5.1

Полный инструктаж по технике безопасности

2

2

0

5.2

Техника безопасности и правила поведения на занятиях

2

2

0

5.3

Техника безопасности при проведении туристских походов, выездных мероприятий

2

2

0

Итого за период обучения

216

25

191

Примерная учебная программа по скалолазанию

(2 год обучения)

1. Физическая подготовка

1.1. Общая физическая подготовка (ОФП)

Практические занятия.

Подготовительный этап занятия

Изучение комплексов разминочных упражнений, включающих в себя:

  • Различные виды ходьбы (на пяточках, на носочках, на боковых поверхностях стопы, в полуприседе и присиде; с ускорением, с замедлением; боком, спиной; с перестроением).
  • Легкий бег с выполнением упражнений (приставной шаг, скрестный шаг, захлестывание голени, бег с вращениями руками, подскоками).
  • Выполнение общеразвивающих циклических упражнений невысокой интенсивности (вращения, наклоны, махи).
  • Подвижные игры.
  • Гимнастические и танцевальные упражнения.
  • Упражнения на растяжку.
  • Дыхательные упражнения.

Основной этап занятия

  • Общеразвивающие упражнения с предметами и без предмета (скакалка, гантели, мешочки с песком и др.).
  • Упражнения на координацию движений,
  • Упражнения на развитие скоростных способностей.  
  • Упражнения на развитие гибкости (для снижения травматизма у детей, для успешного освоения различных движений, для корректировки мышечного баланса, улучшение осанки).
  • Упражнения, направленные на укрепления мышечного корсета спины, гимнастические и акробатические упражнения.
    Подвижные игры (для развития внимания, быстроты реакции, ловкости).
  • Силовые упражнения (для формирования у детей выносливости, правильной осанки, для развития физических качеств таких как, например, способность успешно выполнять двигательные действия на соревнованиях, конкурсах, эстафетах).
  • Восстановительные и релаксационные упражнения.
  • Подвижные игры.
  • Упражнения на формирование двигательных навыков.
  • Дыхательные упражнения.

Заключительный этап занятия

  • Упражнения с низкой интенсивностью.
  • Гимнастические упражнения с элементами йоги.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Упражнения на растяжку.
  • Восстановительные и релаксационные упражнения.

1.2. Специальная физическая подготовка (СФП)

Практические занятия.

  • Изучение и отработка комплексов специальной физической разминки, включающую в себя упражнения, направленные на подготовку организма к СФП.
  • Упражнения по скалолазанию в игровой форме «Облезь меня»
  • Упражнения в лазании и перелазании.
  • Упражнения на развитие цепкости:
  • висы на зацепках, планках, турнике;
  • упражнения с кистегрузом, на удержание отягощений;
  • упражнения с эспандером;
  • пальчиковые игры.
  • Упражнение на перекладине.
  • упражнения на развитие подъемной силы;
  • упражнения, включающие в себя элементы подтягивания;
  • на подъём и удержание ног под прямым углом в прямом или согнутом положении.
  • Упражнение на мышцы пресса.
  • Упражнения с элементами скалолазания в игровой форме.
  • Упражнение на развитие гибкости, равновесия, на развитие и расслабление мышц.

1.3. Подвижные игры

Практические занятия.

  • Подвижные игры.
  • Подвижные игры с элементами скалолазания: «Нарисуй-ка», «Обруч», «Подарочек», «Облезь меня», «Найди конфетку», «Потанцуем», «Мешочник», «Рывок», «Выполни задание», «Повторюшки», «Кто быстрее», «Догонялки», «Оденься», «Самый шустрый», «Самый быстрый», «Игры с веревкой», «Игры с завязанными глазами».

1.4. Выполнение контрольных нормативов

Сдача контрольных нормативов по ОФП (с. 23).

2. Основы скалолазания

2.1. Личность спортсмена-скалолаза

Понятие личности, требования которые предъявляет скалолазание как вид деятельности к личности спортсмена. Характеристика основных черт.

Практические занятия.

Составление модели личности спортсмена – скалолаза.

2.2. Соревнования по скалолазанию

Что такое соревнований в спорте. Какие виды соревновательных дисциплин выделены в скалолазании: трудность, скорость, болдеринг, многоборье. Краткая характеристика каждого вида. Об особенностях судейства в зависимости от дисциплины.

Практические занятия.

Участие в учебно-тренировочных соревнованиях по скалолазанию в дисциплинах трудность, скорость, болдеринг, многоборье.

2.3. Составляющие скалолазной подготовки

О готовности в скалолазании, что это? Состовляющие готовности спортсмена скалолаза: физическая, функциональная, психологическая, личностная. Пути формирования готовности.

Практические занятия.

Определение у ребят состояния физической, функциональной, психологической, личностной готовности.

2.4. Основы психологической подготовки

Понятие психологической готовности, ее значение на тренировках, соревнованиях. Способы формирования психологической готовности. Влияние мотивации, ситуаций успеха/неуспеха, спортивного коллектива на психологическую составляющую,

Практические занятия.

Изучение способов «настройки», снятия напряженности и мобилизации. Ролевые игры, решение психологических задач, тестирование с целью выявление актуального состояния психологической готовности к занятиям скалолазанием.

2.5. Основы технической подготовки

Изучение и отработка основных технических приемов: диагональный шаг, накат, скрутка. Техника постановки ног и рук на зацепах. Лазание в упор и распор. Техника траверсирования. Техника лазания по активам, пассивам, подхватам. Особенности техники при лазании по микрорельефу. Техника отдыха на зацепах различной формы.

2.6. Основы тактическая подготовки

Тактическая подготовка, ее содержание, приемы. Тактическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Тактика спортсмена в процессе соревнований. Взаимосвязь техники и тактики, выбор тактики.

Практические занятия.

Тактические игры в классе с использованием отчетов о скальных маршрутах, обсуждение тактики движения по трассе на скальном тренажёре. Решение ситуационных тактико-технических задач (умозрительное - в классе и практическое на полигоне-стенде).

2.6. Средства и приемы страховки

Организация страховки и обеспечение безопасности во время тренировок. Основные средства страховки: веревки, узлы, карабины, петли, оттяжки, страховочная система, самостраховка.

Виды страховки - гимнастическая, верхняя, нижняя. Применение каждого вида страховки.

Практические занятия.

Особенности верхней страховки. Принцип действия и применение верхней страховки. Узлы, разрешенные Правилами для применения в верхней страховке. Отработка взаимодействия (устные команды) спортсмена и страховщика. Отработка действий страховщика в зависимости от момента лазанья. Приемы страховки и самостраховки. Последовательность приема и выдачи веревки. Сохранение равновесия, реакция на рывок. Предупреждение опасных ситуаций. Спуск. Приземление. Требования к площадке приземления.

3. Основы гигиены и здорового образа жизни

3.1. Здоровье как общечеловеческая ценность. Понятие культуры ЗОЖ

Что такое зоровье, его составляющие. Характеристика здорового человека, его привычки, режим дня. Значение здоровья.

3.1. Профилактика различных заболеваний

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, их значение и основные задачи. Личная гигиена занимающихся скалолазанием, гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).

Гигиена обуви и одежды, гигиена мест занятий скалолазанием.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях альпинизмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание Солнцем, воздухом и водой.

Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме дня юного спортсмена. Режим дня во время соревнований.

Вредное влияние курения и употребления алкоголя на здоровье и работоспособность спортсменов.  Профилактика вредных привычек.

Практические занятия.

Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Применение средств личной гигиены в скалолазных мероприятиях, походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок, скалолазных мероприятий, походов и уход за ними.

3.2. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм во время тренировок

Врачебный контроль во время скалолазных мероприятий и медицинский самоконтроль.

Значение разминки и особенности ее содержания перед тренировочными занятиями различной направленности, контрольными тренировками и соревнованиями. Понятия переутомления и перенапряжения организма.

Потертости. Правильный подбор обуви и одежды для лазания и тренировочных занятий. Оказание первой доврачебной помощи при ссадинах, ранах без артериального кровотечения, тепловой удар, горная болезнь в неярко выраженной форме, обморок и другие формы сердечно-сосудистой недостаточности, носовое кровотечение, простудные заболевания, расстройства кишечника.

Практические занятия.

Прохождение врачебного контроля.

Измерение объективных данных самоконтроля: веса, частоты пульса до нагрузки и после, восстановление.

3.3. Факторы влияющие на работоспособность организма и самочуствие.

Факторы влияющие на работоспособность организма и самочуствие. Эмоции человека, понятие психосоматических заболеваний. Стресс, способы снятия нервного напряжения.

Практические занятия.

Определение эмоционального фона обучающихся, изучение и отработка способов снятия нервного напряжения, упражнения на релаксацию.

4. Основы туристской подготовки

4.1. Характеристика основных видов туризма.

Виды туризма, характеристика каждого вида туристического путешествия: экскурсия, поход, экспедиция.

4.2. Походная практика - участие в выездном мероприятии

Определение состава группы, смотр готовности. Распределение обязанностей, составление плана и сметы  похода. Сбор необходимого снаряжения.

Практические занятия.

Участие в н/к походе.

5. Техника безопасности

5.1. Полный инструктаж по технике безопасности

Ознакомление с полным переченем инструкций по охране труда и технике безопасности.

5.2. Техника безопасности и правила поведения на занятиях

Познакомить ребят с правилами поведения в зале. Дать подробный инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по физической культуре и скалолазанию.

5.3. Техника безопасности при проведении туристских походов, выездных мероприятий

Познакомить ребят с правилами поведения на выездных мероприятиях. Дать подробный инструктаж по технике безопасности при проведении экскурсий, туристических походов, путешествий, учебно-тренировочных сборах.

Знания, умения, навыки, формируемые в течение 1 года обучения.

Знать/понимать

  1. Основные сведения о скалолазании, туризме как виде спорта и активного отдыха.
  2. Правила  поведения и техника безопасности на занятиях.
  3. Средства и приемы страховки и самостраховки. Виды страховки и самостраховки. Узлы (проводник – простой, восьмерка; булинь, штык, грепвайн).
  4. Туристское снаряжение. Требования, предъявляемые к туристскому снаряжению с учетом сезона.
  5. Техника безопасности при проведении туристических походов, выездных мероприятий
  6. Гигиенические требования при занятиях скалолазанием.
  7. Сведения о здоровье, режиме дня, о способах закаливания организма, об организации оптимального двигательного режима в течение дня.
  8. Скалолазное снаряжение и техника страховки.
  9. Классификация скальных маршрутов.
  10. Основные сведения о технике и тактике скалолазания.
  11. Виды лазанья.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. Описывать и объяснять показатели здоровья, характеризовать  здорового человека.
  2. Составление перечня необходимого личного и группового снаряжения для занятий по скалолазанию, туризму.
  3. Укладывать рюкзак, фасовать и упаковывать продукты для выездного мероприятия, преодолевать основные естественные препятствия.
  4. Самостоятельно надевать и использовать страховочную систему, карабин.
  5. Обеспечивать верхнюю страховку и самостраховку. Вязать узлы (проводник – простой, восьмерка; булинь, штык, грепвайн).
  6. Ухаживать за телом, одеждой, обувью.
  7. Самостоятельно выполнять комплекс утренней гимнастики.
  8. Следить на основании показателей здоровья за состоянием своего организма и организма близких использовать восстановительные упражнения.
  9. В организации и проведения самостоятельных физических упражнений, комплекса утренней гимнастики закаливающих процедур.

Методическое обеспечение программы

Построение программы позволяет систематично решать поставленные перед педагогом задачи.

В программе каждого года обучения выделяется несколько  крупных направлений: физическая подготовка, скалолазная подготовка, подвижные игры, туризм. По каждому направлению выделены знания, умения и навыки,, которые обучаемые должны уметь использовать в практической деятельности и повседневной жизни.

О формах занятий, методах и приемах, применяемых при проведении занятий, подробно изложено в пояснительной записке. Задачи, определенные программой решаются при помощи методического обеспечения. За время реализации программы у обучаемых формируется устойчивая потребность в движении, закладывается культура здорового образа жизни, развивается интерес к занятиям спортом, в частности скалолазанием, туризмом.

В разделе туризм и немаловажная роль отводится УТЗ, которые проводятся на выездных мероприятиях. Обучаемые получают первичные знания о походах, личном и групповом снаряжении, закрепляя их при совершении однодневных походов в окрестностях города. Ознакомление  с основами скалолазания и туризма, практическими навыками и техническими приемами, проводится с использованием словаря-справочника «В помощь юному скалолазу», учебного стенда «Узлы», домино «Все для скалолазания», настольная игра-экспедиция «Восхождение», карта-мозаика «Маршруты путешественника», учебных видеофильмов «Основные приемы лазания», «Собираем рюкзаки», «Поднебесный поход». Ознакомление и изучение практических навыков и технических приемов по скалолазанию происходит на специальном скальном тренажере, которым оборудован спортивный зал или на местности (скалы).

На этапе базовой подготовки обучаемые изучают основные элементы скалолазания, расширяют объем знаний о технике и тактике скалолазания, приобретают соревновательный опыт, участвуя в различных соревнованиях по спортивному скалолазанию. На этом этапе акцент делается на большое количество учебно-тренировочных занятий, проводимых на местности. Обучающиеся совершают выезды на естественный рельеф (скалы).

На этапах начальной и учебно-тренировочной скалолазной подготовки возрастает роль физической подготовки воспитанников. Значительная роль в совершенствовании техникой и тактической подготовки отводится соревновательному методу. Ребята участвуют в соревнованиях различного уровня, совершенствуя своё мастерство. Навыки работы с веревкой, полученные на выездных мероприятиях и тренировках по скалолазанию обеспечивают безопасность.

Немаловажную роль в реализации программы играет диагностика результатов.

Контрольно-диагностический блок

В течение учебного года в качестве  диагностики используют методику оценки физической подготовленности детей и подростков адаптированную Тимофеевым А.В., Ващенко О.А. (см. приложение).

Сдача контрольных нормативов осуществляется в три этапа:

  1. Входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у обучаемых имеющихся знаний, умений и навыков.
  2. Промежуточный контроль (январь-февраль) проводится в середине учебного года. По его результатам, при необходимости, происходит коррекция учебно-тематического плана.
  3. Итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, который позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год и выстроить дальнейшую деятельность.

В течение учебного года проводится сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП. Тестирование позволяет оценивать динамику развития физических качеств обучающихся.  Оценить уровень тактико-технической подготовленности по скалолазанию у обучающихся можно по результатам тренировочных или спортивных соревнований.

Результаты проведенной диагностики позволяют увидеть актуальную картину развития как группы ребят в целом, так и отдельно взятого ребенка. Такие знания позволяют выстраивать дальнейшую работу  с учетом актуальных показателей развития объединения, а также индивидуально подходить к развитию способностей обучаемых и составлять личную программу подготовки для каждого занимающегося, работая вместе с ним в нужном направлении.

Рекомендуемый перечень учебного оборудования, туристского и специального снаряжения

п/п

Наименование

Количество

единиц

1

Беседки

15 шт.

2

Карабины

50 шт.

3

Верёвка (50м) статика сечением 10 мм

4 шт.

4

Верёвка (50м) динамика сечением 10мм-12мм

1 шт.

5

Оттяжки

20 шт.

6

Секундомер  

3шт.

7

Рюкзаки

15 шт.

8

Лазерная указка

5 шт.

9

Коврики теплоизоляционные

15 шт.

10

Спальники

15 шт.

12

Тросик костровой

1 шт.

13

Бобы в чехле

2 компл.

14

Сетка костровая

1 шт.

15

Ремонтный набор в упаковке

Компл.

16

Аптечка в упаковке

Компл.

17

Палатки штурмовые 2-4-местные

4 шт.

18

Палатка «Зима», оборудованная под печку

1 шт.

19

Печка с разборной трубой

1 шт.

20

Пила двуручная в чехле

1 шт.

21

Топор большой в чехле

2 шт.

22

Топор малый в чехле

1 шт.

23

Учебные плакаты «Туристские узлы»

Компл.

24

Учебные видеофильмы

Компл.

25

Видеоаппаратура

Компл.

26

Репики

15  шт.

        

Список литературы для педагогов:

  1. Ананьева, Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. – 1994. Т. 1. – С. 13-18.
  2. Ахмеров, Э.К. и др. Спортивные и подвижные игры в школе. - Минск., 1968. - 270 с.
  3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
  4. Большая книга игр: более 1500 веселых, полезных и интересных игр / ред. Н. Дубенюк. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.: ил. 
  5. Брынзарой, Ю.Г. Подвижная игра как средство формирования взаимоотношений младших школьников в коллективе: Автореф.дис... канд.пед.наук. М., 1974.- 32с.
  6. Былеева, Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
  7. Васильева, Н., Новотворцева Н. Развивающие игры для школьников. - Ярославль. - 1996.
  8. Виленская, Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста. [Эл. ресурс] http://fictionbook.ru/author/t_e_vilenskaya/fizicheskoe_ vospitanie_deteyi_mladshego_/read_online.html?page=1
  9. Воспитание детей в игре. / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979.- 175с.
  10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. № 6. С. 94-101.
  11. Гогунов, Е.Н., Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 288 с.
  12. Димов В.М. Здоровье как социальная проблема // Соц. гуманитар. знания. – 1999. – № 6. – С. 170-185.
  13. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
  14. Игры детей мира: попул. пособие для родителей и педагогов / сост. Т. И. Линго. — Ярославль : Академия развития, 1998. — 175 с. : ил. — (Потехе час).
  15. Калинова, Г.С., Мягкова, А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.
  16. Киселёв, Ю. Победи! Размышелния и советы психолога спорта. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 328 с.
  17. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников.-М.: Просвящение, 1967. - 204 с.
  18. Ларионова, Г.Ш. Развитие умственных способностей младших школьников//Справочник классного руководителя № 9, 2006., с. 19
  19. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – с.3-1
  20. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. /Под ред. Цуканова, Н. А., Маслов, М. В. – Москва: «Просвещение», 2007. 4-е изд. – 128 с.
  21. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе.№1, 1999, - с. 25
  22. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей//Физическая культура в школе, №2, 2001. – с. 7-14
  23. Матвеев Л.П. Теория методика физической культуры. Учеб. для институтов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 549 с.
  24. Нельсон, А., Кокконен, Ю. Анатомия упражнений на растяжку / А.Нельсон, Ю. Кокконен; пер. с англ. С.Э. Борич. - Мн.: "Попурри", 2008. – 160 с.
  25. Попов, А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. – 219 с.
  26. Родионов, А.В. Психология физической культуры и спорта. – 204 с.
  27. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
  28. Солодков, А.С., Сологуб, Е. Б. Физиология спорта: Учебное пособие/ СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. 231 с.
  29. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000. С. 44-53.
  30. Тимофеев, А.В. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня физической подготовленности обучающихся: методическая разработка. / А.В.Тимофеев, О.А.Ващенко. – Новокузнецк.: МОУ ДОД ВСЦ «Патриот», 2010. – 27 с.
  31. Физиология спорта и двигательной активности. Уилмор, Дж.Х., Костил, Д.Л. К.: Олимпийская литература, 1997. - 504 с.
  32. Физкультурно-оздоровительные программы для детей 7-10 лет (Региональный опыт). – М.: ЦРСДОД, 2005.- 64 с.; - (Библиотечка для педагогов, родителей и детей). –  Приложение к журналу ''Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи'', вып. №7 //Титюк, В. П., Винников, В. В., Соловьева, Н. И. Комплексная физкультурно-оздоровительная программа «Спортивный класс» ()на модели взаимодействия МОУДОД ДЮСШ и МОУ СОШ) для учящихся начального физкультурного образования (2-4 классы).
  33. Филин В.П. Тренировка юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 334 с.
  34. Шлёмин, А.М. Юный гимнаст.- М.: Физкультура и спорт, 1973. – 376 с.
  35. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные игры. - М.: Просвещение, 1974. - 143 с.
  36. Янсон, Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. - Ростов н/Д, 1993. – 240 с.
  37. http://fizkult-ura.ru/node/32388

Список литературы для обучающихся и их родителей:

  1. Азбука досуга. – Смоленск: Русич, 1997. – 464 с.: ил. 
  2. Большая книга игр : более 1500 веселых, полезных и интересных игр / ред. Н. Дубенюк. — М. : Эксмо, 2007. — 512 с. : ил. 
  3. Гуреев, Н. В. Активный отдых / Н. В. Гуреев. – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.: ил.
  4. Литвинова,  М. Ф. Русские народные подвижные игры : пособие для воспитателя дет. сада / М. Ф. Литвинова. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с.: ил. 
  5. Образцова, Т. Н. 100 лучших игр летом на отдыхе и дома / Т. Н. Образцова. – М.: Эксмо, 2008. – 288 с.: ил. 
  6. Павлов  Н. Г. 300 + 1 игра для детей / Н. Г. Павлов. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 314 с.
  7. Розанова,  Е. Г. Книга игр / Е. Г. Розанова. – М.: РОСМЭН, 2000. –166 с.: ил.
  8. Федин,  С. Н. Игры нашего детства / С. Н. Федин, Ю. А. Болотина. – М.: Айрис Пресс, 2005. – 138 с.: ил. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...

Основы скалолазания

Основы скалолазания...