Основы скалолазания
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Введение
Скалолазание - вид спорта, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу. Этот спорт возник из альпинизма, и является одной из его техник. Однако, цель скалолазания - не достижение горных вершин, а сам процесс преодоления препятствий.
Скалолазание - уникальный вид спорта, сочетающий в себе физические нагрузки и развитие логического мышления. Также скалолазание развивает личностные качества воспитанников, учит настойчивости, целеустремлённости, собранности, взаимопониманию.
Цель : укрепление и сохранение здоровья учащихся, обеспечение разностороннего физического развития, создание условий для развития социально-активной личности воспитанников через занятие спортивным скалолазанием.
ЗАДАЧИ: направлены на развитие координации, цепкости, умения держаться на скальном тренажере, на привыкание к зацепкам, на развитие у детей «чувства» трассы, «чувствования» тренажера, зацепов, умения запоминать трассы, совершенствовать технику лазания, на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение разностороннего физического развития, создание условий для развития социально-активной личности воспитанников.
Правильный выбор одежды и обуви для занятий на скальном тренажере.Выбирая одежду для занятия скалолазанием, следует обратить внимание на ее легкость. Потому что широкие штанины и длинные рукава будут мешать. Самый удобный вариант – футболка и бриджи.
При лазании на высоких скалодромах необходима страховочная система, в простонародье называемая «обвязкой» или «беседкой», и карабин. Большое внимание следует уделить обуви. Никакие кроссовки с толстой подошвой не подойдут.
Скалолазы используют специальную обувь «Скальные туфли». Они имеют достаточно жесткую подошву, обеспечивающую ступне надежную опору и препятствующую зажиму ноги в трещинах. Впрочем, новичкам пользоваться такими туфлями не рекомендуется, так как они предполагают наличие у человека сильных пальцев и подошв ног, сила которых обеспечивается группами мелких мышц, развивающихся только с обширной практикой. Для начала вполне подойдут обычные кеды с жесткой подошвой.
Чтоб пальцы ваших рук оставались сухими и не соскальзывали с зацепов при лазании, необходимо использовать магнезию.
Подвижная игра как средство и метод физического воспитания
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Игра «Нарисуй-ка»
Цель: Развитие координации движения, умения держаться на скальном тренажере. Воспитание чувства товарищества, честности и дисциплинированности.
Описание: в верхней точке скалодрома прикрепляется две ручки на веревочке и два чистых альбомных листа. Детям показывают образец рисунка, который они должны нарисовать на своем альбомном листе. По команде педагога дети залазят по скалодрому к альбомному листу и рисуют каждый по одному штриху (предположим, портрет, тогда один рисует голову, другой нос и т.д.). Игра проводится в виде эстафеты. Обучающиеся делятся на команды по 4-5 человек. Затем команды выстраиваются в две колонны перед скалодромом, на расстоянии 2-х метров от него. По команде педагога первые номера колонн подбегают к скалодрому и начинают восхождение до своего альбомного листа. Нарисовав часть фигуры, спрыгивают на гимнастические маты, передают эстафету второму участнику касанием ладони и встают в конец колонны. Игра продолжается до финиша последнего участника. Финишем является момент приземления последнего участника команды на гимнастические маты.
Игра «Подарочек»
Цель: Развитие цепкости. Воспитание «чувства» тренажера, зацепов.
Описание: Перед началом игры дети принимают исходное положение, опираясь ногами и удерживаясь руками за зацепы скального тренажера, на высоте полуметра от пола. По команде педагога они передают друг другу (предмет), беря его одной рукой и передавая другой рукой своему соседу. Запрещается производить захват предмета зубами. Игра продолжается до тех пор, пока передаваемый предмет не вернется к участнику, начавшему игру. За время игры участникам нельзя опускаться на пол.
Игра «Препятствие»
Цель: Воспитание координации, чувства товарищества, умения держаться на скальном тренажере.
Описание: Дети делятся на группы по 3 человека. Одновременно в игре принимает участие 2 группы. Исходное место начала игры одно для обеих групп. По команде педагога первые участники обеих групп начинают движение по скальному тренажеру траверсом, в противоположных друг другу направлениях. По второй команде педагога, движения начинают вторые, а затем и третьи участники (интервал между участниками одной группы, при движении, должен составлять не менее 4-х метров). Участникам каждой группы нужно пролезть скалодром по кругу, не спрыгивая с него. При этом нужно, облезть участников другой группы разными способами, как удобнее (снизу, сверху, со спины). Побеждает группа, чьи участники пролезли круг по скалодрому, ни разу не упав с него. При высокой подготовке обеих групп игру можно провести на время. И тогда победителем становится команда, выполнившая задание не только без падений, но и быстро.
Игра «Найди конфетку»
Цель: Развитие ловкости. Развитие «чувства» тренажера, зацепов.
Описание: в разных местах скального тренажера тренер прячет конфеты. Участники игры выстраиваются в линию за несколько метров от тренажера. Тренер дает команду «старт», участники, подбежав к тренажеру, залазают и ищут конфеты на нем. Найдя и взяв конфетку, возвращаются к черте, кладут ее и только тогда могут бежать и лезть за следующей. Побеждает тот, кто найдет больше всего конфет.
Игра-упражнение «Выполни задание»
Цель: Совершенствование техники лазания на скальном тренажере.
Описание: Упражнение выполняется поочередно на не сложных трассах скального тренажера при движении траверсом:
1. пролезть трассу в произвольной форме;
2. пролезть трассу, скрещивая руки;
3. пролезть трассу, скрещивая ноги;
4. пролезть трассу, скрещивая и руки, и ноги;
5. пролезть трассу с согнутыми руками и выпрямленными ногами;
6. пролезть трассу с согнутыми ногами, руки выпрямлены, т.е. браться можно только выпрямленными руками и ни в коем случае не выпрямлять ноги;
7. пролезть трассу, меняя руки на каждой зацепке - ноги свободно;
8. пролезть трассу, меняя ноги на каждой зацепке - руки свободно;
9. пролезть трассу, меняя руки и ноги на каждой зацепке;
Список источников:
http://www.urlw.ru/w.boulder-spb.ru
http://pedagogi.su/
Личный опыт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
Основы скалолазания
Общеразвивающая дополнительная образовательная программа "Основы скалолазания". Рассчитана на 2 года обучения.Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена содействовать гармо...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...