Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности, 1 класс) по теме
Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правила дорожного движения для младших школьников | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Воспитатель
группы продлённого дня
г. Санкт – Петербурга
Антонова Наталья Викторовна
ГБОУ гимназия №271 им. П.И. Федулова
«Правила дорожного движения – закон жизни»
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно – транспортных происшествий. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей (Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко).
Россия занимает 4 место в мире по дорожно-транспортным происшествиям. Только в 2011 году на дорогах России погибло 26 084 человек из них 2365 детей, а 31547 детей получили ранения.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна.
Обучение детей дошкольного возраста и школьников правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на улице является обязательным согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» от 14.12.95, № 198 – ФЗ.
С 2010года согласно новым принятым Федеральным государственным требованиям дошкольного образования, раздел «безопасность» является обязательным при составлении программ дошкольного образования.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Одними из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является его непрерывность и преемственность в обучении, в том числе, детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Известно, что под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов образования (ДОУ – начальная школа и т.д.) (Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н., Денякин Л.М.). Безусловно, достижение качественного образования во многом зависит от правильного построения преемственности его уровней: дошкольного и начального общего; начального и основного общего образования и т. д.
В последние годы проблема формирования социальных представлений, а именно к ним относятся представления о безопасном поведении на улице, в той или иной степени решается в программах дошкольного воспитания и начального школьного образования («Детство», «Радуга», «Основы безопасности жизнедеятельности» и т.д.). Так же эта проблема находит своё отражение в методической литературе (Стеркина Р.Б. , Князева Н.Л. , Фролов М.П. , Авдеева Н.Н. ,Якупов А.М. , Поддубная Л.Б. , Хромцова Т.Г., Майорова Ф.С.). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста знаний и умений безопасного поведения на улице. Однако, данные задачи в меньшей степени обращены на преемственность детского сада и школы в этом вопросе.
В педагогической науке имеются исследования, необходимые для постановки и решения проблемы преемственности, по различным вопросам, включая исследование В.Я. Лыковой, А.Б.Николаевой, В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. Широко и разносторонне разработана теоретическая концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Однако, насколько нам известно, вопрос преемственности в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста специальному исследованию не подвергался.
Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы.
В зависимости от решения администрации образовательного учреждения программы могут быть интегрированны в курс «Окружающий мир» либо изучаться как самостоятельный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
Вместе с тем, анализ литературы и практики показывает, что, к сожалению или беде нашей, в образовательных учреждениях обучение детей правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дороге очень часто осуществляются поверхностно или вовсе не проводится. В результате – знания и навыки детей зависят от случайных факторов.
При этом важнейшими условиями обучения являются: регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, системность и профессионализм. Но, как уже отмечалось, в силу различных причин, эти условия в образовательных учреждениях не выполняются.
Проблема преемственности – одна из важнейших проблем непрерывного образования, одно из главных условий его успешного осуществления.
Особенно необходима и важна преемственность на начальных этапах образовательно – воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем.
Следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы, родителей и т.д.
Исходя из результатов диагностики выпускников первого класса, которые и были, год назад детьми подготовительных групп из ближайших детских садов показали, что представления первоклассников носят фрагментарный, нечёткий и часто искажённый характер, чем на конец дошкольного возраста. Причиной низкого уровня сформированности представлений о правилах безопасного поведения на улице является отсутствие системных занятий по обогащению представлений. Работа по данному направлению не ведётся, и представления детей не обогащаются, лишь частично закрепляются за счёт учебного интегрированного предмета «Окружающий мир» и бесед во внеурочное время. Образовательная среда в школах обеднена, недостаточно ориентирована на решение задач данной темы, что и затрудняет накопление и самостоятельное применение детьми знаний, навыков и умений по правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице.
Таким образом, для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности и обучения основным правилам безопасного поведения на улице, необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или введения факультативного курса. Но возможнее всего это, через учебно–воспитательную работу в группе продлённого дня – то, что допустимо финансовой стороной начального школьного образования и не отражается на учебном плане.
Цель нашей работы: разработать и апробировать систему учебно-воспитательной работы в группе продленного дня, направленную на обогащение представлений о правилах безопасного поведения на улице детей младшего школьного возраста, обеспечивающую преемственность ДОУ и школы в этом вопросе.
Мы полагаем, что выполнение цели, возможно при условии организации специальной деятельности в группе продленного дня, предполагающей:
- организацию педагогом группы продленного дня совместной деятельности с детьми, способствующих успешному освоению детьми знаний и умений безопасного поведения на улице,
- использование специального комплекса дидактических и подвижных игр,
- обогащение развивающей среды литературой и методическими пособиями, соответствующего содержания
- включение родителей в данный процесс.
Разработанная нами система учебно-воспитательной работы в группе продленного дня, направленная на обогащение представлений детей младшего школьного возраста о правилах безопасного поведения на улице базируется на следующих принципах:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности учащихся.
- Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах, с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Все вышеизложенное определило 3 направления работы:
1направление: Провели методическую работу с воспитателями группы продленного дня и учителями 1-х классов. Формы:
- Разработали диагностические анкеты для детей, воспитателей, учителей и родителей
- Организовали встречу воспитателей ДОУ, ГПД и учителей первых классов («Круглый стол»).
- Разработали с воспитателями перспективный план работы, исходя из установленных данных о полученных знаниях в ДОУ, у детей первого класса.
- Провели консультаций с воспитателями ГПД по теме.
- Обогатили развивающее пространство в группах ГПД по теме: «Безопасное поведение детей на улице».
- Организовали выставку художественной литературы и специальной литературы по теме.
2 направление: Провели просветительскую работу с родителями. Формы:
- Обогатили информационные стенды.
- Провели родительское собрание на тему: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» с приглашением инспектора ГИБДД.
- Провели совместный творческий проект «Дом – школа».
- Организовали выставку художественной литературы и специальной литературы по теме.
3 направление: Обогащение представлений детей младшего школьного возраста о правилах безопасного поведения на улице, на основе имеющихся знаний.
Использовались следующие методы и формы работы, которые представлены в циклограмме:
№ | Формы и методы взаимодействия с детьми | Часы в месяц |
1 | Занятия | 1 раз в месяц |
2 | Беседы | 1 раз в месяц |
3 | Экскурсии (наблюдения) | 1 раз в 3 месяца |
4 | Настольные игры | Ежедневно (и как для самостоятельной деятельности) |
5 | Подвижные игры | 1 раз в неделю |
6 | Дидактические игры | 2 раз в месяц |
7 | Рассматривание иллюстраций, плакатов | 2 раза в месяц |
8 | Развлечения по ПДД (викторины, КВН) | 1 раз в четверть |
9 | Чтение художественной литературы | 2 раза в месяц |
10 | Изобразительная деятельность | 1 раз в месяц |
11 | Просмотр видеоклипов, презентаций | 1 раз в месяц |
12 | Использование игрового модуля «Азбука дорожного движения» | Ежедневно |
13 | Музыкальный репертуар | 1 раз в неделю (как фоновая музыка при самостоятельной дея – ти) |
14 | Тематические физминутки | На каждом занятии |
15 | Контрольно – оценочные занятия (совместно с родителями) | 2 раза в год |
Таким образом, контрольный срез показал, что низкие уровни представлений детей о правилах безопасного поведения на улице исчезли, а большинство детей достигли высоких показателей. Дети активно используют игры, игровой модуль «Азбука дорожного движения» в самостоятельной игровой деятельности, в изобразительной деятельности, в творческих проектах с родителями, с воспитателями ГПД. В результате использования разнообразных форм и методов работы по обогащению представлений детей младшего школьного возраста о правилах безопасного поведения на улице, внесения в развивающую среду дидактических игр, пособий, материалов, дети стали более осторожны, внимательны, активно применяют полученные знания в практической деятельности, об этом свидетельствуют высказывания родителей по завершении работы.
Таким образом, можно отметить, что планомерная организация учебно – воспитательной работы в ГПД, сотрудничество родителей и школы в данном направлении, положительно сказывается на обогащении представлений детей младшего школьного возраста о правилах безопасного поведения на улице.
Проводимая нами работа позволяет наметить пути дальнейшей деятельности, связанная с разработкой условий, в вопросе обогащения представлений детей младшего школьного возраста о правилах безопасного поведения в быту, природе, в общении с незнакомыми людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"
методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.
Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...
Методическая разработка "Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах"
В данной методической разработке представлен материал по обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на различных музыкальных русских народн...
Рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Предложены дидиактические и гры и игровые упражнения....
Логопедические игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Игры для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, которые позволят развить длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю, а так же вызвать, уточнить и дифференцировать изолиров...
Организация работы по преемственности в речевом развитии детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Организация работы по преемственности в речевом развитиидетей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...