"Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период"
статья по теме
Сообщение на методическом объединении учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_adaptacii_pervoklassnikov.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период»
Подготовил : учитель начальных классов «МОУ-ООШ с.Андреевка Воскресенского района Саратовской области» Смирнова М.В.
1.Задачи адаптационного периода.
2. Особенности организации урока в первом классе.
3. Контроль и оценка результатов обучения.
4. Индивидуальная работа с первоклассниками.
5. Особенности проведения уроков в адаптационный период
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
За этот период должны быть выполнены задачи:
• обеспечение психологической адаптации детей;
• знакомство с основными школьными правилами;
• привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
• обучение элементарным приемам обратной связи;
• знакомство с системой школьного оценивания;
• развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
• организация классного коллектива.
Содержание вводного курса строится на доступном практически всем первоклассникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементарного экспериментирования.
Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).
Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.
Домашние задания в первом классе не задаются. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:
многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
• задания разной степени трудности;
• специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитиемышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие небольшую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
• предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создаетблагоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения. Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.
Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения.
Например: организация уроков математики в начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).
На уроках обучения письменной грамоте детям разрешается писать буквы простым карандашом, ребенок чувствует себя уверенно: ведь он может исправить ошибку. Уроки письма и чтения в период обучения грамоте имеют интегрированный характер, т.к. необходима частая смена деятельности.
Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффективность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке.
Организации уроков изобразительного искусства в период адаптации к новым условиям школьного обучения принадлежит особая роль. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; игры.
Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр. Так же как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», и др. Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.
Организация уроков физической культуры в течение первых двух месяцев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.
Применяя постоянно эти упражнения в своей практике, наблюдаю положительные результаты: активизируется мыслительная деятельность учащихся; развивается моторика и координация; работоспособность детей к концу урока снижается незначительно, правильное общее расслабление мышц дает ощущение отдыха, восстанавливает силы.
Все упражнения способствуют развитию положительных эмоций, созданию доброжелательного климата в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по огранизации обучения первоклассников в адаптационный период
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и ...
Коррекционная сказка для первоклассников( в адаптационный период)
"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком" (Л. С. Выготский)...
Как помочь первокласснику в адаптационный период?
Поступление в школу – один из важнейших периодов в жизни детей, который определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвы...
Как помочь первокласснику в адаптационный период
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе....
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИМ ТЕХНОЛОГИЯМ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В 1 КЛАССЕ
Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Эта статья знакомит с методами и приёмами здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах для успешной адаптации школьников...
Программа внеурочной деятельности первоклассников в адаптационный период.
Программа внеурочной деятельности первоклассников в адаптационный период. Работа представляет собой программу организации адаптационного периода школьников и предназначена для реализа...
Методическая статья. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период.
Статья.Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период....