Внеклассное мероприятие "А мы отправляемся в поход"
методическая разработка по зож (2 класс) на тему

Алексеева Екатерина Николаевна

Внеклассное мероприятие, направленное на расширение и углубление знаний о малой Родине. Можно использовать в летнем пришкольном лагере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turisty.doc344.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«А мы отправляемся в поход»

Выполнила:

Алексеева Екатерина Николаевна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «Центр образования»

пос. Варламово

Цель: развивать экологическую культуру, воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому, прививать любовь к родному краю, расширить и углубить знания о правилах поведения в природе.

Оборудование: компьютерная презентация, разрезанная карта Самарской области и карточка с приметами погоды (на группу), схема маршрута, бумага и цветные карандаши, музыкальная аудиозапись “звуки природы”

Ход классного часа:

По – своему чудесен каждый
край,
И если хочешь ты увидеть
чудо,
По белу свету странствовать
ступай.

– Сегодня мы идём в поход, не выходя из класса. Совершить заочное путешествие нам поможет карта.

(Дети собирают карту Самарской области)

– Назовите город, отмеченный красной точкой.

Это наш родной город – Сызрань. А в поход мы идём на лесную полянку нашего родного города.

– Собираясь в поход, мы должны определить его цель.

(Дети сами ставят цели путешествия)

  • отдохнуть
  • узнать новое о родном крае
  • ещё больше подружиться

– Далее разрабатываем схему маршрута. 

1 станция “Краеведческая”

2 станция “Здоровье из леса”

3 станция “Лесная кухня”

4 станция “SOS”

5 станция “Экологическая”

6 станция “Песни у костра”

– Большое значение в походе имеет и снаряжение. Оно должно быть надёжным, прочным, удобным, лёгким. Отгадайте мои загадки:

Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идёшь со мной,
Я повисну за спиной (рюкзак)

Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нём уху сварить.
Чай душистый вскипятить (котелок)
Это глаз – особый глаз,

Быстро глянет он на вас.
И появится на свет
Самый точный ваш портрет (фотоаппарат)

В деревянном домике
Проживают гномики,
Уж такие добряки
Раздают всем огоньки (спички)

На ладонь он ляжет весь.
Не часы – а стрелка есть.
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться (компас)

Стукнешь о стенку –
А я отскочу.
Бросишь на землю –
А я подскочу.
Я из ладоней
В ладони лечу –
Смирно лежать
Я никак не хочу! (мяч)

Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот (ложка)

– Вы, наверное, заметили, что слова - отгадки расположены в два столбика. Как вы думаете, почему? Действительно, есть снаряжение

групповое: личное:

карта района похода рюкзак

компас удобная одежда с учётом сезона

спички миска, кружка, ложка

фотоаппарат

снаряжение для игр

гитара

– Теперь переходим к распределению обязанностей.

(Дети читают стихи)

Командир

Командир у нас серьёзный.
Временами даже грозный.
Но зато мы за ним,
Словно за стеной стоим.

Знаток медицины

У меня, у медсестры,
В рюкзаке йод и бинты.
Ну, а чем, как, что лечить,
Я могу вас научить.
Все целебные растенья
Знаю я без исключенья.

Краевед

Край родной я изучаю.
Многое о нём я знаю.

Эколог

Мы природу изучаем.
Её законы постигаем.
Чтобы жизнь спасти планете.
Нужно знать её секреты.

Фенолог

Погоды изменения.
Природные явления,
Я спешу заметить
И в дневнике отметить.

– Итак, мы к походу готовы!

1 станция Краеведческая

– Продолжите фразу “А вы знаете, что…” о нашем городе.

2 станция Здоровье из леса

– Гулять по лесу, дышать лесным воздухом полезно для здоровья. С ранней весны и до поздней осени в лесах растут лекарства, их надо знать и уметь ими пользоваться. Какие лекарственные растения знаете вы? 

– А сейчас выполняем следующее задание: внимательно слушаем рассказ и выписываем все названия лекарственных растений и пытаемся рассказать об их целебных свойствах.

Цветочный переполох

– Посмотрите! Посмотрите! – закричал Иван - чай. – Птица волочит крыло по земле! Крыло перебито! Что делать?

– Надо лечить птицу, - сказал Клевер в раздумье и стал расправлять и складывать свои лепесточки. Качать красной головкой. – Но как лечить? Чем?

– Как лечить? – раздался скрипучий и сухой голос. – Это говорю я, старый поседевший Мох. Как лечить? Перевязку надо сделать. Мои стебельки всасывают и задерживают воду. Они задержат и кровь на ране Глухарки…Перевязку!

– Перевязка из мха хороша , - подтвердил Подорожник, - но лучше приложите к ране Глухарки мой листок! И рана начнёт заживать. Но не забудьте помыть листок. Он может быть пыльным.

– Нет! Нет! Настой из моих корешков вылечит Глухарку! – воскликнул Одуванчик. – Только этот настой улучшает аппетит!

Что за вздор! – закричали цветы. – У птицы перебито крыло. А ты говоришь про аппетит!

– Сердце! Прежде всего следует лечить сердце! Вот с чего надо начинать! – предложила Валерьяна.- Капли из моих корешков успокоят сердце Глухарки.

– Так прибавьте же и несколько моих капелек, - послышался лёгкий серебристый голос. – Может быть, и мои капли помогут вылечить сердце Глухарки, - добавил Ландыш.

–Терпение! Только витамины вылечат больную! - заговорил острым, колючим языком Шиповник. – Мои витамины постепенно будут укреплять здоровье Глухарки.

Долго ещё продолжался спор, но в конце концов решили все вместе лечить Глухарку, кто как может. (По В.Брагину)

(Дети выполняют задание)

3 станция Лесная кухня

– В походе важно вкусно и разнообразно питаться. Конечно, мы берём с собой продукты, но вдруг случится непредвиденное. Как вы думаете, из чего можно приготовить еду в походе, если вы остались без продуктов? Утолить голод помогут не только ягоды, грибы и лесные орехи, но и нераспустившиеся почки и молодые побеги обычной сосны, березовый сок, корни камыша, муравьиные яйца, напоминающие зернышки риса и даже предварительно вымоченные и прожаренные желуди, из которых получается вполне съедобная мука. Но нужно быть очень внимательными! Ведь и самые безобидные грибы и ягоды могут таить в себе опасность: из растений наиболее опасны белена, белладонна, болиголов, волчье лыко, вороний глаз, дурман, ландыш, паслен сладко-горький, а из грибов — бледная поганка и все виды мухоморов.

–А теперь задание - перечислите как можно больше растений, из которых в походе можно приготовить крепкий ароматный чай.

(Дети выполняют задание)

4 станция SOS

– Это сигнал бедствия. Представьте себе, что вы заблудились. Самое главное в такой ситуации – не волноваться, не паниковать, не впадать в уныние, нужно сесть, расслабиться и обдумать ситуацию. Есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности.

(Сообщения детей)

  1. Если вы встанете лицом к северу и вытяните руки в стороны, то левая укажет на запад, правая – на восток, а сзади будет юг. Зная положение хотя бы одной стороны горизонта, нетрудно определить и все остальные.
  2. А ещё в лесу можно ориентироваться по коре и лишайникам на деревьях. Лишайники не любят света и развиваются преимущественно на северной стороне дерева. Кора деревьев грубее с северной стороны. На берёзах она с южной стороны светлее, эластичнее и глаже. На южной стороне елей и сосен выступает смола.
  3. Есть много признаков, позволяющих определить, где север и юг, в пасмурную погоду и даже зимой, когда всё покрыто снегом.

Например,

  • Ветви одиноко стоящих деревьев разрастаются гуще и пышнее с южной стороны
  • На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой на север
  • На камнях с северной стороны вырастает мох
  • Зимой снег прилипает к постройкам и деревьям преимущественно с северной стороны, а в оврагах он тает значительно быстрее на склонах и обрывах, обращённых к солнцу, то есть на юг
  1. В поле можно ориентироваться по растениям. Соцветия у подсолнечника и череды всегда повёрнуты к солнцу, поэтому, даже, когда солнце “прячется” за облаками, они всё равно смотрят в его сторону: на восток – семь утра, на юг – 13.00 и на запад –7.00 вечера.
  2. Можно также воспользоваться солнцем и часами. Если часовую стрелку направить на солнце, то биссектриса угла между часовой стрелкой и цифрой 12 укажет нам на юг. До 12 юг будет справа от солнца, после 12 – слева.

– А некоторые приметы подскажут, какая ожидает нас погода. Уже давно замечено, что некоторые растения и животные могут помогать предсказывать погоду, за что и называют их “живые барометры”. Например, лягушки урчат – на дождь, громко квакают – на хорошую погоду, молчат – перед холодом. А знаете ли вы приметы, по которым можно предсказать погоду, мы сейчас проверим.

Задание: (в парах) Распределите приметы в два столбика – к плохой погоде и хорошей. Будьте внимательны!

  • Все цветы на лугу сильно пахнут
  • Ласточки летают над самой землёй, кричат кулики
  • Крот нагребает высокие холмики
  • Одуванчик складывает свой пушистый зонтик
  • Поздно вечером сильно трещат кузнечики
  • Соловей поёт всю ночь
  • Раскрыты цветки кувшинки
  • Паук усиленно плетёт свою паутину

Физкультминутка

(Слушаем музыку – пение птиц)

5 станция Экологическая

–Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым.

Предлагаю (в группах) нарисовать запрещающие знаки “Охраняй природу!” и придумать “Правила друзей природы”.

Итак, мы нарисовали знаки и составили правила поведения в природе. Назовём их:

Не шуми!

Не сори!

Не губи!

1) Мы хотим, чтоб птицы пели.
    Чтоб вокруг леса шумели.
    Чтобы были голубыми небеса.
    Чтобы бабочка резвилась
    И была на ягодах роса.

2) Мы хотим, чтоб солнце грело.
    И берёзка зеленела,
    И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
    Чтобы белочка скакала,
    Чтобы радуга сверкала.
    Чтобы лил весёлый дождь.

3) Лесная тень, лесная тишь
    Полным – полна чудес.
    Ты перед сказкою стоишь,
    А сказка эта – лес.
    Ты эту сказку сохрани,
    Люби, жалей и береги.

6 станция “Песни у костра”

– Заканчивается наше путешествие, осталась последняя станция. (Поют все вместе “Изгиб гитары жёлтой”)

Литература

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 (электронная универсальная энциклопедия)
  2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – Москва “Владос”, 2002.
  3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия,2007 (современная мультимедиа – энциклопедия)
  4. Курилова В.И. Туризм – Москва “Просвещение”,1988, – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Виртуальный поход"

Знакомит детей с этапами настоящего похода, воспитывает любовь к природе и родному краю. Использованы инновационные технологии: презентация, интерактивная доска, видеоклипы....

Внеклассное занятие "Поход на чудо- поляну".

Увлекательное путешествие по карте с преодолением трудностей....

Внеклассное занятие "Поход на чудо- поляну".

Увлекательное путешествие по лесу с преодолением трудностей....

Внеклассное мероприятие "Поход на чудо-поляну"

Внеклассное занятие в 1 классе «Поход на чудо-поляну».Цель: развитие интереса к занятиям спортом, воспитание любви к природе, бережное отношение к животным, птицам, зеленым насаждени...

Внеклассное мероприятие на тему "Певец земли хакасской". Поход в музей, урок провела Янгулова Татьяна Борисовна учитель начальных классов

Внеклассное мероприятие в музее (в зале «Малая Родина»)Певец земли хакасскойЦели: познакомить с творчеством М.Е. Кильчичакова, пробудить у детей интерес к чтению произведений хакасских поэтов; развива...

Спортивное мероприятие "Отправляемся в поход"

Спортивное мероприятие «Отправляемся в поход» (1 – 4 классы)Цель:·         овладеть важными умениями длительной ходьбы с преодолением несложных препятствий;·...

Технологическая карта и конспект урока - практикума "Мы отправляемся в поход"

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления о...