Технологическая карта и конспект урока - практикума "Мы отправляемся в поход"
план-конспект урока

Адамбаева Людмила Анатольевна

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования привело к кардинальной перестройке организационной, методической деятельности как на уровне управления образования, так и на уровне организации образовательного процесса в отдельно взятом классе начальной школы. Изменились функциональные обязанности участников образовательного процесса, порядок взаимодействия между ними, который представлен на уроке – практикуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon my_otpravlyaemsya_v_pohod.zip29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока –практикума по  окружающему  миру    27.09.2013

Модуль  «Наш край»

Тема урока «Виртуальная экскурсия на луг, поле. Мы отправляемся в поход»

Цель (методическая): реализация метода группового взаимодействия  в решении   учебных и социально – значимых  задач

Цель (дидактическая): создать условия для  проявления потребности применения полученных знаний и опыта в практической ситуации

Целеполагание для ученика:

  1. Использовать полученные эмоции от  летнего отдыха детей  в полилоге.
  2. Следовать  алгоритму  работы в группе.
  3. Применять полученный опыт  для решения учебных и практических задач в нестандартных ситуациях.
  4. Представить результат работы в группе.
  5. Соблюдать  правила   поведения ученика  на уроке.

Целеполагание для учителя (управленческие задачи)

  1. Организовать активную познавательную деятельность учащихся через проблемное обучение.
  2. Организовать групповую работу.
  3. Организовать работу по моделированию  ситуации содержательного  отдыха в оздоровительном  лагере.
  4. Использовать интерес учащихся  для личностной мотивации на уроке.
  5. Формировать  навык   парной и групповой работы.  
  6. Стимулировать  детей к  полным ответам.

Опорные понятия, термины:  каникулы

Новые понятия, термины:  лагерь

Домашнее задание:  изобразить впечатления от летних каникул

Этап урока

Время

Цель

Содержание материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуализация

1.Самоопределение к деятельности

1 мин

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-

-

-

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Настроить учащихся на интересную плодотворную работу.

2. Актуализация знаний.

   5 мин

Мотивация учащихся на  осознание потребности к построению нового способа действий.

  1. Определение понятия «традиция».

  1. Определение понятия «летние каникулы» на личностном уровне.

-словесный

-практический

П

Активизировать    мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе

- вспоминают традиционные формы работы  на уроке

-выражают свое личностное отношение к летним каникулам

-использовать личный мотив к учебному процессу

-обратить внимание на построение речевых действий учащихся: Иванова Д., Евдокимова А., Баталова А., Орловой А.

-развитие памяти учащихся

3. Постановка учебной задачи

5 мин

Выявление причин затруднений в классификации речи, постановка цели урока.

  1. Определение  понятия «каникулы» на личностном уровне

2. Работа  по определению лексического значения слова «лагерь»

3. Творческая работа в группах. Проигрывание проблемной ситуации.

-словесный

-практический

П

 Организовать работу по активизации мыслительных операций в процессе взаимодействия.

- строят осознанные рассуждения на основе положительного эмоционального опыта во время летних каникул

-выявляют проблему в определении значения  понятия «лагерь»

-работают в группах,  обозначают формулировку слова

-педагогическая поддержка в построении осознанных речевых действий

4. «Открытие» детьми нового знания

  8 мин

Построение детьми нового  знания на основе  жизненного опыта

 1. Знакомство с организацией отдыха в лагере.

2. Проведение инструктажа лагеря «Пятерочка»

- практический

Ф, П

Построить  процесс осознанной работы с многозначными числами.

- воспринимают информацию организации отдыха детей

-осознают ценность детской жизни и соблюдение процедуры виртуальной экскурсии

- развитие  аналитических умений

-поощрения детям, проявляющих активность

  5. Творческая работа

8 мин

Усвоение нового способа действий

1.Работа в творческих группах по рубрикам:

  • выбор названия отряда,  девиза, составление речевки
  • выбор спортивных мероприятий
  • социальная акция
  • поздравлялки
  • фото дня
  • заметка

 

-проблемное обучение

П

 Организовать работу по применению полученного  ранее опыта в решении учебных задач.

 -   знакомятся с условиями заданий для каждой группы

-получают необходимый инструментарий и средства для выполнения заданий

-работают в группах

 -  дифференцированные задания для каждой группы для возможности проявит себя в соответствии с индивидуальными особенностями

6.Презентация работ группами

  6 мин

Индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

1. Презентация выполненных работ группами

- практический

П

Создание ситуации успеха

 - выбирают спикера или презентует вся группа

-отвечают на вопросы

- развитие коммуникативных умений

7. Рефлексия деятельности.

3 мин

Самооценка результатов деятельности

1. Рефлексия деятельности

-  свободный  микрофона

П

Рефлексия деятельности

-самооценка

Подробный план – конспект   урока – практикума  «Мы отправляемся в поход»

Цель (дидактическая): создать условия для  проявления потребности применения полученных знаний и опыта в практической ситуации

Задачи:

  1. Организовать активную познавательную деятельность учащихся через проблемное обучение.
  2. Организовать групповую работу.
  3. Организовать работу по моделированию  ситуации отдыха в оздоровительном  лагере.
  4. Использовать интерес учащихся  для личностной мотивации на уроке.
  5. Формировать  навык   парной и групповой работы.  
  6. Стимулировать  детей к  полным ответам.

ХОД  УРОКА

  1. Самоопределение к деятельности

Учитель: Я рада  приветствовать вас и наших гостей  на нашем уроке. Я уверена, что на этом все дети будут активны и получат только позитивные эмоции и удовольствие от проведенного урока.

(Учащиеся отвечают: летние каникулы)

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Этот урок  стал традицией в нашей школе и проходит у нас в сентябре,  сразу после летних каникул. Хотелось бы узнать,   о чем мы будем говорить? А что такое летние каникулы для каждого из вас?  Я попрошу вас выдавать конкретный ответ: Для меня каникулы – это … (1 слово).

(Дети на личностном уровне определяют значение понятия «каникулы»).

  1. Постановка учебной задачи

Учитель: Я уверена, что все вы  отдохнули замечательно  и формы отдыха у всех были разные. Мне бы хотелось вернуть вас на  день в лето и предложить  смоделировать  один день летнего отдыха в лагере. Для этого  мы сформировали группы.  Чтобы наш отдых был содержательным и плодотворным, нам необходимо обозначить значение слова «лагерь». Чтобы узнать значение слов,  всем необходимо обратиться в … (словарь).

Я предлагаю вам составить формулировку данного понятия, которую я нашла в словаре ________________ из слов, причем два из них будут лишними.

     Лагерь – это временная (постоянная) стоянка, обычно под  открытым (закрытым) небом.

(Учащиеся работают в группе  и представляют результат, обосновывают свое решение).

Учитель: Какие эмоции, чувства вы бы хотели испытать  сегодня на  уроке?

(Учащиеся отвечают, рассуждают).

4. «Открытие» детьми нового знания

Учитель: Замечательно, мы  с вами определили содержательно значение слова «лагерь», который я предлагаю вам назвать «Пятерочка». Отдых в летнем лагере требует четкой организации: определенного количества детей, наличие названия, девиза, речевки отрядов, плана мероприятий, привлечение детей к какой – нибудь социально – значимой акции, а также отчета о проведенных мероприятиях. Что испугались? Но это ожидает меня, как руководителя нашего виртуального лагеря «Пятерочка», а вас только отдых, интересные мероприятия, положительные эмоции. Я попрошу разрешения  Елены Александровны   отправиться   в  виртуальный поход.

(Попросить разрешения у директора)

Учитель: Перед походом мне необходимо провести инструктаж о правилах поведения. Основные правила вы знаете, а есть очень важные:

  • Если я хочу, чтобы меня слушали, я учусь слушать других.
  • Если я хочу, чтобы меня понимали, я учусь понимать других.
  • Если я хочу, чтобы меня приняли, я учусь принимать других.

5.Творческая работа в группах

Учитель: Итак,  важные правила помогут вам в  решении  заданий.

  • Первой группе я предлагаю   придумать название нашему отряду, из предложенного материала составить девиз и речевку, чтобы в поход было идти  весело и интересно.
  • Второй группе я предлагаю выбрать спортивные игры для нашего похода и обосновать свой выбор.
  • Любая деятельность будет только тогда приносить удовлетворение, когда  она значима для человека. Я предлагаю третьей группе подумать, какую социальную акцию мы сможем провести во время нашего похода.
  • В этом месяце в нашем отряде  три именинницы. Четвертой группе  я предлагаю  составить поздравлялки.
  • Коллективные мероприятия  всегда бывают незабываемыми. Нам в этом помогают объективы цифровой техники. Я  предлагаю пятой группе стать фоторепортерами  и   изобразить  наш  поход  в  рисунке.
  • Шестой группе я предлагаю написать заметку о нашем походе.

6. Презентация работ группами

    Каждая группа презентует  результаты своей деятельности перед классом.

    Учитель: Итак, наш урок подошел к концу. Все группы представили результаты своей работы,  поэтому наш поход состоялся. Он был содержательным, насыщенным, а главное результативным. Мы вернулись в родную школу здоровыми и отдохнувшими. В начале нашего виртуального похода я предлагала вам  определить, какие чувства вы бы хотели  испытать на уроке. Получили ли вы те эмоциональные переживания, которые желали?

    (Учащиеся делятся своими эмоциональными переживаниями, полученными от содержания урока).

  1. Рефлексия деятельности

Учитель: Каждая деятельность несет не только эмоциональное удовлетворение, но и новизну. Что нового вы узнали на этом уроке? Мне очень приятно, что вы смогли свой позитивный эмоциональный   летний опыт перенести на содержание нашего урока и сделали школьную  традицию более крепкой, сильной, устойчивой. Надеюсь, что следующие каникулы будут   содержательными и полезными не только для вас, но и для окружающих.

Использованные источники

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО. 2007.

2. Детские кричалки и речевки (в летний лагерь) [ http://www.playroom.ru]

3. Мельникова А., Симаков П. Методическое пособие для руководителей детских организаций, педагогов – организаторов и детей. Рязань. 2004.

4. Подвижные игры на улице [ http://www.bibliodetstvo.org.ru]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение"

Данный материал содержит технологическую карту и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение", в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира по теме "Растениеводство"

В данной разработке содержится технологисеская карта, коспект урока и презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Растениеводство" УМК "Школа России"...

Презентация на тему "Отличие технологической карты от конспекта урока"

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебн...

«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...

«Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?» Технологическая карта и конспект урока математики в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: математикаТема урока: «Повторение пройденного. Что узнали? Чему научились?»Класс: 4Форма урока: «Новогоднее путешествие»Тип урока:  закрепление изученного материалаВид урока : комбиниров...

Технологическая карта и конспект урока математики в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС. «Деление с остатком».

Технологическая  карта и конспект урока математики  в 3 классе  в соответствии с требованиями ФГОС...