Программа по внеурочной деятельности « Мир путешествий» (спортивно-оздоровительное направление)
рабочая программа по зож на тему
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка туристко - краеведческой направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_puteshestiy.docx | 125.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «Центр развития и поддержки системы образования
Петровского муниципального района Ставропольского края»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1
г.Светлограда Петровского района Ставропольского края
Программа по внеурочной деятельности
« Мир путешествий»
(спортивно-оздоровительное направление)
Возраст детей: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Автор-составитель: учитель начальных классов
МБОУГ №1 г. Светлограда
Петровского района Ставропольского края
Здоренко Светлана Анатольевна
Светлоград, 2013год
Содержание
- Пояснительная записка ………………………………………………3-8
-актуальность
-цель и задачи программы
-основные положения концепции
-принципы
-виды учебной деятельности
-связь содержания программы с учебными предметами
-возможные результаты деятельности
-педагогические технологии
- Содержание учебного предмета, курса………………………………8-13
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе …………………………………………………………….13-18
- Критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся…………………………..18
- Календарно-тематическое планирование…………………………...18-25
- Перечень учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса……………………………25-29
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туризм - это вид деятельности, социально-ориентированная сфера и образ жизни, которые служат эффективными средствами для физического оздоровления обучающихся, их нравственного развития и самосовершенствования, воспитания бережного отношения к природе.
Туризм по своей природе всегда содержит элементы познания края. Невозможно путешествовать, ничего не узнавая.
Актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых, обучение в действии, побуждение к наблюдениям с опорой на собственный жизненный опыт, чередование коллективной и индивидуальной деятельности.
Отличительной особенностью рабочей программы по данному курсу является определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Представленная программа курса «Мир путешествий» рассчитана на применение в общеобразовательной школе, а также в системе дополнительного образования. Программа ориентирована на учащихся 1–4 классов.
Внеучебная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка туристко - краеведческой направленности. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4года, объёмом в 138 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 45 минут (35 часов). Место проведения занятий – учебный кабинет, спортивный зал, спортивная площадка, библиотека, различные природные комплексы, окрестности школы и города, краеведческий музей. Возраст детей, участвующих в реализации программы- 7-11 лет.
Цель программы - всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
1) заинтересовать младших школьников туристической деятельностью;
3) расширить знания детей о своем родном крае, об окружающем мире;
5) укрепить здоровье учащихся, приобщить их к здоровому образу жизни, содействовать гармоническому, физическому развитию;
6) воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, формировать коммуникативные компетенции;
7) формировать простейшие экологические понятия и навыки у учащихся, первичные навыки правильного поведения в природе.
Основные положения концепции:
-освоение окружающего мира средствами туристско-краеведческой деятельности осуществляется по принципу расширяющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома - к родному краю и другим регионам Отечества; от созерцания-ознакомления - к научному исследованию действительности;
-структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия является туристско-краеведческий цикл (подготовка, проведение и подведение итогов);
-на каждый туристско-краеведческий цикл ставится комплекс воспитательных, образовательных и оздоровительных задач, ориентированных на гармоничное развитие личности учащихся;
-реализация принципа самодеятельности и самоуправления осуществляется через подсистему туристских и краеведческих постоянных и временных (дежурных) походных должностей, имеющих определенный функционал жизненно важных обязанностей;
-функционирование подсистемы воспитательного воздействия: туристско-краеведческих традиций, законов, правил и норм, воспитание на истории, культуре и природе своей Родины;
-открытость, гибкость, вариативность системы, демократичность ее построения (доступность любому учителю и ученику).
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
1.Принцип системности.
2.Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом
( физическая культура, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
3.Принцип гуманизации. Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
4.Принцип опоры. Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
5.Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах деятельности.
6.Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
7.Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
8.Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.
9. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.
10.Принципличностно–деятельностного подхода.
11.Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка).
9.Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социо-культурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации.
Виды внеучебной деятельности:
-игровая деятельность;
-познавательная деятельность;
-проблемно-ценностное общение;
-художественное творчество;
-спортивная деятельность;
-туристко-краеведческая деятельность.
Методические занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, беседы, экологические сказки, подвижные и интеллектуальные игры, психологические тренинги, работа с наглядными пособиями, спортивные упражнения, тренинги, практическая работа. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, видеофильмов, презентаций, а также используется разнообразный раздаточный материал. Занятия чередуются с посещением музеев города и экскурсиями, проводимыми в близлежащем парке, в различных природных комплексах, на учебной экологической тропе, разработанной на территории школьного двора. Все это позволит учащимся познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения к ней.
Занятия можно проводить со всем коллективом, по группам или индивидуально. Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов. На занятиях реализуются межпредметные связи:
-с уроками изобразительного искусства (оформление творческих работ, дневников путешественника);
-с уроками технологии (изготовление различных элементов по темам проектов, ремонт туристического снаряжения);
-с уроками окружающего мира (изучение растительного и животного мира края, форм поверхности, достопримечательностей);
-с уроками физической литературы (подвижные игры, физические упражнения);
-с уроками ОБЖ: изучение правил безопасного поведения во время путешествий, оказание первой помощи при различных травмах.
Многообразие форм обеспечивает комплексный характер туристко - краеведческой деятельности в обучении, воспитании, оздоровлении и профессиональной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности для творческой детской самодеятельности, а также спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической.
Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, игры на местности, тренинги, экскурсии и походы обеспечивают повышенную двигательную активность – биологическую потребность детей, которая необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра, игра на местности – естественные источники радостных эмоций. Она вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие эмоционально – волевой сферы личности развивают произвольную сферу.
Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Возможные результаты («выходы») деятельности младших школьников:
-альбом;
-газета с подборкой материала в помощь родителям и детям по туристко-краеведческой деятельности;
-гербарий растений, произрастающих в Ставропольском крае;
-журнал, книжка-раскладушка,
-коллаж;
-коллекция растений, насекомых, полезных ископаемых и т.д;
-план путешествия;
-стенгазета, отражающая итоги экскурсий, походов;
-фотоальбом;
-проект;
-экскурсия;
-туристический поход (однодневный).
Педагогические технологии:
1Проблемно-диалогическая (нужный материал по интересующей теме, находить главную
мысль текста, высказывать своё мнение).
2.Технология оценивания образовательных достижений (элементы) (учебных успехов).
3.Личностно-ориентированная технология (элементы) (раскрытие индивидуальных
познавательных способностей каждого ученика, максимальное выявление и использование индивидуального опыта ребенка).
4.Технология дифференциации по уровню развития способностей.
5.Информационно-коммуникационная технология (элементы; развитие умения работать с
различными источниками информации).
6.Учебно-игровая.
7.Здоровьесберегающая.
8.Групповая работа.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Курс рассчитан на 4 года обучения.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 КЛАСС)
В первом классе курс состоит из четырёх частей:
В разделе I. «МОЯ ШКОЛА» приоритетное внимание уделяется адаптации первоклассников. У детей прививаются любовь к родной школе, они учится чувствовать себя частью большой школьной семьи, изучают традиции родной школы. У первоклассников развивается дружеское отношение к одноклассникам, коммуникативные качества.
В разделе II «СОБИРАЕМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ» первоклассники получают первоначальные знания о туристической деятельности, об организации экскурсий и походов, их целях и задачах.
В разделе III « В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ» представлен комплекс упражнений на укрепление здоровья учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, содействию гармоническому и физическому развитию.
В разделе IV «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» приоритетное внимание уделяется развитию коммуникативной сферы младших школьников. Учащиеся получают первые навыки общения друг с другом.
В разделе V « МОЁ ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» учащиеся получают навыки безопасного поведения во время путешествия, учатся анализировать свою деятельность и подводить итоги своей работы.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, территория школы и города. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
РАЗДЕЛ I. «ДОМ, В КОТОРОМ Я УЧУСЬ» (5 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Экскурсия по школе «Дом, в котором я учусь». Экскурсия по школьному двору. Традиции школы. Законы и заповеди. Конкурс рисунков «Моя школа».
РАЗДЕЛ II. «СОБИРАЕМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ» (11 ЧАСОВ )
Выбор маршрута экскурсии. Собираем рюкзачок на экскурсию. Дневник путешественника. Дневник путешественника. Оформление дневника путешественника. Если солнышко и жарко. Если на улице мороз. Способы защиты от мороза. Если на улице дождь и гроза. Треуголка на скорую руку. Стаканчик на скорую руку (оригами). Плетение корзинки.
РАЗДЕЛ III. « В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!» (9 ЧАСОВ)
Дыхательные упражнения. Упражнения для формирования правильной осанки. Комплекс упражнений против плоскостопия. Гимнастика маленьких волшебников. Точечный массаж. Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на релаксацию. Путешествие по морю Здоровья.
РАЗДЕЛ IV. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ»(5ЧАСОВ)
Игры для гиперактивных детей. Игры на установление контакта в группе. Игры «Групповое взаимодействие». Психологические тренинги «Чувственное восприятие себя».
РАЗДЕЛ V. «МОЁ ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (5ЧАСОВ)
Правила дорожного движения. Техника безопасности во время экскурсии. Тренинг-маршрут. Экскурсия по окрестностям города. Подведение итогов. Выставка дневников путешественников.
- ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 КЛАСС)
Во втором классе основное внимание будет уделено изучению родного города. Во 2-4 классах темы разделов одинаковы. В этом возрасте учащиеся уже понимают практическую ценность природы для жизни людей, но еще не осознают ее эстетического, санитарно-гигиенического, научно-познавательного значения. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду.
Изучаются следующие разделы:
-«Собираемся в поход»;
-«И не найти прекрасней края, чем Ставропольская земля»;
-«Если с другом вышел в путь…»;
-« Мы идём в поход».
В разделе I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» приоритетное внимание уделяется развитию ценностно-смысловой сферы младших школьников. Включаясь в разнообразные виды (прогулки, экскурсии, походы, практические занятия), дети приобретают и совершенствуют практические умения, навыки. Наиболее эффективными средствами социализации младших школьников будут являться: освоение разнообразных туристско-краеведческих должностей, подразумевающих выполнение определенных обязанностей; у юных туристов целенаправленно формироваться умения и навыки ориентирования на местности, преодоления препятствий, движения по маршруту, создавались ситуации, требующие от младших школьников настойчивости, работоспособности, коммуникабельности.
В разделе II «И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!»
Для развития познавательной активности и расширения кругозора во время занятии, прогулок и походов совместно с детьми происходит поиск ответов на интересующие их вопросы из области туризма, краеведения и природоведения. В данный раздел внесены темы по изучению краеведения и экологии родного края: город, в котором я живу; наш край; животный и растительный мир области; темы о природе и достопримечательностях края.
Эффективным средством формирования у младших школьников способности к самопознанию является постоянное заполнение комплексного Дневника путешествий юного туриста, совместный с руководителем анализ и сравнение происходящих с ними изменений, более близкого знакомства с природой родного края, современным ее состоянием, формирование первичных навыков правильного поведения в природе.
В разделе III «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» приоритетное внимание уделяется развитию коммуникативной сферы младших школьников. Для формирования опыта общения, социального взаимодействия и социально одобряемого поведения учащиеся взаимодействуют друг с другом в составе микрогрупп, учатся выстраивать партнерские отношения и преодолевать конфликтны.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание,)развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
В разделе IV« МЫ ИДЁМ В ПОХОД» в ходе занятий будут развиваться качества личности, обеспечивающие их безопасное взаимодействие с окружающим миром, при обеспечении и организации быта в полевых условиях. К участию младших школьников в туристско-краеведческих играх, соревнованиях и походах, маршрутах-тренингах будут привлекаться и родители.
Мероприятия, связанные с туризмом - это выход обучающихся из привычной семейной и школьной обстановки в окружающий незнакомый им мир, в более сложную и непривычную обстановку, требующую проявления гражданственных, коллективистских, гуманистических качеств личности.
Темы занятий повторяются из года в год, каждый год знания учащихся расширяются и становятся сложнее.
РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (11 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Оформление дневника путешественника. Активный отдых, здоровый образ жизни. Выбор маршрута. Распределение обязанностей на год. Личное снаряжение в пешем путешествии. Укладка снаряжения в рюкзак. Установка двускатной палатки. Типы костров: «шалаш», «звёздочка». Упражнения для профилактики осанки.
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (15 ЧАСОВ)
Моя Родина - Ставропольский край. Моя малая Родина- город Светлоград. Экскурсия по городу. Балки г.Светлограда. Гора Куцай. Река Калаус. Экскурсия к реке. Животный мир Ставрополья. Растительный мир Ставрополья (работа с гербарием). Тайна царства насекомых (работа с коллекцией насекомых). Заказник- озеро Лушниковское (Солёное озеро). Изменения в природе весной (наблюдение).
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА)
Игра на местности «По следу». Психологические тренинги на сплочение в группе. Весёлые игры у костра. Психологические тесты, социометрия.
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА)
Правила дорожного движения во время похода. Тренинг - маршрут. Техника безопасности во время экскурсий, похода. Туристический поход «Красное лето - яркая песня природы».
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ (3 КЛАСС)
РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (20 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Турист и путешественник. Оформление дневника путешественника. Выбор маршрута. Распределение обязанностей на год. Групповое и личное снаряжение. Подготовка снаряжения к путешествию: проверка и доработка снаряжения. Укладка рюкзака. Питание в походе. Порядок и темп движения. Разминка туриста. Преодоление препятствий. В здоровом теле – здоровый дух! Травмы и их профилактика. Оказание первой помощи пострадавшему: раны, ушибы, укусы, отравления.
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (9 ЧАСОВ)
Путешественник и окружающий его мир. Зимние изменения в природе Ставропольского края. Зимняя экскурсия по окрестностям города. Особо охраняемые природные территории Ставропольского края. Лекарственные растения - богатство природы. Путешествие к Грибу - Грибовичу. Экологические правила «Лесная тайна».
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА)
Игра «Зоркий глаз». Литературная страничка «Если с другом вышел в путь…». Игры на местности.
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА)
Правила дорожного движения во время похода. Тренинг-маршрут. Техника безопасности во время похода. Туристический поход.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 КЛАСС)
РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (17 ЧАСОВ)
Вводное занятие: детские путешествия. Дневник путешественника. Выставка дневников путешественника. Выбор маршрута. Распределение обязанностей на год. Групповое снаряжение. Виды спальников. Питание в походе. Порядок и темп движения. Сюжетная игра «Путешествуем на велосипеде». Преодоление препятствий. Оказание первой помощи в походе (ушибы, вывихи, переломы). Установка каркасной палатки. Типы костров: «безопасный ночной костёр», «пирамида». Жизнь, здоровье и быт в походе. Ориентирование на местности по природным признакам. Ориентирование на местности по компасу.
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (8 ЧАСОВ)
Моя Родина - Ставропольский край. Заочное путешествие по водоёмам Ставрополья. Горы Ставрополья. Сюжетная игра «Путешествие по реке». Горы Ставрополья. Наши друзья- птицы. Кавказские Минеральные воды. Кругосветное путешествие по координатам края. Достопримечательности края.
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (6 ЧАСОВ)
Речёвки и песни туриста. Игры на местности «Погоня за лисицами». Весёлые игры на привале. Игры на установление контакта в группе.
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (5 ЧАСОВ)
Правила дорожного движения. Тренинг - маршруты. Техника безопасности во время путешествия. Туристический поход.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Познавательные УУД:
1.Делать отбор источников информации.
2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
3.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Личностные УУД:
1.Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
1.Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
2. Слушать и понимать речь других.
3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им.
4.Учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы:
1.Социальная адаптация детей.
2.Расширение сферы общения.
3.Приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
1 год обучения (1 класс)
I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности учащихся:
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития личности учащегося:
-что интересное можно увидеть на экскурсии по своему микрорайону (ближайшему окружению школы);
-планы туристско-краеведческой деятельности;
-законы, правила и юных туристов.
- Туристско-краеведческие навыки и умения
- Краеведческие знания, навыки и умения:
-учимся наблюдать окружающий мир;
-учимся рассказывать о том, что увидели и узнали;
-учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу;
-получаем знания о родной школе, городе.
- Туристские навыки и умения:
-как правильно одеться на прогулку, экскурсию, в поход;
-как правильно собрать и носить рюкзак;
3.Безопасность в походе:
-ответственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководству туристской группы;
-оказание первой помощи пострадавшему;
-знание главных правил уличного движения, их выполнение (правила для пешехода);
-осторожность и внимательность на прогулке и экскурсии.
- год обучения (2 класс)
I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности учащихся:
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития личности учащегося:
-что интересное можно увидеть на экскурсии в природу (по парку);
-что интересное можно увидеть на экскурсии по своему городу;
-планы туристско-краеведческой деятельности.
II. Туристско - краеведческие навыки и умения:
1.Краеведческие знания, навыки и умения:
-учимся наблюдать окружающий мир;
-учимся рассказывать о том, что увидели и узнали;
-учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу;
-учимся различать формы поверхности земли;
-учимся различать представителей растительного и животного мира;
-получаем знания о горе и реке родного района, города;
-получаем знания о природных заказниках района.
2.Туристские навыки и умения:
-как правильно собрать и носить рюкзак;
-как правильно расположиться на привале;
-как правильно выбрать маршрут, порядок и темп движения;
-как правильно преодолеть препятствия в походе;
-как правильно установить двускатную палатку;
-как правильно разжечь такие типы костров, как «шалаш» и «звёздочка».
3.Безопасность в походе:
-самодисциплина, взаимопомощь, взаимодействие, внимательное заботливое отношение к товарищам;
-ответственное отношение к своим обязанностям;
-оказание первой помощи пострадавшему;
-нахождение выхода из стрессовых ситуаций;
- принятие разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
-знание главных правил уличного движения, их выполнение (правила для пешехода).
- год обучения (3 класс)
I. Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности учащихся:
Значение туристско-краеведческой деятельности для развития личности учащегося:
-что интересное можно увидеть в Ставропольском крае;
-планы туристско-краеведческой деятельности.
Туристско-краеведческие навыки и умения
1.Краеведческие знания, навыки и умения:
-учимся наблюдать окружающий мир, его сезонные изменения;
-учимся рассказывать о том, что увидели и узнали;
-учимся соблюдать чистоту на природе, беречь природу;
-учимся различать съедобные и несъедобные грибы;
-учимся различать и пользоваться лекарственными травами;
-получаем знания об особо охраняемых природных территориях.
2.Туристские навыки и умения:
-как правильно одеться на прогулку, экскурсию, в поход;
-как правильно подготовить снаряжение к путешествию;
-как правильно расположиться на привале;
-как правильно выбрать маршрут, порядок и темп движения;
-как правильно преодолеть препятствия в походе;
-как правильно разжечь костёр типа «нодья» и «колодец».
3.Безопасность в походе:
-самодисциплина, взаимопомощь, взаимодействие, внимательное заботливое отношение к товарищам;
-ответственное отношение к своим обязанностям;
-оказание первой помощи пострадавшему (раны, ушибы, укусы, отравления);
- принятие разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
-знание главных правил уличного движения, их выполнение (правила для пешехода);
-осторожность и внимательность во время похода.
4год обучения (4 класс)
I.Педагогические основы туристско-краеведческой деятельности
- Значение туристско-краеведческой деятельности в развитии личности учащегося:
-расширение кругозора учащегося в походах и путешествиях;
-воспитание высоких нравственных качеств;
-физическое развитие и укрепление здоровья.
- Организация туристско-краеведческой работы:
-обязанности по туристским должностям, обязанности по краеведческим должностям;
-проведение похода по родному краю, тренировочных походов (тренинг - маршрутов);
- подведение итогов туристского мероприятия;
-безопасность похода: самодисциплина и самоорганизация туристской группы, страховка и в путешествии; внимательное отношение ко всем членам коллектива.
- Туристско-краеведческие навыки, знания и умения
- Краеведческие знания, умения и навыки:
-как надо вести краеведческие наблюдения при исследовании своего родного края;
-как фиксировать краеведческие наблюдения при исследовании родного края;
-охрана природы родного края, памятников истории и культуры в туристском походе;
-изготовление экспозиции по результатам туристского похода для краеведческого музея, подготовка выставки по итогам похода;
-подготовка письменного отчета о походе;
-знания о водоёмах, горах Ставрополья.
2.Туристские знания, навыки и умения:
-как выбрать маршрут путешествия;
-как правильно выбрать спальник для похода;
-как выбрать групповое и личное снаряжение для туристского похода;
-как выбрать и установить каркасную палатку;
-как разжечь костёр типа «безопасный ночной костёр» и «пирамида»;
-как правильно организовать жизнь и быт в походе;
- как ориентироваться на местности по природным ориентирам и компасу.
3.Безопасность в походе:
-самодисциплина, взаимопомощь, взаимодействие, внимательное заботливое отношение к товарищам;
-ответственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководству туристской группы;
-оказание первой помощи в походе (ушибы, вывихи, переломы);
-безопасность во время путешествия.
IV.КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Формы контроля знаний, умений и навыков - выставки дневников путешественника, однодневный поход в конце учебного года.
V.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (1 КЛАСС)
№п/п | Название темы | Количество часов | Всего часов | |||
теория | практика | |||||
РАЗДЕЛ I. «ДОМ, В КОТОРОМ Я УЧУСЬ» (5 ЧАСОВ) | ||||||
1 | Вводное занятие: детские путешествия. | 1 | 1 | |||
2 | Экскурсия по школе «Дом, в котором я учусь». | 1 | 1 | |||
3 | Экскурсия по школьному двору. | 1 | 1 | |||
4 | Традиции школы. Законы и заповеди. | 1 | 1 | |||
5 | Конкурс рисунков «Моя школа». | 1 | 1 | |||
2ч | 3ч | ИТОГО:5ч | ||||
РАЗДЕЛ II. «СОБИРАЕМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ» (11 ЧАСОВ ) | ||||||
6 | Выбор маршрута экскурсии. | 1 | 1 | |||
7 | Собираем рюкзачок на экскурсию. | 1 | 1 | |||
8 | Дневник путешественника. | 1 | 1 | |||
9 | Оформление дневника путешественника. | 1 | 1 | |||
10 | Если солнышко и жарко. | 1 | 1 | |||
11 | Если на улице мороз. | 1 | 1 | |||
12 | Способы защиты от мороза. | 1 | 1 | |||
13 | Если на улице дождь и гроза. | 1 | 1 | |||
14 | Треуголка на скорую руку. | 1 | 1 | |||
15 | Стаканчик на скорую руку (оригами). | 1 | 1 | |||
16 | Плетение корзинки. | 1 | 1 | |||
2ч | 9ч | ИТОГО:11ч | ||||
РАЗДЕЛ III. « В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ!» (9 ЧАСОВ) | ||||||
17 | Дыхательные упражнения. | 1 | 1 | |||
18 | Дыхательные упражнения. | 1 | 1 | |||
19 | Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 | 1 | |||
18 | Комплекс упражнений против плоскостопия. | 1 | 1 | |||
19 | Гимнастика маленьких волшебников. Точечный массаж. | 1 | 1 | |||
20 | Гимнастика маленьких волшебников. Точечный массаж. | 1 | 1 | |||
21 | Упражнения на развитие выносливости. | 1 | 1 | |||
22 | Упражнения на релаксацию. | 1 | 1 | |||
23 | Путешествие по морю Здоровья. | 1 | ||||
1 | 8ч | ИТОГО: 9ч | ||||
РАЗДЕЛ IV. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ»(5 ЧАСОВ) | ||||||
24 | Игры для гиперактивных детей. | 1 | 1 | |||
25 | Игры на установление контакта в группе. | 1 | 1 | |||
26 | Игры на установление контакта в группе. | 1 | 1 | |||
27 | Игры «Групповое взаимодействие». | 1 | 1 | |||
28 | Психологические тренинги «Чувственное восприятие себя» | 1 | 1 | |||
- | 5ч | ИТОГО:5 ч | ||||
РАЗДЕЛ V. «МОЁ ПЕРВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (5 ЧАСОВ) | ||||||
29 | Правила дорожного движения. | 1 | 1 | |||
30 | Техника безопасности во время экскурсии. | 1 | 1 | |||
31 | Тренинг-маршрут. | 1 | 1 | |||
32 | Экскурсия по окрестностям города. | 2 | 2 | |||
33 | Подведение итогов. Выставка дневников путешественников. | 1 | 1 | |||
1ч | 4ч | ИТОГО:5ч | ||||
ИТОГО ЗА ГОД: | 33ч |
Итого за год 33 часов. Из них: теория-5часов, практика- 28 часов.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 КЛАСС)
№п/п | Название темы | Количество часов | Всего часов | ||||
теория | практика | ||||||
РАЗДЕЛ I. «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД» (11 ЧАСОВ) | |||||||
1 | Вводное занятие: детские путешествия. | 1 | 1 | ||||
2 | Оформление дневника путешественника. | 1 | 1 | ||||
3 | Активный отдых, здоровый образ жизни. | 1 | 1 | 1 | |||
4 | Выбор маршрута. | 1 | 1 | ||||
5 | Распределение обязанностей на год. | 1 | 1 | 1 | |||
6 | Личное снаряжение в пешем путешествии. | 1 | 1 | ||||
7 | Укладка снаряжения в рюкзак. | 1 | 1 | ||||
8 | Установка двускатной палатки. | 1 | 1 | ||||
9 | Типы костров: «шалаш», «звёздочка». | 1 | 1 | ||||
10 | Упражнения для профилактики осанки. | 1 | 1 | ||||
11 | Разминка туриста. | 1 | 1 | ||||
3 | 8 | ИТОГО:11ч | |||||
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (15 ЧАСОВ) | |||||||
12 | Моя Родина - Ставропольский край. | 1 | 1 | ||||
13 | Моя малая Родина- город Светлоград. | 1 | 1 | ||||
14-15 | Экскурсия по городу. | 2 | 2 | ||||
16 | Балки г. Светлограда. | 1 | 1 | ||||
17 | Гора Куцай. | 1 | 1 | ||||
18 | Река Калаус. Экскурсия к реке. | 1 | 1 | ||||
19-20 | Животный мир Ставрополья. | 1 | 1 | ||||
21-22 | Растительный мир Ставрополья (работа с гербарием) | 2 | 2 | ||||
23 | Тайна царства насекомых (работа с коллекцией насекомых) | 1 | 1 | ||||
24 | Заказник-озеро Лушкниковское (Солёное озеро). | 1 | 1 | ||||
25-26 | Экскурсия на Солёное озеро. | 2 | 2 | ||||
27 | Изменения в природе края весной ( наблюдение). | 1 | 1 | ||||
5 | 10 | 15 | |||||
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА) | |||||||
28 | Игра на местности «По следу». | 1 | 1 | ||||
29 | Психологические тренинги на сплочение в группе. | 1 | 1 | ||||
30 | Весёлые игры у костра. | 1 | 1 | ||||
31 | Психологические тесты, социометрия. | 1 | 1 | ||||
- | 4 | ИТОГО:4ч | |||||
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА) | |||||||
32 | Правила дорожного движения во время похода. Тренинг - маршрут. | 1 | 1 | ||||
33 | Техника безопасности во время экскурсий, похода. Тренинг – маршрут | 1 | 1 | ||||
34-35 | Туристический поход « Красное лето - яркая песня природы». | 2 | 2 | ||||
- | 4 | ИТОГО:4ч | |||||
ИТОГО ЗА ГОД: | 35ч |
Итого за год 33 часов. Из них: теория-8 часов, практика- 27 часов.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ (3 КЛАСС)
№п/п | Название темы | Количество часов | Всего часов | ||||
теория | практика | ||||||
РАЗДЕЛ I. СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД (20 ЧАСОВ) | |||||||
1 | Вводное занятие: Детские путешествия. Турист и путешественник. | 1 | 1 | ||||
3 | Оформление дневника путешественника. | 1 | 1 | ||||
4 | Выбор маршрута. | 1 | 1 | ||||
5 | Распределение обязанностей на год. | 1 | 1 | ||||
6 | Групповое и личное снаряжение. | 1 | 1 | ||||
7 | Подготовка снаряжения к путешествию: проверка и доработка снаряжения. | 1 | 1 | ||||
8 | Укладка рюкзака. | 1 | 1 | 2 | |||
9-10 | Питание в походе. | 1 | 1 | 2 | |||
11-12 | Порядок и темп движения. | 1 | 1 | 2 | |||
13 | Установка палатки. Палатка «домик». | 1 | 1 | ||||
14 | Типы костров: «нодья», «колодец». | 1 | 1 | ||||
15 | Разминка туриста. | 1 | 1 | ||||
16 | Преодоление препятствий. | 1 | 1 | ||||
17 | В здоровом теле - здоровый дух. | 1 | 1 | ||||
18 | Травмы и их профилактика. | 1 | |||||
19-20 | Оказание первой помощи пострадавшему: раны, ушибы, укусы, отравления. | 2 | 1 | ||||
6 | 18 | ИТОГО: 20ч | |||||
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (7 ЧАСОВ) | |||||||
21 | Путешественник и окружающий его мир. | 1 | 1 | ||||
22 | Зимние изменения в природе Ставропольского края. | 1 | 1 | ||||
23 | Зимняя экскурсия по окрестностям города. | 1 | 1 | ||||
24 | Особо охраняемые природные территории Ставропольского края. | 1 | 1 | ||||
25 | Лекарственные растения - богатство природы. | 1 | 1 | ||||
26 | Путешествие к Грибу-Грибовичу. | 1 | 1 | ||||
27 | Экологические правила. Лесная тайна | 1 | 1 | ||||
3 | 4 | ИТОГО:7 ч | |||||
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (4 ЧАСА) | |||||||
28 | Игра «Зоркий глаз». | 1 | |||||
Психологические тесты, социометрия. | 1 | ||||||
29 | Литературная страничка «Если с другом вышел в путь…» | 1 | 1 | ||||
30-31 | Игра на местности «Следопыт» | 2 | 2 | ||||
2 | 2 | ИТОГО:4ч | |||||
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (4 ЧАСА) | |||||||
32 | Правила дорожного движения во время похода. | 1 | 1 | ||||
33 | Техника безопасности во время похода. Тренинг - маршрут. | 1 | 1 | ||||
34-35 | Туристический поход. | 2 | 2 | ||||
1 | 4 | ИТОГО: 4 ч | |||||
ИТОГО ЗА ГОД: | 35ч |
Итого за год 35 часов. Из них: теория-11часов, практика- 24 часа.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (4 КЛАСС)
№п/п | Название темы | Количество часов | Всего часов | ||||
теория | практика | ||||||
РАЗДЕЛ I. СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД ( 17 ЧАСОВ) | |||||||
1 | Вводное занятие: Детские путешествия. | 1 | 1 | ||||
2 | Дневник путешественника. | 1 | 1 | ||||
3 | Выставка дневников путешественника. | 1 | 1 | ||||
4 | Выбор маршрута. | 1 | 1 | ||||
5 | Распределение обязанностей на год. | 1 | 1 | ||||
6 | Групповое снаряжение. | 1 | 1 | ||||
7 | Виды спальников. | 1 | 1 | ||||
8 | Питание в походе. | 1 | 1 | ||||
9 | Порядок и темп движения. | 1 | 2 | ||||
10 | Сюжетная игра «Путешествуем на велосипеде» | 1 | 1 | ||||
11 | Преодоление препятствий. | 1 | 1 | ||||
12 | Оказание первой помощи в походе (ушибы, вывихи, переломы). | 1 | 1 | ||||
13 | Установка каркасной палатки. | 1 | 1 | ||||
14 | Типы костров: «безопасный ночной костёр», «пирамида». | 1 | 1 | ||||
15 | Жизнь, здоровье и быт в походе. | 1 | 1 | ||||
16 | Ориентирование на местности по природным признакам. | 1 | 1 | ||||
17 | Ориентирование на местности по компасу. | 1 | 1 | ||||
6 | 11 | ИТОГО: 17ч | |||||
РАЗДЕЛ II. « И НЕ НАЙТИ ПРЕКРАСНЕЙ КРАЯ, ЧЕМ СТАВРОПОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ!» (8 ЧАСОВ) | |||||||
18 | Моя Родина - Ставропольский край. | 1 | 1 | ||||
19 | Заочное путешествие по водоёмам Ставрополья. | 1 | 1 | ||||
20 | Сюжетная игра «Путешествие по реке». | 1 | 1 | ||||
21 | Горы Ставрополья. | 1 | 1 | ||||
22 | Наши друзья-птицы. | 1 | |||||
23 | Кавказские Минеральные воды. | 1 | 1 | ||||
24 | Кругосветное путешествие по координатам края. | 1 | 1 | ||||
25 | Достопримечательности края. | 1 | 2 | ||||
6 | 2 | ИТОГО: 8ч | |||||
РАЗДЕЛ III. «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ…» (6 ЧАСОВ) | |||||||
26 | Речёвки и песни туриста. | 1 | 1 | ||||
27-28 | Игра на местности «Погоня за лисицами» | 2 | 2 | ||||
29 | Весёлые игры на привале. | 2 | 2 | ||||
30 | Игры на установление контакта в группе. | 1 | 1 | ||||
- | 6 | ИТОГО: 7 ч | |||||
РАЗДЕЛ IV. « МЫ ИДЁМ В ПОХОД» (5ЧАСОВ) | |||||||
31 | Правила дорожного движения. Техника безопасности во время путешествия. | 1 | 1 | ||||
32-33 | Тренинг - маршруты. | 2 | 1 | ||||
34-35 | Туристический поход. | 2 | 2 | ||||
1 | 4 | ИТОГО: 5ч | |||||
| ИТОГО ЗА ГОД 35ч |
Итого за год 35 часов. Из них: теория-13часов, практика-22 часа.
VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Список нормативных документов по туристско-краеведческой работе с обучающимися образовательных учреждений РФ:
1.Приказ МО РФ от 28.04.1995 г. № 223 «Об активизации туристско-краеведческой дея-тельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха».
2.«Положение о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений РФ» (Приложение 2 к приказу № 223).
3.Письмо МО РФ от 13.07.1992 г. № 293 «Об утверждении нормативных документов по туристско-краеведческой деятельности».
4.Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ» (Приложение 2 к приказу № 293).
5.Письмо МО РФ от 11.01.1993 г. № 9/32-Ф «О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях».
6.Письмо МО и ПО РФ от 07.12.1998 г. № 654/19-15 «Об организации учебно-тематиче-ских экскурсий и дальних экскурсионных поездок учащихся образовательных учреждений России».
7.Приказ МО и ПО РФ от 23.03.1998 г. № 769 «О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма».
8.Положение об инструкторе детско-юношеского туризма (Приложение 1 к приказу № 769).
9.Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) (приложение к письму МО РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16).
Литература для учителей (психология, социология):
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стерео-тип. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 682 с.
2. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психо-лога и логопеда. - СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2004. - 352 с.
4. Даргевичене Л.И. Особенности личностных взаимоотношений между учащимися млад-ших классов. М.: Гардарики, 1999. - 380 с.
5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 458 с.
6.Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Литература для учителей (туризм):
1. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. - М., 2002
2. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности уча-
щихся. - М., 2001
3.Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристский клуб школьников. – М., 2004
4.Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. – М., 1999.
5.Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. – М., 2006.
6.Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. - М., 2004.
Литература для учителей (окружающий мир, краеведение):
1. Акимушкин И. И. Мир животных. – М.: Мысль, 1998.
2. Руднянская Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Весна. – Волгоград: Учитель, 2005.
3. Руднянская Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Осень. – Волгоград: Учитель, 2003.
4.Красная книга Ставропольского края.
Литература для учителей (здоровье, спорт, медицина):
1. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.:
ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
2. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
3. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физ-культминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
4. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991.– 120 с.
5.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
6. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
7. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
8. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
9. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
10. Соковня - Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская по-мощь- М.,1997
11. Татарникова Л.Г. , Захаревич Н.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб
Литература для учащихся:
1. Верзилин, Н. М. Лечебница в лесу. – Л.: Детская литература, 1951.
2. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М.: Слово ACT, 1998.
3. Грехова, Л. И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
4. Жукова, Т. И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969.
5. Сладков, Н. И. Азбука леса. – Л.: Детская литература, 1986.
6. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
7. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980
Сайты для учителей и учащихся:
1.http://www.ukrbiznes.com/goto.php?url=www.alantur.ua
2.http://www.psychologos.ru/articles/view/ozhivshie_igrushki._igra
3.http://stardust-01.narod.ru/dostoprimechatelnosti.html
4.http://www.outdoorukraine.com/content/view/507/lang,ru/
5.http://www.ukrbiznes.com/goto.php?url=www.alantur.ua
Оборудование:
Для осуществления образовательного процесса по программе «Мир путешествий» необходимы следующие принадлежности:
-спортивный инвентарь;
-туристическое снаряжение;
-компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
-карта Ставропольского края;
- иллюстрации, экспонаты краеведческого музея, школьного музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровейка" по спортивно-оздоровительному направлению
Данная рабочая программа спортивно-оздоровительного направления является комплексной по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни....
внеурочная деятельность 1 класс "Спортивно-оздоровительное направление"
Календарно-тематическое планирование по спротивно - оздоровительному направлению в 1 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 3 класс...
Пояснительная записка и КТП для 3 класса по внеурочной деятельности "Весёлая физкультура" (спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В. И. Лях и А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011 г., допущенной Министе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Страна Здоровья» (спортивно-оздоровительное направление) 1-4 класс
Данная программа является комплексной прграммой по формированию культуры здоровья обучающихся. способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» (спортивно-оздоровительное направление) ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»(спортивно-оздоровительное направление)ДЛЯ 1 КЛАССАНА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа внеурочной деятельности по реализации спортивно-оздоровительного и социального направлений «Разговор о правильном питании»
В основе данной программы, направленной на формирование у детей основ здорового образа жизни, лежат Стратегические направления государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поко...