АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
рабочая программа по зож на тему
Организация учебного процесса в школе ведётся по адаптированной программе в целях охраны жизни и здоровья обучащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_sosh_.docx | 47.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» села Московского
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профкома: Директор школы:
_________ (Е.И. Сурнева) __________ (Л.А. Лосенкова)
15. 09. 2014 г. 15. 09. 2014 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
на 2014-2015 учебный год
Содержание:
Раздел I. Паспорт Программы
Раздел II. Концептуальные основы работы МКОУ «СОШ № 4» с. Московского с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.2. Характеристика режима образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.4. Анализ образовательного пространства школы.
Раздел III. Приоритетные направления, цели и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.
Раздел IV. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.
4.1. Содержание образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.2. Организация учебно-воспитательной работы, психолого-педагогического сопровождения и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.3. Принципы реализации программы.
4.4. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.
4.5. Система аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4.6. Мониторинг образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел V. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел VI. Приложения.
Раздел I. Паспорт Программы
Наименование Программы | Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МКОУ «СОШ № 4» с. Московского |
Основания для разработки Программы | 1. Конституция Российской Федерации. 2. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» 3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 4.Конвенция о правах ребенка и Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. 5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 «Об утверждении СаНПиН 2.4.2.2821-10 «Cанитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Положение о ПМПК». 7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». 8.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 г. № ИР - 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». 9.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами". 10. Письмо Министерства просвещения и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 г. № 281-М/17-13-186 (Об организации индивидуального обучения). |
Заказчик Программы | Администрация МКОУ «СОШ № 4» с. Московского |
Координатор Программы | Администрация МКОУ «СОШ № 4» с. Московского |
Основной разработчик Программы | Администрация МКОУ «СОШ № 4» с. Московского, творческая группа. |
Стратегическая цель Программы | Создание в МКОУ «СОШ № 4» с. Московского гуманной адаптированной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью их социально-персональной реабилитации и последующей интеграции в современном социально-экономическом и культурно-нравственном пространстве. |
Стратегические задачи Программы | Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на получение бесплатного образования. Организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с обучающимися с различными формами отклонений в развитии. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся сограниченными возможностями здоровья на основе совершенствования образовательного процесса. Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Совершенствование системы кадрового обеспечения. |
Сроки реализации Программы | 2014-1015 учебный год. |
Основные мероприятия программы | Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья академического уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве. Качественная организация социально-персональной реабилитации школьников с ограниченными возможностями здоровья. Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса. Создание безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся. Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Обеспечение высокого уровня качества образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии. |
Система организации контроля исполнения Программы | Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, педагогический совет. |
Постановление об утверждении программы | Решение педагогического совета Протокол № __ от __ сентября 2014 г., приказ № ___от 15.09.2014 г. по МКОУ «СОШ № 4» |
Раздел II. Концептуальные основы работы школы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» села Московского образовано в 1968 году как общеобразовательная школа. Однако современные социально-экономические условия, ФЗ «Об образовании в РФ» требуют организации в общеобразовательной школе инклюзивного образования, если на то есть запрос со стороны потребителей образовательных услуг. На закрепленной за МКОУ «СОШ № 4» с. Московского территории зарегистрированы и проживают 11 детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 6,5 до 17 лет.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья изъявили желание обучать их по месту жительства в МКОУ «СОШ № 4» с. Московского. По этой причине в 2014-2015 учебном году в состав контингента обучающихся входят 11 человек – дети с ограниченными возможностями здоровья:
3 ученика- VII вида (1 , 2 «А» класс, 2 «В», 3 «Б» класс) -задержка психического развития
3 ученика -VIII вида (1, 3 «Б», 5 «А»класс) — инд.
3 человека, ученики 2 «Б»и 2 «В» класса имеют системное недоразвитие речи
2 детей-инвалидов — инд.
Социальный состав семей детей с ограниченными возможностями здоровья неоднородный, имеются категории: малообеспеченные, семья с одним родителем, семья, оформившая опекунство.
2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Школа реализует в своей деятельности спектр образовательных услуг по программам: начального общего и основного общего образования.
Формы обучения:
- в общеобразовательном классе (очная)
- по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения (очно-заочная).
Обучение и воспитание несут развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой социально- психологической службы. Степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы варьируются в зависимости от образовательных потребностей учащихся.
Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся, применяются здоровьесберегающие технологии.
Режим работы школы для обучающихся инклюзивно в классах– шесть дней, начало занятий в 8.30 ч
Режим работы для обучающихся индивидуально на дому -3 дня в неделю, начало занятий в 13.00 ч
Продолжительность урока - 45 минут
Продолжительность перемен от 10 до 20 минут.
Период обучения – 4 учебных четверти, продолжительность учебного года 35 недель.
Продолжительность каникул - 30 дней.
2.3. Кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В школе на 1 сентября 2014 года преподают ___ человек, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Высшее педагогическое образование у ___- педагогов.
Стаж работы педагогов: до 5 лет – ___ чел.
от 5 до 10 лет – ___чел.
от 10 до 20лет – ___ чел.
свыше 20 лет – ___ чел.
Квалификационные категории:
высшую квалификационную категорию имеют __- педагогов,
первую квалификационную категорию - ___ педагога,
вторую квалификационную категорию __ учителей,
без категории работают ___ учителя.
1 педагог прослушал в 2012 г. курс «Актуальные проблемы обучения и воспитания обучающихся специальных (коррекционных) классов при общеобразовательных учреждениях» при ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» .
Специфика кадров МКОУ «СОШ № 4» определяется высоким уровнем профессионализма, инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности и в развитии творческого потенциала детей. Педагоги школы владеют современными образовательными технологиями. В настоящее время уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья повышается путем самообразования и участием в методической работе школы (педконсилиумы, семинары, работа МО, совещания).
Педагог-психолог, социальный педагог проводят коррекционные и развивающие индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.
В школе имеется педагог с дипломом дефектолога, но нет материальных средств для включения его в штатное расписание по данной должности. Вышеназванный специалист при необходимости оказывают консультативную помощь педагогам и родителям на безвозмездной основе.
Учащиеся обучаются в кабинетах с доступом к компьютеру, при необходимости пользуются библиотекой, школьным музеем. На территории школы расположен спортзал и спортивная площадка, где проводятся уроки физической культуры, различные спортивные соревнования, ведутся занятия спортивных секций для детей.
Горячее двухразовое питание дети получают в школьной столовой.
У школы имеется свой сайт.
Таким образом, в целом материально-техническое оснащение и кадровое обеспечение позволяет создать условия для реализации концепции инклюзивного образования. Школа получила санитарно-эпидемиологическое заключение на право ведения образовательной деятельности. В течение учебного года постоянно уделяется внимание улучшению материально-технической базы, охраны здоровья, обеспечению санитарно-гигиенического режима работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.4. Анализ образовательного пространства школы
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, совокупностью ресурсов их жизнедеятельности в школе и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. ФГОС служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования.
Условия, обеспечивающие инклюзивное образование:
1.Обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья).
2.Создание климата психологического комфорта (доброжелательность, педагогический такт при оценивании, поощрение дружелюбия к ребенку со стороны детей и т.д.).
3.Предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов (смена видов деятельности, творческие задания, красочный иллюстративный материал, занимательная форма изложения учебного материала и т.д.).
4. Введение достаточной продолжительности перемен.
5. Оформление классных комнат, учитывающих специфику восприятия и работоспособности обучающихся с ОВЗ (не перегружать обилием иллюстративного материала; выдерживать единую цветовую гамму; располагать иллюстративный материал на уровне доступном восприятию; своевременно менять материал, утративший эстетический вид).
6.Соблюдение норм СанПиНа 2.4.4.3048-13 (для ДОО); норм СанПиНа 2.4.2.2821 - 10 (температурный, световой режимы; соответствие мебели росту). 7. Абсолютная успеваемость учащихся с ограниченными возможностями здоровья на протяжении последних лет составляет 100%.
Задача школы - совершенствовать формы и методы коррекционно-воспитательной работы , в целях обеспечения социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Раздел III. Приоритетные направления, цели и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.
Одной из важнейших задач современного образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», а также «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования).
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики - создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Адаптированная программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».
Цели программы:
- создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, их социальная адаптация;
- создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи программы:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по социальным, правовым и другим вопросам.
Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а именно:
- социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- индивидуальными возможностями, способностями и интересами обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
- реальным состоянием физического и нравственного здоровья обучающихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
- необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
Таким образом, организация инклюзивного образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования.
В данной адаптированной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:
- осуществление обучения и воспитания личности, способной адаптироваться к социуму и найти свое место в жизни; сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми;
- обеспечение непрерывности начального общего, основного общего, основного общего специального (коррекционного) образования;
- создание условий для максимально эффективного развития (доразвития нарушенных функций) и социальной реабилитации обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья обучающихся.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
- педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
- социально-психологическая работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
- воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.
Ожидаемые конечные результаты Программы:
1.Обеспечение повышения качества образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Достижение позитивной динамики коррекционной работы:
- уменьшение количества детей с диагнозом VII вид на ранней ступени обучения;
- уменьшение количества детей с системным недоразвитием речи;
- подготовка обучающихся к итоговой аттестации.
3. Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии.
Адаптированная образовательная программа МКОУ «СОШ № 4» реализуется в двух ступенях образования:
- первая ступень – начальное общее образование – 4 года,
- вторая ступень – основное общее образование – 5лет.
Содержание подготовки учащихся:
- на первой ступени обучения педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и умение учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия;
- на второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для освоения общеобразовательной программы.
Раздел IV. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.
4.1. Содержание образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный план МКОУ «СОШ № 4» с. Московского
на 2014-2015 учебный год
для детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в классах
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Русский язык | |||||
Литературное чтение | |||||
Иностранный язык | |||||
Математика | |||||
Окружающий мир | |||||
Искусство (Музыка и ИЗО) | |||||
Технология | |||||
Физическая культура | |||||
Итого | |||||
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения | |||||
Предельно допустимая аудиторная нагрузка |
Учебный план МКОУ «СОШ № 4» с. Московского
на 2014-2015 учебный год
для детей с ОВЗ, обучающихся индивидуально на дому
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | ||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | ||
Русский язык | ||||||||
Литературное чтение | ||||||||
Литература | ||||||||
Иностранный язык | ||||||||
Математика | ||||||||
Окружающий мир | ||||||||
Природоведение | ||||||||
География | ||||||||
История | ||||||||
Технология | ||||||||
Итого | ||||||||
Региональный компонент и компонент образовательного учреждения | ||||||||
Предельно допустимая нагрузка |
Учебный план МКОУ «СОШ № 4» с. Московского
на 2014-2015 учебный год
для детей с ОВЗ, обучающихся индивидуально на дому (VIII вид)
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |
1 класс | 5 класс | ||
Русский язык | |||
Литературное чтение | |||
Математика | |||
Окружающий мир | |||
Природоведение | |||
Технология | |||
Итого | |||
Предельно допустимая аудиторная нагрузка |
4.2. Организация учебно-воспитательной работы, психолого-педагогического сопровождения и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение для детей с ограниченными возможностями здоровья организовано в школе с целью изучения личности, выявления возможностей ребенка с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Осуществляют данную деятельность педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, педагоги-предметники.
Все педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ведут наблюдение за развитием, особенностями психических функций каждого ребенка, фиксируют это в дневниках психолого-педагогических наблюдений за развитием ученика, что позволяет всем педагогам изучить прошлый опыт и на нем строить коррекцию и проводить корригирующие мероприятия.
Психологическое сопровождение образовательного процесса реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во внеурочное время на дополнительных занятиях.
В школе сложилась система работы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, которая включает в себя следующие мероприятия: мониторинг состояния здоровья учащихся; просветительскую работу с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников.
В школе уделяется большое внимание профилактике правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы риска, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН, встречи с родителями, консультации педагога-психолога, обследование семей. Результатом является то, что в течение ряда лет ни один ребенок с ОВЗ не входит в группу риска и не состоит на учете в КДН.
В школе создаются все условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом, и детей с ОВЗ, принимая во внимание особенности их развития. Обучающиеся с ОВЗ понимают и усваивают тот учебный материал, который им предлагается , учатся его использовать в самостоятельной практической деятельности. На уроках используется ситуация успеха, что позволяет выработать у ребёнка положительное эмоциональное отношение к процессу обучения.
Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно-воспитательного процесса в культурной среде. Моделируемая нами культурная среда школы ориентируется в первую очередь на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта.
Школа и в дальнейшем будет осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
4.3. Принципы реализации программы.
Реализация программы осуществляется на основе принципов:
1. Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка.
Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивных ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Основа взаимоотношений с ребенком - вера в позитивные силы и возможности ребенка. Решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
2. Принцип системности.
Принцип системного подхода предполагает понимание человека как целостной системы. В соответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.
Единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья. Всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, а также участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
3. Принцип непрерывности.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
4. Принцип реальности.
Предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации. Коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.
5.Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего, опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так как только в деятельности происходит развитие и формирование ребенка.
6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.Даже при использовании групповых форм работы коррекционно- развивающие воздействия должны быть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние в каждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальным темпом развития.
7. Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении детей с ограниченными возможностями здоровья на краевую психолого-медико-педагогическую комиссию.
4.4. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.
Подбор образовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностей обучащиюхся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:
1.Традиционные технологии.
2.Технологии активных форм и методов:
- игровые технологии;
- проектная технология;
- работа в парах и группах;
3.Здоровьесберегающие технологии:
- технология обеспечения двигательной активности,
- технология охраны и развития зрения учащихся.
4.Технологии личностно-ориентированного подхода.
5.Коррекционно-развивающие технологии.
6.Технологии организации внеучебной деятельности:.
4.5. Система аттестации учащихся
Нормативной базой для определения содержания и организации образовательного процесса и для различных оценочных процедур служат планируемые результаты освоения учебных программ и инструктивно-методические письма о нормах оценивания успешности обучения обучающихся.
К главным критериям самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие образовательной программы школы, составленной на базе основных общеобразовательных программ, учитывающих особенности психофизического развития и возможности обучающихся с ОВЗ.
Современных инструктивно-методических писем о нормах оценивания успешности обучения обучающихся VIII вида нет. Поэтому каждый учитель-предметник сам создает систему оценивания, опираясь на рекомендации по оценке сформированных знаний у детей с умственной отсталостью( И.М. Бгажнокова. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.- 220 с.). Организуя проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом.
В школе принята 5-балльная система отметок.Количественная характеристика знаний, умений, навыков определяется на основе проверочных работ по предмету. В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся. Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 35 % до 50 % заданий.
Оценка «хорошо» - выполнено от 50 % до 65 % заданий.
Оценка «очень хорошо» (отлично) - выполнено свыше 65 % заданий.
Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.
Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
- мониторинг знаний, умений и навыков по предметам учебного плана;
- административные контрольные работы;
- мониторинг уровня развития учащихся (совместно с социально-психологической службой);
- итоговая аттестация выпускников 9 классов по русскому языку и математике.
4.6. Мониторинг образовательного процесса.
Критерии и компоненты образовательного мониторинга | Показатели критериев | Периодич-ность контроля | Объект изучения | Ответствен-ный |
Качество образования. | Уровень освоения образовательной программы | 1 раз в четверть | контрольные работы | учитель, рук. МО |
Итоговая государственная аттестация | июнь | заместитель директора по УВР | ||
Динамика развития психических функций эмоционально волевой сферы | Состояние высших нервных процессов (листы динамики развития) | сентябрь | психические функции обучающих-ся | председатель ПМПК, педагог-психолог, учитель |
Состояние здоровья учащихся | Физическое развитие учащихся. Психосоматичес-кое здоровье обучающихся | сентябрь, май | листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни, комфорт-ность обучения, уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности | медсестра, педагог-психолог, учитель физической культуры, заместитель директора по УВР |
Уровень воспитанности учащихся | Сформирован-ность интегративных качеств личности. Количество учащихся, состоящих на учете в КДН. Выявление учащихся группы риска. | сентябрь, апрель | учащиеся | классный руководи-тель, социальный педагог, замести-тель директора по ВР |
Социальное положение учащихся | Состав учащихся по уровню материального и морального благополучия. | сентябрь | социальный паспорт класса | классный руководи-тель |
Степень социальной адаптации | 1 раз в год | данные социомет-рии, результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах | классный руководи-тель |
Раздел V . Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип управления школой заключен в Уставе школы.
Контроль реализации адаптированной образовательной программы основывается на системе управления школой, исходит из необходимости постоянно осуществлять научно-педагогический поиск в выбранном направлении, корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса. В управление школой на полноправной основе включается методический совет, являющийся одновременно и экспертным советом. Методический совет школы проводит экспертную оценку программ, учебных планов, внедряемых в образовательный процесс, на основе анализа результатов деятельности коллектива по всем направлениям. Методический совет дает научное обоснование рекомендации по изменению содержания образования, выбора средств и методов обучения, воспитания, развития. Администрация школы осуществляет внутришкольный контроль.
Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.
Цель внутришкольного контроля: обеспечить уровень преподавания и качества обучения, воспитания и развития обучающихся, позволяющие создать гуманную коррекционно-развивающую и здоровьесберегающую образовательную среду.
Задачи внутришкольного контроля:
- осуществлять контроль за достижением обучащимися уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;
- осуществлять контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных программ;
- предъявлять требования к преподаванию, соответствующего программе развития целостной образовательной среды;
- осуществлять контроль за качеством преподавания, методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
- осуществлять контроль за организацией преемственности в преподавании и обучении между I и II ступенями обучения;
- осуществлять контроль за соблюдением санитарно – гигиенических требований к образовательному процессу.
Реализация мероприятий по осуществлению внутришкольного контроля позволяет иметь данные о реальном состоянии образовательного пространства школы. Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии обучащиюхся, эффективности коррекционной работы, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения.
Главным итогом проведенного внутришкольного контроля будет достижение всеми обучающимися уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям.
Внутришкольный контроль за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям:
1.Контроль за качеством преподавания:
- выполнение учебных программ;
- эффективность урока;
- методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;
- обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
- индивидуальная работа с детьми;
- соответствие преподавания Программе развития школы;
- выполнение санитарно-гигиенических требований.
2. Контроль за качеством обучения:
- уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
- достижение государственных образовательных стандартов;
- навыки самостоятельного познания обучающихся.
3. Контроль за ведением школьной документации.
- оформление личных дел обучающихся;
- ведение школьных журналов;
- ведение ученических дневников;
- ведение ученических тетрадей.
План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы школы. Формирование плана внутришкольного контроля производится на основе анализа данных диагностических срезов знаний, мониторинга образовательной деятельности школы. Ежегодный план внутришкольного контроля является самостоятельным локальным актом школы.
Приложение 1
Специальные подходы и приёмы обучения и воспитания детей
ограниченными возможностями здоровья
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Основные положения, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:
- Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.
- Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период.
- Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.
- Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.
Направления коррекционно-развивающей деятельности:
1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. Диагностическая работа включает:
№ | Задачи | Содержание деятельности в ОУ | Ответствен-ные | Сроки проведения |
1 | Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. | Ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации. Проведение психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств младших школьников. Проведение педагогической диагностики по изучению уровня адаптации младших школьников. | Педагог-психолог Педагоги | Сентябрь Октябрь |
2 | Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей. | Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Проведение углубленного диагностического обследования | Педагог-психолог | Ноябрь - март |
3 | Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся. | Мониторинг сформированности УУД учащихся. Психологическое обследование учащихся в период перехода из начального в среднее звено обучения. | Педагоги Педагог-психолог | В течение учебного года Апрель - май |
4 | Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка. | Диагностика семейной и социальной ситуации развития. | Педагоги Педагог-психолог | В течение учебного года |
5 | Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка. | Динамическое наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк. Анализ успешности коррекционно-развивающей работы. | Специалис-ты Педагоги Педагог-психолог | В течение учебного года |
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает:
№ | Задачи | Содержание деятельности в ОУ | Ответствен-ные | Сроки проведения |
1 | Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями. | Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк. | Админи-страция Педагог-психолог Педагоги | В течение года |
2 | Коррекция и развитие высших психических функций. | Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения. Организация проведение индивидуальных групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения. | Специалис-ты Педагоги Педагог-психолог | В течение года согласно графику работы |
3 | Формирование универсальных учебных действий и коррекция отклонений в развитии. | Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса . Динамическое наблюдение за учащимися в рамках работы ПМПк | Админи-страция Педагог-психолог Педагоги | В течение года |
4 | Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. | Индивидуальные консультации специалистов. | Админи-страция СоцпедагогПедагог-психолог Педагоги | В течение года |
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает:
№ | Задачи | Содержание деятельности в ОУ | Ответствен-ные | Сроки проведения |
1 | Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. | Определение стратегии сопровождения учащихся. | Педагог-психолог Педагоги Родители | В течение года |
2 | Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. | Изучение запросов по оказанию методического сопровождения и практической помощи педагогам. Организация по вопросам сопровождения учащихся: - консультаций для педагогов; - выступлений на педагогических советах; -заседаниях школьных методических объединениях учителей; - мастер-классов; - семинаров - практикумов. | Админи-страция СоцпедагогПедагог-психолог Педагоги | В течение года |
3 | Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. | Организация индивидуальных консультаций. Подготовка и представление учащихся на ПМПК. | Админи-страция СоцпедагогПедагог-психолог Педагоги Специалис-ты ПМПК Родители | В течение года |
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
1. Организацию родительских собраний, бесед, конференций по темам:
- «Рекомендации для родителей первоклассников учащихся, испытывающих трудности в обучении и воспитании»;
- «Развитие познавательных процессов младшего школьника»;
- «Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья в приготовлении уроков»;
- «Рекомендации для родителей по формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительной мотивации обучения».
2. Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
- «Психологические особенности обучения и воспитания детей с особыми возможностями обучения и развития».
- «Организация процесса обучения и воспитания учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы»
- «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
- «Учет индивидуальных особенностей ребенка с проблемами в развитии в процессе взаимодействия с ним: гиперактивность и импульсивность, медлительность, демонстративность, агрессивность, тревожность».
Приложение 2
Принципы организации обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование - это обучение, направленное на исправление каких-либо отклонений в развитии ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. В соответствии с требованиями ФГОС к результатам обучения речь идет не только о достижении предметных результатов, но и о развитии у учащихся высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления). Особенно это важно в отношении детей с ОВЗ. Особое значение при организации обучения детей с ОВЗ имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только осваивали учебный материал, но и постепенно исправляли недостатки психического развития.
Краткая характеристика принципов коррекционно-развивающего обучения
1. Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения (уроков) таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идет не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, а в данном случае — развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребенку. Задача педагога заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно усложняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия.
2. Принцип продуктивной обработки информации вытекает из принципа динамичности восприятия. Он заключается в следующем: учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации, и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идет о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребенка способность самостоятельного адекватного реагирования.
3.Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. И для этого учитель включает в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логичности мышления и пр. При этом учитель должен отличать словесные, наглядные и практические методы обучения от методов коррекции недостатков психических функций. Для исправления недостатков памяти, внимания, мышления и пр. существуют специальные приемы, которые и должны включаться в содержание каждого урока.
4. Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо создать такие условия, при которых он хотел бы это сделать, а для этого принципиально важно давать ребенку творческие, проблемные, но посильные задания. Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующая этой деятельности оценка, социальная значимость его учебного поведения и т.п.
Принципы коррекционно-развивающего обучения
№ | Принципы | Методы реализации в уроке |
1 | Динамичность восприятия | а) задания по степени нарастающей трудности; б) включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный характер: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ учителя), читают и думают (С.Р. с учебником), пишут, играют. Только при таком подходе реализуется охранительный режим обучения. в) разнообразные типы структур уроков для смены видов деятельности учащихся. |
2 | Продуктивная обработка информации | а) задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; б) дозированная поэтапная помощь педагога; в) перенос способа обработки информации на свое индивидуальное задание. |
3 | Развитие и коррекция высших психических функций | а) включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; б) задания с опорой на несколько анализаторов. |
4 | Мотивация к обучению | а) постановка законченных инструкций; б) включение в урок современных реалий; в) создание условий для достижения, а не получения оценки; г) проблемные задания, познавательные вопросы; д) призы, поощрения, развернутая словесная оценка. |
Приложение 3
Методы, используемые при обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения предполагает, что эта работа будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий, при этом методы, применяемые педагогами вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации.
1. Словесные (объяснение, беседа, рассказ…) обязательно в сочетании с
наглядными и практическими методами.
- Рассказ - небольшой по объему, не больше 10 минут; доступный по содержанию; эмоционально окрашенный; иллюстрированный, т.е. предлагать зрительный образ слова (схема, таблица, словарная работа).
- Объяснение - акцентировать внимание на главных моментах темы (выделяя интонационно, графически/цветом, иллюстрациями/образами); по длительности до 5 минут.
- Беседа - качество беседы зависит от задаваемых вопросов учителя, больше задавать вопросов на сравнение. Темп беседы ниже, чем при рассказе. Обращать внимание на речь обучащиюхся - исправлять грамматические ошибки, неточности, наращивать словарный запас, требовать полных ответов.
2. Наглядные: показ, демонстрация, наблюдения, использование ИКТ, картинного материала, что способствует повышению мотивации, развитию внимания, памяти.
- Показ - обеспечить возможность зрительного восприятия (размер иллюстрации, качество, освещение). Указывать, на что необходимо смотреть (указкой, словесно). Отмечать детали изображения. После показа объект убирают.
- Демонстрация - показ предметов в движении.
- Наблюдение - целенаправленное восприятие детьми по ходу урока. Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. Для лучшего восприятия используют муляжи или объемные пособия. При их самостоятельном изготовлении увеличивается дидактическая польза.
3.Практические: обязательно связывать изучаемый материал с практической
деятельностью, личным опытом ребенка.
-Упражнение - повторение в целях выработки навыка (осознанность действия, систематичность, повторяемость, разнообразие, практическая направленность).
- Программированные задания - графические или текстовые (выбор вариантов ответов).
- Самостоятельная работа.
4. Проблемно-поисковый: создание учителем проблемных ситуаций;
самостоятельная деятельность детей в малых группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентаций.
5.Репродуктивный: используется при отработке приобретенных знаний, умений; работа по образцу.
6.Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной
деятельности (метод предупреждения, исправления ошибок у школьников): устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Эти методы важны для формирования осознанного отношения школьника к имеющимся ошибкам устной речи и, следовательно, допускающимся ошибкам речи письменной. Полезны задания типа «Исправь ошибку», «Вставь пропущенную букву». Подобные работы должны выполняться индивидуально, совместно с учителем. Каждая допущенная ошибка анализируется учителем совместно с ребенком, проговаривается, обязательно сравнивается ошибочное написание/выполнение и правильное.
7.Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрения
любого проявления чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
8. Метод игры: дидактические игры (на этапе актуализации опорных знаний) и ролевые игры (на этапе закрепления).
Методы педагогической поддержки
Методы педагогической поддержки используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
- метод угашения переживаний (успокоение путем беседы-рационализации - превращения обидной ситуации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки);
- метод прямого действия (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя);
- метод рефлексивного анализа (осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);
- метод переключения - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить , грушу в спортзале и т.д.), сублимации (творческое действие - нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по сравнению глобальными общечеловеческими - прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр);
- метод возбуждения оптимизма (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и др.
Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
- метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
- метод увлечения весельем - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
- метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод самонаблюдения за своими эмоциями - метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
Методы поддержки физического здоровья ребенка:
-метод оптимального режима жизни;
- метод постепенности - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
- метод физических упражнений и занятия спортом;
- метод рекреации - обеспечение спокойного отдыха организма;
- метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.
Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
- метод угашения отрицательных переживаний - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;
- метод устранения плохих привычек;
- метод выработки хороших привычек и положительных черт характера;
- метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
- метод увлечения добрым делом;
- метод увлечения героическим - увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
- метод традиции - творческое использование положительного опыта;
- метод увлечения красивым - возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее;
- метод увлечения загадочным - возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
- метод личного примера - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
Методы укрепления чувства ответственности:
- метод доверия - развивается вера в свои силы;
- метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
- метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
- метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
- метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
- метод напоминания;
- метод сомнения - этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
- метод достижения согласия с самим собой - метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
- метод достижения гармонии с окружающим - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.
Методы педагогической поддержки развития способностей.
Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
- метод наблюдения;
- метод коллективного анализа деятельности, размышления;
- метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
- метод тестирования и анкетирования.
Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
- метод мозгового штурма - при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
- метод сократовской беседы - развитие диалогического мышления, творческих способностей;
- метод синектики - смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
- метод -задачной формы организации учебно-воспитательного процесса? — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение задачи путем использования новых способов ее решения;
- метод деловой игры - при снижении психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
- метод развития интуиции (игры «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);
- метод психотренинга - направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.
Методы поддержки развития организаторских способностей:
- метод творческого выполнения задач;
- метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
- метод поручения - регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
- метод упражнения - повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод -создания воспитывающих ситуаций - ситуаций свободного выбора поведения;
- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - активное слушание, тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
- метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
- метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.);
- метод наказания (взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором);
-метод предоставления дополнительных полномочий;
- метод критики;
-метод ролевой игры (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
-метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
- метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;
- метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
- метод самореабилитации - самостоятельный способ восстановления физических и психических сил (расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс);
- метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
- метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
- метод самоконтроля;
- метод самопрогнозирования - построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспектив своей деятельности.
Приложение 4
- Организационно-педагогические условия проектирования и реализации Адаптированной индивидуальной образовательной программы
1) Наличие в ОУ службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИОП. В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в ОУ выступает школьный ПМПк.
2) Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по Индивидуальной образовательной программе.
3) Наличие подготовленных педагогических кадров.
Основными механизмами достижения цели — создания специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников будут: проектирование индивидуальной образовательной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями и проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе. В рамках организации индивидуально ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями-предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк или координатора по инклюзии) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается Индивидуальная образовательная программа.
Основная цель ИОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Индивидуальная образовательная программа - документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Индивидуальная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды.
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети$инвалиды.
3) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Особенностями работы над Индивидуальной образовательной программой являются:
1)Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально. Учитель, родители - полноправные участники работы над ИОП.
2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год, четверть, полугодие);
3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка - динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана).
4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ носят максимально конкретный характер.
5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.
При составлении рабочей программы педагог учитывает:
1) Требования ФГОС.
2) Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры.
3) Образовательные потребности семьи и ребенка.
4) Планируемые результаты освоения основной образовательной программы: обязательный минимум и максимальный объем содержания учебного курса («ученик научится», «ученик получит возможность»).
5) Объем часов учебной нагрузки, определенной учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов.
6) Уровень профессиональной компетентности.
7) Особенности учащихся класса.
8) Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
- Примерная структура и содержание структурных единиц рабочей программы
№ | Структурные единицы программы | Краткое содержание |
1 | Титульный лист | Наименование образовательного учреждения Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения) Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) Название учебного курса. ФИО педагога, разработавшего и реализующего программу (возможно указание стажа работы, категории) Параллель/класс, в которых изучается учебный курс Год составления программы |
2 | Пояснительная записка | Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена Рабочая программа. Цель и задачи учебного курса. Описание изменений (не более 20 %), внесенных педагогом в текст программы, взятой за основу при написании Рабочей программы, с обоснованием. Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного обучающегося, то это также указывается. Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа. Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся. Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового) |
3 | Требования к результатам освоения учебного курса учащимися | Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса). Личностный результат. Метапредметный результат (универсальные ученые действия). |
4 | Календарно-тематический план | Название тем, разделов и последовательность их изучения. Количество часов, отведенных на изучение темы, раздела. Виды деятельности учащихся и/или возможные формы контроля. Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов. |
5 | Система контрольно-измерительных материалов освоения курса. | Система оценки достижений учащихся. Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ, в том числе и для детей с ОВЗ. |
Приложение 5
Полезные адреса и ссылки
- 1. Социальная, информационная, юридическая поддержка инклюзивного образования
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - www.unisef.ru
Региональная общественная организации инвалидов «Перспектива» - www.perspektivainva.ru
Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском психолого-педагогическом университете) — www.mgppu.ru, www.inclusiveedu.ry, www.eduopen.ru
Президент России - школьникам - http://www.uznayprezidenta.ru/ Сайт Тьюторской ассоциации — http://www.thetutor.ru/
- 2. Обучение и воспитание детей с нарушениями развития, психологическая поддержка семьи с «особым» ребенком
Институт коррекционной педагогики Российской академии образования - http://www.ikprao.ru/
Адаптация, развитие, обучение детей с расстройствами аутистического спектра - http://www.autisminfo.ru
- 3. Нормативная документация; методические информационные ресурсы
Сайт Минобрнауки — http://mon.gov.ru/
«Российское образование» Федеральный портал (нормативные документы, стандарты, образовательные ресурсы и т.д.) www.edu.ru
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. № 1089) http://fipi.ru/
Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки - http://obrnadzor.gov.ru
Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ: 1september.ru
«Открытый урок» — Фестиваль педагогических идей: http://festival.1september.ru/
Сайт издательства «Просвещение» - http://www.prosv.ru/info
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
Интернет портал ПроШколу - http://www.proshkolu.ru/ - Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://win$ dow.edu.ru/
Архив учебных программ и презентаций - http://www.rusedu.ru/
Образовательный портал Учеба — http://www.ucheba.com/
Телекоммуникационная образовательная сеть «Образование» — http://web2edu.ru/
Сайт Центра образования «Технологии обучения» — http://iclass. homeedu.ru/
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет — http://catalog.iot.ru/
Информационно$коммуникационные технологии в образовании — http://www.ict.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка Анализ ресурсов, необходимых для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
с 1 сентября 2016 года вступают в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа тоже приступит к реализации ФГОС ОВЗ. В статье...
Анализ ресурсов, необходимых для введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
О готовности к реализации ФГОС ОВЗ...
Часть адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный материал готовился для самозащиты в рамках курсов "Досупная среда"...
Адаптированная образовательная программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Содержание: Раздел I. Паспорт Программы Раздел II. Концептуальные основы работы МОБУ СОШ№ 3 с детьми с ОВЗ2.1.Характеристика контингента учащихся с ...
Выступление на заседании районного методического объединения педагогов образовательных организаций, работающих по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
laquo;Личностные учебные действия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)»...
«Разработка проекта адаптированной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в рамках одной предметной области «Русский язык»
Рабочая программа «Русский язык» разработана для учащихся с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата на основе примерной адаптированной основной об...
Основная адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в ...