Методическая разработка урока "Кубань - житница России"
методическая разработка по зож (2 класс) на тему
Представлена методическая разработка урока для учащихся 2 -ых классов по теме "Кубань - житница России" + презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Кубань - житница России" | 1.85 МБ |
Методическая разработка урока по теме "Кубань - житница России" | 883.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карта Краснодарского края
Кубанские поля
Холмский элеватор
Ахтырский хлебозавод
Физминутка . Игра «Подсолнухи»
Ахтырский хлебозавод – только качественная продукция
Рефлексия - Я узнал… - Я задумался… - Меня заинтересовало… - Мне хотелось бы узнать…
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Тема « Хлеб»
Цели: - познакомить детей с тем, как приходит хлеб к нам на стол;
- воспитывать бережное отношение к хлебу и к людям, которые
выращивают хлеб;
- рассказать о высоком качестве хлебобулочных изделий
Краснодарского края, в частности Ахтырского хлебозавода.
Оборудование: карта Краснодарского края, набор сюжетных картинок, выставка книг о хлебе, изделия Ахтырского хлебозавода, сухие колоски, предметные картинки
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:
Кубанское солнышко
Смотрит к нам в класс,
А лучик, играя, приветствует Вас:
Доброго утра, хорошего дня
Я пожелаю вам, детвора.
2. Введение в тему.
Учитель: Расшифруйте:
б а К н ь у - а ц и Ж и т н и с о Р с и
( Кубань – житница России)
Почему Кубань называют житницей России? (Ответы детей).
(На каждом этапе урока дети за правильные ответы получают колоски).
Учитель: Кубань – это бескрайние поля, колосящаяся золотая пшеница, каравай тёплого душистого хлеба и упорный, не знающий перерыва труд земледельца.
Ученик 1: Кубань – земля такая
Лишь первый луч скользнёт –
И поле оживает,
И что-то убирают
И что-нибудь цветёт.
Ученик 2: Кубань – земля такая
От края и до края
Пшеничными полями
Глядится в небеса.
Ученик 3: Кубань – земля такая:
От хлеба золотая
Степная сторона
Кубань – земля такая:
Однажды приласкает –
Полюбишь навсегда.
3.Объяснение материала. Работа с картой.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на карту Краснодарского края. Северная часть – это сплошные степи, которые люди распахали и засеяли посевами. Возделываются свыше 100 различных сельско - хозяйственных культур. Что выращивают на Кубани? Вы узнаете, если отгадаете загадки.(По мере того, как дети отгадывают загадки, учитель дополняет карту – схему рисунками с изображением данного растения).
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Пшеница, рожь)
Как в поле на кургане
Стоит курица с серпами. ( Овёс)
Весь из золота отлит,
На солнышке стоит. (Колос)
Девица укуталась в листья над грядкой,
Выбилась только кудрявая прядка.
Одета она в золотую кольчугу –
Плотно колечки прижаты друг к другу. (Кукуруза)
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра – на столе. (Хлеб)
Учитель: Не зря так говорят: «Есть хлеб – будет и песня». Хлеб всегда был важнейшим продуктом. И в наш век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни.
А хлебобулочные изделия нашего Ахтырского хлебозавода особенно душист, ароматен и вкусен. А чьи мамы, родные радуют нас этим хлебом?
Ученик: Моя мама работает кондитером. (Выступление мамы, угощение ребят хлебобулочными изделиями и приглашение на экскурсию на хлебозавод)
Учитель: Это было давно, во времена каменного века. Когда на Землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего стало есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колос. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой, потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появился в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название созвучно с нашим словом «хлеб». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
Учитель: Пшеница, рожь, кукуруза, рис, ячмень, овёс, просо – это зерновые культуры, выращиваемые в Краснодарском крае.
Какой же путь проделывает зёрнышко с хлебного поля до нашего стола? Для того, чтобы посеять зерно, нужно вспахать землю и удобрить её. Только потом сеют зёрна, затем ухаживают за посевом (боронят). И вот заколосилась золотая нива. Учёные – агрономы защищают посев от вредителей. С неба обрабатывают пшеницу химическими веществами. Наступила пора жатвы. На помощь пришли машины….. (дети: комбайны). А люди, которые управляют этими машинами, называются …..( дети: комбайнёрами), и косят пшеницу, и обмолачивают и уже готовое зерно льётся рекой в грузовую машину.
Затем шофёры везут зерно на элеватор. Элеватор – дом для зерна, где его очищают, сушат.
С элеваторов лучшее кубанское зерно везут на мельницу. Там из зерна получают муку. И готовую муку в мешках везут на хлебозаводы, где пекут хлеб и различные хлебобулочные изделия.
Хлеб поступает в магазины. Сейчас у каждого из вас в доме есть достаточно хлеба.
История рассказывает: Во время Великой Отечественной войны рабочие получали в день 150 гр. хлеба, а кто не работал и того меньше.
Святое дело вырастить хлеб! Сколько же надо вложить труда, человеческих сил, чтобы накормить народ! Люди каких профессий участвуют в этом нелёгком труде? (ответы детей)
Ученик 4: Выйди в поле за станицу,
Дымка сизая клубится…
Слышит чуткая округа.
Гул моторов день-деньской,
И бурлит земля под плугом,
Как высокий вал морской.
Учитель: (ученик заранее получает задание – подготовить материал об урожайных рекордах Абинского района)
У Максима папа работает в Личном Крестьянском хозяйстве на комбайне. Вот какие сведения об уборке урожая собрал Максим:
Ученик: Самый высокий урожай кукурузы – 50 центнеров с гектара – получен в ООО «Агро-Альянс» сои – 22,5 центнера с га – в ООО Агрофирма «Абинская». Произведено более 106 тысяч тонн риса, что на 2 центнера выше, чем в прошлом году ( «Восход» октябрь, 2012г.)
4. Физминутка.
Игра «Подсолнухи»
Правила игры: учитель выбирает водящего «земледельца». Игроки встают в несколько рядов – это подсолнухи. Ведущий «земледелец» стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалочка, к её окончанию «земледелец» должен сказать, кто с кем поменялся местами.
Солнце светит, дождь идёт,
Семечко растёт, растёт.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелёк.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит, не моргая.
Земледелец, не зевай,
Перемены отгадай!
«Солнце светит, дождь идёт!»
5. Закрепление.
Учитель: прочитайте и объясните смысл пословицы :
«Хлеб – всей жизни голова!»
Игра «Пословицы запутались»
Много снега - ……. (много хлеба.)
Ржаной хлебушко - ……(калачу дедушка.)
Снег на полях - ……. (хлеб в закромах.)
Земля матушка - …(а хлеб батюшка.)
Каравай хлеба - ……(не свалится с неба.)
Хлеба ни куска - …..(так и в горнице тоска.)
Есть хлеб - …(будет и песня.)
Ученики: Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
6. Рефлексия.
- Я узнал…
- Я задумался…
- Меня заинтересовало…
- Мне хотелось бы узнать…
7. Итог урока.
Учитель: Мы сегодня узнали с вами много нового. А хотите увидеть, сколько? Давайте вместе сложим наш «сноп» знаний. Соберите все колоски, которые вы получали за правильные ответы.
Список рекомендательной литературы:
1.Науменко Ю.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработка занятий. Разработка внеклассных мероприятий. – М.: Издательство «Глобус», 2010г.
2. Мастер – класс учителя начальной школы. Выпуск 2. Разработки нестандартных уроков. Материалы для воспитательной работы. Сценарии коллективных творческих дел. – М.: Планета, 2011 г.
3.Лободина Н.В., Савинова С.В. и др. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 4. – Волгоград: Учитель, 2007г.
4.Климова И.И. Мастерская учителя: уроки здоровья. Конспекты уроков для 1 класса. - М.: УЦ «Перспектива», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Растим патриотов России"
Участвовала в областном конкурсе "Растим патриотов России", заняла 3 место....
методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 "Б"классе ГБОУ СОШ №326 Тема:"Письмо строчной и заглавной буквы Э"
методическая разработка Программа "Школа России" Урок обучения грамоте в 1 классе "Б" Тема: "Письмо строчной и заглавной буквы Э"...
методическая разработка «Золотое Кольцо России»
«Золотое Кольцо России»...
Методическая разработка "Государственный флаг России"
ЦЕЛЬ: Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.ЗАДАЧИ:1. Познакомить с одним из главных символов России (флаг) .2. Вызвать у детей уважение к могуществу державы, её независимости.3...
Методическая разработка. Проект "Города России"
Методическая разработка. Проект "Города России". Город Пушкин...
Методическая разработка. Проект "Города России"
Методическая разработка. Проект "Города России". Город Пушкин...
Методическая разработка к уроку "Россия- наша Родина"
Методическая разработка к уроку "Россия-наша Родина" .Учебник А. Шемшуриной. УМК "Школа России"...