Программа факультативного валеологического курса по формированию навыка ЗОЖ младших школьников (1 класс)
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

    Целью  данного курса является  формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_moyo_zdorove.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинский лицей»

Я и моё здоровье

Программа факультативного валеологического  курса по формированию навыка ЗОЖ   младших школьников

(1 класс)

                  Автор - составитель: Калмыкова Н.В., учитель начальных классов

Пояснительная записка

По выражению академика Н.М.Амосова, «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».Какая же наука в настоящее время может указать нужное направление «собственным усилиям»? Такой наукой является валеология (от латинского valeo – здравствую)- наука о формировании, сохранении  и укреплении здоровья.

    Целью  данного курса является  формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

-формирование у младших школьников знаний, умений и навыков по сохранению собственного здоровья, обеспечению физического и психического саморазвития,

-формирование системы работы по сохранению здоровья участников образовательного процесса,

-обеспечение положительной динамики по уровню заболеваемости и состоянию здоровья в ученическом коллективе,

-осуществление  активной  оздоровительной деятельности,  направленной  на формирование своего  здоровья, организация  самостоятельного  экспериментирования и поисковой активности  детей, сочетание  с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, практические занятия по уходу за  зубами) необходимыми в повседневной жизни ребёнка.

-формирование  важнейших социальных навыков, способствующих социальной адаптации; а также профилактике вредных привычек.

    Знания, умения, навыки, которые должны получить обучающиеся в процессе изучения Программы,  определяются межпредметными подходами   в рамках существующих примерных  образовательных стандартов:  

Учащиеся должны знать

- что такое валеология, зачем она нужна младшему школьнику,

- части тела и  их функции,

- о соотношении массы тела и роста человека в разные периоды школьной жизни,

-о необходимости соблюдения режима дня,

-о физкультпаузах, закаливании и их значении для здоровья человека,

 - правила поведения в школе,

-об инфекционных заболеваниях,

-о пользе и вреде лекарственных препаратов,

-о двигательной активности и о гиподинамии школьников,

- знать, что такое осанка и почему ее нужно сохранять;

- о роли зрения и слуха для нормального развития ребёнка школьного возраста,

-о гигиенических требованиях по уходу за внешностью,

-об изменениях артериального давления,

-о необходимости ухода за ротовой полостью,

-о влиянии экологии на здоровье детей,

-о правильном питании растущего организма,

-знать правила хранения продуктов питания

-о роли витаминов для растущего организма,

-об аллергической реакции на продукты питания,

-правила общения с незнакомыми людьми,

-правила семейного общения,

-о вреде вредных привычек,

-о личной безопасности и профилактике детского травматизма,

-о негативных последствиях при  употреблении ПАВ,

- о бережном отношении к природе.

Учащиеся должны уметь

-называть органы и части тела, знать их предназначение,

-иметь представление о внутреннем строении человека,

- иметь представление об этапах пищеварения;

-определять свой вес и рост,

-вести Дневник Здоровья,

-правильно составлять и соблюдать режим дня,

- знать гигиенические требования к организации сна;

-уметь снять вовремя  усталость, проведя физкультминутку на расслабление разных групп мышц,

-соблюдать социальные нормы поведения,

- знать признаки заболевания, ослабления организма,

- правильно обращаться с лекарственными препаратами

-использовать «пассивную защиту » (отдельная посуда, ношение маски, проветривание помещения) при контакте с больными,

- не бояться прививок, знать для чего они делаются,

-следить за своей  осанкой и не допускать развитие сколиоза;

-быть опрятным, выполнять гигиенические процедуры,

-пользоваться зубной щёткой, выбирать нужную зубную пасту, иметь сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя обращаться к  стоматологу, чтобы не допускать развитие кариеса,

-соблюдать элементарные правила режима питания, приёма пищи,

-пользоваться столовыми приборами,

- учиться управлять своими эмоциями,

-уметь по своим ощущениям рассказать об изменении своего настроения, о   причинах своей усталости,

-обратиться за советом и помощью в ситуациях страха, горя, нервного потрясения,

-корректно отказаться от нежелательного общения,

-знать свои права и выполнять семейные обязанности,

 -избегать ситуации пассивного курения,

-уметь отказаться от первого приёма ПАВ,

-знать о зависимости, возникающей после первых приёмов ПАВ,

-правильно обращаться с человеком, находящимся в состоянии  алкогольного или наркотического опьянения,

-соблюдать правила дорожного движения,

-уметь оказать первую помощь при  ссадинах, царапинах,

-  вызвать скорую помощь, позвонить  01,02, 04,

-правильно вести себя при пожаре, владеть навыками по самоспасению,

-обращаться с электро- и газовыми приборами,

- правила поведения на водоёмах, в лесу,

- создавать проекты  по формированию ЗОЖ под руководством взрослых.

     Содержание программы реализуется на основе  Междисциплинарной программы   «Здоровье » для средних образовательных учреждений, руководитель  проекта Касаткин В.Н.. доктор медицинских наук, профессор и учебно-методического пособия  Л.А.Обухова. Н.А. Лемяскина «З0 уроков здоровья для первоклассников», М. Творческий центр «Сфера», 1999г.

     Данная программа может быть реализована  за счет вариативной части Базисного учебного плана  или в рамках внеклассной  работы   классного руководителя на классных часах.

Тематический план курса

Кол-во часов

Всего

Лекцион-ные

Практи-ческие

1.

Введение

1

1

-

2.

Я познаю себя

3

-

3

3.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

11

2

9

4.

Как правильно питаться

3

1

2

5.

Я живу среди людей

4

2

2

6.

Личная безопасность и профилактика травматизма

3

-

3

7.

Предупреждение употребления ПАВ

4

2

2

Итого:

29

8

21

Содержание факультативного курса

Раздел 1. Введение в курс.

  Урок 1. Что такое валеология? Зачем она нужна младшему школьнику? Просмотр презентации проекта «Формирование ЗОЖ в классе».

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Раздел 2. Я познаю себя

  Урок 1.  Внешнее строение человека. Части тела.

  Оборудование: скелет человека, таблицы.  

  Урок 2.  Знакомство с внутренним строением человека.

  Оборудование: муляжи, таблицы.

  Урок 3.  Рост, вес ребёнка в   периоды школьной  жизни.

   Оборудование: напольные  весы, ростомер.

 Раздел 3.  Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть! 

  Урок 1. Дневник Здоровья. Правила ведения Дневника Здоровья.

   Оборудование: Личный Дневник Здоровья.

   Урок 2. Весёлые переменки. Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных игр для мальчиков и девочек.

Оборудование: прыгалки, спортивные обручи, мячи, кегли.

 Урок 3. Инфекционные заболевания.  Польза и вред лекарственных препаратов.  Просмотр презентации «Лекарственные растения».

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

 Урок 4. Дневной сон – полезен и необходим первоклассникам. Сколько надо спать? Как правильно спать? Какой должна быть постель?

Оборудование: спальный матрац, подушка, одеяло, спальные принадлежности.

 Урок 5. Правильная осанка.  Как следить за своей осанкой? Как  сидеть при чтении и письме?   Разучивание комплекса лечебной гимнастики для сохранения осанки и укрепления мышц спины.

Оборудование: индивидуальные коврики, спортивные палки,  спортивные мешочки с грузом, массажные коврики.

 Урок 6.  Забота о глазах. Почему болят глаза? Правила просмотра телевизора.  Оценка остроты зрения у учащихся в медкабинете. Разучивание комплекса упражнений гимнастики для глаз.

  Урок 7.  Чтобы уши хорошо слышали…Правила ухода за ушами.

Оборудование: индивидуальные ватные палочки.

Урок 8. Артериальное давление младшего школьника.  Измерение медсестрой давления учащихся в начале первого и в конце последнего уроков. Выводы.

Урок 9. Каждый знает, что режим, людям всем необходим! Закаляйся! Если хочешь быть здоров!  Обучение процедурам закаливания на примере отдельно взятой семьи с приглашением родителей учащихся.

Урок 10. Моя красивая улыбка. Профилактика кариеса.  Сколько зубных щёток в вашей семье? Выбор зубной пасты. Конкурс рисунков «Красота здоровой улыбки».  Заполняем дневник «Мои здоровые зубки».

Оборудование: индивидуальные зубные щётки, набор разных видов зубной пасты, муляж зуба или зубной челюсти, альбомы, краски, карандаши.

Урок 11. Экология и её влияние на  здоровье детей и взрослых.  Условия проживания в Чернобыльской зоне.

Раздел 4. Как правильно питаться

 Урок 1. Скажи мне: чем ты питаешься, а я расскажу тебе о твоих болезнях.   Зачем человек ест? Как происходит пищеварение?

Оборудование: таблицы, муляжи.  

 Урок  2. Роль витаминов в развитии организма младшего школьника. Режим питания. Конкурс рисунков «Где спрятались витамины?», конкурс меню «Полезный завтрак, обед и ужин».

Оборудование: альбомы, краски, кисти, карандаши.  

   Урок 3.  Что такое пищевая аллергия?  Какие овощи и фрукты лучше: с рынка или с грядки? Экскурсия на пришкольный участок или показ презентации «Наш пришкольный участок»

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация.

Раздел 5. Я живу среди людей.

Урок 1. Первоклассник в школе и дома. Учёба и труд – рядом идут. Чужих в дом не пускай, двери им не открывай.

Урок 2. Кого приносят в дом  аисты?  Зачем нужен папа? Что такое 7-Я?

Урок 3. Правила семейного общения. Кто в семье главный? Права и обязанности  ребёнка в семье. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».

Урок 4.  В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело, и разум. Добро, зло, зависть, жадность. Вредные привычки. О хороших манерах в рисунках и примерах. Сценки из школьной жизни.

Оборудование: альбомы, краски, карандаши.

Раздел 6. Личная безопасность и профилактика травматизма

 1. Школьник и дорога. Помни это каждый сын, знай любой ребёнок! Твой безопасный маршрут.

Оборудование: дорожные знаки.

2. Бытовой травматизм.  Первая помощь при ушибах и порезах, ожогах, укусов собаки т.д.

Оборудование: бинты, шины,  медицинская аптечка.

3. Природу знай, люби и охраняй. Правила поведения в лесу, на водоёмах.

Раздел 7. Предупреждение употребления ПАВ.

  1. Алкоголь и курение - враги здорового образа жизни.

2.  Мой папа не курит, а твой? Реклама и курение. Не пробовать, не начинать!

Оборудование: альбомы, краски, карандаши.

  1.  Почему люди употребляют ПАВ?
  2. Создание проекта «Моё отношение к здоровью»

Оборудование: компьютер.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М, 1993.

2.       Дадонов Б.И. Гармоническое развитие и типическое своеобразие личности. М, 1981.

  1. Зайцев Г.К., А.Г. Зайцева. Твое здоровье. С-П: изд-во «Детство-пресс», 2001
  2. Клюева Н.В., Ю.В. Касаткина. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996

  1. Междисциплинарная программа «Здоровье » для средних образовательных учреждений, руководитель  проекта Касаткин В.Н.. доктор медицинских наук, профессор.

6. Министерство Образования РФ «Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования ». Начальная школа. Методическая мастерская и первые результаты. М, Издательский дом «Новый учебник», 2003г.

7.  Обухова Л.А., Н.А. Лемяскина. З0 уроков здоровья для первоклассников. М. Творческий центр «Сфера», 1999

  1. Осипова М.П., С.И. Козлович и др. Воспитание. Первый класс. Интерпрессервис, 2002
  1. Попов С.В.,  Валеология в школе и дома. Санкт – Петербург, «Союз», 1998г
  2.  Савенков А.И., Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002
  1. Симановский А.Э., Развитие творческого мышления детей. Ярославль: изд-во «Гринго», 1996
  2. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия развития, 2002
  3.  Цукерман Г.А., Н.К. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Томск: изд-во «Пеленг», 1992
  4. Якунчев М.А., С.П. Голышенкова. Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона. Педагогика образования. Саранск, «Красный Октябрь», 2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»

Программа факультативного курса по краеведению для младших школьников «Мой родной край»  Пояснительная записка       Программа факультатива «Мой родной кр...

Формирование навыков письма обучающихся начальных классов средствами изобразительного искусства

Понимание родителями значимости уроков изобразительного искусства в школе поможет ребенку не только сформировать навык письма, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, сохранит физическ...

Статья. "Формирование навыка чтения в 1 классе на примере учебника: В.Г.Горецкого и др. «Азбука»

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижени...

Упражнения по формированию навыка чтения в 1 классе.

Многие дети в 1 классе плохо читают по слогам. Это может быть вызвано недостаточно сформированными умениями: - различать графический облик буквы, - читать прямой открытый слог. С целью развития этих у...

Рабочая программа факультативного курса "Разговор о правильном питании". 1 - 2 класс.

 Программа учебного курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе ФГОС,  письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной...

Рабочая программа факультативных занятий по математике "В лабиринте задач" 4 класс

Самое трудное в начальной школе - научить детей решать задачи. Предлагается рабочая программа по математике для учащихся 4х классов. На уроках нам не хватает времени на выработку умений решения задач....