Программа занятий по развитию коммуникативных навыков младших школьников.
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zanyatiy_po_razvitiyu_kommunikativnyh_navykov_mladshih_shkolnikov.docx | 187.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа занятий по развитию коммуникативных навыков младших школьников.
Составитель: педагог-психолог
МБОУ СОШ
Потапова Т.Г
Южно-Сахалинск
2014 г
1. Пояснительная записка
Актуальность.
Овладение навыками общения, постижение коммуникативной культуры в начальной школе – залог оптимизации процесса адаптации в среднем звене. Существенным аспектом, определяющим качество обучения младших школьников, является формирование коммуникативных компетенций, что предполагает использовать ресурс коммуникации для решения многих задач.
В настоящее время повышенная агрессивность свойственна многим детям независимо от их возраста, пола, социального положения. Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене: в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. В начальном звене агрессия проявляется как в вербальной, так и в физической форме. Учащиеся 2 – 4 классов не умеют договариваться в спорных вопросах, уступать другим ребятам в игре, решать возникающие конфликты неагрессивным способом. Школьники данной категории не используют во взаимодействии с окружающими элементарные вежливые слова, часто прибегают к физическим формам воздействия на обидчика – могут толкнуть, ударить, укусить и т.п.
Зачастую основной причиной подобного поведения, является отсутствие в поведенческом арсенале детей других – неагрессивных и социально приемлемых – способов общения и взаимодействия с окружающими.
Работа по коррекции агрессивного поведения, прежде всего, должна быть направлена на развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать. Кроме этого, в систему работы должно быть включено обучение детей приемлемым способам избавления от гнева. Важным в коррекционной работе с данными детьми является развитие способности анализировать свое поведение, чувства, качества личности, а также формирование чувства эмпатии.
Цель настоящей программы: расширение социального опыта младших школьников на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций. Так же – помочь лучше узнать себя, развивать навык коммуникации, коррекция агрессивного поведения.
Задачи:
Развитие навыков эффективного общения, положительного эмоционального отношения к окружающим, осознание и отреагирование негативных эмоций, обучение приемам овладения тревожностью и агрессии, способствование эмоциональному раскрепощению.
Количество учеников в группе 20-25 человек.
Тренинг рассчитан на 3 занятия по 1 ч.
Возраст: 8-10лет
Методы и формы работы: имитационные игры, практические упражнения, работа в парах и мини-группах.
Формы и методы работы: основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения, продуктивно-творческая деятельность.
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия (закрепление эмоционально-позитивного настроения)
2. Разминка (снятие напряженности и способствующее физическому раскрепощению участников группы);
3. Основная часть (включение игровых упражнений)
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п./п. | Название | Цель | Время |
1 | «Кто такой агрессивный человек?» | Создание положительной мотивации у учащихся на изменение своего стиля взаимодействия с окружающими. Знакомство учащихся с понятиями «Агрессивность», «Агрессивный человек». Формирование отрицательного отношения к агрессивным формам взаимодействия с окружающими. Развитие умения анализировать собственное поведение, качества личности. | 1час |
2 | «Учимся правильно выражать обиду и гнев» | Обучение учащихся приемлемым способам выражения обиды и гнева, навыком конструктивного общения. Обогащение репертуара поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Знакомство с техникой «Я - высказывание», ее отработка. Развитие умения анализировать собственное поведение. | 1час |
3 | «Учимся сотрудничать» | Создание условий для сплочения классного коллектива, дружеского взаимодействия. Обогащение репертуара поведенческих реакций в ситуации повседневного и учебного общения. Формирование положительной мотивации на соблюдение правил комфортного общения. | 1час |
Содержание
Занятие № 1. Кто такой агрессивный человек?»
Ход занятия:
Знакомство с понятием «Агрессивность» (Вопросы для дискуссии: «Что это такое?» «На что похожа агрессивность, если сравнивать с животными, растениями, явлениями природы?» «Какого человека можно назвать агрессивным: как он выглядит, как ходит и разговаривает, как ведет себя?». Делается вывод: агрессивный человек – тот человек, который проявляет агрессию – ругается, орет, дерется, дразнится и т.д.)
Упражнение «Портрет агрессивного человека» (Учащиеся, представив агрессивного человека, рисуют его цветными карандашами). Обсуждение рисунков (Вопросы для обсуждения: «Как понять по рисунку, что человек агрессивный?» «За что можно уважать агрессивного человека?» «За что нельзя уважать агрессивного человека?» «Как к такому человеку относятся окружающие?» «Как ты сам относишься к нему?»).
Упражнение «Темные и светлые мешочки»
В кабинете на стене крепятся два мешочка – черный и белый. Ребятам объявляется, что все качества человека можно разделить на две группы – темные (плохие, которые мешают ему общаться с другими, приносят неприятности) и светлые (хорошие, которые помогают человеку жить, трудиться, общаться). На отдельном листочке печатается название определенного качества, например - агрессивность. Учащимся предлагается определить, к какой группе человеческих качеств относится агрессивность – светлым (положительным) или темным (отрицательным), и расположить это качество в соответствующий мешочек. Также им предлагается обосновать свой выбор, доказав примерами из жизни.
Упражнение «Волшебные очки» (Учащимся предлагается примерить волшебные очки, которые помогают человеку увидеть в себе темные (отрицательные качества). Ребятам, одев очки, необходимо всмотреться в свой внутренний мир и понять, есть ли в нем такое качество как агрессивность. Предлагаются вопросы для обсуждения: «Когда проявляется агрессивность?», «Мешает или помогает агрессивность дружить, общаться с окружающими?», «Хочет ли ребенок избавиться от агрессивности?»
Д/З – Пронаблюдать за своим поведением и запомнить ситуации, в которых учащиеся злятся, проявляют агрессию и гнев (Пронаблюдать за своим поведением детям помогает классный руководитель/воспитатель – можно предложить ребятам вести дневник наблюдения за своим поведением).
Прощание – Упражнение «Скажи доброе пожелание» (Учащиеся по кругу друг другу говорят добрые пожелания, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).
Занятие № 2. «Учимся правильно выражать обиду и гнев»
Ход занятия:
М/ф «Месть кота Леопольда» (режиссер: Резников А., 1981г.). Краткое содержание мультфильма: Кот Леопольд не умел злиться на мышей, которые делали ему всякие пакости, и всегда прощал их. Для изменения ситуации он выпил лекарство «Озверин» - стал злым, страшным, грубым, мстительным. Но долго злиться на мышей не смог.
Вопросы для обсуждения:
- Как кот Леопольд вел себя в ситуации, когда его обижали в начале мультфильма?
- Как кот Леопольд вел себя в обидной ситуации в конце мультфильма, когда выпил «Озверин»?
- Какой из увиденных способов поведения правильный?
В беседе с детьми необходимо подвести их к выводу о том, что ни первый способ (терпеть и прощать все обидные действия в свой адрес), ни второй способ (драться, ругаться в ответ на обидные действия) не приемлемы. Они являются крайними и нежелательными формами поведения. В первом случае страдает сам человек. Во втором случае – страдают окружающие. Выражать свое недовольство и обиду нужно, но надо уметь это делать правильно.
Упражнение «Опасно - безопасно» (модификация упражнения Т. Кунигель)
Учащимся необходимо распределить предложенные в списке способы выражения гнева, обиды, обиды на две группы: «Опасные способы выражения гнева» и «Безопасные способы выражения гнева, обиды», объяснить свой выбор, дополнить списки двух групп своими примерами.
Перечень возможных форм проявления гнева, раздражения, обиды:
- Ударить сильно обидчика
- Сломать игрушку или другую вещь одноклассника
- Наорать на товарища
- Отойти в сторону и постараться подумать о хорошем
- Выйти из класса
- Скорчить лицо, показать язык
- Нагрубить
- Заворчать
- Спокойно сказать, что тебя не устраивает
- Заплакать
- Обидеться и надуться, потом еще долго не разговаривать с одноклассником
- Сдержаться в этот момент
- Стерпеть, но потом обидеть более слабого одноклассника
Таблица для заполнения:
Опасные способы выражения гнева, обиды | Безопасные способы выражения гнева, обиды |
Упражнение «Волшебная фраза»
Учащиеся информируются о том, что есть некая волшебная фраза, которая поможет выразить свое недовольство (и другие негативные чувства), при этом, не обидев другого человека.
Психолог знакомит учащихся с формулой «Я - высказывания», например: «Коля, мне очень неприятно, когда ты меня называешь таким обидным словом. Пожалуйста, называй меня по имени».
Вариант для учащихся 2 и 3 классов (упрощенный)
Вариант для учащихся 4 классов (усложненный)
Упражнение «Психологический театр»
Ученикам предлагается представить, что они актеры театра и им необходимо обыграть несколько ситуаций.
Ситуации для обыгрывания, в которых необходимо выразить свое недовольство, обиду, гнев с помощью «волшебной» фразы - «Я - высказывания»:
- Одноклассник взял без спроса твою ручку.
- Девочки класса смеются над тем, что у тебя не получается прыгать на скакалке. Тебе обидно.
- Ученик в классе придумал тебе прозвище и начал обзываться. Тебе очень неприятно.
- Твой друг повысил на тебя голос, и тебе стало обидно.
- На уроке твой сосед по парте отвлекает тебя от выполнения заданий, а ты не хочешь получить замечание от учителя.
- Ваш класс строится на полдник. Сзади стоящий ученик дергает тебя за кофту. Тебе это не нравится.
- Ученик твоего класса нечаянно уронил все твои вещи со стола. Тебе стало неприятно.
- Ты нечаянно столкнулся с пробегающим навстречу одноклассником. Тебе больно и неприятно.
Ситуации обыгрываются дважды:
- Сначала ребята демонстрируют своё обычное поведение в подобной ситуации.
- После заданная ситуация обыгрывается с применением «волшебной» фразы.
После каждого обыгрывания обсуждаются чувства участников. Во время обсуждения учащихся необходимо подвести к выводу о том, что намного приятнее общаться без грубости, злости, обиды, в чем человеку помогает «волшебная» фраза.
Д/З – Попробовать использовать один из безопасных способов выражения гнева и обиды - волшебную фразу («Я - высказывание») (В выполнении д/з учащимся оказывает помощь классный руководитель контролируя поведение детей в конфликтной ситуации, напоминая о «волшебной» фразе).
Прощание – упражнение «Комплимент» (Учащиеся по кругу друг другу говорят комплименты, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой).
Занятие № 3«Учимся сотрудничать»
Ход занятия:
Разминка «Мы» (игра на групповое взаимодействие).
Игра «Да, нет, не знаю» (Учащимся предлагается в игровой форме оценить, приемлемыми ли способами являются перечисленные способы привлечения к себе внимания. Оценка производится не словами, а действиями: ответ «Да» - один хлопок в ладоши, ответ «Нет» - один удар ногой по полу, ответ «Не знаю» - полное молчание.
Подобным образом оцениваются и в последующем обсуждаются следующие формы привлечения к себе внимания: ударить (щипнуть, толкнуть и т.п.) человека, обозвать человека (сказать матом, назвать посредством клички и т.п.), говорить громким и раздраженным голосом, сломать что-то принадлежащее человеку, обратиться по имени к человеку, сделать доброе дело, предложить помощь человеку, сказать комплимент человеку и т.д. Учащиеся могут предлагать свои варианты – все они оцениваются и обсуждаются.
Сказкотерапия «О Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание»
(В сказке главный герой Ежик любил, чтобы на него обращали внимание, но привлекал к себе внимание часто неправильными способами, чем вызывал у окружающих одни неприятные чувства. Ежику приснился сон, в котором он побывал в двух разных мирах. После чего понял, что только положительное внимание со стороны окружающих – истинное удовольствие, а его нужно добиваться правильными способами)
Упражнение «Памятка»
Для учащихся 2-го класса можно использовать памятку «Как правильно вести себя в ответ на грубое, агрессивное поведение человека?» уже в готовом виде.
«Как правильно вести себя в ответ на грубое, агрессивное поведение человека?» 3-4 класс
Учащиеся информируются о том, что существуют правила, как необходимо вести себя в ответ на грубое поведение другого человека в ваш адрес.
Пять правил поведения:
- Произнести «волшебную» фразу (Комментарий для учащихся: Иногда человеку достаточно сделать корректное замечание в вежливой форме для того, чтобы он изменил свое неприемлемое (грубое, несдержанное, обидное) поведение. Для этого достаточно произнести «волшебную» фразу («Я - высказывание»))
- Не обращать внимания и просто отойти (Комментарий для учащихся: Некоторые люди не понимают вежливой просьбы, и все равно продолжают свои неприемлемые действия. Но это не значит, что нужно грубить им в ответ, кричать, что-то доказывать. Просто нужно отойти в сторону и перестать обращать на них внимание)
- Обратиться за помощью к взрослому (классному руководителю, воспитателю) (Комментарий для учащихся: Отдельные учащиеся, несмотря на то, что вы выполнили предыдущие пункты правил, могут и дальше совершать обидные для вас действия. Поэтому вам необходимо обратиться за помощью к взрослому – пусть он вмешается в конфликт и повоздействует на нарушителя спокойствия)
- Не ругаться в ответ! (Комментарий для учащихся: Ни в коем случае нельзя начинать ругаться в ответ грубияну. Это только подогреет конфликт и приведет к еще большему его разрастанию)
- Не драться в ответ! (Комментарий для учащихся: Тем более не следует прибегать к физической силе для успокоения грубияна)
Упражнение «Правила дружбы» (Учащимся предлагается, работая в группах, составить основные правила дружеского взаимодействия, дружбы При необходимости педагог корректирует разработанные правила, предлагает свои варианты)
Упражнение «Подписание договора»
После того, как разработаны правила, школьникам предлагается подписать Договор о соблюдении этих правил. Обсуждаются варианты санкций и поощрений при нарушении/соблюдении перечисленных в Договоре правил взаимодействия.
Педагог-психолог настраивает учащихся на то, что дружеское взаимодействие - это сложный процесс, он требует множества усилий со стороны каждого ученика, иногда помощи отдельным учащимся со стороны одноклассников
Список использованной литературы:
- Кунигель Т. Рассерженные шарики // Школьный психолог, 2006г., № 5
- Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.
- Силина О. Путешествие в страну понимания // Школьный психолог, 2007, №16.
- Хухлаева О. Хочу быть успешным. М., Чистые пруды, 2005. - Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов театральной педагогики как форма развития коммуникативных навыков младших школьников
Статья содержаит описание положительных сторон использования методов театральной педагогики в работе с младшими школьниками для развития коммуникативных способностей....
«Социальное партнёрство как средство развития коммуникативных навыков младшего школьника»
Выступление из опыта работы. Презентация к выступлению размещена на сайте школы - http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/288-l-r.html...
"Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"
Инновационный педагогический опыт Уваровой В. Н. "Развитие коммуникативных навыков младших школьников через систему занятий и упражнений в ГПД"...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С АУТИЗМОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен опыт развития коммуникативных навыков у аутичного школьника учителем начальных классов. Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное применение известных в корр...
Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)
На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...
Танец, как средство развития коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ
Мы все откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения. Она способна регулировать настроение, улучшать самочувствие. Дети в разной степени музыкальны от природы и не случайно голосовые п...
Игровые методики для развития коммуникативных навыков младших школьников
Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, и, конечно же, речевую составляющую общения в процессе обучения, а взаимодействие внутри классного коллектива формирует отношени...