проектно -исследовательская работа «Всё о бутерброде"
методическая разработка по зож (4 класс) по теме

Карпова Людмила Валентиновна

разработка внеклассного мероприятия проектно- исследовательская работа "Всё о бутерброде"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno_-issledovatelskaya_rabota_vsyo_o_buterbrode.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карпова Л.В. МОУ «Плехановская СОШ»

Часть программы («Две недели» или «Формула правильного питания»), используемая автором

«Две недели в лагере здоровья»

Темы программы, используемые автором

Блюда из зерна (изготовление бутербродов)

Возраст учащихся, для которых предназначена конкурсная работа

4 класс

Название организационной формы (форм) конкурсной работы- проект, праздник, конкурс, игра и т.д.

Исследовательская работа, в итоге -создание фильма

Где была реализована  конкурсная работа (внеклассная работа, учебная деятельность, внешкольная работа)

Внеклассная работа,

Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать

Расширяет кругозор учащихся, пополняет словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной литературой.

Развивает самостоятельность, речь, воображение, внимание, фантазию, творческие способности.

Воспитывает уважения к труду, чувство товарищества, умение работать в группах.

В чем заключается новизна и оригинальность конкурсной работы

Дети сами учились делать бутерброды, придумывали своим бутербродам рекламу, а результатом получился фильм «Вкусные фантазии»


Тема: проектно -исследовательская работа «Всё о  бутерброде».

Цель: 

Выяснить появления слова «Бутерброд», появление бутербродов на нашем столе, познакомить с видами бутербродов, дать представление о значении бутербродов для организма человека, научиться самим делать бутерброды.

Расширить кругозор обучающихся, пополнить словарный запас через самостоятельную деятельность со справочной литературой.

Развивать самостоятельность, речь, воображение, внимание, фантазии, творческие способности.

Воспитание уважения к труду, чувство товарищества, умение работать в группах.

Оборудование:  толковый словарь Ожегова, детская поваренная книга «От  яичницы до «Наполеона» В.В.Иванова, книга «Бутерброды для вас», фрагмент мультфильма «Простоквашино», компьютер, проектор, презентация, выставка рисунков, плакаты, тарелки, продукты для бутербродов, кухонный инструмент для бутербродов.

Подготовка:  родители помогают учителю в подготовке сценария, закупают нужные продукты, помогают в оформлении класса

Ход:

  1. Организационный момент (слайд 1)

- Сегодня у нас с вами занятие по программе «Разговор о правильном питании»,  а как известно, «Правильное питание – это залог здоровья».

  1. Сообщение темы и цели занятия.

- Ребята, я слышу чью – то беседу. Кто это разговаривает?

(можно использовать фрагмент мультфильма, а можно инсценировать)

(разговор кота Матроскина и дяди Фёдора о бутерброде)

- Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

( о бутербродах) (слайд 2)

- Что можно приготовить быстро из тех продуктов, которые всегда под рукой в каждом доме? Чем накормить капризного ребёнка? Что подать внезапно пришедшему гостю? Конечно же бутерброды!

- Кто знает что такое бутерброд и откуда он к нам пришло это слово? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами проведём исследовательскую работу «Всё о бутерброде». Исследуем  откуда появилось слово «бутерброд», узнаем из чего можно приготовить их и научимся сами делать бутерброды.

- Ребята, а что такое исследование?

- Кто проводит исследование? (исследователь)

- Где исследователь может найти информацию и нужный материал для своего исследования? (книги, компьютер, телевизор, спросить у других людей и т.д.)

- А кто же нам будет помогать сегодня, угадайте загадку (слайд 3)

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? ( Повар)

- Помогать нам будет Поварёнок.

Работать будем по плану:

1. История бутерброда (исследование происхождения слова «бутерброд») (работа со словарями)

2. Бутербродное разнообразие

3. Вкусные фантазии  (самостоятельное изготовление бутербродов)

  1. Работа по теме.

1. История бутерброда (исследование происхождения слова «бутерброд»

 1 группа)

- Когда появился первый бутерброд? Кто его изобретатель?

1 уч(3) Бутерброд  (Генрих Сапгир)

Чудак математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел Бутерброд.

1 уч. Еще в Средние века самые большие куски хлеба служили как бы тарелками, на которые люди клали мясо, рыбу и другую разную еду. Хлеб впитывал в себя весь сок и жир продуктов, а еще всевозможные соусы, которыми были политы эти продукты. После того, как все поели, с этим хлебом поступали по-разному, например, некоторые отдавали его собакам, кто-то отдавал нищим, а другие же с остатками пищи сами съедали его.

2 уч. Считается, что именно с того времени и появились первые бутерброды. Также давно появились и горячие бутерброды: еще самые древние кулинары расплавляли сыр на кусочках хлеба, потому что это было вкусно. История же самого слова “бутерброд” пришло из немецкого языка. Произошло это слово от слияния двух других немецких слов (“butter” – “масло”, “brod” – “хлеб”). Потому что традиционный бутерброд – это именно ломтик хлеба, намазанный маслом, сыром или с колбасой.

        

3 уч. В начале 16 века, во время войны Польши с Тевтонским орденом, среди солдат, защитников крепости Ольштын, начались болезни. Вскоре выяснилось, что их причина - в загрязненном хлебе. Чтобы можно было отличить чистый хлеб от грязного, решили смазывать его чем-нибудь светлым. Коперник предложил смазывать хлеб сливочным маслом.

4 уч. После смерти Коперника его предложение смазывать хлеб маслом стал усиленно рекламировать аптекарь Адольф Буттенардт. Лишь спустя несколько лет догадались хлебный каравай разрезать на ломти и каждый из них смазывать маслом. Так появились современные бутерброды. Вероятно, тогда же бутерброд и получил свое название.

5 уч. Некоторые исследователи утверждают, что авторство в изготовлении первого бутерброда принадлежит иудеям. Смазанные маслом или мёдом кусочки хлеба были обязательным атрибутом празднования Пасхи. Потом этот «прообраз» бутерброда вместо животного приносился в жертву. Иудеи и тонкие лепёшки из манной крупы (мацы) накладывали друг на друга, а прослойку между ними делали из смеси измельчённых орехов и фруктов (харосет). Это блюдо тоже напоминает бутерброд.

6 уч. В вопросе изобретения бутербродов, идет нешуточная международная борьба. Например датчане, которые традиционно готовят их с копченой рыбой и луком, утверждают, что история бутербродов началась у них. С этим утверждением категорически не согласны шведы, аргументируя это тем, что это неизменное составляющее знаменитого «шведского стола».

7 уч.   Как бы там ни было, но бутерброды очень быстро распространились по миру. Уже с начала XX века, бутерброды встречаются во всех закусочных, столовых, буфетах.  Да и в быт они вошли прочно. Процедура его приготовления под силу даже ребенку, а по скорости приготовления соперников у бутерброда практически нет.

Такая вот она история возникновения бутербродов. А вот почему у него немецкое название, так и не понятно…

М. О. Бутерброд в переводе с  немецкого означает «хлеб с маслом». А потому хлеб с колбасой, икрой, паштетом или еще с чем-либо, кроме масла, так называть не совсем правильно. Но все привыкли к слову «бутерброд»  и смело называют так хлеб с колбасой.

2. «Бутербродное разнообразие»

А) Сведения от Поварёнка (слайд 4)

 - Бутерброд – это вкусная закуска как для званых, так и  неожиданных гостей. Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, а так же берут с собой на пикник и в походы. Бутерброды могут быть большие калорийные, совсем маленькие закусочные или горячие бутерброды на поджаренном хлебе. Бутерброды очень питательны и пригодны для усиленного питания.

Б) Домашние исследования.

  • -Оказывается существует много видов бутербродов. В одной Дании насчитывается около 200 видов. Об этом нам информацию приготовила 2 группа.
  • 1 уч. - Бутерброды делятся на несколько видов:
  • горячие и холодные;
  • солёные и сладкие;
  • закусочные (канапе), слоёные;
  • бутербродные рулеты и бутербродные торты, горячие (гренки) и сладкие
  • Закрытые бутерброды (сэндвичи)

2 уч. Бутерброды-рулеты

Для приготовления бутербродов-рулетов надо использовать свежий хлеб, который легко сгибается и не ломается, если его сворачивать. Смазывают бутерброды-рулеты различными масляными смесями и паштетами.

Цвет начинки должен контрастировать с цветом хлеба. На белый хлеб можно намазать печеночный паштет, различные яркие смеси с помидорами, морковью или зеленью, а на черный — белые, розовые, светлые начинки.

3уч. Бутерброды-пирамиды

Бутерброды-башни или бутерброды-пирамиды состоят из уложенных друг на друга и скрепленных спичкой или бутербродной шпажкой бутербродов одного или различных видов. Готовят 3-4 вида бутербродов средней величины или маленьких круглой либо четырехугольной формы.

4 уч. Канапе

Канапе - это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8 см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом. По форме они могут быть треугольные, четырехугольные, круглые, квадратные, ромбовидные и др.

5 уч. Бутербродные торты

Бутербродные торты, с большим количеством начинки и хорошо оформленные, можно делать из самых разнообразных бутербродов. Готовят их из разных сортов хлеба, помещая слоями или вперемежку.

По форме бутербродные торты могут быть круглые, угольные, продолговатые, овальные

6 уч. Гренки

Горячие бутерброды (гренки) сервируются как самостоятельное или промежуточное блюдо, или закуска, а также к бульонам, пюре и молочным супам. Едят их в горячем виде или остывшими.

7 уч. О БУТЕРБРОДАХ И ПОРОДАХ

 Какой удивительный зверь бутерброд!

 Бывает он самых различных пород -

 Батонно-ветчинной, и булочно-сырной,

 И масляно-хлебно-колбасной.

 Когда он холодный, он добрый и мирный,

 Горячий - довольно опасный!

 Из печки с шипением он вылезает,

 А тронешь - за пальцы сердито кусает!

 3. Информация от Поварёнка

  • Какой кухонный инструмент необходим для приготовления бутербродов?

3. Вкусные фантазии  (самостоятельное изготовление бутербродов)

А) Поварёнок (слайд 5)

- Продукты для приготовления бутербродов подбираются в соответствии с временами года. Чтобы бутерброды были красивыми и вкусными надо знать тайны кулинарии и иметь немного фантазии. Выпущена даже книга «Вкусные фантазии » (слайд 6)

- А вы сами хотите попробовать сделать бутерброд? Тогда вперёд!  

2 уч (3) Душистого тёплого хлеба отрежу,

Немного поджарю, натру чесноком,

Полью майонезом густым, а потом

Добавлю колбаски и зелени свежей,

Посыплю его пармезаном натёртым,

А сверху хрустящий огурчик! И вот-

Готов к потреблению мой бутерброд!

Б) Самостоятельное изготовление бутербродов учащимися.

  1. Рефлексия

- Придумайте название своим изделиям, прорекламируйте их.

Хлеба мягкого кусок,

Сверху колбаса, чеснок.

Сам он просится к нам в рот,

Аппетитный бутерброд.

Чтобы я не похудел,

 Во дворе от детских дел,

 Ежедневно бутерброд

 Мама мне с собой даёт.

Наварила мама каши,

Только я уже большой!

Мне не надо «Манки» вашей

Дайте булку с колбасой.

Можно маслицем намазать

И икорки положить.

Огурец кружком нарезать

И немного посолить.

А ещё кусочек сыра,

Тонкий ломтик ветчины-

Жертва праздничного пира

Необычной вкусноты!

Бутербродик с колбасой

Не заигрывай со мной!

Всё равно тебя я съем

Безо всяких без проблем!

5. Итог (слайд 7, 8)

А) Поварёнок:

- Мне очень понравилось у Вас на занятии, и я предлагаю посмотреть вам фильмы «Вкусные истории».

6. Чаепитие (слайд 9)

Повторение правил питания (стихотворение)

«Правильное питание»

Я думаю, ты, без сомнения, знаешь,

Что пользу приносит не все, что съедаешь.

Запомни и всем объясни очень ясно:

Желудок нельзя обижать понапрасну.

Холодная пища ему не нужна,

И очень горячая тоже вредна.

А сладостей разных и чипсов, и «колы»

Желудок боится, как попа уколов.

Большими кусками не стоит глотать,

И тщательно надо еду прожевать.

И помни – желудок у тех не болел,

Кто с детства его понимал и жалел!

Дополнительные источники информации:

  1. Бутерброды для вас.
  2. Иванова В.В. «Детская поваренная книга от яичницы до «Наполеона».
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
  4. Самойленко Т. Г. Правильное питание – основа здорового образа жизни в младшем школьном возрасте. Программно-методический комплекс.
  5. Степанова И. «Вкусные фантазии для украшения стола».
  6. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы

Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...

Проектно-исследовательская работа.

В презентации предложены темы проектно-исследовательских работ для учащихся начальной школы, выдержки из работ учащихся....

Проектно-исследовательская работа "Роль партизанского движения в ВОВ"

Данную работу мы выполняли вместе с моим учеником Кулаком Павлом. Она может быть полезна учителям для проведения бесед о ВОВ и организации проектно-исследовательской работы с учащимися....

Проектно-исследовательская работа "Роль партизанского движения в ВОВ"

Данную работу мы выполняли вместе с моим учеником Кулаком Павлом. Она может быть полезна учителям для проведения бесед о ВОВ и организации проектно-исследовательской работы с учащимися....

Проектно-исследовательская работа "Свойства соли"

Работа -исследование,в которой учащийися раскрыл историю появления соли в быту человека.Через опыты и практическую работу были выявлены свойства соли....

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...