Выступление на районном семинаре учителей начальных классов «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся»
статья по зож на тему
Из опыта работы по программе «Разговор правильном питании»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Павлово-Посадского муниципального района Московской области
_____________________________________________________________________________________
142500 Московская область тел. (849643)2-03-46, факс 2-014-98
Павловский Посад ул.Кирова д.83 e-mail: school2-pp@mail.ru
Выступление
на районном семинаре учителей начальных классов
«Компетентностный подход к формированию
здорового образа жизни учащихся»
Подготовила
Соколова Е.С.,
учитель первой квалификационной категории
ноябрь 2014г
Из опыта работы по программе «Разговор правильном питании»
«Мы есть то, что мы едим»
Восточная мудрость
В наших руках наше здоровье. Об этом мы должны постоянно напоминать детям, постараться дать понять причины ухудшения здоровья, получить мотивацию на здоровый образ жизни, включиться в активную деятельность по сохранению и формированию своего здоровья посредством правильного питания, соблюдения правил личной гигиены, отрицательного отношения к вредным привычкам.
Проблема здорового и правильного питания ребёнка многогранна и требует усилий многих специалистов, но в первую очередь, она должна волновать как родителей, так и учителей начальных классов.
Не секрет, что вкус ребёнка, его привыкание к определённой пище, его культура питания формируются с самого раннего возраста в семье. И когда дети переступают порог школьного учреждения, мы, педагоги, обнаруживаем, что наши ученики отдают предпочтение продуктам, которые активно рекламируются с экранов телевизора.
Изменить их вкус и привычки в питании порой трудно, но возможно.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Поэтому мы считаем проблему сохранения здоровья, прежде всего, социальной и уверены, что решать ее нужно на всех уровнях общества.
В целях совершенствования и координации учебно – воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья детей в нашей школе реализуются программа «Разговор о правильном питании».
Хочу подробнее рассказать о реализации этой программы .
Мы работаем по данной программе не первый год. Учителя начальных классов используют в работе методику программы «Разговор о правильном питании» под редакцией М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой.
В настоящий момент по данной программе занимаются 146 учащихся.
Приоритетным направлением работы по данной методике является не только получение теоретических знаний, но и их практическая направленность.
Поэтому мы считаем, что главная задача данной методики – максимально адаптировать ребенка к реальным жизненным условиям, чтобы дети смогли применять полученные знания на практике.
Примечательно, что данная программа практикоориентирована: можно читать тетради по ролям, разыгрывать сценки, ходить на экскурсии, но если дети сами что-то придумают, это ещё ценнее.
Наша работа начаналась с диагностики для выявления уровня сформированности понятий о правильном питании у родителей и ребят, о пользе продуктов, о значении рационального питания в жизни семьи; с выяснения уровня здоровья детей. При диагностировании дети и родители дали ответы на одни и те же вопросы, заполнили анкету «Мое здоровье», что позволило определить, какое значение имеет правильное питание в их жизни, выявило отношение учащихся к своему здоровью, понимание важности правильного питания. В результате были получены данные, говорящие о наличии определенных проблем. Так, при опросе учащихся младшего школьного возраста нами установлено, что питание в семьях отличается однообразием. О вреде еды в сухомятку знают 84 % опрошенных, не осведомлены на эту тему 13, 1 % и отрицательно ответили 2,9 %.
Стало ясно, что необходимо работать над вопросом о правильном питании.
Исходя из этого, определены следующие направления работы:
- организационные;
- профилактические;
- диагностические;
- консультационные;
- исследовательские;
- обучающие;
- воспитывающие.
По этим направлениям учителя начальных классов составили планы работы. В 1 – 2 классах, работающих по новым стандартам, введена и реализуется во внеурочной деятельности программа «Разговор о правильном питании» «Две недели в лагере здоровья» (для детей 7–10 лет).
Учитывая возрастные и психологические особенности младшего школьника, занятия проводятся в нестандартной форме, в форме викторин, КВНов, путешествий, конкурсов.
Наблюдать наши уроки вы могли, присутствуя на наших семинарах. Один из больших семинаров по теме «Здоровьезберегающие технологии в начальной школе» проходил в 2012 году. На этом семинаре прозвучало выступление директора школы Гравшиной О.Н., завуча по УВР Заказновой Л.В., были даны открытые уроки по здоровьезберегающим технологиям .
Одна из тем курса «Разговор о правильном питании» была представлена на моем уроке, проведенном в игровой форме с использованием информационных технологий. Дети разгадывали кроссворд,филворд, экспериментальным путем определяли вкусовые свойства продуктов, из предложенного набора продуктов выбирали продукты для приготовления конкретных блюд. И в конце урока дети сделали вывод: что такое здоровый образ жизни, и какие правила нужно знать и соблюдать для его поддержания.
В содержании программы большое внимание уделяется работе с родителями – приведено большое число заданий, предполагающих совместную работу детей и взрослых. Взрослые члены семьи участвуют в праздниках, викторинах, конкурсах и т.д.
В работе с детьми мы используем проектную деятельность, которая рассчитана на совместную работу ребенка и его родителей. В результате проектной деятельности дети и родители проявляют творческую активность.
Ими нарисованы рисунки, написаны сказки, рассказы, составлены кроссворды о различных блюдах, созданы презентации и т.д. Был реализован проект «Любимое блюдо моей семьи». Ученики моего класса приняли участие в региональном этапе конкурса семейной фотографии. Совместно с родителями были созданы проекты:
- «Творожники» Клементьева Ольга
- «Бакинская пахлава» Керимова Анжела
- «Лазанья» Юров Всеволод
Дети совместно с родителями готовили блюдо, отразив это в фотографиях и презентациях. Мои ученики стали призерами этого конкурса. Клементьева Ольга заняла 2 место, Юров Всеволод – 3 место.
Предлагаю вам посмотреть результат нашего творчества . Презентация Юрова Севы , занявшего 3 место в конкурсе.
Программа «Разговор о правильном питании» способствовала развитию устойчивого интереса у детей к сохранению своего здоровья, они многое узнали о витаминах, находящихся в овощах и фруктах, о пользе каш и запеканок и т.д., способствующих улучшению пищеварения, повышению иммунитета к различным заболеваниям, в т.ч. и простудным.
Составленные разработки мероприятий пополняют методическую копилку. Разработки уроков, проекты детей представлены на моей странице в социальной сети работников образования NS портал. Ру
В формировании представлений о здоровом образе жизни, правильном питании наша школа работает не только через систему воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий окружающий мир, иностранный язык, технологию, искусство. Такие уроки в основном содержат интерактивные формы, направленные на развитие самостоятельной мысли, познавательных интересов обучающихся и активизацию творческих возможностей. На уроках русского языка дети пишут мини – сочинения о пользе овощей и фруктов в рационе питания.
Работа по программе «Разговор о правильном питании» способствовала формированию знаний у детей, их осознанного отношения к питанию, как части культуры питания, просвещенности родителей и принятию ими значимости рационального питания не только в школе, но и дома. Работа по данной программе позволила педагогам добиться положительных результатов:
- у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме на 50%, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать каши, супы, запеканки и т.д.
- большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом
- у большинства детей сформированы основные навыки личной гигиены, в том числе и связанные с питанием, дети стали меньше болеть
- сформировано представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания
- у большинства ребятишек сформировалось представление (необходимости и важности соблюдения режима питания, как одного из необходимых условий рационального питания.
Совокупность педагогических, психологических, медицинских и других условий, созданных в нашей школе, способствуют успешному обучению и сохранению здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ деятельности МО учителей начальных классов по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни
Одним из приоритетных направлений деятельности МО учителей начальных классов является работа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни. Предлагаю анализ работы МО по данной пробл...
Доклад "Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов"
В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов....
Выступление на родительском собрании: ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ.
«Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, использует здоровьесберегающие педагогические технологии»...
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...
Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов в рамках курсов "Реализация ФГОС в практике учителя начальных классов" по теме "Использование ИКТ как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших шк."
Данное выступление рассказывает, о том как важно использование средств ИКТ при формировании познавательных УУД младших школьников...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9 СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОАО «РЖД»
В статье представлен опыт работы учреждения по созданию Здоровьесберегающего пространства и приобщения учеников и их родителей к здоровому образу жизни....