Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов в рамках курсов "Реализация ФГОС в практике учителя начальных классов" по теме "Использование ИКТ как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших шк."
презентация к уроку по теме
Данное выступление рассказывает, о том как важно использование средств ИКТ при формировании познавательных УУД младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 66 КБ |
prezentatsiya.ppt | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»
Использование ИКТ как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Выполнила: учитель начальных классов
Березова Елена Вячеславовна
Саранск 2016 г.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить и решать учебные проблемы, осуществляя для этого необходимые логические операции, поиск, структурирование, моделирование нового знания, иначе говоря – формирование умения учиться. т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), ведущей составляющей которых на этапе начального общего образования являются познавательные УУД. Они обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
В педагогической литературе приводятся различные определения понятия информационная технология.
Например:информационная технология — это процесс, связанный с переработкой информации (В.М. Глушков);
информационная технология — это совокупность и последовательность методов и процессов обработки и хранения данных (информации) (С.А. Смирнов);
информационная технология — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных(первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) (Н.В. Макарова).
Как можно заметить в приведенных определениях, информационная технология связана с определенной деятельностью (процессом) и может быть реализована только в результате этой деятельности. Методы технологии подобраны не случайно, и все они направлены на достижение единой цели – получение конкретной информационной продукции. Целью информационной технологии является производство информации для ее анализа человеком и принятие на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Таким образом, информационная технология связана с определенной деятельностью (процессом) и может быть реализована только в результате этой деятельности.
Существует несколько причин для использования информационных технологий в младших классах.
Во-первых, это необходимость формирования у школьников операционного стиля мышления, который представляет собой совокупность таких навыков и умений, как планирование структуры действий и поиск информации, построение информационных моделей и инструментирование деятельности.
Во-вторых, младшие школьники, своевременно приобретая пользовательские навыки, смогут затем применять компьютер как инструмент в своей деятельности, у них не вызовут затруднений предметные уроки с использованием ПК.
В-третьих, компьютер — это увлекательнейшая игрушка, и, следовательно, процесс обучения для младших школьников легко превращается в интересную игру, он вдохновляет детей и радует, при этом легко преодолеваются трудные методические барьеры.
Эмоциональное воздействие от применения в процессе обучения ИКТ способствует концентрации внимания учащихся на содержании предлагаемого материала, вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. С помощью компьютера можно поставить перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – узнаешь имя сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами
В этих случаях незаменимым помощником учителя может оказаться программа Power Point. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки.. Очень удобно в процессе объяснения или проверки выделить отдельные элементы, чтобы в определенное время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, словарного диктанта. Однако, средства наглядного представления использую не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, для организации поисковой и исследовательской работы.
Я использую мультимедиа на уроках по-разному: тренажёры и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по математике и русскому языку для закрепления и повторения материала, элементы электронных изданий и аудиодисков включаю в презентации для сообщения новых знаний.
Я использую игровой материал при изучении новой темы (загадки, ребусы, викторины и т. д.).
После просмотра опытов дети делают самостоятельно выводы.
Возможность анимации позволяет удачно продемонстрировать на уроке, например, математики по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд». Анимационный графический рисунок помогает осмыслить механизм сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Следует отметить, что дети самостоятельно делают «открытие» путём постановки учебной задачи.
В начальной школе очень важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Применение различных игр (Круговые примеры, « Заполни пустые окошки») способствует этому.
В решении задач на движение показаны разные способы решения (алгебраический, арифметический) и взаимосвязь между величинами.
Продуктивность таких уроков очень высокая.
Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный рассказ.
Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.
Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно в своей работе использовать метод проектов.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для формирования познавательных УУД.
Список литературы:
- Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.
- Булгакова Н.Н. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы//Информатика и образование. – 2004. - №1. – С.91-94.
- Вильямс Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ.. – М.:Прогресс, 1988. – 336 с.
- Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников. — М.: Педагогика, 1991. – 74 с.
- Еникеев М.И. Теория и практика активизации учебного процесса. –Казань, 1963. –122 с.
- Информационные технологии обучения//Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д: Март, 2012. – С.146-163.
- Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. – М.:Просвещение, 2010. – 223 с.
- Младший школьный возраст//Практическая психология образования/Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Сфера, 2012. – С.200-282.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 2012. – 272 с.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. – М.:Учпедгиз, 2000. - 183 с.
- Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий//Начальная школа. – 2004. - №3. – С.31-23.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации .
Познавательные УУД. - общеучебные УУД ( знаково-символические) -логические УУД -постановка и решение проблем
Общеучебные универсальные действия включают: — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; — поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний; — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; — смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия: — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; — установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство; — выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: — формулирование проблемы; — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характер.
Познавательные УУД Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала). Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...
Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе»
Внеурочное занятие по математике в рамках районного семинара учителей начальных классов по теме «Современные технологии на уроках в начальной школе». Конспект занятия и презентац...
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся»
Из опыта работы по программе «Разговор правильном питании»...
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов «Групповая работа как средство достижения универсальных учебных действий в начальных классах»
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов...
Методические рекомендации учителям начальных классов по результатам психологической диагностики формирования универсальных учебных действий обучающихся
Учителям даны ёмкие рекомендации по формированию УУД обучающихся 1-4 классов...
"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка в рамках ФГОС "
Обобщение педагогического опытаучителя английского языка Приходько Марины Владимировны по теме:"Игра как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на урока...