Система методической работы в начальной школе
методическая разработка по зож (3 класс) на тему

Ионенкова Наталия Николаевна

Цель данной презентации рассказать о системе своей педагогической деятельности, новых технологиях, которые я использую в своей работе, результатах, метапредметных и межпредметных связях. В своей работе активно использую ИКТ, игровые технологии, проектную деятельность и здоровьесберегающие технологии. Владею разнообразными приёмами и методами, повышающими мотивацию обучающихся в учебном процессе. Например, в 1 классе на уроках обучения грамоте работаю по «Чудо-прописям» В.Илюхиной, которые позволяют ввести в трудный процесс обучения письму игру. Ведь все элементы букв у В.Илюхиной имеют свои интересные названия и сравнения, что очень нравится детям. Стараюсь применять разнообразные инновационные методы ведения уроков, такие как: урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-эксперимент, урок-открытие новых знаний и т.д. Ученики активно откликаются на любое нововведение, потому что оно позволяет переключить внимание детей и сменить монотонную деятельность на более новую и неожиданную. Очень много занимаюсь внеурочной деятельностью, что отражено в презентации. Очень активно путешествуем с детьми по С-Пб, посещаем музеи, театры, библиотеки и экскурсии. Традиционные Дни Именинника на природе нашего посёлка Новое Девяткино стали для нас любимыми и позволяют практически применять полученные на уроках знания во время походов и интересных игр. Такие как ориентирование на местности по компасу, карте и условным знакам в поисках клада или места для пикника, позволяют детям понять, для чего мы изучали тему ориентирование и др. Родители во всём поддерживают учителя и являются моими союзниками и помощниками в воспитательном и образовательном процессе. Это помогает нашим детям социализироваться в обществе и формировать активную жизненную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_metodicheskoy_raboty111.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основа моей методической системы – сделать о бучение для каждого ребёнка -« учением с увлечением». Для этого я стараюсь использовать разнообразные методы, приёмы, упражнения, которые позитивно влияют на процесс формирования личности с активной жизненной позицией. Обучение в условиях ФГОС позволяет наиболее полно и всесторонне решать задачи, поставленные новым Законом об Образовании. В младших классах школы одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра . Внеурочная деятельность – это основа для успешной социализации каждого ребёнка в обществе. Воспитательная работа в тесном сотрудничестве с родителями позволяет наиболее полно раскрыть всесторонние способности каждого ребёнка. Система методической работы учителя начальных классов МОУ «Ново-Девяткинская СОШ №1» Ионенковой Наталии Николаевны

Слайд 2

« Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения». К. Д. Ушинский Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности учащихся, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Психологи и методисты убедительно доказывают, что появление интереса к обучению детей в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов.

Слайд 3

Инновационные технологии, используемые мной при внедрении ФГОС развивающее обучение проблемное обучение коммуникативное обучение проектная технология игровые технологии информационно-коммуникативные технологии групповые технологии деятельностный подход предполагает наличие у детей познавательного мотива личностно-ориентированный подход

Слайд 4

Самое главное, что благодаря игре, учитель имеет возможность учесть индивидуальные способности и уровень имеющихся знаний учащихся. Использование игр на уроке является одним из средств, содержащих в себе реальные возможности познавательного интереса детей, активного деятельного отношения к учебному процессу, а также для снижения технических и физических перегрузок младших школьников. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво. Возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребенка слушать? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков, сказки, творчества.

Слайд 5

Игра в обучении детей «письму с секретом» по «Чудо-прописям» В.А.Илюхиной Формирует каллиграфическое письмо, дает возможность корректировать почерк на разных этапах обучения.

Слайд 6

Разнообразие приёмов работы на уроках литературного чтения, формирующих развитие повышенной мотивации у обучающихся и способствующие укреплению навыка быстрого и осознанного чтения Работа со статьёй, с использованием опорных предложений . Анализ прочитанного, опираясь на картинный план. Заучивание наизусть поэтического материала с опорой на мнемотическую таблицу, составленную коллективно в классе. Тесты на знание содержания прочитанных произведений. Разгадывание кроссвордов с опорой на текст , прочитанного произведения. Индивидуальные домашние задания с вопросами на знание содержания прочитанного и умения найти в тексте ответы на эти вопросы, п одчеркнув или выписав главное. Чтение текста на время и оценивание себя в форме смайликов или живых картинок.

Слайд 7

Система тестовых и проверочных работ, способствующих проверке осознанного чтения при работе с текстом. Понимание текста – главный критерий в оценке читательского навыка. Чтобы сформировать навык внимательного осознанного чтения, необходимы систематические тренировки. Тесты включают задания на проверку знаний литературоведческих понятий, на развитие приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Тестовый контроль позволяет определить, насколько усвоен материал изученной главы, и внести коррективы в учебный процесс. Тесты учитывают индивидуальные особенности каждого ученика, экономят время, дают стартовую подготовку для выполнения заданий в форме тестов по другим учебным предметам. Тестовая работа в печатном виде выдается ученику после изучения главы в учебнике и проводится в течение урока.

Слайд 8

Примеры заданий для работы на уроке и дома, способствующие осознанному понимания текста. Тесты на понимание прочитанной в классе статьи

Слайд 9

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский Соревнование ( любые виды работ, выполняемые на время с итоговой оценкой всех участников) Весёлые эстафеты ( на уроках письма и русского языка, математики и окружающего мира) Викторины ( на уроках литературного чтения по произведениям известных писателей) Шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы ( на уроках русского языка и математики) Мини-спектакли и сценки, разыгрываемые на уроках на определённую тему ( басни, сказки о животных, стихи и короткие рассказы) Предметные олимпиады с обязательным подведением итогов в классе и награждением победителей и участников. Физкультминутки и тематические минутки отдыха и релаксации на уроках и переменках. Просмотр мини-фрагментов и прослушивание мини- спектаклей по теме урока.

Слайд 10

Игровые приёмы при обучении и совершенствовании навыка чтения иллюстрируем басни разгадываем кроссворды с опорой на текст раскрашиваем картинки с изображением героев сказок и басен

Слайд 11

Проект «Письмо учителю о летних впечатлениях»

Слайд 12

Мнемотехника-как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы Переход из дошкольного детства в младший школьный возраст связан для детей с большими трудностями психологического, физического характера, преодоление которых требует усилий и детей, и педагогов. Поэтому в начальной школе валеологическое сопровождение играет особую роль. Память - независимая психическая функция. Человеческая память всегда сложносоставна. В решении сложной мнемической задачи участвуют моторика тела, воображение, эмоции, интуиция, процессы восприятия. Новому осмыслению данной технологии помогает валеологическое сопровождение, которое выступает в качестве специфической деятельности учителя, направленной на создание условий, соответствующих естественному (природному, ненасильственному) развитию каждого ребенка в образовательной среде Современные исследователи М.А. Зиганов, А. К. Колеченко, Е. Д. Сафронова и другие утверждают, что мнемотехника — технология активно использующая приемы и способы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. .

Слайд 13

Работа с тренажёрами на уроках математики и русского языка, как средство формирования вычислительной и орфографической зоркости.

Слайд 14

Что такое развивающее обучение? Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому. Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это, наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития. Л.В. Занков выделил несколько принципов развивающего обучения : 1. Обучение на высоком уровне трудности. Ученик стремится преодолеть трудности в «зоне ближайшего развития», которые выходят за рамки актуальных возможностей учащихся. Это ведет к развитию способностей ученика и его самостоятельности. 2. Ведущая роль теоретических знаний. Ученик не просто изучает теорию, а раскрывает в материале существенные связи и открывает закономерности между явлениями и процессами. 3. Высокий темп изучения материала. Только при изучении нового материала ученик обращается к повторению старой информации. 4. Осознание учащимися процесса учения. Ученик осознает себя как субъект учебной деятельности. Он должен задумываться над тем, зачем ему нужны знания, как лучше запоминается материал, что нового он узнал, как изменились его представления о мире, как меняется он сам . 5. Целенаправленная работа над развитием всех учащихся. Нельзя разделять учеников по способностям и нельзя сравнивать учеников друг с другом. Каждый учащийся уникален и должен продвигаться в своем развитии в результ ате сотрудничества с разными по развитию детьми.

Слайд 15

Проблемное обучение Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов . Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Основные требования к проекту. 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. 4.Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

Слайд 16

Работа с таблицами, тестами и кроссвордами, формирующая процесс углубленного изучения темы и способствующая развитию аналитических навыков при работе с текстом, на уроках окружающего мира

Слайд 17

Примеры творческих заданий на уроках окружающего мира

Слайд 18

Участие в конкурсах и олимпиадах – отличный стимул к самосовершенствованию и новым победам - Классные и школьные олимпиады по русскому языку, математике и окружающему миру Всероссийский конкурс знатоков русского языка «Русский медвежонок» Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру» Участие в дистанционных олимпиадах по русскому языку, математике и окружающему миру «Новый урок» Участие и первое место в общешкольном конкурсе «Эрудит» Участие во всероссийском конкурсе по литературе «Пегас»

Слайд 19

Победители конкурсов и олимпиад победители школьного конкурса «Шоколадные фантазии» победители школьной олимпиады по математике в 2013-14году победители школьной олимпиады по математике в 2014-15году победители школьной олимпиады по русскому языку в 2013-14году

Слайд 20

Наши дипломы

Слайд 21

Групповая работа на уроках технологии формирует развитие взаимопомощи, поддержки, элементов соревнования и приводит к более высокой результативности, а также позволяет выявить индивидуальные возможности каждого ребёнка. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения

Слайд 22

Рефлексия – эффективное средство обратной связи на уроках в условиях ФГОС. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ . В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия – умение размышлять , заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом , а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Поэтому рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, и на любом его этапе. Выделяют несколько классификаций рефлексии : 1.рефлексия настроения и эмоционального состояния 2.рефлексия деятельности 3.рефлексия содержания учебного материала

Слайд 23

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния Отражает внутреннее состояние ученика; —Самочувствие ( комфортно – дискомфортно); я—вляется средством самопознания. . «Солнышко» Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией. «Огонёк общения» Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят: -сегодня меня порадовало… -сегодня меня огорчило… Ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужным. Например, зелёный- самому умному, продуктивному на уроке; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?

Слайд 24

2.Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ «Лестница успеха» Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: -уверен в своих знаниях - в основном уверен -нужно ещё повторить -нуждаюсь в помощи «Утверждение» Выбери верное утверждение : 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи…. «Рефлексивный экран» Сегодня я узнала… Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я могу… Я почувствовала, что … Я приобрела… Я научилась… Я смогу… Меня удивило… Я попробую… Мне захотелось… Мне сегодня удалось… «Светофор» Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких дел, поучительно, Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно, Красной – дело не понравилось, скучно. «Дерево творчества» По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды – дело прошло полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём; Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость .

Слайд 25

1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно «Условные знаки» Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы (на полях тетради) своими символами, это могут быть смайлики с различным выражением : улыбка, серьёзное лицо, грусть. Также это могут быть просто знаки: ? + - ! ( о значении которых мы предварительно договариваемся). Анкетирование: 3.Рефлексия содержания учебного материала Эту таблицу придумал Эдвард де Боно , доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления.

Слайд 26

Наша классная клумба - практическое воплощение темы «Развитие растения из семени» 1 класс (сажаем рассаду, выращенную собственными руками)

Слайд 27

Практическая реализация темы «Ориентирование на местности» 3 класс – игра «Поиски клада по карте»

Слайд 28

Классные праздники сплачивают коллектив детей и родителей в совместной подготовке, игре, конкурсах , спектаклях, викторинах, танцах, сценках.

Слайд 29

Разнообразная систематическая культмассовая работа как средство формирования сплочённого, дружного детского коллектива. Культпоходы в театры Санкт-Петербурга ( ТЮЗ, Зазеркалье, Суббота, Аквариум, КДЦ «Рондо», посещение выездных спектаклей в школе), Новогодние праздники в Кузьмоловском Д / К, в Кидбурге , В Круче. Праздник «Прощание с Азбукой» в городской детской библиотеке им. А.С. Пушкина - Абонементное ( 5 раз в год) посещение Эрмитажа, -Тематическое посещение школьного музея, Этнографического, Зоологического музеев и м узея Воды.

Слайд 30

Конкурс сочинений о мамах

Слайд 31

Занятия в Экологическом центре Любим путешествовать по Санкт-Петербургу пешком Тема занятия: «Свойства воды»

Слайд 32

Внеурочная деятельность – залог успешной социализации каждого ребёнка в обществе В 3 2 классе внеурочной деятельностью охвачены 95% обучающихся. 45% обучающихся класса занимаются в кружках и секциях МОУ «Ново- Девяткинская СОШ №1 » . спортивные кружки : мини-футбол 5%, футбол 5%; танцевальные: кружок эстрадного танца 30%, кружок бальных танцев 5%, 20% детей на базе КДЦ «Рондо» кружки: « Ж ивая глина» 3%, театральная студия -2%, английский язык 15% 3 0 % учеников посещают учреждения дополнительного образования в С-Пб и Л.О. плавание 2%, конный спорт 3% на базе нашей школы: спортивное ориентирование 20%, футбол 5%

Слайд 33

Костюмированный бал и путешествие по городу профессий в Кидбурге Складываем большой общий пазл Путешествие с Дедом Морозом Новый год в Кидбурге

Слайд 34

Победители акции « Мы за здоровый образ жизни»

Слайд 35

Участие в Малых Олимпийских играх феврале 2014 года.

Слайд 36

Новый год мы празднуем в разных интересных местах

Слайд 37

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе В законе РФ «Об образовании…под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся здоровье и образование тесно связаны (система разноуровневого блочного обучения , нестандартные (урок-путешествие, урок-игра) коллективные занятия и интегрированные уроки. Это снизило напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока) формирование здорового образа жизни обучающихся (ежедневно проводятся динамические перемены, проветривание, в течении каждого урока проводятся физминутки (специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз) два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребенок, ты ценность!» (адекватность учебных нагрузок, формирование положительной учебной мотивации на раннем этапе развития ребенка, устранение перегрузок на уроке и строгая дозировка домашних заданий). санитарно-гигиенические (90 % обучающихся 3 2 класса получают горячее питание в школьной столовой, мебель подбирается в соответствии с медицинскими показаниями) занятия с логопедом и психологом (проводится диагностика, коррекция задержек и отклонений в психическом развитии, разрабатываются индивидуальные программы, отслеживается динамика изменений, своевременное направление на ПМПК). в классе ведется большая и планомерная работа по просвещению родителей, цель которой- переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьетворчества (совместно с родителями проводятся Дни Именинника на природе, физкультурно-оздоровительные соревнования в классе и школе, праздники и культпоходы, экскурсии и походы).

Слайд 38

Участие в конкурсе фестивале «Россия-страна многонациональной культуры»

Слайд 39

Чередование творческих поручений способствует развитию чувства ответственности за порученное дело.

Слайд 40

Воспитательная работа благотворно влияет на формирование детского коллектива и способствует социализации ребёнка. .

Слайд 41

Традиционные праздники – неотъемлемая и любимая часть нашей жизни, в которой все участники процесса – главные герои. Традиционным является День Именинника, который проводится два раза в году- весной и осенью на природе. В программе, кроме разнообразных поздравлений, всегда поиски клада по карте, весёлые эстафеты, импровизированный концерт и подготовленные заранее номера художественной самодеятельности. Самым интересным является пикник, который устраивают сами дети ( продукты покупают родители) - разведение костров, сбор хвороста, обустройство праздничного стола, игры и эстафеты. Особое внимание всегда уделяется уборке, чтобы после нас не осталось в лесу ничего лишнего. Конечно, родители помогают и направляют детей, ведь обучение культуре поведения на природе - это задача взрослых!

Слайд 42

Игра присутствует во всей нашей жизни и весёлые, счастливые лица детей – самый главный результат моей работы. Экскурсия в Капральев парк по теме «Осенние изменения в неживой природе » Перетягивание каната Весенний пикник Разводим мангалы под руководством учителя Старт спортивной игры Напутствие перед поиском сладкого приза

Слайд 43

Патриотическое воспитание – необходимая составляющая часть воспитательного процесса Парад в Ново-Девяткино 9 мая Костюмы заказывали, покупали, Примеряли, подшивали мамы и бабушки. Строевой шаг отрабатывали в школе с учителями физической культуры и военной подготовки. В классе прошла встреча с фронтовиками. Дети вместе с родителями сходили в гости и поздравили лично участницу ВОВ, подарили цветы, открытки и подарки. Прослушали внимательно её рассказ о войне. В классе была просмотрена презентация о войне. Все принимали участие в подготовке к параду.

Слайд 44

Систематическая работа с электронным дневником – эффективное средство обратной связи в цепочке : учитель-ребёнок-родители, активно стимулирующий и мотивирующий успешность обучающихся. Начиная с сентября 1 класса при поддержке родителей была создана группа 1-2 класса в контакте, где обсуждаются все классные и внеклассные мероприятия, вносятся предложения от родителей, выставляются все классные фотографии и видеоматериалы, выкладывается информация для родителей и обучающихся. Вот логотип нашей группы в контакте – сказочный герой Буратино. Во 2 классе всем детям были выданы пароли для входа в электронный дневник и начали создаваться группы по интересам, обмен мнениями, информацией и ежедневное оповещение родителей и детей о домашних заданиях и отметках, полученных детьми в классе. В 3 классе работа с электронным дневником была продолжена, внесены новые ученики, созданы новые сообщества для общения. При помощи электронного дневника все, кто пропускает занятия по каким-либо причинам, могут быть в курсе того, что изучается на уроках и предоставляется возможность узнать домашние задания, пообщаться с товарищами, пригласить друзей по интересам в свою группу.

Слайд 45

Мы вместе растём, учимся, взрослеем, играем и развиваемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС

Описание системы работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС...

Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Система воспитательной работы в начальной школе

Исходя из цели воспитательной работы школы , анализа воспитательной работы за прошлые учебные года, учитывая психологические особенности учащихся, мною была взята и реализуется воспитательная пр...

Система профориентационной работы в начальной школе.

Система профориентационной работы в начальной школе....

Анализ плана методической работы в начальной школе

Анализ плана методической работы начальной школы 2018-2019 год. Цель методической работы: создание условий для профессионально-личностного роста педагога как одного из основных условий обес...

Совершенствование системы методической работы с учителями начальных классов

Совершенствование системы методической работы с учителями начальных классов...