Система профориентационной работы в начальной школе.
статья на тему

Каркавина Ольга Николаевна

Система профориентационной работы в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_proforientatsionnoy_raboty_v_nachalnoy_shkole.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Система профориентационной работы в начальной школе.

Профессиональная ориентация школьников – это не отдельная отрасль работы школы, а целая системы воздействия опытных педагогов на обучающихся во время уроков и внеклассной работы, направленная на подготовку школьников к выбору профессий с учетом личных интересов.

В последние годы как-то меньше внимания стало уделяться в начальной школе знакомству с миром профессий. А дети, поступающие в первый класс, порой вообще не имеют представлений о некоторых профессиях, не могут назвать, кем работают их родители.

По мнению психологов для детей младшего школьного возраста авторитет и мнение учителя очень важны. Но чем старше ребенок становится, тем меньше он ценит советы педагога. Вот почему так важно создать для младших школьников необходимые условия для знакомства с профессиями.

Трудовое будущее человека во многом зависит от того, насколько полно еще в детстве будут выявлены его задатки, какое развитие получат его способности.

         Любовь к какому-то делу, потребность в творчестве, в активной пробе сил рождается у детей чаще всего там, где взрослые вовлекают ребят в круг своих интересов и пристрастий.

Профессиональная ориентация – это формирование  у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению, активизация внутренних ресурсов его личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовывать себя в ней. На ступени начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания.  Для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, он эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств, с желанием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. Следовательно, учитель начальной школы должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего возраста, вносить в них элементы игры, романтики, творчества. Вполне закономерно, что чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее процесс становления трудовой активности и профессионального самоопределения в подростковом и старшем школьном возрасте.

Уже с первого года обучения в школе целесообразно создавать  условия для эффективного управления профессиональным развитием обучающихся: формировать представление о мире профессий;

способствовать пониманию роли труда в жизни человека и общества;

формировать добросовестное отношение к труду;

предоставить возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности (кружки, факультативы);

развивать склонности, способности, интерес к будущей профессии.

Система профориентационной работы в начальной школе включает в себя:

  • непрерывную профинформационную работу на всех уроках в начальной школе;
  • внеклассные мероприятия: экскурсии на предприятия (согласно изучаемым темам на уроках технологии и окружающего мира), классные часы по профориентации;
  • конкурсы рисунков, сочинений-рассуждений по профориентации  ;
  • анкетирование обучающихся с целью выявления их профессиональных интересов и корректировки тематики внеклассных профориентационных мероприятий (1 раз в год);
  • вовлечение и посещение обучающимися кружков и внеурочной деятельности на базе ОУ;
  • научно-практические конференции для обучающихся 3-4 классов  (1 раз в год);

Таким образом, следует создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Организация профинформационной работы

на уроках в начальной школе

Первое знакомство с профессиями начинается в 1 классе на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, физической культуры и музыки. Богатство учебного материала позволяет проводить профориентационную работу на протяжении всего обучения в начальной школе. Так, на уроках русского языка и литературного чтения осуществляется:

  • знакомство с инструментами, которые используются в различных видах профессиональной деятельности;
  • расширение словарного запаса учащихся, изучение широкого круга профессий;
  • знакомство с техникой, используемой в промышленности и сельском хозяйстве.

На уроках окружающего мира осуществляется:

  • знакомство с отраслями экономики, первоначальные представления об отдельных производственных процессах и профессиях с ними связанных;
  • изучение видов транспорта и его использование в современных условиях;
  • изучение профессий, необходимых нашему городу и краю.

На уроках изобразительного искусства и технологии:

  • воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли  в жизни человека;
  • развитие интереса к профессиям родителей;
  • знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.

Непрерывная профинформационная работа на уроках в начальной школе позволяет формировать представление о мире профессий, направлена на развитие интереса к будущей профессии, на понимание роли труда в жизни человека, что является одним из компонентов психологической готовности младших школьников к профессиональному самоопределению.

Организация и проведение внеклассных занятий по профориентации

Внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в процессе игры исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

Формы проведения занятий:

  • Беседа («Сколько дел на земле», «Как стать мастером», «Талант и профессия» и др.);
  • Сюжетно-ролевая игра («Магазин», «Библиотека», «Экскурсовод» и др.);
  • Подвижная игра («Калейдоскоп профессий», «Город веселых мастеров», «Найди свое дело» и др.);
  • Конкурс («Труд не в тягость, а в радость», «Дело мастера боится», «Вещи загадывают загадки» и др.)

         

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Тематика классных часов по профориентации

Класс

Наименование темы

1 класс

Что такое профессия. Какие бывают профессии.

Мы идем в магазин.

Мама, папа на работе.

Я знаю пять профессий.

2 класс

О профессиях разных, нужных и важных.

Труд на радость себе и людям.

Город мастеров.

Кем я хочу стать.

3 класс

Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись!

Где работать мне тогда?

Любимое дело – мое счастливое будущее.

Парад профессий!

4 класс

«Типология профессий»

Человек – человек (медицина, образование, бытовое обслуживание)

Человек – искусство (музыка, живопись, литература, драматургия)

Человек – природа (животноводство, растениеводство)

Человек- техника.

Оформление уголка по профориентации

Уголок готовится согласно теме предстоящего внеклассного занятия в пространстве класса. В этом уголке могут находиться интересные сведения, факты, книги, фотоматериалы, так или иначе связанные с профессией. Оформление данного уголка позволяет эмоционально подготовить обучающихся к теме предстоящего классного часа, побудить к работе с дополнительными источниками информации.

Вовлечение обучающихся в кружки, во внеурочную деятельность

Обучающимся следует  пробовать свои силы и возможности в кружках различной направленности с целью выявления своих склонностей и способностей.

Научно-техническая направленность

  • Кружок технического моделирования.

Эколого-биологическая направленность

  • Кружки юных цветоводов, биологов, краеведения.

Художественно-эстетическая направленность

  • Кружок макраме, художественной вышивки, тестопластики и др.

Музыкально-театральное творчество

  • Фольклорный кружок, кукольного театра и др.

По результатам труда обучающихся на внеурочной деятельности осуществляется организация выставочных работ.

Тематика выставочных работ:

  • «В гостях у Самоделкина»
  • «Школа мастеров»
  • «В мире прекрасного»
  • «Все работы от души, все работы хороши!»

Кружковая и внеурочная деятельность воспитывает у обучающихся трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Организация экскурсионной работы

В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий; важно показать существенные характеристики профессии.

Тематика экскурсий согласно изучаемым темам

по предметам «Окружающий мир», «Технология»:

  • Экскурсия на почту;
  • Экскурсия в магазин;
  • Экскурсия в парикмахерскую;
  • Экскурсия на предприятие;
  • Экскурсия на фабрики (кондитерскую, швейную и др.);
  • Экскурсия в библиотеку;
  • Экскурсия в пожарную часть.

Проведение экскурсионных работ позволяет сформировать у обучающихся добросовестное отношение  к труду, развивает интерес к профессии родителей и ближайшего производственного окружения, нравственные установки выбора профессии, интерес к наиболее распространенным профессиям.

Организация и проведение конкурсов

рисунков и сочинений по профориентации

По результатам экскурсионной работы, профинформационной работы, внеклассных занятий  обучающиеся принимают участие в конкурсах рисунков, сочинений-рассуждений, тем самым закрепляя полученные знания.

Тематика конкурсов рисунков для учащихся 1-2 классов:

  • «Когда я вырасту, то стану…»
  • «Я уважаю всякий труд…»
  • «Слава людям этой профессии…»
  • «Труд моих родителей» и др.

Тематика сочинений-рассуждений для учащихся 3-4 классов:

  • «Моя профессия - профессия будущего»
  • «Хочу быть…и буду»
  • «Быть мне…»
  • «Профессия моих родителей - моя профессия»
  • «Все профессии важны, все профессии нужны» и др.

Организация и проведение

научно-практической конференции для учащихся 3-4 классов

К концу 3- 4  класса некоторые обучающиеся уже могут иметь сформированный интерес к какой-либо профессии, что позволит им систематизировать полученные знания, практические навыки и проявить потребность к работе с другими источниками информации. Таким образом, целесообразно осуществлять организацию научно-практических конференций по профориентации.

Тематика секций:

  • «Хочу все знать о …»
  • «Защищаю профессию …»
  • «Все профессии хороши, выбирай на вкус!» и др.

Участие в научно-практических конференциях способствует развитию любознательности в области какой-либо профессии, развитию навыков самостоятельности и самоанализа, умению работать с различными источниками информации.

Ожидаемые результаты

профориентационной работы в начальной школе

Система профориентационной работы в начальной школе предполагает развитие следующих компетенций:

  • любознательность и самостоятельность;
  • навыки самоанализа;
  • произвольность поведения;
  • умение работать с различными источниками информации;
  • умение анализировать и обобщать;
  • освоение диалектики общения;
  • осознание социально-культурных ценностей;
  • усвоение норм поведения человека в обществе;
  • иметь представление о мире профессий;
  • понимать роль труда в жизни человека и общества;
  • проявлять добросовестное отношение к труду;
  • знать свои склонности и способности;
  • проявлять интерес к будущей профессии.

В решении задач модернизации российского образования очень важно развитие склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения детей, которое должно в полной мере осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в школе. Поэтому необходима преемственность в работе по профессиональной ориентации школьника, взаимодействие педагогов начальной школы и учителей среднего и старшего звена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы в начальной школе

Возможности реализации профориентационной работы на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...

Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы

Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...

Профориентационная работа в начальной школе.

Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает четыре этапа: 1 этап – начальная школа. 2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы. 3 этап – -10-11 классы Целью профориент...

Профориентационная работа в начальной школе

Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не ...

Профориентационная работа в начальной школе

В начальной школе ребятам часто задают вопрос «Кем хочешь стать?», это жизненно важный вопрос для каждого не только ребенка, но и человека. Ответ на этот вопрос часто оказывает влияние на ...

Билет в будущее: система профориентационной работы в начальных классах

Данная работа представляет собой обобщение опыта по внедрению мероприятий, направленных на раннюю профилизацию детей начальных классов. Презентация наиболее ярко отражает представленные события....