Система профориентационной работы в начальной школе с использованием возможностей внеурочной деятельности
учебно-методический материал на тему

Фадеева Галина Ивановна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система профориентационной работы в начальной школе

с использованием возможностей внеурочной деятельности

Фадеева Г. И., учитель ГБОУ СОШ с. Кошки

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего

окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают

изо дня в день.  

Приходя в первый класс,  ребенок  имеет смутные представления о роде деятельности своих родителей. Школа должна с первых дней помогать ему в овладении знаниями по миру специальностей, приучать к трудовым навыкам, работе над собой, к самообслуживанию. Формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, развитие интереса к профессиям, создание условий для получения первоначального представления  о различных видах трудовой деятельности  - в решении этих и других воспитательных задач как нельзя лучше, на мой взгляд, помогает  внеурочная деятельность.

           Я уже несколько лет веду занятия по внеурочной деятельности по нескольким  направлениям.  В процессе профориентационной работы на занятиях с 1   по 4 классы по программам «Уроки здоровья», «Я - гражданин России», «Занимательная грамматика», «Волшебный пластилин», «Самоделкин»  ребята  расширяют  первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий, «примеряют»  на себя различные профессии через игровую деятельность; у ребят развиваются творческие способности. Для этого я  использую разнообразные приемы, методы и формы профориентационной работы.

  Приведу примеры.  

При изучении  темы «Организм человека»  ребята познакомились с профессией врача. Они узнали не только названия специальностей, но и в игровой форме учились накладывать повязки, бинтовать; участвовали в конкурсе  рисунков « Я -  доктор».  А на итоговом занятии медсестра школы Киселева Г. Ф. подробно рассказала о работе  педиатра. Инспектор по делам несовершенолетних Давыдов А. Н. в  доступной форме объяснил   учащимся о роли полицейских в защите прав граждан и о качествах,   которые необходимы человеку, пожелавшему посвятить себя этой работе.

На занятиях ходим на экскурсии  на предприятия села, в библиотеку, в музей, в парк. При знакомстве с работой МЧС  ребята побывали на экскурсии в пожарной части №129.  Им  показали презентацию о работе пожарных,  рассказали о лучших людях пожарной части, показали технику.

Очень довольны были ребята, когда побывали на экскурсии на хлебокомбинате, при знакомстве с профессией пекаря.  Они увидели весь путь процесса выпечки хлебобулочных изделий. При обмене впечатлениями, ребята пришли к выводу, что работа пекаря трудная, но почетная, так как  они кормят людей вкусным хлебом. После этой экскурсии можно было заметить более уважительное отношение ребят к хлебу.

Побывав на экскурсии в местном музее, ребята узнали о  людях разных профессий нашего района, которые своим трудом внесли большой вклад в развитие села, района; узнали об известных уроженцах села, которые прославились на всю страну. Это -  заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, травматолог Леонид Соков, генерал-лейтенант Павел Карягин,  заслуженный артист России Иван Морозов, вице-чемпион Европы по тяжелой атлетике Сергей Кирьянов, создатель «Газпрома», лауреат Государственной премии СССР Рэм Вяхирев, ректор Поволжской государственной академии телекоммуникаций и информатики Владимир Андреев, член союза писателей России, автор многих поэтических сборников Иван Акулиничев, ….  На площади перед районной Администрацией находится Доска Почета, которая ежегодно меняется. С большим интересом ребята разглядывают фотографии и читают фамилии передовиков нашего района.

При первом посещении библиотеки, дети узнают не только о профессии библиотекаря, но и о тех профессиях людей, которые помогают книге попасть в магазины. В ходе таких бесед, демонстрации презентаций ребята учатся бережно относиться к книгам.  В библиотеке мы частые гости. И неслучайно, когда объявляюся конкурсы мои ребята всегда в них участвуют. Например, в этом учебном году мои ученики заняли призовое место в конкурсе на лучшее исполнение стихотворений поэта И. Акулиничева

При  изучении темы «Моя семья», ребята  подготовили презентации о своих близких с рассказом о их профессии. Такие занятия очень интересны обучающимся. На   занятия они приносят и фотографии своих близких, и их награды, и даже, если есть, газетные вырезки. Вывод на таких занятиях, что каждая работа в почете. Ребята  любят выступать перед родителями. В этом году провели для родителей утренник на тему «Все профессии важны».  

         У многих из ребят дома есть животные, но не все знают, как правильно заботиться о них. Поэтому  одно из занятий  было посвящено профессии ветеринара. Ученики сами подготовили материал по этой теме, приводили много примеров из жизни своих питомцев.

На занятиях провожу  игровые упражнения, например: «Угадай профессию по жестам», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той

или иной профессией», «Вспомни как можно больше слов на букву П, связанных с данной профессией».

На занятиях ребята играют в продавцов, в библиотекарей, учителей, .. Играя, ребята узнают о профессиональных качествах, о способностях выполнения того или иного вида работы. Например, какими качествами должен обладать парикмахер? В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что парикмахеру необходимы: фантазия, аккуратность, внимательность, доброжелательность, позитивное общение с клиентом.  А хирургу  –  знание  анатомии  и  физиологии  человека,  хорошее зрение, мелкая моторика рук. Спортсмену  –  режим,  здоровый  образ  жизни,  усердие, наследственные задатки. А какими способностями обладаете вы?   Главная  идея такой работы - это дать ученикам представление о различных профессиях; обогатить знания детей о современных профессиях; развивать кругозор, активизировать речь детей, расширить словарный запас; воспитать уважение к людям различных профессий.  

           Занятия по внеурочной деятельности - прекрасная возможность для творчества и фантазии ребят по профориентации.  Работая в группах, в парах и индивидуально обучающиеся готовят проекты, выпускают стенгазеты о профессиях, участвуют в конкурсах рисунков, в спортивных соревнованиях, в научно-практической конференции младших школьников «Первоцвет».

Таким образом, занятия во внеурочной деятельности дают обучающимся большие возможности для развития интереса к миру профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы учащихся начальной школы на занятиях внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность школьников- понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации....

Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности

В статье описывается воспитательная работа с учащимися на занятиях внеурочной деятельности....

Система профориентационной работы в начальной школе.

Система профориентационной работы в начальной школе....

Воспитательная работа в начальных классах через организацию внеурочной деятельности.

           Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать позн...

«Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»

Методическая разработка «Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»...

Билет в будущее: система профориентационной работы в начальных классах

Данная работа представляет собой обобщение опыта по внедрению мероприятий, направленных на раннюю профилизацию детей начальных классов. Презентация наиболее ярко отражает представленные события....

Методическая разработка системы классных часов по профориентационной работе в начальных классах по теме "Профессия-пожарный"

Главным  направлением в борьбе с пожарами является их профилактика. И тогда в деле защиты населения в опасных ситуациях возрастает роль и  ответственность системы образования за подготовку д...