Методические рекомендации "Развивайка"
методическая разработка по зож на тему
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений, родителей. Представляют собой теоретический и практический материал по здоровьестерегающим технологиям: динамические паузы, простейшие приёмы массажа, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivay-ka.doc | 1016 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
администрации Тяжинского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»
Развивай-ка
Методические рекомендации
Составитель: Роговцова И.Г.,
педагог дополнительного
образования
Тяжинский 2013
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
Представляют собой теоретический и практический материал по здоровьестерегающим технологиям: динамические паузы, простейшие приёмы массажа, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………… | 4 |
Роль движения в развитии ребёнка……………………………………………………. | 8 |
Гигиеническая организация здоровьесберегающих мероприятий…………………… | 11 |
Динамические упражнения……………………………………………………………. | 15 |
Простейшие приёмы массажа…………………………………………………………. | 31 |
Гимнастика для глаз……………………………………………………………………. | 47 |
Упражнение с элементами пальчиковая гимнастика………………………………… | 50 |
Дыхательные упражнения………………………………………………………………. | 73 |
Список литературы……………………………………………………………………. | 77 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам.
И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.
У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев - 1 года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова - нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков речи.
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.И.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки... развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
В раздел «Пальчиковый театр» включены не только пальчиковые игры, но и массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Физкультурная минутка — это знакомое всем со школы понятие. Сразу вспоминается: «Мы писали, мы считали, наши пальчики устали!». Эта, простая, на первый взгляд, считалочка имеет глубокий физиологический смысл. Действительно, в связи с освоением письма кисть школьника испытывает большую нагрузку.
Письмо – это вид деятельности, который требует от ребенка сложнокоординированных движений. Однако механизмы, обеспечивающие эти движения, еще не сформированы. Продолжаются процессы формирования мышц кисти, пальцев и окостенения фалангов пальцев. В это время в первую очередь необходимо нормировать длительность письма с учетом морфологических и функциональных особенностей и возможностей ребенка. Специальными исследованиями установлено, что продолжительность непрерывного письма в 6 - 7 лет в среднем составляет 2 минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 40 секунд в конце урока. Кроме того, чтобы избежать утомления, необходимо использовать упражнения для кистей рук непосредственно на занятиях.
В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Такое состояние часто приводит к общему утомлению школьников. При этом ухудшается внимание, память, работоспособность и в целом резко снижается педагогическая эффективность урока.
Для того чтобы снять излишнее статистическое напряжение проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения могут выполняться непосредственно на рабочем месте ученика в сочетании с «вертикалью» (переходом в положение стоя). Использование на уроке непосредственно в классе упражнений повышенной интенсивности (прыжков, резких наклонов, выпадов, бросков) нецелесообразно. С одной стороны это нарушает гигиенические условия обучения в классе (повышает температуру воздуха в классе, изменяет воздушный состав и т.д.), а с другой стороны, приводит к дополнительному утомлению детей (в результате короткой, но интенсивной физической нагрузки).
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на уроке. Функциональная и анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обусловливает необходимость применения на занятиях гимнастики для глаз (офтальмотренаж).
Таким образом, введение в структуру урока физкультурных минуток, сочетающих различные упражнения (для кистей рук, динамические, дыхательные, офтальмотренаж), является необходимым условием дл поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.
В данной работе предлагаются упражнения, учитывающие индивидуальные особенности детей и имеющие развивающий характер. При их выполнении у детей развиваются творческое мышление, воображение, фантазия. Эти упражнения можно отнести к так называемым «режиссерским играм». В них кроме первоначальной двигательной задачи предусмотрено ее дальнейшее усложнение в зависимости от способностей и желаний ребенка. При этом от него требуется достаточно развитое образное мышление и творческое воображение, чтобы выбрать тот или иной путь решения задачи. В играх развивающего типа объединяются один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно. В таких игровых условиях появляются возможности для дальнейшего развития творческого мышления, более полного раскрытия потенциальных возможностей детей.
Упражнения составлены и оформлены в виде игр и сказок с учетом возраста детей, особенностей их организма. Данный подход наиболее приемлем, так как именно игра способна вызвать положительную эмоциональную реакцию и длительный интерес и обеспечить участие всех детей в физкультурной минутке. По мнению большинства исследователей, динамические упражнения игрового характера благоприятно влияют на организм детей. Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный и эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования и воспитателей образовательных учреждений и включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность:
- общеразвивающие упражнения;
- работа над дыханием;
- простейшие приемы массажа;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика.
Дыхательные упражнения основаны на методе Б.Толкачева (озвученный выдох), звуковым дыханием М.Лазарева, доступных приемах по методу В. Емельянова.
РОЛЬ ДВИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».
И.М.Сеченов
Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Известный физиолог И.А.Аршавский отмечал важную роль движений уже в эмбриональном периоде развития ребенка. После рождения младенец около 50% времени бодрствования должен проводить в движении. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии. Нейрофизиолог М.М.Кольцова, исследовавшая взаимосвязь между степенью развития речи у детей, высказала мысль о том, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». С одной стороны, уровень сформированности тонкой моторики кисти определяет развитие речи и мышления ребенка, с другой стороны, использование в воспитании физических упражнений для кистей рук позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышление ребенка.
Движения – необходимая составная часть любого вида деятельности ребенка и его естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии. Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Это особенно актуально при поступлении ребенка в школу. Учебная работа для школьника – труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зрительными нагрузками. Кроме того, необходимо помнить о продолжающихся в детском организме процессах роста и развития, которые обусловливают высокую реактивность детей на различные воздействия, в том числе на учебную деятельность.
Состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формы спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени. К моменту поступления в школу 40 – 60 % детей имеют функциональные различные отклонения: со стороны органов зрения – 10 %, избыточная масса тела – 8 – 16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка. Уже за первый год обучения количество нарушений осанки увеличивается с 55 до 64%, количество асимметрии линий плеч и лопаток – с 24 до 46%. По мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата и зрения.
Двигательная нагрузка - в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма и способствовать адаптации детей к существующему уровню учебный нагрузок. Поэтому необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе и дома.
Под двигательной активностью понимают общее число разнообразных движений за определенный отрезок времени (час, сутки). Каждому возрастному периоду свойственен определенный уровень двигательной активности, который определяется как биологическими, так и социальными факторами. На начальных этапах развития ведущими являются биологические потребности, а у детей старшего возраста двигательная активность формируется в процессе воспитания, то есть она социально обусловлена. Среди биологических факторов можно выделить суточные, сезонные, возрастные.
Суточная двигательная активность – это число локомоций (движений) за весь период бодрствования в течение суток. К ним относятся все виды движения: ходьба, бег, прыжки, наклоны, повороты. Суточная двигательная активность регистрируется специальным прибором актометром или шагомером. С возрастом она увеличивается. Этот процесс носит поступательный, но неравномерный характер, зависящий также от пола ребенка. С возрастом суточная двигательная активность сначала стабилизируется, а затем снижается. За один час ребенок совершает минимум 500 – 1000 движений
Неправомерно распределение движений и в течение суток. Подъемы двигательной активности наиболее выражены в первой половине дня — с 9 до 12 часов, во второй половине дня - с 16 до 18 часов, то есть в соответствии с суточными биологическими ритмами. Двигательная активность неравномерно распределяется не только в течение дня, но и в течение недели и в разное время года.
Отмечается некоторое снижение суточной двигательной активности в четверг и в пятницу и последующее увеличение в воскресенье. Такое изменение суточной двигательной активности обусловлено социально. Зимой двигательная активность снижается на 30 % по сравнению с осенью и весной. Недостаток движений в это время года необходимо компенсировать организационными формами двигательных занятий. У детей наибольшая двигательная активность наблюдается летом. Такое изменение имеет биологическую основу (у многих животных отмечается подобная сезонная периодичность).
Двигательная активность по эффективности воздействия на организм зависит от его силы и длительности. Зависимость между реакцией организма и суточной двигательной активностью можно описать параболой.
Вершина параболы соответствует оптимальной суточной двигательной активности, то есть гигиенической норме показателя. При выходе за пределы оптимального диапазона наблюдается уменьшение оздоровительного эффекта.
Границами гигиенической нормы являются:
- необходимый минимум суточной двигательной активности, при уменьшении которого отмечается гипокинезия (гиподинамия), то есть дефицит движений;
- максимально возможный уровень суточной двигательной активности, при увеличении которого отмечается гиперкинезия, то есть чрезмерная двигательная активность.
Таким образом, двигательная активность, является необходимым условием развития и жизнедеятельности организма, оказывает оздоровительное влияние только в диапазоне оптимальных значений.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Гимнастика до уроков.
Цель гимнастики до уроков активизировать процессы обмена, стимулировать дыхательную функцию, повысить работоспособность и организовать учащихся. Проведение гимнастики наиболее благоприятно на открытом воздухе на школьных площадках, что обеспечивает закаливающий эффект. Если не позволяют погодные условия, гимнастика проводится в хорошо проветренных рекреационных помещениях. Не следует выполнять физические упражнения в классных комнатах. Это приводит к нарушению микроклимата в классе в результате увеличения температуры воздуха и антроповыбросов (пота, микроорганизмов и т.д.).
Длительность гимнастики зависит от возраста школьников. Рекомендуемое время для младших классов – 5 – 6 минут, для остальных – 6 – 7 минут без учета времени на организацию (2 – 3 минуты).
Упражнения должны носить активизирующий характер, не требовать сложной координации и соловой нагрузки. Это физические упражнения с участием мышц плечевого пояса (подъем и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырех направлениях), ног (приседания, прыжки).
Физкультурные минутки.
Эта форма двигательной нагрузки должна использоваться всеми учителями, особенно в младших классах. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем, то есть при проявлении первых признаков утомления. Это наблюдается примерно на 20 – 25 минуте после начала урока. Внешними проявлениями утомления является рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности и т.д. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока можно включением в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности. Для учащихся младших классов особое внимание следует уделять упражнениям для кистей рук («Театр в руке»). Это обусловливается процессами формирования кисти у детей младшего школьного возраста, для которых чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) нежелательны.
Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддерживанием рабочей позы за партой, выполняются упражнения: подтягивание, разведение плеч, поднимание головы, вращение головой, наклоны и полунаклоны, выпрямление гон, дыхательная гимнастика.
Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж. Согласно разным теориям одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряженные зрительные нагрузки. По данным В.Ф. Базарного, при напряженных зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей, по мнению ряда авторов, является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерно нагрузки. Упражнения для глаз предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз. Возможны варианты сочетания различных упражнений. Например, при выполнении упражнений для кистей рук можно одновременно с ними выполнять гимнастику для глаз, фиксируя взгляд на кисти. При проведении физкультурной минутки возможны следующие ошибки:
- выполнение упражнений с недостаточной амплитудой движений;
- подбор упражнений без учета вида деятельности на данном уроке;
- увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (не учитывается степень утомления детей).
Физкультурные паузы.
Физкультурные паузы проводятся в группах продленного дня во время, подготовки домашних заданий. В зависимости от возраста каждые 30-45 минут статической работы за партой нужно сделать перерыв на 10-15 минут. Физкультурная пауза проводится на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения и подвижные игры должны иметь среднюю интенсивность и не вызывать чрезмерного возбуждения для детей.
Динамическая перемена.
Для поддержания работоспособности, снятия статического напряжения, утомления детей и восстановления функций организма необходимо гигиенически рациональное проведение перемен. За гигиеническую норму принята длительность малых перемен 10 минут, большой перемены — 30 минут или двух больших перемен по 20 минут каждая. Нельзя задерживать детей на уроках и давать предварительный звонок, что приводит к сокращению перемены.
Наиболее эффективны подвижные перемены, проводимые на воздухе. Они удовлетворяют до 10% суточной потребности детей в движениях. Четкая организация, педагогический контроль, благоустройство школьных участков, планирование школьного здания обеспечивают оздоровительное воздействие перемен.
Для детей каждого возраста необходим подбор специальных игр. Целесообразно организовывать одновременно несколько игр, чтобы у детей была возможность выбора (вдвоем, втроем, малыми группами). Игры проводятся как на больших, так и на малых переменах. Обязательным условием является окончание игр за 3-4 минуты до звонка на урок, что позволяет подготовиться к предстоящему уроку. Не следует начинать перемену с построения, навязывать детям вид игры, темп и продолжительность. Нужно избегать повышенных двигательных нагрузок, возбуждающих детей. Можно рекомендовать игры: («Туннель», «Охотники и утки», «Мяч среднему»), соревновательные (перетягивание каната, эстафеты), игры-аттракционы (бег в мешках, набрасывание колец), самостоятельные игры на площадках (горке, катке, с использованием, гимнастических снарядов). Большое значение имеют эмоциональность и увеличение детей. При эмоциональном подъеме улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая.
Важное значение для профилактики утомления у детей играет динамическая перемена (подвижная перемена). Это организованный отдых на открытом воздухе (обычно после второго урока) продолжительностью 35-40 минут (в 1-м классе 45-50 минут) с необходимой двигательной деятельностью в течение не менее 25 минут.
Выделяют три части динамической перемены:
- вводную, подготавливающую детей к выполнению упражнений (6-8 минут);
- основную, направленную на снятие утомления и статического напряжения, а также на обучение двигательным навыкам (20-25 минут);
- заключительную, когда организм ребенка приводится в спокойное состояние, и подводятся итоги (4-6 минут).
Содержание динамической перемены должно быть разнообразным: подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные упражнения, элементы спортивных игр (бадминтон, теннис и д.р.), самостоятельные игры детей.
Следует обратить внимание на ряд важных особенностей динамической перемены. Так, интенсивность двигательной активности на динамической перемене должна зависеть от нагрузок, которые дети испытывают в этот день. При наличии в расписании урока физкультуры рекомендуется проведение на динамической перемене игр умеренной интенсивности и прогулки.
При отсутствии в расписании урока физкультуры целесообразен, вариант динамической перемены с продолжительностью игровой деятельности 25 минут и наличием игр и, эстафет с интенсивной двигательной активностью.
При проведении динамических перемен возможны ошибки:
- отсутствие индивидуальных заданий, учитывающих различие интересов детей к двигательной активности;
- отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам;
- использование игр и упражнений, развивающих только одно двигательное качество.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. «Любопытный нос».
Наш любопытный носик всегда в курсе событий. И на этот раз он потянулся вперед: «Что там новенького?» Но не тут-то было. Голова быстро вернула его на место. Ну что может быть сильнее любопытства? так они и бегали друг за другом: вперед-назад, вправо-влево. Пока не надоело.
2. «Несговорчивые уши».
Голова потянулась вверх. Но Правое ухо прислушалось и повело всех вправо. «Стоп!» - сказало левое ухо и потянуло всех в свою сторону. Вот так они и слушали, что справа говорят и что слева: туда-сюда, туда-сюда.... Так толком ничего не поняли.
3.«Голова мяч».
Первая история.
Голова зевнула, закрыла глаза и легла отдохнуть на правое плечо. «Ну, вот еще!» - фыркнуло правое плечо и подтолкнуло голову. Подскочив, голова осторожненько приземлилась на левое плечо. И опять скачок -- назад на правое плечо. Так сидела голова, как мяч, с одного плеча на другое. Выспаться ей так и не удалось.
Вторая история.
Голове захотелось поиграть. «Я, Мяч!» - крикнула она погромче и прыгнула на правую руку, из правой руки на плечо, потом на правое плечо и затем опять в левую руку. Мяч - да и только. Напрыгалась, наигралась вволю: «Утомилась и легла спать на Плечо. «Спокойной ночи» - прошептали все и замерли, чтобы не разбудить усталую голову. Отдохни и ты.
4. «3айчики».
Скок-поскок (2 раза)
Зайка прыгнул на пенек.
Движения выполняются соответственно тексту.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку
Чтоб не мерзли лапки.
5. «Медвежата».
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили:
Вот так и вот так,
Еще эдак, еще так.
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так и вот так
Они из речки воду пили.
А потом они плясали
Дружно лапы поднимали:
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали.
6. «Звери».
По лосиному красиво
Ходит лось в лесу густом.
(Ходьба с высоким подъемом колена, скрестив руки на голове, пальцы раздвинуть).
По - мышиному пугливо
Семенит мышонок в дом.
(Бег на носках).
И по-заячьи зайчишка
Все спешит запутать след.
(Прыжки на двух ногах вправо-влево).
По-медвежьи ходит мишка
Косолап он с детских лет.
(Ходьба на внешней стороне стопы).
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом:
- Отвечайте звери мне –
Вы готовы ли к зиме?
- Да, - ответили лисицы, -
Мы связали рукавицы.
Рукавицы новые,
Мягкие пуховые.
(Хлопки в ладоши).
7. «Друзья».
Мы на карусели сели.
(Дети встают парами. Взявшись за руки, кружатся).
Закружились карусели.
Пересели на качели, вверх летели,
(Взявшись за руки, один стоит, другой приседает, затем наоборот.)
Вниз летели.
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
(Взявшись за руки, качаются вправо-влево, вперед-назад).
Ветер лодочку качает.
Весла в руки мы берем,
(Изображают, как «гребут веслами»)
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
(Встают прыжком)
Мы на берег прыгнем ловко
И поскачем по лужайке,
Будто - зайки, (2 раза).
(Скачут на двух ногах).
8. «На дворе мороз и ветер».
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки потирают.
Дети выполняют движения, указанные в тексте.
Чтоб не зябли наши ручки,
Мы похлопаем в ладоши.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко.
Вот как топать мы умеем,
Вот как ножки мы согреем.
9. «Веселые слоны».
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Все слоны умеют топать.
Топай, топай! Раз - 2 - 3!
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Головой они кивают! Раз-2-3!
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Могут все в ладоши хлопать!
Хлопай, хлопай! Раз - 2 - 3!
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Все слоны плясать умеют!
Попляши - ка, раз - 2 - 3!
Что слоны умеют делать?
Посмотри-ка, посмотри!
Все слоны зевать умеют!
Все зевают, раз - 2 — 3!
А потом слоны ложатся
На большущую кровать,
Свои глазки закрывают,
Чтобы сладко-сладко спать!
10. «Кто как ходит!»
Кошка ходит по - кошачьи,
Ходит крадучись она.
(Пружинящий шаг).
А собака по-собачьи
Ходит гордости полна,
(Ходьба с высоким подъемом колена).
По-утиному утенок
Чуть вразвалочку идет.
(Шаг на всей стопе, слегка покачиваясь из стороны в сторону).
По - козлиному козленок
Скачет рожками вперед.
(Подскоки).
По - слоновьи ходит слон,
Тяжело ступает он.
(Ходьба, опираясь на ступни и ладоши).
По - гусиному - гусята
Важно шествуют шажком.
(Ходьба полуприсидая).
А по улице ребята –
Кто вприпрыжку, кто пешком.
(Бег с постепенным переходом на ходьбу).
11.»Делаем зарядку».
Движения детей соответствуют тексту.
Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Руки вверх подняли - раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе –
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполняй с большой охотой.
А третье у нас упражненье –
Руки к плечам — круговые движенья.
Вперед - вперед, назад - назад,
Это полезно для наших ребят.
А теперь их сгибаем без труда,
Чтобы сила богатырская была.
Затем приступили к туловищу мы –
Наклонов 8 сделать мы должны.
Сначала два раза вперед наклонись,
Затем два раза назад — не ленись!
Вправо и влево ты наклоняйся,
Делай красиво, не ошибайся!
На ноги свои обрати ты вниманье.
Делай глубокие ты приседанья!
Теперь попрыгать очень нужно,
Пружиня вверх - скачите дружно!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
12. «Белочка».
В лесной глуши на елке
(Прыжки на двух ногах)
Жили - были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили,
И с зарядкою дружили.
Встали рано по утру,
(Наклоны вправо-влево).
Изображали кенгуру:
За ушки лапками хватались
И вправо-влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладоши,
(Повороты вправо-влево с хлопками)
Потягивались словно кошки.
(Наклоны вперед, прогибая спину).
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками крутили
И друг за другом вслед ходили.
13. «Мишка».
Вылез мишка из берлоги,
(Ходьба на внешней стороне стопы).
Разминает мишка ноги.
На носочках он пошел,
(Ходьба на носках).
И на пяточках потом,
На качельках покачался
(Подняться высоко на носках и опуститься на пятки).
И к лисичке он подкрался.
(Переступая с ноги на ногу).
14. «Зайкина зарядка».
Быстро заинька вставай
(Шаг марша).
И зарядку начинай.
Зайка весело шагает,
Ножки выше поднимает.
Зайка прыгает и скачет.
По дорожке, словно мячик.
Он на пяточках шагал,
Носик кверху поднимал.
На носочки Зайка встал
И в ладоши хлопать стал.
Раз нагнулся, два нагнулся,
До носочков дотянулся.
Повернулся вправо-влево.
Вот такой зайчонок смелый!
Не боится никого,
Даже волка самого.
Зайка мышцы укрепляет,
Зайка лапочки сгибает.
Скачет Заинька - прыг - скок,
Ножку ставит на носок.
Не забудь потом под душем
Вымыть лапки, шею, уши.
15. «Тропинка».
Поскакали по тропинке –
Прыг скок, прыг скок.
У ребят прямые спинки –
Прыг скок, прыг скок.
Прыгают, как зайчики,
Девочки и мальчики.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
Раз, два! Незевай!
Ноги выше поднимай.
16. «Кошка».
Осторожно, словно кошка,
До дивана от окошка
На носочках я пройдусь
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
Я теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
17. «Обезьянки».
Рано утром на поляне
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ - топ!
Правой ножкой: топ - топ!
Руки вверх, верх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз - и наклонились.
На пол руки - положи.
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
А сейчас мы отдохнем
И заниматься все пойдем.
18. «Гармошка».
Мы играем на гармошке,
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем
Руки кверху поднимаем.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп.
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.
«Весёлый зоосад»
Мы шагаем в зоосад,
Побывать там каждый рад!
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
Мы под музыку играем
И движенья выполняем.
Под фонозапись любой хорошо знакомой маршевой песни дети шагают друг за другом, с окончанием музыки останавливаются, прислушиваясь к тексту, который выразительно произносит взрослый.
Это - лев. Он - царь зверей. B мире нет его сильней. Он шагает очень важно, Он красивый и отважный. | Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой. Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе. |
А смешные обезьяны Раскачали так лианы, Что пружинят вниз и вверх И взлетают выше всех! | Стоя на месте, поставив ноги на ширину плеч и согнув в локтях руки с растопыренными пальцами, дети выполняют небольшие полуприседания. На последние две строчки текста делают несколько прыжков с хлопками над головой. |
Упражнения можно повторить без текста. В этом случае на счет 1—2—3 дети пружинят в коленях, на счет 4 делают прыжок, хорошо оттолкнувшись и сильно хлопнув в ладоши над головой (движение способствует укреплению и развитию стопы ребенка).
А вот добрый, умный слон Посылает всем поклон, Он кивает головой И знакомится с тобой. | В начале упражнения дети ставят ноги на ширину плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и раз водят в стороны. Пальцы рук прижимаются к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево. |
Лапку к лапке приставляя, Друг за другом поспевая, Шли пингвины дружно в ряд, Словно маленький отряд. | Изображая пингвинов, дети двигаются мелким «семенящим» шагом на прямых, ненапряженных ногах. При этом пятка приставляется к пятке, носки, раз ведены, в стороны, руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо — влево. |
Кенгуру так быстро скачет, Словно мой любимый мячик. Вправо-влево, поворот, Прыжок назад, потом вперед. | Стоя на месте, дети сгибают в локтях руки и начинают выполнять легкие прыжковые движения по тексту четверостишия: вправо — влево, вперед — назад и т. д. |
Мишка головой мотает, К себе в гости приглашает. Он вразвалочку идет, Танцевать с собой зовёт. | Для выполнения движения детям следует поставить ноги на ширину плеч, слегка согнуть колена. Мягкие, согнутые в локтях пики нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ноги, дети раскачиваются из стороны в сторону. |
Вот змея, она пугает И к себе не подпускает. По земле ползет она, Извивается слегка. | Дети сидят на коленях, затем медленно «проскальзывают» на пол. Лежа на животе, расположив руки под грудью, соединив ноги вместе и оттянув носочки, дети выполняют легкое покачивание корпусом, затем возвращаются в исходное положение. |
Вот павлин. Он чудо-птица. И всегда собой гордится. Выступает ровно, прямо. Смотрит гордо, величаво! | Дети убирают руки за спину, поворачивают голову в одну, затем в другую сторону, двигаются грациозно, мягко переступают, вытянув носочек, с одной ноги на другую. |
Пони бегает, резвится, Хочет с нами подружиться. И в тележке расписной Покатает нас с тобой. | Выполняется движение легкого бега с высоким подъемом ног. |
Вот и вечер наступает,
Зоосад наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.
Под любую спокойную музыку дети уходят из зала.
Пояснение. Все игровое занятие можно провести под музыку Г. Гладкова «Веселая дискотека». В данном случае музыка усиливает образное воздействие на воображение ребенка поэтического текста. Движения детей становятся более координированными и выразительными.
«КАЧЕЛИ»
Дети свободно располагаются по залу («рассыпались», как горошинки).
Все лето качели качались и пели, И мы на качелях к небу летели! | Дети раскачивают вперед-назад свободные руки, легко пружиня в коленях. На последнюю строчку текста встают на носки и поднимают руки вверх. |
Настали осенние дни, Качели остались одни. Лежат на качелях Два желтых листа, И ветер качает Качели слегка. | Голова мягко опускается вниз. Руки остаются вверху. Кисти рук медленно опускаются к плечам. Туловище слегка раскачивается вправо и влево. |
В качестве музыкального сопровождения можно использовать фонозапись музыки П. Мориа.
«ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА»
Дети стоят врассыпную, руки опущены.
Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо, А потом опять вперед. | Поворот головы влево. Поворот головы вправо. Небольшой наклон корпуса вперед. |
И немного отдохнет, Шея не напряжена И расслаблена... | Дети слегка приседают. Покачивания головы вправо и влево. |
А Варвара смотрит вверх Выше всех, дольше всех. | Дети выпрямляются, поднимая голову вверх, встают на носки, шею тянут вверх. |
Возвращаются обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена!.. | Дети слегка приседают, покачивают головой вправо и влево, возвращаются в исходное положение. |
В качестве музыкального фона можно использовать лирическую русскую народную песню (например, «Светит месяц»).
«КОРАБЛИК»
Дети стоят врассыпную, ноги поставлены на ширину плеч, руки сложены «в замочек» за спиной.
Стало палубу качать, Ноги к палубе прижать! Одну ногу прижимаем, А другую расслабляем. | Дети полуприседают сначала на правую, затем на левую ногу, слегка покачиваясь. |
Сложим руки на колени, И тотчас немного лени… Напряжение улетело И расслаблено все тело… | Полуприсев, дети выполняют легкие повороты головой, корпус расслаблен. |
Наши мышцы не устали, А еще послушней стали. Дышится легко… ровно… глубоко. | Дети выпрямляются, голова поднимается, руки опущены. Дети делают глубокий вдох. |
Используется музыкальное сопровождение П. Мориа «Голубая вода».
«ШАРИК»
Движения дети выполняют, сидя на стуле или стоя. Взрослый предлагает детям представить, как они надувают большой и красивый шар.
Вот так шарик надуваем И до облака взлетаем. | Дети держат руки на уровне губ «замочком», затем, имитируя большой шар, поднимают их вверх. Голова также поднимается медленно вверх, за полукруглыми руками. |
Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. Дышится легко… ровно… глубоко… | Дети медленно приседают и опускают руки через стороны вниз. Затем выпрямляются, руки опущены, голову держат прямо. |
Для музыкального оформления можно использовать запись музыки Э.Мориконе.
«ВЕТЕР»
Для выполнения игрового упражнения дети стоят в кругу или врассыпную.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер дует тише, тише, Мы присядем ниже, ниже. | Выполняются маховые движения руками на уровне лица. Руки подняты над головой, корпус слегка раскачивается вправо—влево. Маховые движения руками вперед—назад. Дети медленно приседают. |
Для сопровождения можно использовать вальсовую музыку.
«ОСЕНЬ»
Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! | Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладошками вверх. |
Где сучок давно засох, Вырос серый мох, мох, мох! | Медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти слегка отведены, ладошки «смотрят» вниз. |
Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб! | Дети медленно поднимаются, держась за голову руками, как за шляпку. |
Кто нашел его, друзья? Это я, это я, это я! | Стоят прямо , пожимая плечами. Дети прижимают руки к гриди, утвердительно кивая головой. |
Музыкальным фоном может быть любой вальс.
«ЖАВОРОНОК»
Дети стоят врассыпную.
В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год. | Дети выполняют маховые движения руками. Вращают, кистями поднятых вверх рук. Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз. Дети приседают, руками обхватывают колени. Стоя, дети весело хлопают в ладоши. |
Для игры может быть использована музыка M. Глинки «Жаворонок».
«ВЕТЕР И ЗАЙКА»
Дети сидят на корточках.
Из сугроба на опушке Чьи-то выглянули ушки, | Кисти рук прижаты к голове, «зайки шевелят ушками». |
ПРОСТЕЙШИЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА
1. Массаж тела «Лягушка».
Лягушата встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Ножками затопали,
Ручками захлопали,
Постучим ладошкой
По ручкам мы немножко,
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам,
Хлопают ладошки
На уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Прыгать весело, друзья!»
2. «Лиса».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась.
Движения выполняются соответственно тексту.
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала –
Ручки, ножки и бока,
Вот какая красота!
Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.
А потом ладошкой
Пошлепала немножко.
Стала гладить ножки, ручки,
И бока совсем немножко,
Ну, красавица - лиса!
До чего же хороша!
3. Массаж спины «Дождь».
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют движения.
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром! Гром, как из пушек,
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже.
Поглаживание спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
Дети поворачиваются на 180° и делают массаж еще раз.
4. «Цыплята» - массаж ног.
Наседка нередко ругала цыплят:
Поглаживание подъема ноги.
«Кончайте клеваться, кому говорят!»
Массаж щиколоток.
Кто много клюется, тот мало клюет.
Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх:
Кто мало клюет, тот плохо растет,
Поколачивание кулачками по ноге снизу вверх.
Кто мало растет, тот болен и худ,
Поглаживание ноги ладошками,
Кто худ и бессилен, того заклюют!
5. Массаж спины «Паровоз».
Дети встают «паровозиком» друг за другом.
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!»
Поколачивание кулачками.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! 2 раза».
6. Массаж рук «Строим дом».
Целый день тук да тук,
Похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу
Раздается звонкий стук.
Похлопывание ладонью по правой руке.
Молоточки стучали,
Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу.
Строим дом для зайчат.
Молоточки стучат,
Поколачивание кулачком по правой руке.
Строим домик для бельчат!
Этот дом для белочек,
Растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями.
Этот дом для зайчиков,
Растирание кулачком правой руки.
Этот дом для девочек,
Быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу.
Этот дом для мальчиков.
«Пробежаться» пальцами по правой руке.
Вот какой хороший дом,
Погладить ладонью левой руки от кисти к плечу.
Как мы славно заживем,
Погладить ладонью правую руку.
7. Массаж спины «Барабан».
Дети встают друг за другом
БАМ-БАМ-барабан,
Хлопаем ладошами по спине
Что за шум и тарарам?
Дядя Барабан, мы так стучали,
Постукивание пальчиками.
Что перебудили целый свет,
Пять копеек где-то потеряли,
Поколачивание кулачком.
Не купить теперь конфет,
БАМ-БАМ-барабан.
Поглаживание ладошками.
Я конфет куплю вам сам.
8. Массаж тела и лица.
Спинка, спинка.
Закинуть руки за шею и помассировать спину.
Потолок.
Пальцами помассировать голову.
Электрический звонок.
Указательным пальцем потереть крылья носа.
- Дома!
- Гармонь готова?
Ладонями растереть уши.
- Готова!
- Можно поиграть?
Погладить шею.
- Да!
Ладонями погладить шею, грудь, ноги.
9. Массаж груди.
Дети сжимают пальцы в кулачки и выполняют массаж, делая движения соответственно текста.
Я мочалочку возьму
И ключицу разотру,
И кругами, и кругами
Грудь массирую руками.
А потом /2 раза,
Будем весело кругом.
10. Самомассаж тела «Мочалочка».
Трем рукой - мочалочкой
Вверх - вниз /2 раза.
Поглаживание и растирание ступни, голени и бедра в положении сидя.
Пятки и носочки –
Вверх - вниз, / 2 раза.
Ножку до коленочка –
Вверх - вниз, / 2 раза.
Мы помоем чистенько –
Вверх - вниз, / 2 раза.
А бедро разотрем –
Вверх - вниз, / 2 раза.
Отдыхать пойдем –
Вверх - вниз, / 2 раза.
11. «Лягушата».
Лягушата дружно встали,
Свои лапки показали.
Протягивают согнутые в локтях руки вперед, пальцы широко раздвинуты.
Спинки прогибаются.
Слегка прогибаются назад.
Лягушки улыбаются.
Лапками похлопали,
Хлопки в ладоши.
Ладошками пошлепали,
Шлеп по грудке, по руке,
Хлопать ладошками по груди, одной руке, бокам и спине.
По бокам и по спине.
По другой руке стучали
И нисколько не устали.
Похлопать по второй руке от кисти к плечу.
Застучали по ногам,
Хлопки ногами снизу вверх.
Шлеп, 3 раза, тарам - пам - пам!
А потом, 3 раза
Кулачком все разотрем.
Кулачками растереть руки, спину, грудь, бока, ноги.
Ладошками себя погладим
И спиночку свою распрямим.
Погладим себя мягкими движениями ладоней. Встать, хорошо выпрямить спину.
12. Массаж спины «Спинка - тростинка».
Выстроится друг за другом, стали спинки гладить.
Лягушата встали,
Встать, выпрямившись.
Спинки показали,
Вот прямая спинка,
Погладить ладонями спину сверху вниз.
Спинка - тростинка.
Ладошками стучали,
Похлопать ладошками спину сверху вниз.
Спинку выпрямляли,
Пальчики бежали.
Быстро «пробежаться» пальчиками по спине.
Спинку выпрямили,
Кулачки стучали,
Поколачивание кулачками.
Спинку выпрямляли.
Вот какая спинка.
Поглаживание спины ладонями.
Спинка - тростинка.
Вот лягушка Маша,
Вот лягушка Женя,
Вот лягушка Ира,
Вот лягушка Сеня.
Вместе пляшут и поют,
Вместе весело живут.
Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.
1. «Зайчишка».
Тили - тили - тили - бом!
Сбил сосну зайчишка лбом!
Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко мне зайчишку,
Носит зайка шишку.
Кулачками проводить по крыльцам носа от переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заинька компресс.
Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.
2. «Пчелка».
Ла-ла-ла -
на цветке сидит пчела.
Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к векам - 7 раз.
Ул-ул-ул –
Ветерок подул.
Провести пальцами по щекам сверху вниз - 7 раз.
Ала-ала-ала-
Пчела крыльями махала.
Кулачками энергично провести по крыльям носа - 7 раз.
Ила-ила-ила –
Пчела мед носила.
Растереть лоб ладонями, приставленные к нему «козырьком».
3. «Морковь».
Вот-вот-вот –
Потереть большими пальцами указательные.
Морковки водят хоровод.
Ава-ава-ава-
Веселая забава.
Массировать ноздри указательными пальцами сверху вниз и снизу вверх.
4.«Обезьянка Чи-чи-чи».
Обезьянка Чи-чи-чи
Продавала кирпичи.
Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию горла.
Подбежал тут к ней зайчонок:
- Не продашь ли кирпичонок?
Указательным и средним пальцем провести по крыльям носа.
- Нет! - сказала Чи-чи-чи. –
Продаю я кирпичи.
Всеми пальцами провести по лбу, от середины к вискам.
Знай зайчонок,
Нет слова «кирпичонок».
Раздвинуть указательный и средний пальцы, поставить их перед и за ухом и энергично растереть кожу около ушей.
5. «Наступили холода».
Ехать в поезде тепло
Поглядим - ка мы в окно,
А на улице зима,
Наступили холода.
Не сделать ли нам массаж от простуды.
Да-да-да-
Наступили холода.
Потереть ладошки друг от друга.
Да-да-да-
Превратилась в лед вода.
Мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.
Ду-ду-ду-
Подскользнулась я на льду.
Указательными пальцами массировать крылья носа.
Ду-ду-ду-
Я на лыжах иду.
Растереть ладонями уши.
Ды-ды-ды-
Ha снегу есть следы.
Приставить ладонями ко лбу «козырьком» и энергично растирать лоб движениями в стороны к середине лба.
6. «Снеговик».
Раз - рука, два - рука.
Вытянуть одну, а потом другую руку.
Лепим мы снеговика.
Имитировать лепку снежков.
Три - четыре /2 раза.
Погладить ладошками шею.
Нарисуем рот по шире,
Пять - найдем морковь для носа,
Угольки для глаз.
Кулачками растереть крылья носа.
Шесть - наденем шляпу косо,
Пусть смеется он у нас.
Приставить ладони ко лбу «козырьком и растереть лоб.
Семьи восемь /2 раза –
Мы плясать его попросим.
Погладить колени ладошками.
7. «Труба».
Ба-ба-ба –
Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам - 7 раз.
На крыше есть труба.
Бу-бу-бу.
Кулачками провести по крыльям носа - 7 раз.
Надо чистить трубу
Бы-бы-бы.
Растереть ладонями уши. Валит дым из трубы.
8. «Снегири».
Ра-ра-ра -
Погляди - ка детвора.
Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.
Ря-ря-ря-
Взошла красная заря.
Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.
Ре-ре-ре-
Растет рябина на горе.
Кулачками энергично растереть крылья носа - 7 раз.
Ри-ри-ри -
Клюют рябину снегири.
Пальчиками легко «пробежаться» по щекам.
9. «Кисонька».
Са-са-са -
Поглаживание ладонями по шее.
Кисонька - краса.
Сы-сы-сы -
Кулачками провести по крыльям носа - 7 раз.
Есть у кисоньки усы.
Исы-исы-исы.
Повести пальцами по лбу от середины к вискам — 7 раз.
Молоко для кисы.
Иса-иса-иса -
Ладонями растирать уши. Бантиком играет киса.
10. «Моем, моем...»
Носик, носик!
Провести кулачками по крыльям носа - 4 раза.
Где ты носик?
Лобик, лобик!
Где ты лобик?
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам - 4 раза.
Щечка, щечка!
Погладить пальцами щечки сверху - вниз - 4 раза.
Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка,
Погладили ладонями шею.
Будет чистенький сынок.
Растереть ладонями уши.
И котенок - малышок.
Потереть ладони друг о друга.
Педагог спрашивает, а дети отвечают, показывая:
- Лапки мыли?
- Мыли.
- Ушки мыли?
- Мыли.
- Хвостик мыли?
- Мыли.
- Все помыли.
И теперь мы чистые,
Котики пушистые!
11. «На границе».
Дети проговаривают чистоговорку.
Жу-жу-жу - я границу сторожу.
Ши-ши-ши - зашуршали камыши.
Провести пальцами по краям ушных раковин.
Жу-жу-жу - я в дозоре хожу.
Ши-ши-ши - спите сладко камыши.
Потянуть ушные раковины вниз, в стороны, вверх.
12. «Считалка для мыши».
Хором.
Раз,2,3,4,
Провести руками по шее от затылка к груди - 4 раза.
Сосчитаем дыры в сыре.
Мягко погладить шею ладонями сверху вниз.
Если в сыре много дыр,
Указательными пальцами, мягко надавливая, провести по крыльям носа-4 раза.
Значит вкусным будет сыр.
Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам — 4 раза.
Если в нем одна дыра,
Раздвинув указательный и безымянный палец «вилочкой», растереть точки перед и за ушами.
Значит вкусным был вчера.
Потереть ладони друг о друга.
13. Массаж носа «Труба».
Ребята проговаривают чистоговорку.
Ба-ба-ба - заиграла труба.
Большими пальцами потереть указательные.
Бу-бу-бу - задудели мы в трубу.
Бе-бе-бе - я играю на трубе.
Массировать ноздри указательными пальцами снизу вверх и сверху вниз.
14. «Сорока».
Дети проговаривают чистоговорку.
Ока-ока-ока –
Потереть ладони друг о друга.
Где живет сорока?
Оки-оки-оки -
Не найти гнездо сороки.
Приставить ладони ребрами ко лбу как козырек и энергично растирать лоб движениями в стороны к середине лба.
Ок-ок-ок –
Кулачками провести под крыльями носа.
На, поклюй - ка колосок!
Ку-ку-ку - попить лети ты на реку.
Раздвинуть указательный и средний палец «вилкой» и растирать точки перед и за ушами.
Ко – ко – ко –
А река то далеко!
Мягкими движениями ладоней погладить шею сверху вниз.
15.«Бурундук».
Щечка, щечка,
Два мешочка,
Поглаживать лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам.
Три - четыре корешка,
Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки.
5 брусничек,
С усилием, надавливая, провести указательными пальцами по бровям.
Шесть морошек,
Закрыть глаза и мягко погладить веки.
Семь букашек,
Надавливая на крылья носа провести пальцами от переносицы к носовым пазухам.
Восемь мошек…
Лапкой в щечку –
Похлопать ладошками по щекам.
Стук, стук:
- На здоровье, бурундук!
Вытянуть ладони вперед и покачать головой.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Ca-ca-ca- вот идет Лиса.
Су-су-су- видим мы Лису.
Сы-сы-сы- хвост пушистый у лисы.
За-за-за- закрывай глаза.
Ся-ся-ся- вот и сказка вся.
Движение глазами вправо-влево, вверх-вниз, вправо-влево, вверх, вниз. Закрыть глаза. Поморгать глазами.
2. «Пчела-Оса»
Руководитель и один ребенок встают по разным сторонам зала. В руках у одного изображение «пчелы», а у другого «осы». По звуковому сигналу «Пчела», поднимают пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса», дети смотрят на осу. Голова находится в фиксированном положении, двигаются только глаза.
- «Солнышко и тучки».
Солнышко с тучками в прятки играло.
Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки,
Легких — две штучки,
Тяжелых — три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе во всю засияло.
Поморгать глазками.
4. «Оса».
Са-са-са- прилетела к нам оса.
Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движения вправо-влево. Голова остается неподвижной.
Су-су-су- мы увидели осу.
Проследить движение пальца вверх-вниз.
Сы-сы-сы- испугались мы осы.
Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом.
Са-са-са- улетай скорей оса.
Проследить движение по кругу в другую сторону.
Ай-ай-ай- ты нас больше не кусай.
Спрятать руки за спину и покачать головой.
Ой-ой-ой- побежали мы домой.
Мигать глазами.
5. «Снежинка».
Мы снежинки увидали, -
Со снежинкою играли.
Дети берут снежинки в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Отвести ее влево.
Ветер вверх снег поднимал,
И на землю опускал....
Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.
Дети смотрят верх и вниз,
Все! На землю улеглись.
Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.
Глазки закрывали,
Глазки отдыхают.
6. «Зайка».
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево.
Ай-да, заинька умелый!
Глазками моргает,
Глазки закрывает.
Зайчики морковки взяли,
Вверх морковочку подняли,
Вниз морковку опустили.
На меня все посмотрели.
Дети берут по морковке и передают соответственно тексту, прослеживая движение взглядом.
7. «Белка».
Белка дятла поджидала,
Перемещать взгляд влево - вправо.
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка дятел, посмотри –
Перемещать взгляд вверх - вниз.
Вот орехи: раз, 2,3! –
Пообедал дятел с белкой.
Помигать глазами.
И пошел играть в горелки.
Закрыть глаза и погладить веки пальчиками.
УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ
ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
1. «Певцы лесные».
Мы певцы, певцы лесные.
Песни мы поем простые:
О цветах, о солнышке,
О маленьком воробушке.
Дети произносят «Чик - чирик», помахивая руками, как крыльями.
Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка,
Повернуть ладоши к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за друга), большие пальцы - головка птицы, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими, произнося: «Фыр - фыр».
2. «Филин».
Сидит филин на суку
И кричит «бу-бу, бу-бу».
Прижать друг к другу сжатые в кулаки руки. Большие пальцы вверх («ушки»), указательные - вместе, указывая себе на грудь («нос»).
3. «Зайка».
Зайка взял свой барабан
И ударил: «Трам-там-там!»
Сжать пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы прижат друг к другу и поднять вверх, безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу. Произносить «Д-д-д...»
4. «Ежик».
Всюду песни, гомон, свист,
Только он не голосист.
Пых-пых, пых-пых,
Дайте ножик,
Чтоб свисток смог сделать… (ежик).
Прижать ладошки друг к другу и двигать ими вправо-влево, широко раздвинув прямые пальцы, и произносить: «пых - пых».
5. «Зайчик и ушки».
Ушки длинные у Зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет
Веселит своих зайчат.
Пальчики собрать в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими в стороны и вперед.
6. «Птенчики в гнезде».
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
7. «Осенний букет».
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
Сжимать и разжимать кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба.
Загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем.
Сжимать и разжимать кулачки.
8. «Капуста».
Мы капусту режем, режем,
Движения прямыми ладошками вверх-вниз.
Мы морковку трем, трем,
Потереть кулачком о кулачок.
Мы капусту солим, солим.
Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимать и разжимать кулачки.
9. «Орехи».
Мы научимся орехи
Между пальцами катать.
Дети катают орехи между пальцами, сначала одной рукой, потом другой.
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
10. «Сидит белка».
Сидит белка на тележке,
Сжимать пальцы в кулачок и разжимать их.
Продает она орешки:
Лисичке - сестричке,
Воробью, синичке.
Сжать все пальцы в кулак и поочередно разгибать их, начиная с большого.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
11. «Вышел котик погулять».
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел котик погулять.
Одновременно кончиками пальцев правой и лево руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Наши пальчики считать:
Раз,2,3,4,5!
Указательным пальцем правой руки поочередно загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца.
12. «Танец мух».
На ракете восемь мух
Польку танцевали,
Поднять руки вверх и быстро-быстро перебирать пальчиками.
Увидали комара,
В обморок упали.
Резко уронить руки вниз.
13.«Мячик».
Раз,2,3 –
Три хлопка
Беру я мяч,
Соединяют большие и указательные пальцы рук, показывая мячик.
Раз,2,3 –
Три хлопка.
Он мчится вскачь.
Руки согнут в локтях, ладонями вниз. Поочередно поднимать и опускать руки.
Раз,2,3 –
Три хлопка.
Бегу за ним,
Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в кулаки. Поочередно поднимать и опускать руки.
14.«Бойцы - молодцы».
Пальцы эти - все бойцы,
Показать раскрытые ладоши.
Удалые молодцы.
Два - больших и крепких малых
И солдаты в боях удалых.
Два - гвардейца - храбреца,
Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.
Два - сметливых молодца,
Два - героя безымянных,
Но в работе очень рьяных.
Два — мизинца - коротышки –
Очень славные мальчишки!
15.«Птичка».
Птичка, птичка
На тебе водички.
«Звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой.
Спрыгни с веточки ко мне,
Дам я зернышко тебе.
«Сыпать корм» одной рукой на ладошку другой.
Клю-клю-клю...
Стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах.
16.«Кря, кря, кря».
Пять маленьких, удаленьких глупых утят.
Поднять ладонь с расправленными пальцами.
За мамою - уткой угнаться хотят.
Поочередно поднимать и опускать руки.
Угнаться за мамою - уткой?
Быстро поочередно поднимать и опускать кисти рук.
Серьезное дело, не шутка!
Погрозить пальцем.
Но кратка прогулка. Близки берега.
Развести руки в стороны, затем приблизить ладоши друг к другу.
Четыре утенка кричат: «Га-га-га».
Показать 4 пальца, затем 3 раза прикоснуться ими к большому пальцу («кричат»).
Они ведь не куры - утята.
Переплести пальцы («замочек»), затем поочередно поднимать и опускать кисти рук.
Они из воды не хотят ведь.
Делать отталкивающее движение ◻ двумя руками.
Качает утят на прибрежной волне.
Волнообразные движения руками.
А маленький самый, с пятном на спине,
Плывет, говоря: «Кря, кря, кря!»
Двумя руками сделать движения от себя, выпрямляя кисти, потом, «покрякать», соединяя четыре пальца руки с большим.
17.Массаж кистей рук «Мышка».
Мышка маленькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
Поскрести ногтями по коленям.
«Хрум, хрум!»
Что за шум?
Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Эта мышка в норке
Хлебные ест корки.
Потереть ладоши друг о друга.
18.Массаж пальцев «Рукавички».
Вяжет бабушка лисичка.
Всем лисятам рукавички:
Поочередно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев.
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли.
Поочередный массаж пальцев левой руки, начиная с большого.
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках - да-да-да! -
Потереть ладоши друг о друга.
19.Массаж пальцев «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Растираем ладони.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Одан,2,ЗА5.
5,4,3,2, один.
Поочередное массирование пальцев с начала на одной руке, потом на другой.
20. «Мухи».
На паркете 8 мух
На ударные слоги соединить указательные средние и безымянные пальцы и мизинец обеих рук (по очереди) с большим пальцем.
Польку танцевали,
Увидали паука –
В обморок упали!
Разжать пальцы, расслабить кисти, резким движением опустить руки.
Праздник завершается,
Гости разъезжаются.
21.Массаж пальцев «Орешник».
Наклонил орешник ветки –
Поглаживание ладонью правой руки кисти левой.
Дарит всем зверям орешки.
Вот орешек для бельчонка
Вот орешек для мышонка,
Поочередное массирование каждого пальчика левой руки, начиная с большого.
Вот орешек хомячку,
Вот орех бурундучку.
И орешек для меня,
Приготовил, он друзья!
Потирание ладоней друг о друга.
22. «Угощенье гномов».
Стали гномы гостей угощать
Сжимать и разжимать пальцы.
Стали гномы гостей угощать.
Каждому гостю досталось варенье -
Прижать подушечками друг к другу большие пальцы, затем указательные, средние, безымянные и мизинцы.
Пальчики склеило то угощенье, плотно
Прижались ладошка к ладошке.
Прижать ладони друг к другу.
Гости не могут взять даже ложки.
23. «По клавишам стучим».
Играем, играем по клавишам стучим,
Первый пальчик мой не сможет,
Второй пальчик мне поможет.
Положить ладони на бедра, стучать по бедрам поочередно всеми пальчиками, начиная с большого.
Снова играем, по клавишам стучим.
Играем, играем, по клавишам стучим.
Второй пальчик мой не сможет,
Третий пальчик мне поможет.
Снова играми по клавишам стучим.
Играем, играми, по клавишам стучим.
Третий пальчик мой не сможет,
Так четвертый мне поможет.
Играем, играем, по клавишам стучим.
Играем, играем, по клавишам стучим.
А четвертый мой не сможет,
Пятый пальчик мне поможет.
Играем, играем, по клавишам стучим.
Играем, играем, по клавишам стучим.
Если пятый мой не сможет,
То ладошка мне поможет.
Дружно ладошкою стучим. /3 раза.
Стучать ладошками.
Ладошкой, /2 раза стучим, /3 раза.
А ладонь моя не сможет,
Кулачок мне мой поможет.
Играем и кулачком стучим.
Стучать кулачками.
24. «Матрешки».
Мы красавицы Матрешки –
Прижимают ладони друг к другу и делают ими вращательные движения.
Разноцветные одежки.
Раз - Матрешка, два - Матрешка,
Мила, три, четыре - Маша,
Маргарита - это пять.
Поочередно массируют пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, потом на другой.
Нас не трудно сосчитать:
Сжимать и разжимать пальцы.
Раз,2,3,4,5!
Поочередно загибать пальцы на руке.
25. «Прогулка».
Раз,2,3,4,5 -
Поочередно соединить пальцы подушечками.
Вышли пальцы погулять.
Хлопки в ладоши.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой,
Этот пальчик для того,
Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне руки, начиная с большого.
Чтобы показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз,2,ЗА5-
Интенсивно растирать кисти рук.
Вышли пальцы погулять
Погуляли./2 раза.
Энергично встряхиваем кисти рук.
И домой пришли опять.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. «Ветер и листья».
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Буд-то опять закружиться хотят.
Ш-ш-ш....
После вдоха дети задерживают дыхание на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «Ф». Затем на одном выдохе, произносят несколько раз звук «П», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
2. «Подуй на пальцы».
Дети складывают пальцы в щепоть, поднося из ко рту и сделав носом энергичный вздох, дуют на пальцы. Короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
3. «Мышка принюхивается».
Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.
4. «Ветер».
Дует легкий ветерок - ф-ф-ф...
И качается листок - ф-ф-ф...
Выдох спокойный не напряженный.
Дует сильный ветерок - ф-ф-ф...
И качается листок - ф-ф-ф...
Активный выдох.
Дует ветерок, качаются листочки и поют свою песенку.
Осенние листочки на веточке сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - а - а – а…
Рябиновый – и – и – и…
Березовый – о – о – о…
Дубовый - у-у — у...
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у».
5. «Осы».
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «з-з-з..»
6. «Шарик».
Шарик мой воздушный,
Какой ты не послушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее шарик!
Вернись!
Поднять руки вверх - вдох, медленно опускать вниз - длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш...»
7. «Воздушный шарик».
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой - топ!
А у кошки шарик - лоп!
Ш-ш-ш….
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «Ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
8. «Пузыри».
Хором.
Эй, мышонок, посмотри,
Звать к себе, помахивая кистями.
Мы пускали пузыри:
Синий, красный, голубой.
Перед тем, как назвать каждый цвет, сильно надуть щеки и быстро i выдохнуть.
Выбирай себе любой! –
9. «Ветер, ветер, ветерок».
Дети, после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: «Ф-ф-ф...»
Педагог:
Помоги мне ветерок,
Паруса надуй дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
10. «Ежик».
После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых-пых», энергично работая мышцами живота.
11.«Корова».
Указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му-у», стараясь, чтобы звук был ровным.
12. «Дед Мороз».
Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, пока педагог читает стихотворение.
Кружатся снежинки в воздухе морозном, Падают на землю кружевные звезды, Вот одна упала на мою ладошку. Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
13.«Пчела».
Пчелка, гуди,
Легко взмахивая кистями рук
В поле лети.
С поля лети.
Медок неси.
Ж-ж-ж-.-.Ам!
Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося звук «Ж».В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: «Ам»!
14. «Дятел».
Дети на выдохе произносят как можно дольше «Д-д-д!, ударяя кулачком друг о друга.
15. «Осень».
Подул ветер.
«У-у-у!» - дети должны дуть это на длительном выдохе, делая голосом волну.
Листья пожелтели, задрожали,
«Ф-ф-ф!» - произносить на коротком энергичном выдохе.
Полетели на землю.
«П-п-п»
Зашуршали.
«Ш-ш-ш».
ЛИТЕРАТУРА
- Белая, А.Е., Мирясова, В.Н.. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [Текст] методическое пособие/ А.Е. Белая, В.Н. Мирясова. -M, 2000.
- Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия [Текст] методическое пособие /М.Ю. Картушина. - M.: творческий центр сфера, 2003.
- Каралашвш, E.А. Физкультурная минутка [Текст] методическое пособие/ Е.А. Каралашвш. -M, 2002.
- Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления [Текст] пособие/ В.Т.Кудрявцев, Б.Б. Егоров. -M, 2000.
- Лопухина, И.С. Логопедия — речь, ритм, движение [Текст] пособие/ И.С. Лопухина. - СПб, 1997.
- Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст] пособие/ Е.А. Пожиленко. -M, 1999.
- Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] учебное пособие/Л.П. Савина. -M, 1999.
- Синицын, Е.И. Умные пальчик [Текст] пособие/Е.И. Синицын. -M, 1999.
- Ушакова, О.С. Методика развития речи детей [Текст] методическое пособие для педагогов/ О.С. Ушакова. – М.: Владос, 2004.
- Шилкова, И.К., Большев, А.С. Здоровьесберегающее физическое развитие[Текст] пособие/И.К. Шилкова, А.С. Большев. -M, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.
В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...
ссылка на методические материалы постоянно действующего районного муниципального семинара "Методическое сопровождение учителей 1-х классов при переходе на ФГОС"
http://engschool33.ucoz.ru/index/0-11...
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...