«Физкультурно-оздоровительные мероприятия в учебной деятельности младшего школьника»
статья по зож (2 класс) на тему

Танакова Светлана Владимировна

    Специальными исследованиями подтверждено, что резкое ограничение двигательной активности отрицательно сказывается на физическом самочувствии человека, его настроении, на течении некоторых психических процессов, особенно на ухудшении внимания и памяти, а специально организованная двигательная активность, оказывает, особенно в детском возрасте, положительное влияние на умственную работоспособность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Лучановская СОШ имени В. В. Михетко»  Томского района»

Танакова Светлана Владимировна, учитель начальных классов

«Физкультурно-оздоровительные мероприятия в учебной деятельности младшего школьника»

  Основными направлениями общеобразовательной и профессиональной школы предусмотрена организация и проведение физкультурно оздоровительных мероприятий в режиме дня школьников.

Особую важность приобретает этот вид работы для учащихся, начавших обучение с 6- летнего возраста, адаптация которых к учебной деятельности протекает напряженно.

Причем неблагоприятные функциональные сдвиги происходят в первую очередь под влиянием статического компонента. Длительное поддерживание статической позы во время общеобразовательных уроков ведет к нарушениям осанки, утомлению и расконцентрации внимания.

    Специальными исследованиями подтверждено, что резкое ограничение двигательной активности отрицательно сказывается на физическом самочувствии человека, его настроении, на течении некоторых психических процессов, особенно на ухудшении внимания и памяти, а специально организованная двигательная активность, оказывает, особенно в детском возрасте, положительное влияние на умственную работоспособность,

На развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе. И это действительно так.

      Возраст от 6 до 14 лет составляет период совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных и неправильных положениях тела легко повергаются искривлению. Неуравновешенность возбудительно-тормозных процессов ЦНС обусловливает ее быструю утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность активного внимания.

      В процессе чтения и письма дети пребывают в хроническом сенсорно-моторном,  психо-эмоциональном и нервно-вегетативном напряжении. Отмеченные виды напряженности угнетают важнейшие биоритмы организма, биологические процессоры созревания и развития, в том числе способствуют возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушение осанки, сердечно-сосудистых, нервных расстройств и т.д.

     Поэтому для улучшения адаптации к учебной деятельности, профилактики нарушений осанки и сохранения работоспособности на уроках необходимо проведение активных минут отдыха.

Физкультминутки не просто элемент двигательной активности для переключения внимания на другой вид деятельности, но и реально возможный фактор формирования здоровья, что принципиально отмечается по характеру воздействия- гармонизация всего организма ребенка, настройки его на самоисцеляющее начало.

      С учетом особенностей Детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьников рекомендуют в обязательном порядке на каждом уроке проводить физкультурные минутки в течение 2-3 минут. В 1 классе рекомендовано проводить минутки активного отдыха 2 раза за урок: примерно на 10-й и 20-й минутах. Темп медленный и средний. Исходные положения- сидя за партой или стоя около неё.

      Комплекс упражнений строится из 5-6 упражнений, 2-3 из них должны целенаправленно формировать осанку (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседание, наклоны и повороты туловища). Количество повторений от 4 до 6 раз. Большее количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.

      С детьми начальной школы проводить физкультминутки не только включающие общеразвивающие упражнения, но и содержащие элементы танцев, речитативы, музыкальное сопровождение, выполнение упражнений под счет.

       Например, на уроке чтения можно провести такую физкультминутку:

- Буратино потянулся,

( Руки в стороны вверх, потянуться на носочках)

Раз нагнулся, два нагнулся,

( наклоны вперед, дотянуться пальцами до пола)

Руки в сторону развел-

(руки на пояс, поворот влево- руки в стороны, так же вправо)

Ключик видно не нашел.

(руки на пояс, наклоны влево- вправо)

Чтобы ключик нам достать,

(руки в стороны вверх, потянуться на носочках)

Надо на носочки встать.

Для успешной адаптации школьников необходимо проведение физкультурных минуток не только двигательного характера, но и упражнение для отдыха глаз.

     Для зрительной координации можно использовать специально разработанную профессором В.Ф. Базарным схему зрительно-двигательных траекторий. С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелке, по восьмерке.

Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнение выполняется стоя.

C:\Users\Светлана\Documents\Scan0001.jpg

        Так же можно использовать бумажные офтальмотренажеры. Например,

  • -Пирамидки.

Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки;

Сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, черных, зеленых и                                           т.д.;

Сколько у пирамидок  колпачков красных, зеленых, желтых и т.д.;

И т.д.

  •  Тарелки с разноцветными кружками.

Задание: найди две одинаковые тарелки;

Найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

  • Коврик.

Задание: составь узор по своему замыслу;

Сколько всего фигур на коврике?

Сколько треугольников? Четырехугольников? Кругов? И т.д.

  • «Веселый человечек».

             На бумажной ленте, сложенной своеобразной ширмой, рисуется человечек,  

            выполняющий различные упражнения. Ребенок должен не только разглядеть, что

             нарисовано, но и «скопировать» упражнение, которое показывает человечек.

  С помощью таких приемов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопического зрение, различительно-цветовая функция.

Учитывается также материал психологического воздействия цвета на ребенка:

  • Белый - ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему;
  • Черный - в небольшой дозе- сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;
  • Коричневый - в сочетании с яркими цветами создают уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию;
  • Красный - возбуждает, раздражает;
  • Голубой - ухудшает настроение;
  • Зеленый – успокаивает, улучшает настроение;
  • Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Очень хороший эффект оказывает такой метод, как релаксация. Это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею очень легко- для этого не требуется специального образования и даже природного дара.

  • Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимания на ногти. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. В природе есть солнце. Оно всем греет, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала больше. Я направляю к звездочкам лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой)

Немаловажное значение в начальной школе уделяется развитию мелкой моторики. Очень важной частью такой работы является « ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА». Она увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. « Пальчиковые игры» как бы отражают реальности окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельности, явление природы. В ходе таких игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельность.

 Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последний показать ладошки:

  • Это пальчик - дедушка,
  • Это пальчик - бабушка,
  • Это пальчик – папочка,
  • Это пальчик – мамочка,
  • Это пальчик – я
  • Вот и вся моя семья!

Можно с помощью пальцев изобразить такое движения:

  • Резание ножницами,
  • Подметание метелкой,
  • Пиление,
  • Закручивание винтика,
  • Подбирание крошек со стола
  • Оттирание пятнышка
  • Кормление цыплят
  • Соединение пальца в «замок», подвигать «замком» вверх, вниз,
  • Потереть кончики пальцев друг о друга, как будто стряхивая с них что-то,
  • По очереди накладывать пальцы друг на друга «гребешком»,
  • Изображать с помощью пальцев животных, птиц.

На уроках чтения, русского языка, естествознания, когда материал в основном устного содержания, можно выполнять « ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ».

Как говорят наши дети?

Нечетко, захлебываясь, сбивая дыхание, разрывая фразы, а то и слова, шумными вздохами. Если ребенок умеет правильно использовать возможности своего дыхания, если он способен соотнести размеры объема легких с силой голоса и длинной произносимой фразы, то его речь будет схожа с мелодией, в которой не будет неоправданных провалов, пауз. Какие упражнения способствуют разработке дыхания? Это упражнения не занимают много времени:

  1.  « Зал вздохов»

С силой выдохнуть воздух коротко, долго, с силой, слабо. Дышать коротко, отрывисто, вдох, долгий вздох.

  1. Щеки «воздушные шары».

Надуваем щеки как шарик, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем с закрытым ртом, раздувая щеки.

Вывод: такие регулярные упражнения способствуют не только разработке дыхания, но и профилактике заболеваний поражения дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать. Выполняя подобный физкультурно – оздоровительный комплекс на каждом уроке, можно снизить риск дезадаптации школьников, повысить успеваемость, а так же сохранить физическое и психологическое здоровье детей.

Литература:

  1. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи» Т. А. Ткаченко
  2. «Физкультминутки – активный отдых на уроках» Н. И. Бурмистрова
  3. «Предупреждение близорукости» В. П. Щербинина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время с младшими школьниками с ослабленным здоровьем»

Программа внеурочной физкультурно - оздоровительной деятельности для младших школьников с ослабленным здоровьем...

Методическая система организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами и родителями.

Основной целью методической системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с младшими школьниками, педагогами, родителями в рамках проекта «Комплексная спартакиада» являе...

статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»

В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...