Методическая разработка урока физической культуры "Зимние Олимпийские виды спорта"
план-конспект урока по зож (4 класс) на тему
Программа по физической культуре состоит из трёх разделов: «Основы знаний», «Способы деятельности», «Физическое совершенствование». В школах необходимо организовывать занятия трех видов с использованием информационно-коммуникационных технологий: теоретические, практико-методические, практические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_vidy_sporta.doc | 409 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ РА «Адыгейская республиканская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат I,II,III и IV видов»
Методическая разработка урока
« Зимние Олимпийские виды спорта»
Подготовила: Самусенко И.Г., учитель физической культуры
г. Майкоп,2014 г.
Аннотация.
Программа по физической культуре состоит из трёх разделов: «Основы знаний», «Способы деятельности», «Физическое совершенствование». В школах необходимо организовывать занятия трех видов с использованием информационно-коммуникационных технологий: теоретические, практико-методические, практические.
Интеллектуальная и двигательная сферы физкультурного образования предполагают использование в педагогическом процессе совершенно разных средств, методов и форм организации учебных занятий. Физическая подготовка должна осуществляться в соответствии с закономерностями физической тренировки и развития процессов адаптации к физическим нагрузкам. Формирование же интеллектуального компонента физической культуры связано с воздействием на психику, интеллект и должно осуществляться в соответствии с психолого-педагогическими закономерностями усвоения знаний. Попытки одновременного следования тем и другим закономерностям не могут привести к положительным результатам из-за практической несовместимости, так как усвоение сколько-нибудь серьезной информации вряд ли возможно на бегу, скаку и вприпрыжку.
В учебном базисном плане на преподавание предмета физическая культура в коррекционной школе отводиться 2 часа в неделю. В связи с этим использовать часы для проведения теоретических уроков считаю нецелесообразным. Каждый урок физической культуры направлен на развитие физических способностей детей.
Мною разработан комбинированный урок с использованием ИКТ: изучения нового материала и обобщения, систематизации знаний, умений и двигательных навыков.
Урок начинается с усвоения теоретического материала по теме: «Зимние Олимпийские виды спорта». В начале урока учащиеся вовлекаются в постановку целей и задач. Повторяется имеющаяся у детей информация о XXII Олимпийских зимних играх и символах. Проводиться самостоятельная работа.
В основной части урока происходит изучение новых понятий и способов действий. После усвоения теоретических знаний учащиеся приступают к практической работе исследовательского характера. Практическая часть формирует у детей двигательные умения и навыки. Начинается она с вводно-подготовительной части, которая включает в себя упражнения в ходьбе, беге, общеразвивающие упражнения с малыми мячами. Основная часть практики проводится с использованием соревновательного, деятельностного подхода. Детям предлагается имитировать двигательные действия, которые выполняют спортсмены в определённых видах спорта.
По характеру психической активности память ребёнка можно разделить на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. В ходе урока используются приёмы для активизации всех видов памяти, что позволяет улучшить запоминание.
В конце урока, в заключительной его части происходит обобщение полученной информации и подведение итогов с выставлением оценок.
Тема: Методика организации теоретического урока физической культуры с практической направленностью «Зимние Олимпийские виды спорта».
Цели.
1. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
2. Популяризация Олимпийского движения.
Задачи.
- Образовательная: актуализация и расширение информации о XXII Олимпийских зимних играх.
- Оздоровительная: развитие физических способностей: скорости, силы, координации, выносливости.
- Воспитательная: воспитание дисциплинированности.
- Коррекционная: формирование волевых качеств, развитие мотивационных основ психической деятельности. Расширение словарного запаса.
Целевая аудитория: учащиеся 4 класса (8 человек) отделения I,II видов (глухие и слабослышащие).
Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала и обобщения, систематизации знаний, умений и навыков).
Вид урока: теоретических или практических работ исследовательского типа с использованием ИКТ.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, деятельностного, соревновательного подхода, использование дактильной речи как вспомогательной формы для ускорения процесса овладения словесной речью, а так же письменной речи в виде табличек.
Методы работы: индивидуальные, групповые, игровые.
Материалы, ресурсы, оборудование: мультимедийный комплекс, программное обеспечение Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media с возможностями просмотра видеофайлов (Windows Media 10, магнитная доска, магниты 16 шт., ученические парты 3 шт., стулья 8 шт.
Место проведения: спортивный зал.
Дидактическое обеспечение урока и инвентарь: индивидуальные карточки-задания по символике Олимпийских игр и шариковые ручки по количеству учащихся, цветные карандаши 1 п., стойки 2 шт., кегли 2 шт., фишки 8 шт., клюшки 2 шт., роликовые коньки 2 шт., палки гимнастические 2 шт., тарелочки пластмассовый 2 шт., швабры 2 шт., мел, малые мячи резиновые по количеству учащихся, таблица № 1 с названиями видов спорта на картинках, таблица № 2 виды спорта на пиктограммах, таблица № 3 с названиями спортивного зимнего инвентаря, таблица № 4 виды спорта соответствующие названиям инвентаря, таблица № 5 эстафеты и инвентарь, таблица № 6 «Разновидности ходьбы», карточки с названиями «Разновидности специальных беговых упражнений», таблица № 7 «Положения рук».
Ход урока.
Содержание и деятельность | Экран, организационно-методические указания. | Хронометраж |
| Учащиеся занимают места за партами, которые стоят в правой части спортивного зала. Перед ними магнитная доска с таблицами 1-4, экран. На партах лежат ручки, карточки-задания с именами учеников. После приветствия по разрешению учителя школьники садятся за парты. Включается экран. Слайд 1 | 7 мин. |
- постановка целей и задач урока; | Читаем громко и внятно! Слайд 2 | |
- подтверждение информации о начале XXII Олимпийских зимних игр в г.Сочи; | Слайд 3 | |
- повторение основных символов олимпиады: а) эмблема; | Слайд 4 | |
Слайд 5 | ||
б) флаг; | Слайд 6 | |
в) девиз; | Слайд 7 | |
г) принцип. | Слайд 8 | |
См. приложение. Карточки – задания. | Слайд 9 После выполнения самостоятельной работы, один из учеников собирает и сдаёт задания учителю. | 3 мин. |
Рассмотрим зимние Олимпийские виды спорта по которым проводятся соревнования. Всего их 15. Руководят ими 7 спортивных федераций. | Слайд 10 | 25 мин. |
Лыжный спорт включает в себя лыжные гонки, прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, фристайл, сноубординг. | Слайд 11 | |
Лыжные гонки – самый популярный вид лыжных соревнований. Задача спортсмена лыжника – как можно быстрее преодолеть дистанцию на лыжах. | Слайд 12 | |
Прыжки с трамплина - вид спорта, включающий прыжки на лыжах со специально оборудованных трамплинов. | Слайд 13 | |
Горнолыжный спорт представляет собой спуск с горы на лыжах по специальным трассам. | Слайд 14 | |
Фристайл - горнолыжное многоборье в состав которого входят лыжный балет, воздушная акробатика, могул. | Слайд 15 | |
Сноубординг - самый молодой вид горнолыжного спорта. Спортсмены катаются на сноуборде («снежной доске») – спортивном снаряде, предназначенном для скоростного спуска с заснеженных склонов гор. | Слайд 16 | |
Биатлон - соревнование, сочетающее в себе два различных вида спорта - лыжные гонки и стрельбу по мишени. | Слайд 17 | |
Бобслей - скоростной спуск по ледяному желобу на специальных управляемых санях-бобах (имеют руль и тормоз). | Слайд 18 | |
Кёрлинг – это спортивная игра на ледяной площадке со специальной разметкой. В ней участвуют 2 команды, которые по очереди пускают по льду снаряды («камни») по направлению к мишени, размеченной на льду. | Слайд 19 | |
Хоккей играется на специальной хоккейной площадке между двумя командами игроков. Их задача – забросить в ворота соперника как можно больше шайб и не пропустить в свои. | Слайд 20 | |
Санный спорт – скоростной спуск на спортивных санях по специально изготовленным трассам длиной 800-1200 м. | Слайд 21 | |
Скелетон - спуск по ледяному желобу на специальных одноместных санях-скелетонах (не имеют рулевого управления и представляют собой утяжеленную раму со стальными полозьями). | Слайд 22 | |
Конькобежный спорт состоит из скоростного бега на коньках, щорт-трека, фигурного катания. Скоростной бег на коньках – вид конькобежного спорта, в котором надо пройти определенную дистанцию на ледовом стадионе по замкнутому кругу. | Слайд 23 | |
Шорт – трек – скоростной бег на коньках на короткой дорожке (соревнуются одновременно 4-6 спортсменов на хоккейной площадке). | Слайд 24 | |
Фигурное катание – вид конькобежного спорта, при котором спортсмен совершает движения на льду под музыку. Современное фигурное катание включает в себя: одиночное (мужское и женское) катание, парное катание и спортивные танцы на льду. | Слайд 25 | |
Повторяем 15 Олимпийских зимних видов спорта. | Слайд 26 | |
Мы приступаем к практической части нашего урока. Команды: «В одну шеренгу становись!», «Равняйсь!» , «Смирно!», «Направо!», «Налево, в обход шагом марш!» | Слайд 27 Построение в одну шеренгу. | |
1.Ходьба: - на носках, руки на пояс; - на пятках, руки за спину; - на внешней стороне стопы, руки в стороны; - на внутренней стороне стопы, руки к плечам; - перекатом с пятки на носок, руки за голову. 2.Бег: - равномерный; - правым боком приставными шагами; - левым боком приставными шагами; - с захлёстом голени; - с высоким подниманием бедра; - с ускорением. 3. Ходьба. 4.Перестроение их одной шеренги в две. 5.Ору с малыми мячами «Снежки» См. карточку в приложении к уроку. 6. Игры-эстафеты: «Зимние Олимпийские виды спорта».
Команда стоит в колонну по одному. Участник с клюшкой и шайбой впереди. Поочерёдно каждый игрок команды обегает стойки, выполняя ведение шайбы (мяча). Результат оценивается по времени выполнения задания.
Команда стоит в колонну по одному, у первого участника в руках гимнастические палки. Поочерёдно каждый участник выполняет бег на прямых ногах вокруг кегли.
Команда стоит в колонну по одному. Первый участник выполняет положение лёжа, согнув ноги назад на роликовой доске, лицом вперёд. Отталкиваясь руками от пола перемещается вокруг кегли и возвращаясь обратно передаёт доску следующему.
Участники стоят парами в колонну по два. По команде марш первый номер выполняет сед согнув ноги на роликовой доске, второй становится сзади и берёт его за плечи. Второй участник обвозит первого вокруг кегли и возвращается к месту старта. Здесь участники меняются местами и эстафета повторяется. После выполнения задания первая пара передаёт эстафету второй и т.д.
Команда стоит в колонну по одному. Поочерёдно участники передвигаются, прыгая на больших мячах с ручками, «змейкой» вокруг фишек. Результат оценивается по времени выполнения задания.
На полу нарисован квадрат 1x1 м. Участники делятся на пары: один ведёт тарелочку по полу до квадрата , второй натирает пол шваброй и тряпкой. После попадания в квадрат участники меняются местами. 7. Подведение итогов эстафет. | Упражнения в ходьбе и беге выполняются по периметру зала. Специальные беговые – по диагоналям. Ученики считывают команды учителя с таблицы № 6,7, с губ. Например: «Руки вверх ставь, на носках, марш!», «Руки за голову ставь, на пятках марш!». Читают названия специальных беговых упражнений хором и по одному, останавливаясь на углах спортивной площадки. Используются карточки «Специальные беговые упражнения». Во время движения шагом учащиеся берут малые мячи и держат в правой руке. Команды: «Направляющий на месте!», «Стой,1-2!», «Налево!». Подаётся команда: «На 1,2 – рассчитайсь!», «Первые номера - 2, вторые номера - 6 шагов вперёд, марш!» Общеразвивающие упражнения выполняются поточным способом за учителем (одно упражнение сменяет другое без объяснения исходного положения и самого выполнения). После выполнения упражнений подаются команды: «Налево!», «Вперёд шагом, марш!», «Направляющие на месте, стой!», «Кругом!». Ученики стоят в колоннах. Напротив каждой команды стойки. Малые мячи складываются в корзину для инвентаря, которая располагается между командами. Класс разделён на две команды. При проведении эстафет используется таблица № 5. Ученики читают название вида спорта перед выполнением эстафеты и название инвентаря, который необходим для данного вида спорта. Инвентарь: 2 стойки,2 клюшки, 2 шайбы. Учащимся сообщается результат. 1 балл за 1 место, 0 баллов за 2 место. Инвентарь: 2 кегли, 2 гимнастические палки. После выполнения второй эстафеты, учитель просит прибавить к результату, который был - 1бал за выигрыш или 0 баллов за проигрыш в эстафете. Так подводятся итоги после выполнения каждой эстафеты. Инвентарь: 2 кегли, 2 роликовых доски. Учитель заостряет внимание на положение спортсмена на санях. Сравнивает с санным спортом. Инвентарь: 2 кегли, 2 роликовых доски. Инвентарь: 2 стойки, 2 мяча для прыжков. Инвентарь: мел, 2 пластмассовые тарелочки, 2 гимнастические палки, 2 швабры. Итоги подводятся по количеству баллов за 1,2 место. Повторяется принцип Олимпийских игр: «Главное не победа, а участие!». | |
| Слайд 28 | 10 мин. |
Какой вид спорта – зимний или летний? Ученик(ца) называют вид спорта на картинке и определяют зимний он или летний. Например: Гимнастика – летний вид спорта. | Слайд 29 Используется таблица № 1. | 2 |
Найди среди пиктограмм те, которые тебе запомнились, и назови виды спорта, которые они обозначают. Групповые ответы. | Слайд 30 Используется таблица № 2 | 4 |
Какому виду спорта принадлежит инвентарь? Ученик(ца) называют инвентарь и к какому виду спорта он принадлежит. Например: клющка и шайба – хоккей. | Слайд 31 Используется таблица № 3 и № 4 | 2 |
Д/з: читать и запоминать названия 15(пятнадцати) зимних Олимпийских видов спорта. | Слайд 32 | 2 |
Приложение.
1.Карточки-задания № 1 для определения знаний символики Олимпийских игр.
Соедини линией цвет и название континента, который он обозначает. | |
Синий Жёлтый Красный Зелёный Чёрный | Австралия Африка Европа Америка Азия |
Напиши цвета Олимпийских колец |
Девиз Олимпийских игр |
Принцип Олимпийских игр |
Нарисуй эмблему Олимпийских игр |
Вставь буквы в названия континентов |
…вропа Австрал…я Аз…я Амер…ка А…рика |
2.Таблица № 1.
Виды спорта на картинках
Гимнастика
Фигурное катание
Лёгкая атлетика
Лыжные гонки
- Таблица № 2.
Виды спорта на пиктограммах
Горнолыжный спорт. Слалом.
Фигурное катание
Хоккей
Биатлон
Фристайл
Конькобежный спорт. Шорт-трек
- Таблица № 3.
Зимний инвентарь
Клюшка и шайба
Лыжи и лыжные палки
Боб
Коньки
Камень и щётка
Сноуборд
Винтовка
Сани
- Таблица № 4. Виды спорта соответствующие названиям инвентаря.
Хоккей
Кёрлинг
Бобслей
Лыжный спорт
Биатлон
Санный спорт
Фигурное катание
Шорт-трек
Сноубординг
6.Карточка ОРУ с малыми мячами.
1.И.п. – о.с., мяч на левой ладони на уровне пояса, правая сверху.1-сжимание силой мяча пальцами рук, 2 – мяч на правой ладони на уровне пояса, сжимание мяча пальцами рук, 3- 4 повторить то же. 10 раз.
2. И.п. – то же. 1-10- катание мяча по ладони левой руки, 1-10- катание мяча по ладони правой руки. 1 раз
3. И.п. – узкая стойка, мяч в правой руке. 1-10 – подбрасывание вверх и ловля мяча. То же другой рукой. 1 раз.
4. И.п. – узкая стойка, мяч в правой руке, ладони вверх; 1 – перебрасывание мяча из правой руки в левую; 2 - перебрасывание мяча из левой руки в правую; 3 - перебрасывание мяча из правой руки в левую; 4 - перебрасывание мяча из левой руки в правую.8 раз.
5.И.п. – узкая стойка, руки в сторону, мяч в левой руке, 1-передача мяча в правую руку на уровне груди, и.п., 2- передача мяча в левую руку на уровне груди, и.п., 3-4 повторить то же.8 раз
6. И.п. – о. с., мяч в правой руке; 1 –руки в стороны, 2- стойка на носках, руки вверх, мяч в левую, 3 – руки в стороны, мяч в левой, 4 – и.п. То же в другую сторону.8 раз.
7. И.п. – узкая стойка, руки в стороны, мяч в правой; 1 – поворот влево; 2- поворот вправо; 3-4 передача мяча на уровне груди из правой в левую руку. То же в другую сторону с передачей мяча в правую руку.8 раз.
8. И. п. – узкая стойка, мяч в правой; 1 – наклон влево, правая с мячом вверху; 2 – и.п.; 3-4 передача мяча из правой руки в левую на уровне пояса. То же в другую сторону с передачей мяча в правую руку.8 раз
9. И.п. – о.с., мяч в правой; 1 – руки вверх; 2- наклон вперёд прогнувшись, руки вперёд, мяч между ладонями, пальцы прямые; 3 – наклон вниз, касание мячом пола, пальцы сжаты; 4 – и.п.8 раз.
10. И.п.- узкая стойка, мяч в правой руке; 1 – присед, мяч вперёд на прямых руках, пальцы вперёд; 2 – и.п.; 3 - присед, мяч вперёд на прямых руках, пальцы вперёд;4 – и.п.5 раз.
7. Таблица № 5. Эстафеты и инвентарь.
1.Хо̃кке́й
2. Лы́жный спорт
3. Скелето́н
4. Бо̃бсле́й
5. Го̃рно̃лы́жный спорт. Сла́лом.
6. Кё́рлинг.
1.Клю́шка и ша́йба.
2.Лы́жи и лы́жные па́лки.
3.Са́ни.
4.Боб.
5.Лы́жи и лы́жные па́лки.
6.Ка́мень и щётка.
8.Таблица № 6 «Разновидности ходьбы».
Ходьба:
- на носках;
- на пятках;
- на внешней стороне стопы;
- на внутренней стороне стопы;
- перекатом с пятки на носок.
9. Карточки «Специальные беговые упражнения»:
правым боком приставными шагами;
левым боком приставными шагами;
с захлёстом голени;
с высоким подниманием бедра;
с ускорением.
10. Таблица № 7 «Положения рук».
Положение рук
- вверх;
- в стороны;
- на пояс;
- за голову;
- к плечам;
- за спину;
- на колени.
Использованные интернет-ресурсы:
- www.sports.kz
- http://lds-omsk.ru/
- ww.playcast.ru
- http://www.liveinternet.ru/users/3065213/post141608651/
- http://vau.dp.ua/service/94.html
- http://zvst.ru/apage31.html
- http://winterolympic.ucoz.com/index/
- http://forum.logan.ru/viewtopic.php?f=15&t=10357&start=1005&view=printall
- http://www.torrentshunt.ru/torrent227111_krasnij_sentyabr_81_2007_g._hokkej_dvdrip
- http://sharpei-online.com/forum/lofiversion/index.php/t13236-0.html
- http://www.wiispin.com/2008/04/08/deca-sports-preview/
- http://bmsi.ru/doc/ec181507-64e4-4d49-8034-88b94b03884f
- http://www.olympic-history.ru/zimnie_olimpijjskie_igry/zimnie_vidy_sporta.html
- http://www.o-detstve.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физической культуры во 2 классе
Методическая разработка урока по теме "Прыжок в длину с места". Цель урока: Продолжить формирование у обучающихся действия коррекции, т.е. умение определять собственные затруднения в выполнении прыжка...
методическая разработка урока физическо культуры (подвижные игры начальная школа)
Привитие интереса детей физической культуресохранение и укрепление здоровья...
Методическая разработка уроков физической культуры по развитию физических качеств ловкости, быстроты, выносливости.
Методическая разработка уроков физической культуры по развитию физических качеств ловкости, быстроты, выносливости.В данной работе представлены вопросы развития физических качеств: ловкости, быс...
Методическая разработка урока физической культуры модуль Плавание по теме «Техника работы ног брасс в согласовании с дыханием.»
Методическая разработка урока физической культуры модуль Плавание по теме «Техника работы ног брасс в согласовании с дыханием.» в помощь учителю физической культуры для 3-х классов...
Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 3 класса по теме : «Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении.»
Учебно-методическая разработка урока физической культуры для обучающихся 3 класса по теме :«Баскетбол. Ловля и передача мяча в движении». Обучающий урок в разделе "Спортривные и...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока физической культуры по разделу программы «Подвижные игры»
Тема урока (занятия): «ОРУ. Игры «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей». Основные задачи:Научить играть в подвижны...
Методическая разработка урока физической культуры в начальной школе для детей с ОВЗ.
Методическая разработка урока физической культуры в начальной школе для детей с ОВЗ.Заявленная тема. «Игры-эстафеты как средство оздоровления и формирование двигательной активности детей&ra...