ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
рабочая программа по зож по теме
Анализ ситуации, сложившейся в детской, подростковой и юношеской среде в последнее десятилетие, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к таким социальным институтам, как семья и санаторий, привело к самым негативным последствиям. Дефицит духовности и нравственности, разрушение истинных идеалов и ценностей привели к существенному изменению образа мысли значительной части детей и молодежи. Рост детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других проявлений «свободного образа жизни» достиг таких размеров, что заставляет и педагогов, и родителей, и все наше общество с тревогой думать о будущем нового поколения, а стало быть, и о будущем страны в целом.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо кардинально изменить систему воспитания в семье и школе, и в первую очередь попытаться найти эффективные пути психологического, духовно-нравственного и физического оздоровления детей и молодежи. Осуществить данную идею возможно лишь в результате совместной деятельности всех субъектов воспитания. Первым этапом этой деятельности может стать их участие в разработке и реализации целевой комплексной программы формирования и развития системы воспитания здорового человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диплом победителя олимпиады | 200.23 КБ |
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА. | 25.5 КБ |
Сертификат куратора. | 90.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ ГБУЗ г. Москвы «Детский нефрологический санаторий №9 ДЗ г. Москвы»
воспитатель Молчанова М.В.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Актуальность
Анализ ситуации, сложившейся в детской, подростковой и юношеской среде в последнее десятилетие, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к таким социальным институтам, как семья и санаторий, привело к самым негативным последствиям. Дефицит духовности и нравственности, разрушение истинных идеалов и ценностей привели к существенному изменению образа мысли значительной части детей и молодежи. Рост детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и других проявлений «свободного образа жизни» достиг таких размеров, что заставляет и педагогов, и родителей, и все наше общество с тревогой думать о будущем нового поколения, а стало быть, и о будущем страны в целом.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо кардинально изменить систему воспитания в семье и школе, и в первую очередь попытаться найти эффективные пути психологического, духовно-нравственного и физического оздоровления детей и молодежи. Осуществить данную идею возможно лишь в результате совместной деятельности всех субъектов воспитания. Первым этапом этой деятельности может стать их участие в разработке и реализации целевой комплексной программы формирования и развития системы воспитания здорового человека.
Цель: обеспечение выхода образовательного учреждения на системное решение проблемы воспитания человека, способного жить в контексте культуры здоровья и здорового образа жизни.
Реализация поставленной цели осуществляется в рамках 5 периодов:
– подготовительного (организационного) периода;
– аналитического периода;
– периода осмысления проблемы здоровья как общечеловеческой ценности в целом и ценного качества человека и культуры здорового образа жизни в частности;
– периода перестройки системы воспитания с учетом реализации идеи хорошего здоровья и ответственного отношения к нему всех субъектов воспитания;
– итогового периода.
I. Подготовительный (организационный) период комплексной программы.
Цель: подготовка базы для выхода ОУ на формирование и дальнейшее развитие системы воспитания здорового человека.
Реализация:
1. Знакомство с историей проблемы.
2. Работа с современными источниками, освещающими возможные пути решения проблемы воспитания здорового поколения.
3. Создание условий для работы субъектов воспитания в реализации идеи:
– система обучения педагогов и родителей по проблеме;
– пополнение методического фонда;
– обогащение досуговой базы;
– обогащение спортивно-туристической базы.
4. Поиск союзников, партнеров, помощников в реализации идеи.
5. Консультации и налаживание системы взаимодействия школы со специалистами по проблемам педагогики, психологии и медицины.
6. Формирование творческих групп субъектов воспитания (аналитической, проектной, группы пресс-центра, оформительской, специалистов по досуговой, игровой, спортивной, туристической и т. д. деятельности).
II. Аналитический период.
Цели:
– выявление представлений субъектов воспитания о здоровье;
– выявление проблем, ведущих к нездоровью детей и взрослых;
– определение состояния духовного и нравственного уровня развития членов школьного сообщества;
– определение «болевых точек» (проблем) семьи и школы, ведущих к духовному, нравственному, психологическому и физическому нездоровью субъектов воспитания;
– анализ имеющегося опыта деятельности семьи и школы по сохранению и укреплению здоровья субъектов воспитания.
Реализация:
1. Проведение анкетирования для выявления затруднений и возможностей педагогов и родителей в организации системы воспитания здорового человека.
2. Проведение аналитических программ и исследований по проблемам духовного, нравственного и физического здоровья субъектов воспитания и в целом ОУ.
2.1. Проведение анализа высказываний субъектов воспитания о здоровье и нездоровье человека, природы и общества, о культуре здоровья, здоровом и нездоровом образе жизни. Оформление и представление результатов анализа. Проведение выставки и анализа рисунков на темы: «Рисуем здоровье и нездоровье человека (природы, планеты, общества, школы и семьи, братьев наших меньших)».
2.2. Приглашает Диагностический центр:
а) ответы на вопросы теста «Вы и ваше здоровье», тесты на проверку силы, ловкости, выносливости, гибкости;
б) проведение тестирования взрослых (учителей и родителей) «Детское задание для взрослых»: побегать, попрыгать, поиграть и т. д.;
в) определение уровня развития духовности и нравственности субъектов воспитания:
– тезисы, рисунки, использование других методик;
– проведение диагностических программ: выявление уровня развития нравственных качеств, определение представлений (знаний) о соответствующих этим качествам нормах, отношения к этим нормам, анализ проявления этих отношений в повседневной жизни субъектов воспитания);
– проведение встречи сотрудников Диагностического центра со школьной общественностью: «Подводим итоги и делаем выводы: наше здоровье в опасности ! (?) (…)».
2.3. Аналитическая программа «Наша санаторий. Какая он?» или «Некоторые черты школьной жизни глазами педагогов, воспитанников и их родителей»:
– сбор общественного мнения («Что нам в нашей школе нравится, а что не нравится?», «Что бы мы хотели изменить в жизни нашей школы?»;
– проведение рисуночных тестов на темы: «Рисуем наше отношение к нашей санатории», «Рисуем нашу школьную жизнь», «Я и моя санаторий»;
– проведение цикла сочинений для разного возраста воспитанников, их родителей и учителей «О нашей замолвим слово», «О нашей школе и о нас», «Рассказ о моем санатории» (задание: написать сочинение о санатории как о человеке со своим характером, достоинствами и пороками, интересами и увлечениями, проблемами, радостями и горестями, победами и поражениями»);
– проведение исследований:
а) «С каким настроением мы находимся в санатории?»;
б) «Наша санаторий глазами других людей (гостей, жителей микрорайона и т. д.)».
2.4. Аналитическая программа «И это все о нас»:
– «Наши достоинства и наши недостатки»; «Наши жизненные ориентиры, ценности и идеалы»; «Наша жизненная позиция»; «Наша позиция по отношению к своей школе: "Мы и наш санаторий"»; «Мы и наши воспитатели»; «Мы и наши воспитанники»; «Родители и санаторий»; «Санаторий и родители»; «Проблемы нашего санатория: серьезные и не очень»; «Наши проблемы: проблемы, воспитанников и их родителей»; «Наши проблемы в сфере взаимоотношений и взаимопонимания»; «Ситуация успеха: умеем ли создавать ее для себя и друг друга?».
3. Ключевое дело «Перекресток Мнений». Тема «Санаторий и мы в Зеркале Мнений членов сообщества».
III. Период осмысления взятой для решения проблемы.
Цели:
– осмысление понятия здоровья человека как общечеловеческой ценности, как ценного качества человека, его связи с природой, окружающей действительностью;
– повышение знаниевого компонента субъектов воспитания о здоровье как категории духовной, нравственной, культурной и физической;
– стимулирование интереса к своему здоровью, желания заниматься своим здоровьем (научиться жить, учиться и трудиться, не причиняя вреда своему организму).
Реализация:
1. Развитие нетрадиционных форм общения (просвещения) субъектов воспитания: «Вечера Актуальных Проблем»; «Над пропастью безответственности»; «У философского камня»; «У очага наших предков», «Перекресток Мнений»; «У источника Мудрости», «У источника болезней века»; «У источника болезней человеческой души и тела»; «У источника вредных пристрастий человека»; «У источника морального сознания», «У источника религиозного сознания».
2. Проведение игр-путешествий: «Путешествие в мир истинных идеалов и ценностей человеческой жизни», «Путешествие по улице Человеческой Индивидуальности».
3. «Вечера Вместе» (встречи со специалистами в области образования, культуры и здравоохранения, церковнослужителями, подвижниками здорового образа жизни, сильными духом людьми и т. д.).
4. Консультации специалистов по проблемам здоровья и др.
5. Итоговая конференция «Мы выбираем здоровье!».
IV. Период перестройки системы воспитания.
1. Разработка концептуального проекта и целевой программы воспитания здорового человека «Мы выбираем здоровье!».
2. Разработка системы морально-этических ценностей членов школьного сообщества (Законы; Золотые Правила Здоровья; Кодекс Чести нашего народа; Закон о защите Чести, Достоинства и Здоровья ребят и взрослых).
3. Разработка символики, традиций, обычаев, праздничного школьного календаря, соответствующих идее, на которой выстраивается система воспитания.
4. Корректировка отношений субъектов воспитания:
– Конкурс и защита проектов «Как сделать наш санаторий, санаторием Доброты, Радости, Справедливости, Свободы, Красоты?».
– «Строим Понимающий Мир, начиная с себя»: укрепление нравственных отношений между субъектами воспитания.
– Уроки нравственности для ребят и взрослых.
– Проект «Строим Дружбы Мост» – Мост Взаимопонимания между взрослыми и детьми.
– Поиск лекарств от школьных бед.
– Открытие Общества защиты Прав, Чести и Достоинства человека в школе.
5. Разработка системы поощрений и наград для субъектов воспитания с учетом взятой для решения проблемы.
6. Разработка силами субъектов воспитания системных целевых проектов, их защита.
7. Разработка модели (образа) системы воспитания здорового человека.
8. Итоговая конференция: презентация и утверждение модели (образа) системы воспитания здорового человека, системы морально-этических ценностей, поощрений и наград, концептуального проекта, программы «Мы выбираем здоровье!», целевых системных проектов для разного возраста воспитанников и взрослых.
9. Старт целевых системных проектов.
V. Период становления системы.
Сфера духовности и нравственности
Цель: приобщение субъектов воспитания к миру истинных идеалов и общечеловеческих ценностей.
Реализация:
1. Системное использование различных форм общения-просвещения для воспитанников разного возраста в рамках системных моделей:
– Санаторий волшебных наук (для младших школьников) с уроками Добра и Красоты, Дружбы и Справедливости, сказки и игры, щедрости и гостеприимства, этикета и др.
– Санаторий Жизни (уроки духовного совершенствования, уроки нравственности, уроки человечности и др. для подростков и старшеклассников).
2. Запуск и реализация целевых системных проектов, посвященных проблемам освоения, усвоения и присвоения истинных идеалов и ценностей человеческой жизни.
3. Прохождение практики духовного совершенствования:
– помощь родителям и родственникам в выполнении семейных обязанностей;
– шефство над дошкольными учреждениями, больницами, ветеранами, детьми с ограниченными возможностями;
– посильная помощь беженцам, малоимущим, оступившимся в жизни, пострадавшим в катастрофах, бедствиях, войнах;
– оказание услуг и социальной помощи одиноким людям;
– забота о здоровье и досуге дошкольников и младших школьников;
– благотворительные акции «Человек – человеку», «От сердца – к сердцу», «Поможем матушке Природе», «Поможем братьям нашим меньшим» и др.
Сфера культуры здорового образа жизни
Цели:
– укрепление жизненных, физических, психических и духовных сил субъектов воспитания;
– выработка волевых качеств;
– закаливание характера и организма;
– воспитание гармонии, силы, грации, интеллекта и нравственных качеств.
Реализация:
1. Общение (просвещение):
∙ «Здоровье как ценность»: проблемы, возможные пути выхода из кризисной ситуации»;
∙ «Здоровый образ жизни и его компоненты»:
– духовное самосовершенствование («В здоровом теле – здоровый дух»;
– отказ от вредных привычек («За тобою по привычке ходят все твои привычки, а привычки бывают разные…», «Учимся говорить: «Нет!»);
– правильное питание («Здоровье в твоей тарелке»);
– соблюдение определенных гигиенических норм («Уроки Гигеи – богини здоровья», «Уроки Мойдодыра» и др.);
– оптимальное сочетание работы и отдыха («Учимся жить, учиться и трудиться, не причиняя вреда своему организму»;
– двигательная активность и физическое совершенствование – твой путь к большому здоровью;
– закаливание («Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Закаляйся как сталь», «Учимся закаляться без вреда своему организму»;
∙ «Твоя психогигиена»;
∙ «Поддержание и самосовершенствование в течение жизни выработанного стиля жизни»;
∙ «Признаки нездорового образа жизни»;
∙ «Связь здорового образа жизни и общей культуры: личная гигиеническая культура – культура поведения – культура мышления».
2. Реализация разработанных целевых системных проектов для разного возраста воспитанников, учителей и родителей.
Спортивно-оздоровительная сфера
Цель: развитие системы приобщения субъектов воспитания к физической культуре и спорту.
Реализация:
1. Общение (просвещение):
– «Путешествие в историю спорта» (уроки истории спорта и физического воспитания);
– «Вечера Актуальных Проблем» о пользе физической культуры и спорта в жизни человека;
– встречи с друзьями спорта и физической культуры;
– встречи со спортсменами школы и их показательные выступления.
2. Система практических форм жизнедеятельности:
– реализация системных проектов «Спортландия – великая страна», «Олимпионика», «Турград».
– введение в систему жизнедеятельности субъектов воспитания физкультминуток;
– открытие новых секций, игровых, спортивных, туристических клубов;
– возрождение детских видов спорта (развитых когда-то в системе работы с октябрятами, в пионерской организации и комсомоле);
– открытие экспозиции «Звезды спорта мира, страны, школы»;
– проведение соревнований по различным видам спорта, проведение Игр доброй воли, Спартакиады народных игр, Малых Олимпийских игр;
– введение в практику работы школы системы конкурсов:
∙ «Мы – спортивные ребята»; «Мы – спортивная семья»; «Мы – спортивные учителя»;
∙ конкурса Грации, Красоты и Обаяния;
∙ конкурсов на звание: «Здоровячки», «Олимпийцы»; «Тренеры», «Доктора физкультурных наук» и др.
Сфера досуга
Цель: разработка системы досуговой деятельности субъектов воспитания.
Реализация:
1. Целенаправленная творческая учеба педагогов, воспитанников и их родителей. Возможные формы обучения досугу:
– проведение творческих уроков досуга (уроков игры, общения, юмора, конкурсов, праздников, фантазии и др.);
– «Мастерские хорошего настроения»;
– «Санаторий затейников»;
– «Санаторий юных организаторов досуга»;
– игровой клуб «Непоседы» и др.
2. Открытие школьного центра «Досуг – наш друг».
Сфера духовного общения с природой и практической
деятельности по ее охране и помощи
Цели:
– разработка системы духовного и терапевтического общения субъектов воспитания с природой как источником красоты, гармонии и здоровья человека;
– разработка системы целенаправленной и системной помощи природе, восстановление и охрана природных памятников.
Реализация:
1. Общение-просвещение:
– «Вечера Актуальных Проблем» на темы значения природы в жизни человека и его взаимоотношений с ней;
– встречи с защитниками природы.
2. Старт системных проектов, посвященных взаимоотношениям и взаимодействию субъектов воспитания с природой («Санаторий здоровья матушки Природы», походы «За здоровьем в гости к матушке Природе», «В гостях у Осени, Зимы, Весны, Лета)», «Человек – природе» и др.
3. Практическая творческая деятельность субъектов воспитания в различных формах:
– открытие и освоение секретов целительных сил природы (растительный мир, мир драгоценных камней, системные акции, Дни здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»);
– открытие творческих мастерских «Чудеса природы»;
– деятельность «Службы охраны и помощи природе малой родины» и др.
VI. Период развития системы.
Цель: формирование и развитие открытой воспитательной системы посредством педагогизации, окультуривания социального окружения (вывод системы воспитания в открытое пространство социума, создание в нем условий для реализации определенных блоков системы (из стен ОУ выводится не все!).
Реализация:
1. Обеспечение условий для выхода ОУ в условия открытой системы воспитания:
– разработка программ эффективного сотрудничества со структурами социума на основе партнерских отношений и взаимодействия;
– научно-методическое обеспечение периода развития системы;
– развитие воспитывающей, развивающей среды в условиях социума.
2. Работа части локальных воспитательных центров системы в условиях социума.
Предварительный просмотр:
СЕРТИФИКАТ
Молчановой Марины Владимировны,
куратора, подготовившего победителя олимпиады
Тарасенко Юрия
Всероссийская олимпиада по физической культуре "Мир спорта" для школьников 2-4 классов
проходила в период с 25 окт. 2014 года по 19 янв. 2015 года на образовательном портале Минобр.орг
19 янв. 2015 Главный редактор А. А. Белова
г. Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового человека
В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоро...
ПРОЕКТ «Обеспечение готовности педагогического коллектива к внедрению ФГОС ООО» Доклад на тему «Воспитание здорового человека»
Здоровье человека - огромное богатство. Сохранение и укрепление здоровья как каждого человека, так и общества в целом основывается, с одной стороны, на улучшении защитной способности и приспособляемос...
Подборка нравственно – этических игр, как вспомогательное пособие учителю по формированию нравственного развития и воспитания школьников.
Данные игры помогут в работе классному руководителю....
Конспект урока развития речи в 4 классе «Здоровье человека. Понятие о "здоровом образе жизни". Отличие больного человека от здорового. Режим дня школьника. Сон и его значение в жизни человека. Режим питания.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса корреционных школ.Комбинированный урок....
Статья на тему"Подборка нравственно – этических игр, как вспомогательное пособие учителю по формированию нравственного развития и воспитания школьников"
Статья : Цикл игр на тему " Учись быть тепрпеливым"...
Программа «Орлята России» как эффективный инструмент развития системы воспитания в современной начальной школе
Статья посвящена вопросам реализации программы «Орлята России». Показана специфика программы «Орлята России». Определена значимость программы в социальном воспитании младшего ш...