Программа «Орлята России» как эффективный инструмент развития системы воспитания в современной начальной школе
статья
Статья посвящена вопросам реализации программы «Орлята России». Показана специфика программы «Орлята России». Определена значимость программы в социальном воспитании младшего школьника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мезенцева З.Ю., учитель
начальных классов
МБОУ СОШ №43 г.Ставрополя
имени Героя РФ В.Д.Нужного
Программа «Орлята России» как эффективный инструмент развития системы воспитания в современной начальной школе
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Воспитание, скромное по наружности дело, в тоже время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения».
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка. Программа «Орлята России» может стать огромным помощником учителю начальных классов в воспитании личности младшего школьника.
Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, семья, природа, дружба, труд, милосердие.
Программа реализуется совместно с ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан» и Российским движением детей и молодежи «Движение первых».
Ребята моего класса стали участниками программы «Орлята России» в 2022-2023 учебном году.
В течение года обучающиеся под руководством учителя могут принять участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигнуть звания «Орлёнок» в 7 треках.
Треки:
Орленок – Лидер. Трек на командообразование.
Орленок – Эрудит. Основная ценность – это познание.
Орленок – Мастер. Можно обозначить его профориентационным треком.
Орленок – Доброволец. Здесь говорится кто такой волонтер, как наполняется его сердце при совершении добрых дел.
Орленок – Спортсмен. Пропаганда здорового образа жизни.
Орленок – Эколог. Направлен на экологическое воспитание.
Орленок –Хранитель исторической памяти. Сохранение культуры и традиций своей страны, семьи, коллектива.
В рамках реализации программы проводятся интересные увлекательные мероприятия, дискуссионные, творческие, игровые и спортивные занятия. Несмотря на то, что треки называются образовательными, акцент делается не на образование как знание, а на воспитательный блок, ведь образование и воспитания - взаимодействующие педагогические процессы. В основе треков лежат такие ценности, как Родина, семья, команда, природа, познание и здоровье, - всё то, что понятно ученику младшего школьного возраста и о чём с ним можно говорить.
Ведущая методика программы – коллективно-творческое дело, которое должен провести педагог с ребятами по прохождении каждого трека. В программе – это итоговое событие. Например, в треке Орленок-эрудит итоговым событием стала интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», в треке Орленок-мастер – новогодний спектакль.
По итогам реализации программы, в конце учебного года, четвероклассники получают возможность участвовать в конкурсном отборе на право участия в тематической дополнительной общеразвивающей программе «Содружество Орлят России» во Всероссийских детских центрах «Орлёнок» и «Океан».
Данная программа удобна для каждого педагога тем, что составители предлагают готовые методические разработки по каждому треку и занятию. Также происходит методическое сопровождение в социальной сети вконтакте – от установочного вебинара до итоговых событий треков. Реализация программы не ограничивается работой по трекам.
Помимо треков, организаторы предоставляют циклы развивающих занятий патриотической направленности и всероссийские акции. Например, «Я рисую Россию», «Талисман добра».
Родители учащихся также поддерживают инициативы детей и помогают в организации мероприятий, сами выступают в роли актеров.
Для учащихся 4-х классов проходил отбор на Федеральную смену «Содружество Орлят России», в котором мы с ребятами приняли участие Конкурсное испытание представляло собой коллективное творческое дело. Главная цель мероприятия - создание акции, которую в последствии можно реализовать в школе. Мои обучающиеся одержали победу. Мы отправились в Всероссийский детский центр «Орленок», где узнали много нового, получили новые эмоции, завершили учебный год.
Участие в таких сменах формирует у ребят навыки социального взаимодействия, способствует сплочению коллектива, оставляет приятные воспоминания, формирует чувство гражданской идентичности.
Программа предусматривает курсы повышения квалификации для педагогов, которые проводятся в ВДЦ «Орленок». В них могут принять участие учителя начальных классов и советники. На курсах рассматриваются особенности организации программы, а также приглашаются спикеры, например по игропрактике, кинопедагогике.
Программа «Орлята России» помогает решать многие задачи воспитания. Наши дети начинают новый учебный год по девизом Орлят России: Учиться, развиваться и расти вместе!
Сегодня мы все вместе стоим у истоков первой (за последние десятилетия) всероссийской программы для младших школьников. Я надеюсь, что с каждым годом всё больше мальчишек и девчонок из самых разных регионов страны от Камчатки до Калининграда будут становиться её участниками. Ведь программа «Орлята России» позволит не только помочь ребятам войти в этот сложный мир, но и стать настоящими патриотами своей Родины!
Список литературы
- Официальный сайт программы «Орлята России» – URL: https://orlyatarussia.ru/
- Сабинина, О.С. Влияние проекта «Орлята России» на развитие социальной активности младших школьников / О.С. Сабинина // Вестник науки и образования. – 2023. – №4 (135). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-proeka-orlyata-rossii-na-razvitie-sotsialnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в современной начальной школе.
Данная работа затрагивает некоторые проблемы патриотического воспитания школьников в современном обществе на начальном этапе обучения, а также предлагает конспект занятия в 1-2ом классе по заданной те...
Патриотического воспитания в современной начальной школе.
Содержание Введение……………………………………………………………………..Психолого-педагогические основы патриотического воспитания в современной начальной школе. Основные направления и задачи педагогиче...
Статья "СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСКРЫТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА"
В статье рассказвается о системе самоуправления в отдельно взятом классе, ее особенностях, а также о трудностях, с которми столкнулся педагог. Представлены результаты....
«Цифровые сервисы как эффективные образовательные инструменты в современной начальной школе»
Информационно коммуникативные технологии. Необходимость преобразование учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями времени и общественными ожиданиями обусловило масштабный процесс ин...
Развитие социальной активности обучающихся начальных классов через реализацию федеральной программы «Орлята России»
В данной презентации представлен отчёт по развитию социальной активности обучающихся начальных классов через реализацию федеральной программы «Орлята России» ....
Развитие социальной активности младших школьников посредством реализации программы «Орлята России»
Из опыта работы:- Развитие социальной активности младших школьников посредством реализации программы «Орлята России» в МАОУ СОШ № 9 г. ХолмскаКойнова А. А., учитель начальных классов МАОУ ...
Развитие активности через реализацию федеральной программы «Орлята России» 3 "А" класс 2023-2024 учебный год
В презентации рассказывается о работе по развитию активности через реализацию федеральной програмыы "Орлята России"в 3 "А" классе 2023-2024 учебный год....