Анализ запылённости школьных помещений.
творческая работа учащихся по зож (3 класс) на тему

Гайфуллина Эльмира Талгатовна

Запылённость воздуха-важнейший экологический фактор,сопровождающий нас повсюду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled._rabota_arslanov_ayrat.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Юный исследователь»

город Казань

Образовательное учреждение: Гимназия № 17 с углубленным

изучением английского языка им. Г. Ибрагимова

Класс:

Секция: Науки о природе (экология)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Анализ запылённости школьных помещений

 гимназии № 17 Московского района г. Казани

Учащийся            Арсланов Айрат Дамирович

Руководители     Гайфуллина Эльмира Талгатовна

                             учитель начальных классов

                            Арсланова Лилия Наилевна

                            педагог дополнительного образования

                            ГДЭБЦ г. Казани

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................................3

Теоретическая часть.......................................................................................4

Что такое пыль?..............................................................................................4

Значение комнатных растений……………………………………………..4

Практическая часть.........................................................................................6

Описание места проведения исследования..................................................6

Ход исследования............................................................................................6

Результаты исследования……………………………………………………7

Заключение.......................................................................................................8

Список литературы...........................................................................................9

Приложения.....................................................................................................10

2

ВВЕДЕНИЕ

    В большинстве городов мира воздух загрязнён. Эта проблема сегодня затрагивает и все жилые объекты. То, чем воздух засорён, на ладони не ощутить, глазом не увидеть. Большой проблемой для всех жителей становится запылённость – насыщенность воздуха твердыми частицами. Пылью считаются любые твёрдые частицы, взвешенные в воздухе. Безвредной пыли не существует. Экологическая опасность для человека определяется природой и концентрацией её в воздухе не только на улице, но и дома.

Актуальность темы. Каждый год в осенне-зимний и весенний период в нашем городе возрастает число людей, заболевших вирусными инфекциями. Эти инфекции передаются воздушно-капельным путём, т.е. через воздух, которым мы дышим.

В связи с частой заболеваемостью детей и в нашем классе  мы решили исследовать запылённость разных школьных помещений и предложить меры по её снижению. Таким образом, внести свой небольшой вклад по сохранению здоровья детей нашего класса.

Цель работы: определить запылённость школьных помещений по степени загрязнённости листьев комнатных растений.

Задачи:

  1. Ознакомиться с литературными источниками на тему запылённости воздуха
  2. Определить запылённость воздуха в школьных помещениях, учитывая пылеулавливающие свойства комнатных растений
  3. Предложить меры по снижению степени запылённости воздуха в школьных помещениях

Объект исследования: листья растений

Предмет исследования: степень запылённости растений в школьных помещениях

Практическая ценность работы: благодаря данной работе мы исследовали основные места пребывания школьников и предложили свои меры по улучшению условий пребывания в школе.

Метод исследования: эксперимент

3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Что такое пыль?

Запылённость воздуха – важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду. Пыль — мелкие твёрдые тела органического или минерального происхождения.Пыль можно подразделить на две большие группы: 1.Мелкодисперсная пыль состоит из лёгких частиц. 2.Крупнодисперсная пыль состоит из тяжёлых и малоподвижных частиц.          Твердые частицы оседают на поверхности зданий,на почве  и растениях,не только загрязняя их,но и затрудняя процессы дыхания растительных объектов.Наиболее важный источник пыли - почва. На втором месте - океаны, выбрасывающие в воздух маленькие кристаллы солей. Воздушные выбросы промышленных предприятий, эрозия почв и другие естественные и искусственные процессы, происходящие в природе, приводят к тому, что пыль практически всегда содержится в атмосферном воздухе и воздухе помещений зданий.

      Именно таким загрязненным воздухом мы и дышим. Возможно, что ученики в школах заболевают из-за сочетания различных факторов: сырая, холодная погода, слабый иммунитет, отсутствие физических нагрузок, а ещё сильно запылённые помещения.
       Количество пыли в атмосферном воздухе может быть весьма различным.        По санитарным нормам среднесуточная предельно допустимая концентрация нетоксичной пыли в атмосферном воздухе населенных мест должна составлять 0,15 мг/м3, однако в действительности концентрация пыли чаще бывает значительно больше.

Значение комнатных растений

       Многие люди недооценивают значение комнатных цветов, думая о них лишь как об украшении дома или лекарстве. Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на сердечно-сосудистую систему и на физическое, психологическое состояние человека.  Комнатные цветы минимизируют вредоносное воздействие бытовой техники и синтетических материалов в помещении.

4

     Растения – санитары жилых помещений. Они повышают влажность воздуха в помещениях, что особенно важно зимой; они защищают от пыли и микроскопических вредных частиц, ионизируют воздух и обогащают его кислородом. Некоторые (хвойные, пеларгония и пр.) вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества, которые положительно  воздействуют на иммунную систему человека.

     Самым лучшим комнатным растением является хлорофитум. Всего несколько растений в доме достаточно для того, чтобы он очищал от ядовитых веществ, выделяемых теплоизоляцией. Ученые выяснили, что за сутки хлорофитум полностью очищает жилое помещение. Вторым в списке стоит комнатная герань. Она очень хорошо обеззараживает воздух во время болезней. Прекрасное комнатное растение лавр хорошо убивает вирусы и бактерии. Очень полезен и кактус. Это растение убивает микробов и снижает вредную ионизацию воздуха, защищая нас от электромагнитного излучения. Вот почему это растение рекомендуют помещать в комнатах, где есть компьютер и телевизор. Комнатные цветы хорошо очищают воздух, из-за этого человек меньше вдыхает опасные для его здоровья вещества. Когда зимой  сухо помогает сансевьера - это настоящая фабрика по производству кислорода. Еще она защитит от вредных веществ, выделяемых линолеумом или мебелью.

    В своей работе мы проводим анализ запылённости по листьям растений. Потому что они хорошо улавливают пыль и могут нам рассказать о степени загрязнённости помещений. Растения выбираются с разными листовыми пластинками: крупными, средними и опушёнными.    

5

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание места проведения исследования.

  1. Гимназия № 17 с углублённым изучением английского языка располагается по адресу: Восстания, 48, находится в Московском районе города Казани.
  2. В школе обучаются 400 человек
  3. Здание школы 2-х этажное, типовой застройки, располагается в непосредственной близости от дороги, рядом с жилыми домами.
  4. В школьных помещениях цветы имеются в небольшом количестве.

Ход исследования.

1. На кусочке фильтровальной бумаги, смоченной водой, сделать пылевые отпечатки с листьев растений (по 3 растения), взятых с разных мест исследования.

2. Сравнить и оценить степень запыленности листьев растений.  Смоченными в воде фильтровальными бумагами протереть листовые пластины растений, а затем визуально сравнить количество пыли в разных школьных помещениях (в приложениях представлены все отобранные пробы).

3. Количество пыли оценить по 5-ти бальной шкале:

        0 – нет ; 1 – очень мало;  2 – мало;  3 – заметно ; 4 –  много;  5 – очень много 

3. Провести следующий эксперимент, взять пылевые отпечатки с разных видов растений: с крупными, средними и опушёнными листовыми пластинами.  Определить  на  каких  растениях  оседает  больше  всего  пыли.

6

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

      Для проведения работы были выбраны 4 места исследования: 1 – кабинет, в котором мы проводим большую часть нашего времени,  2 – коридор первого этажа, 3 – столовая, 4 – фойе. Во всех этих местах есть комнатные растения.

Результаты по запыленности школьных помещений

Пробы

Кабинет

Коридор

Столовая

Фойе

Крупные листья

1

5

2

3

Средние листья

1

4

1

2

Опушённые листья

2

3

3

4

    1) Исходя из данных таблицы 1, мы можем сделать вывод о том, что наиболее загрязненным школьным помещением является коридор - место постоянного скопления детей, место отдыха, поэтому здесь запыление листьев очень сильное.

       На втором месте по запылённости стоит фойе - это еще одно из самых загрязненных мест. Потому что это  вход в школу, где обычно дети переодеваются, ждут своих уроков, а также родители младших школьников ожидают детей именно там. Цветы находятся на некотором удалении от гардеробной, поэтому степень запылённости в фойе ниже.

    На третьем месте стоит столовая – место питания школьников и учителей. Цветов в столовой очень мало. К сожалению, столовая не оказалась самым чистым помещением в школе.

     На четвёртом месте, т.е. самым чистым оказался кабинет, в котором мы проводим большое количество времени. Наш учитель назначает дежурных, ответственных за чистоту в классе, не разрешает бегать, прыгать в классе. Кроме этого, наши родители 2 раза в месяц проводят генеральную уборку в классе.  

       2) Среди исследованных листьев самыми запылёнными оказались опушённые листья, т.к. имеют волоски, хорошо задерживающие пыль. На втором месте – крупные листья, т.к. имеют большую площадь осаждения пыли по сравнению с растениями со средними листьями.  

7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Ознакомились  с литературными источниками на тему запыленности воздуха.  

2. Провели исследование запыленности воздуха в школьных помещениях, учитывая пылеулавливающие свойства комнатных растений. На первом месте по степени запыленности стоит коридор, на втором - фойе, на третьем – столовая, и наименьшая степень запыленности наблюдается в  кабинете. Пылеулавливающие свойства растений с опушенными листьями выше, чем у растений с гладкими листьями. На крупных листьях оседает больше пыли, чем на средних листьях.

3. Школа – это место, где мы проводим большую часть времени. Поэтому мы будем продолжать исследовать, делать выводы и предлагать свои меры по улучшению условий во время пребывания в школе.  

3. Для снижения степени запыленности воздуха в школьных помещениях мы предлагаем следующие меры: 

  • Во всех школьных помещениях посадить как можно больше комнатных растений, которые будут очищать воздух. Особое внимание нужно уделить столовой и коридору.  Назначить человека, который будет ухаживать и отвечать за растения. Если не знает как ухаживать, провести беседу, научить.
  • Необходимо повысить качество уборки школьных помещений, чаще проводить влажные уборки и проветривание.
  • Среди комнатных растений выбирать такие, которые обладают фитонцидными свойствами и выделяют много кислорода.

8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Словарь-справочник по биологии (основные термины и понятия) / Ксенофонтова В.В., Машанова О.Г., Евстафьев В.В. – Издательство  «Московский лицей», 1997.

 2. Энциклопедия для детей. Экология / ред. коллегия: М.Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева и др. – М. : Мир энциклопедий Аванта, 2007. – 448 с.  

3.  Изучение экологии в школе. Программа элективных курсов, лабораторный практикум, задания и упражнения / О. В. Петунин; худож. В. Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с.: ил.- (В помощь учителю).

4. Большая детская энциклопедия: Химия. /Сост. К. Люцис. М.; РЭТ , 2000.

5. Чуб В. В., Лезина К. Д. Полная энциклопедия комнатных растений. М.: Эксмо, 2002.

6.Ниссен Д. Комнатные растения. Энциклопедия. – М., 2008.

7. Электронный сайт Gardenia.ru

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы школьного логопункта.

Материал представляет собой подробный анализ работы школьного логопункта за учебный год с выводами и вытекающими целями для последующей деятельности учителя-логопеда.....

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...

анализ работы школьного методического объединения

анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2012 - 2013 учебный год...

Эколого-краеведческий проект «Экологическая среда школьного помещения»

Цель исследования – определение степени загрязненности атмосферного воздуха школьной территорииРуководитель: Смолина Н.М., учитель начальных классов (3 класс)...

презентация "Озеленения школьных помещений"

Рекомендации по использованию комнатных растений в озеленении школы....

«Экологическая среда школьного помещения и защитной полосы пришкольного участка».

проект «Экологическая  среда школьного помещения и защитной полосы пришкольного участка»...

проект «Экологическая среда школьного помещения и защитной полосы пришкольного участка»

Цель исследования – определение степени загрязненности атмосферного воздуха школьной территории и пришкольного участка...