анализ работы школьного методического объединения
консультация по теме
анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2012 - 2013 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_shmo_2011_-_2012.docx | 51.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы ШМО учителей начальных классов за 2011 – 2012 учебный год
Анализ кадрового состава ШМО учителей начальных классов
Количество учителей МО | Образование | Педагогический стаж | категория | |||||||
Высш | Сред. спец. | До 5лет | 6-10 лет | 11-20 лет | Более 20лет | Пенс. возраст | высш | 1 | 2 | |
11 | 10 | 1 | 0 | 1 | 2 | 8 | - | 3 | 7 | 1 |
Школьное методическое объединение учителей начальных классов в течение года работало над созданием условий для формирования инновационной образовательной среды при переходе на стандарты второго поколения, оказывало методическую поддержку педагогам в рамках реализации проектов программы развития школы «Школа опережающего образования».
В течение года целенаправленно велась работа по:
- созданию условий для удовлетворения информационных, учебно-методических и организационно - педагогических и образовательных потребностей педагогов в рамках введения ФГОС второго поколения
- изучению современных образовательных и информационных технологий для дальнейшего их внедрения и активного использования в учебном процессе
- изучению и внедрению достижений творчески работающих педагогов в практику работы педагогического коллектива,
- стимулированию активности педагогов, вовлечению их в инновационную, творческую, опытно-экспериментальную работу
Были проведены следующие заседания ШМО:
Заседание м\о №1
- Проблемы и перспективы начального образования в условиях введения ФГОС НОО
- Организация культурно-образовательного пространства кабинета начальной школы
- Особенности УМК, рекомендованных для начальной школы
- Базовый учебный план
- Корректировка плана работы М/О
- Рабочие программы
- Рассмотрение календарно – тематического планирования
Заседание м\о № 2
- Информационные технологии в образовательном процессе начальной школы в условиях введения ФГОС НОО
- Анализ итогов 1 четверти
- Приёмы активизации учебной деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов по программе формирования УУД
- Педагогика сотрудничества как условие развития личности
Способы оценочной деятельности
Заседание м\о № 3
- Технологии формирования УУД в условиях введения ФГОС
- Анализ итогов 2 четверти
- Портфолио младших школьников
Заседание м\о № 4
- Слагаемые продуктивной творческой деятельности учителя развивающего обучения
- Графическое моделирование в работе над текстовой задачей
Преемственность в развитии учебной деятельности между начальной и средней школой
Заседание м\о № 5 Подведение итогов работы МО
- Итоги работы начальной школы в условиях введения ФГОС НОО
- Изучение нормативных документов на 2012-2013 уч. год
- Базовый учебный план
- Обсуждение тем самообразования
- Утверждение содержания итоговых работ в 3 классах
Повышение квалификации учителей
ФИО | Курсы\ (НИРО) Творческие группы (ТГ) |
Никонова Т.В. | Психодидактические основы начального образования в условиях внедрения ФГОС, ГОУ ДПО НИРО, свид, 108 ч., 2011 |
Савинчева О.В. | ТГ«Формирование УУД у младших школьников» |
Павлова С.В. | ТГ«Формирование УУД у младших школьников» |
Грачева Т.В. | Особенности преподавания в начальной школе в условиях введения ФГОС, 36ч., ГОУ ДПО НИРО, сертиф, 2011 ТГ«Особенности работы учителя начальных классов с интерактивным аппаратно-программным комплексом в условиях введения ФГОС НОО» |
Тимофеева Н.А. | Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях внедрения ФГОС, ГОУ ДПО НИРО, удост, 108 ч., 2011 ТГ«Особенности работы учителя начальных классов с интерактивным аппаратно-программным комплексом в условиях введения ФГОС НОО» |
Голубева С.В. | |
Громова И.И. | Внедрение ФГОС начального образования, свид., 108ч., 2011 |
Горшкова Е.Е. | Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях внедрения ФГОС, ГОУ ДПО НИРО, удост, 108 ч., 2011 ТГ«Формирование информационной грамотности учащихся начальных классов» |
Коновалова Л.Е. | ТГ«Формирование информационной грамотности учащихся начальных классов» |
Участие в семинарах
ФИО | Название мероприятия | Статус | Срок | Основание |
Громова И.И. | Семинар «Введение ФГОС в Нижегородской области» | ГБОУ ДПО НИРО | 05.09.2011 | Приказ ОУ №18 от 05.09.2011 |
Павлова С.В. | Семинар «Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС общего образования» | НФ НИУ ВШЭ в рамках Университетского округа на базе МБОУ СОШ №33г.Н.Новгород | 19.03.2012 | приказ по ОУ №47 от 16.03.2012 |
Громова И.И. | Семинар «Формирование и развитие универсальных учебных действий: проектирование, методическое сопровождение, мониторинг», который проводили методисты центра психологического сопровождения образования «ТочкаПси» | Центр Образования № 775, ЮВАО г. Москвы | 11-12 мая 2012 года | Приказ, Сертификат |
11 учителей | Общероссийский проект «Школа цифрового века» (интернет – сопровождение проекта - Издательский дом «Первое сентября») учебного года | Издательский дом «Первое сентября» | В течение 2011-2012 | Сертификаты |
Обобщение и представление передового педагогического опыта
Название мероприятия | Срок проведения | Количество участников | Результат |
Педагогический совет «Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации» | Август 2011 | 45 педагогов | Распространение опыта в рамках ОУ |
Педагогический совет «Первичная профилактика асоциального поведения в школе. Роль классного руководителя по формированию у учащихся безопасного образа жизни» | Ноябрь 2011 | 45 педагогов | Распространение опыта в рамках ОУ |
Педагогический совет «Учитель новой формации в условиях реализации «Стратегии 2020» и перспективной программы развития «Школа опережающего образования» | Январь 2012 | 45 педагогов | Распространение опыта в рамках ОУ |
Педагогический совет «Построение системы оценки качества образования МБОУ СОШ № 10 г. Павлово в рамках ФГОС» | Март 2012 | 45 педагогов | Распространение опыта в рамках ОУ |
Мастер-класс «Урок математики по ФГОС» | Ноябрь 2011 | Грачева Т.В. 7 рук ШМО | Подготовка к практической работе по ФГОС |
Мастер-класс «Формирование УУД на уроках русского языка» | Ноябрь 2011 | Громова И.И. 7 рук ШМО | Распространение практического образца работы по формированию УУД |
Презентационный районный семинар «Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников в условиях общеобразовательной школы». | 27.10.2012 | 22 педагога | Сетевая районная экспериментальная площадка |
Через открытые уроки, внеклассные мероприятия, взаимопосещение уроков, самообразование учителей велось изучение и внедрение передового педагогического опыта и новых технологий обучения, обобщение опыта работы педагогов методического объединения.
Учителями осваиваются новые учебные программы. Выбор УМК в 1 классах основывался на подробном анализе ШМО начальных классов предлагаемых издательствами УМК в начальной школе: педагогическими подходами, заявленными авторами, адаптацией УМК к введению ФГОС, разработанностью дидактических материалов и методических пособий. Решением заседания ШМО учителей начальных классов (от 14.01.2011 года протокол № 3) было принято решение о закупке и внедрении в УВП следующих УМК: «Начальная школа XXI века» (для 2-х классов: 1а,1в) и УМК системы развивающего обучения Л. В. Занкова и математики Л.Г.Петерсон (для одного класса – 1 б), что позволяет сохранить вариативность в УВП и дает возможность учителям анализировать разнообразные дидактические подходы.
Администрацией школы отмечено высокое качество рабочих и открытых уроков в соответствии с требованиями ФГОС следующих учителей: Громовой И.И., Павловой С.В., Грачевой Т.В., Голубевой С.В., Тимофеевой Н.А., Дементьевой О.Ж.
Был заслушан опыт работы учителей на педагогическом совете школы (Голубева С.В. – «Здоровьесбережение учащихся на уроке»), на РМО учителей начальных классов (Тимофеева Н.А. – «Использование информационных технологий в образовательном процессе начальной школы в условиях введения ФГОС НОО»), на РМО классных руководителей (Савинчева О.В. – «Воспитание эмоциональной отзывчивости младших школьников»)
В ходе работы районного семинара "Деятельность классного руководителя в рамках опытно-экспериментальной работы» учителя Корней С.Ф., Савинчева О.В., Павлова С.В., Горшкова Е.Е. показали своё педагогическое мастерство по воспитанию эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Растёт участие учителей начальных классов в конкурсах профессионального мастерства:
ФИО учителя | Год | Конкурс | Результат |
Савинчева О.В. Горшкова Е.Е. Громова И.И. Грачева Т.В. Дементьева О.Ж | 2010 2010 2009 2011 2011 2012 2009 2009 2010 2011 2011 | Районный конкурс педагогического мастерства «Открытый урок 2010», номинация «Современный урок в начальной школе» Районный конкурс педагогического мастерства «Открытый урок 2010», номинация «Современный урок в начальной школе» Конкурсный отбор лучших учителей Нижегородской области в рамках реализации приоритетного нацпроекта Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего – 2011» Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мультимедийный урок в начальной школе» Районный конкурс «Лучший педагог дополнительного образования» Конкурсный отбор лучших учителей Нижегородской области в рамках реализации приоритетного нацпроекта Районный конкурс педагогического мастерства «Проект урока» номинация «Лучший проект урока по русскому языку» Районный конкурс педагогического мастерства «Открытый урок 2010», номинация «Современный урок в начальной школе» Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула будущего – 2011» Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мультимедийный урок в начальной школе» | Участие Призёр конкурса Сертификат участника Сертификат участника Победитель конкурса Грант губернатора Призёр конкурса Победитель конкурса Сертификат участника Сертификат участника |
В 2012 году в районном профессиональном конкурсе приняли участие Голубева С.В., Тимофеева Н.А.,Грачева Т.В.,Дементьева О.Ж., Савинчева О.В,, Корней С.Ф., Коновалова Л.Е., Громова И.И., Никонова Т.В..
Качественно совершенствовалось оснащение предметных кабинетов № 3, 4, 5, 6. Кабинеты пополнились учебными пособиями, дидактическими и раздаточными материалами, мультимедийными средствами обучения.
Совершенствование внеклассной воспитательной работы стимулировало учащихся к участию в конкурсах разного уровня. Школьные конкурсы: Действия человека в ЧС»,
« Творчество к юбилею школы», «Ешь, не зевай, про здоровье не забывай»,
Районные конкурсы: «Красота Божьего мира», « Я и Земля», «Зелёный класс», « О налогах»
Всероссийские конкурсы: «Лучший ученик года», « Рождественский альманах», «Мои спортивные мечты»
В рамках программы духовно-нравственного воспитания "Ступени самопознания" 12 октября среди начальных классов прошел конкурс чтецов "Золотая осень". В конкурсе приняли участие 36 учеников 1-4 классов. Самый маленький участник конкурса - Мельниченко Антон - 1б, получил диплом активного участника. 5 мая – конкурс чтецов, посвященный Дню Победы.
Велась в течение года аналитическая деятельность:
- Анализировались компетенции учителей начальных классов в сфере ИКТ:
- Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ
- Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения
- Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования
- Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс
- Владение приёмами организации личного информационного пространства
- Владение приёмами подготовки дидактических материалов и рабочих документов , раздаточных материалов, содержащих графические элементы
- Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов
- Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности
- Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса
- Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности
Анализ компетенций показал, что:
- Педагоги начальных классов имеют хорошие теоретические знания о дидактических возможностях ИКТ, владеют приёмами организации личного информационного пространства, подготовки дидактических и рабочих документов, графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов.
- Недостаточно сформированы представления педагогов о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и приёмах публикации сайта поддержки учебной деятельности.
Проводились мониторинги:
- готовности первоклассников к обучению в школе (стартовая диагностика, включающая изучение познавательной сферы учащихся, индивидуально – личностные особенности ребёнка, изучение семьи как ресурса адаптации первоклассника, интегральные показатели успешности адаптации),
- сформированности УУД первоклассников по итогам года,
- сформированности у учащихся мотивации на здоровый образ жизни.
В течение года были проведены контрольные работы во 2 – 4 классах по русскому языку и математике, проверка техники чтения в 1 – 4 классах. Эти работы показали стабильное продвижение учащихся в усвоении программного материала и выявили типичные ошибки, над которыми необходимо работать.
Результаты контрольных работ по математике, русскому языку и проверки техники чтения
ФИО учителя | класс | Математика | Русский язык | Техника чтения | |||
На «4» и «5» | Типичные ошибки | На «4» и «5» | Типичные ошибки | нормами чтения | Типичные ошибки | ||
Голубева С.В. | 1А | 80% | Замена букв, искажение слов | ||||
Грачева Т.В. | 1Б | 88% | |||||
Тимофеева Н.А. | 1В | 88% | |||||
Корней С.Ф. | 2А | 73% | Сложение двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд | 62% | Пропуск и замена букв, безударные гласные | 80% | Несоблюдение пауз |
Дементьева О.Ж. | 2Б | 80% | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд | 84% | Пропуск и замена букв | 84% | Постановка ударения |
Савинчева О.В. | 2В | 72% | Сложение двузначного и однозначного чисел с переходом через разряд | 61% | Пропуск и замена букв, безударные гласные | 83% | Замена букв |
Горшкова Е.Е. | 3А | 63% | Порядок действий | 72% | Пропуск и замена букв, парные согласные | 72% | Постановка ударения |
Коновалова Л.Е. | 3Б | 89% | 78% | Непроизносимые согласные, безударные гласные | 80% | Несоблюдение пауз | |
Никонова Т.В. | 3В | 70% | 65% | безударные гласные, парные согласные | 73% | В окончаниях глаголов | |
Павлова С.В. | 4А | 48% | Письменное умножение и деление многозначных чисел на однозначное | 36% | безударные гласные в корнеслова, в окончаниях имён существительных | 75% | Замена букв, искажение слов |
Громова И.И. | 4Б | 83% | Письменное деление на однозначное число | 88% | Звуко-буквенный разбор | 83% | Замена букв |
В 1 классах проведены комплексные работы, направленные на выявление уровня сформированности у первоклассников предметных и метапредметных действий.
Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчеркивается в стандарте, метапредметных результатов, т. е. умения учиться. Все это требует серьезных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: сегодня учителя понимают, что, во-первых, нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков и, во-вторых, оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Следовательно, актуальной становится разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основы умения учиться. В качестве такой новой формы контроля учителем используется регулярно проводимая педагогическая диагностика.
В рамках программы экспериментальной работы по теме «Технологии формирования метапредметных умений у младших школьников» учителями Дементьевой О. Ж., Коноваловой Л. Е., Громовой И. И, Грачёвой Т. В., Савинчевой О. В., Павловой С. В. был составлен комплекс диагностических методик для мониторинга регулятивных УУД по плану:
- название диагностики,
- автор диагностики,
- цель диагностики,
- организация работы,
- задание и ключи к нему,
- инструкция,
- критерии оценки и уровни развития УУД.
Составленные диагностики сформированности регулятивных УУД у учащихся были проведены, обработаны и сделан анализ полученных результатов для каждого ученика и каждого класса в таблицах и диаграммах. Также в течение этого времени был проведён анализ содержания учебников по математике, русскому языку и окружающему миру с целью выявления в содержании учебного материала заданий, направленных на формирование регулятивных УУД. Некоторые задания были выбраны и использованы для диагностирования учащихся.
Параллельно работе с диагностическим материалом педагоги-экспериментаторы занимались разработкой педагогических технологий, направленных на формирование метапредметных умений у младших школьников и реализацией этих технологий в учебной и внеучебной работе в начальных классах. Также учителями была проведена коррекционная работа с диагностическим материалом с целью разработки критериев и определения эффективности экспериментального комплекса педагогических технологий формирования регулятивных УУД .
В течение учебного года был проведён комплекс мероприятий по теме эксперимента:
- педагогический совет «Мониторинг качества образования в ходе реализации программы развития «Школа опережающего образования» в рамках введения ФГОС»,
- совещание с ДОУ №5 и №30 «Вопросы преемственности между дошкольным и школьным образованием при переходе на новые стандарты»,
- участие в семинаре на базе Центра Образования № 775, ЮВАО г. Москвы «Формирование и развитие универсальных учебных действий: проектирование, методическое сопровождение, мониторинг», который проводили методисты центра психологического сопровождения образования «ТочкаПси»,
- выступление на РМО учителей начальных классов «Возможности ИКТ при формировании УУД: особенности работы с интерактивной доской»,
- участие в работе VI Всероссийской конференции Ассоциации университетских округов России «Университетские округа: открытый диалог школы и вуза», реализуемой НИУ ВШЭ: публикация на тему «Рефлексия и целеполагание как основа построения современного образовательного процесса в школе» ,
- выступление на методическом совете руководителей ШМО учителей начальных классов «Возможности учебников для формирования УУД у младших школьников»,
- открытые уроки в 1Б (Грачёва Т. В.) и 4Б (Громова И. И.) классах для руководителей ШМО школы «Формирование УУД у младших школьников: от первого до четвёртого класса».
Целенаправленная работа учителей даёт результаты и в направлении подготовки детей к конкурсам и олимпиадам :
Победители и призеры муниципального уровня
ФИО участника | ФИО учителя | Конкурс |
Сахаров Кирилл | Громова И.И. | Олимпиада по р.яз |
Сахаров Кирилл | Громова И.И. | Олимпиада по матем. |
Харитонова Олеся | Громова И.И. | Олимпиада по р.яз |
Харитонова Олеся | Громова И.И. | Олимпиада по матем. |
Тихонова Анастасия | Громова И.И. | Олимпиада по р.яз |
Широков Александр | Павлова С.В. | Олимпиада по р.яз |
Шахов Максим | Коновалова Л.Е. | «Моя родословная» |
Барышев Артур | Коновалова Л.Е. | «Моя родословная» |
Демидовцева Марья | Коновалова Л.Е. | «Моя родословная» |
Группа учащихся 1Б класса | Грачева Т.В. | «Рукописная книга» |
Группа учащихся 1Б класса | Грачева Т.В. | «Зелёный класс» |
Победители и призеры регионального уровня
ФИО | Конкурс | результат |
Тихонова Анастасия | «Юный исследователь» | 1 место |
Барышев Артур | «Юный исследователь» | 1 место |
Кондрашина наталья | «Юный исследователь» | 3 место |
Обеспечение возможностей для получения качественного образования мы реализуем двумя путями:
- дифференциацией обучения и коррекционно-развивающей деятельностью учителя;
- организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей.
Сохранение здоровья, поддержка индивидуального развития, формирование правил здорового образа жизни - основополагающие цели работы начальной школы.
- Реализация этой цели обеспечивается системой оздоровительных мероприятий, проводимых в школе: утренняя зарядка; ежедневные уроки двигательной активности, а также правильная организация проведения урока, не допускающая переутомления учащихся, — проведение игр, физминутки; релаксационные упражнения.
В школе уже установились преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования. Осуществляется деятельность по подготовке детей к школе, развитию у них произвольного поведения, внимания, умения сотрудничать, предпосылок учебного труда. В школе ведётся всесторонняя работа по пропедевтике изучения предметов основной школы. Критерием этой работы являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.
Авторские программы
Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «МИНИМАКС» | Колбасова С.В. Дементьева О.Ж. Грачева Т.В. Рунова Г.В. | Экспертное заключение ГОУ ДПО НИРО НМЭС от 15.02.2011 № 12 | 7-10 лет 21 день |
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе методического объединения учителей начальных классов имеются трудности
- в овладении новыми методами и формами текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основы умения учиться,
- в наращивании успешного применения всеми педагогами технологий и ресурсов дистанционной поддержки образовательного процесса и приёмов публикации сайта поддержки учебной деятельности,
- в активном овладении технологическим инструментарием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ)"
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов Муниципального образовательного учреждения "Средняя (полная) общеобразовательная школа №1" ЕМР РТ...
Проблемно-ориентированный анализ деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов
Деятельность МО учителей начальных классов и эстетического цикла в 2011/2012 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы школы. В течение учебного года МО провело 5 ...
Презентация для работы Школьного методического объединения по теме: "Система работы педагога над темой самообразования"
Презентация начинается с высказывания Дисверга: "Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развиты...
АНАЛИЗ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2016 – 2017 учебный год.
Повышение эффективности образовательного процесса в школе является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования. Основная тема работы школьного методического объединен...
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов
В материале дан анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов. Тема МО «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в ...
Анализ деятельности школьного методического объединения учителей начальных классов МОУ "Гимназия №1" г. Воркуты в 2020 – 2021 учебном году.
Система методической работы на муниципальном уровне основывается на понимании целей, задач, тенденций развития образования, определяемых современной государственной образовательной политикой, создании...
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальной общеобразовательной школы
Анализ работы школьного методического объединения учителей начальной общеобразовательной школы...