Исследовательская работа по ОБЖ
проект по зож (2 класс) на тему
Исследовательская работа ученицы 2 "Г" класса МБОУСОШ №11 г. Владикавказ Костылиной Даниэллы "Берегите зрение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregite_zrenie.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
VII исследовательских работ и проектов младших школьников.
«Я познаю мир»
(в рамках Российской программы «Я - исследователь»)
Направление: медицина
Название работы: «Зрение – окно в мир»
Автор работы: Костылина Даниэлла Денисовна
Месть выполнения работы: МБОУ СОШ № 11, 2 «Г» класс, г. Владикавказ.
Научный руководитель: Холодионова Светлана Васильевна
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Владикавказ 2013-2014 г.
Тезисы:
Направление: медицина здоровый образ жизни.
Название: «Зрение – окно в мир».
Костылина Даниэлла Денисовна
Научный руководитель: Холодионова Светлана Васильевна учитель начальных классов .
МОУ СОШ № 11, 2 класс «Г». Владикавказ.
Меня давно интересует организм человека, какой он сложный, но самым интересным для меня стало зрение человека это настоящее волшебство.
Орган зрения – наиболее важный из органов чувств. Без него мы бы ничего не увидели и не узнали ,как прекрасен окружающий нас мир.
Цель моей работы заключается в следующем:
1. Выяснить, как устроены глаза.
2. Узнать, как мы видим.
3. Как сохранить зрение.
Объектом моего исследования являются – глаза человека.
Для достижения цели, я поставила перед собой задачи:
1. Познакомиться с литературой о зрении.
2. Понаблюдать за реакцией глаз на внешние раздражители.
3. Как соблюдать гигиену глаз.
4. Провести опрос в классе среди одноклассников.
Предмет моего наблюдения – глаза человека.
Методы: изучение медицинской и познавательной литературы.
Актуальность работы: я считаю, что моя работа очень важна, она может помочь мне и моим друзьям в жизни сохранить зрение и бережно относиться к своим глазам.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3
I.Основная часть:………………………………………………………
1.1 Глаз – орган зрения.
1.2 Строение глаза
1.3 Почему мы видим?
1.4 Зачем мы моргаем?
II. Опыт.
2.1 А знаете ли вы?
Заключение……………………………………………………………
Библиография…………………………………………………………
Приложение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
2
.
Введение
Моя мама работает в Клинике глазных болезней и однажды меня мама взяла на свою работу, где я увидела людей у которых: болят глаза, кому-то сделали операцию по удалению глаза. Мне стало интересно , я попросила маму рассказать мне о зрении человека. Доктор Короев А.О. проверил мое зрение и объяснил строение глаза. Я узнала, что основная часть глаза - глазное яблоко. Оно представляет собой шарик диаметром около 2,5 сантиметра. Сверху он покрыт оболочкой, которая придает ему форму и защищает. Остальная часть – склера. Она белого цвета. Мы ее можем видеть, рассматривая свои глаза в зеркале.
Если рассмотреть глаз на рисунке, то можно увидеть, что в середине каждого глаза есть черная точка, которая называется зрачок. Глазное яблоко окружено веками. Они защищают глаз от повреждения. По краю расположены ресницы.
Брови предохраняют глаз от пота, стекающего со лба.
Моргание очень важная функция глаз. Так как оно помогает устранить собой мусор с поверхности глаза и покрыть глаз слезой.
Я провела опыт в классе: так как виноград по своей форме похож на глаза, я положила несколько виноградинок со снятой кожицей в непрозрачный пакет и попросила одноклассников сказать, что это. Никто не смог определить, что это на самом деле. Этим опытом я доказала как важно зрение для человека, как важно его беречь, соблюдать гигиену, делать гимнастику для глаз я считаю, что материалы моей работы могут помочь мне и моим друзьям в дальнейшей жизни сохранить зрение, а может быть выбрать будущую профессию.
3
I.Основная часть
Мы познаем окружающий мир благодаря пяти чувствам, которыми обладаем: это зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и соответственно пять органов чувств: глаз, ухо, кожа, слизистая оболочка носа, язык.
Меня давно интересует организм человека, какой он сложный, но самым интересным для меня стало зрение человека.
Орган зрения – наиболее важный из органов чувств. Без него мы бы ничего не увидели и не узнали как прекрасен окружающий нас мир.
Моя мама работает в «Клинике глазных болезней» и однажды меня мама взяла на свою работу, где я увидела очень много интересного.
Доктор Короев А.О. проверил мое зрение и объяснил строение глаза, работу медицинских приборов по определению болезней глаз.
Когда узнать захочешь человека,
Смотри в глаза – в них зеркало души.
Они не станут лгать, ведь не дано им это
Глаза не лгут – они всегда чисты.
Мы видим, потому что у нас есть глаза.
Основная часть глаза - глазное яблоко.
Оно представляет собой шарик диаметром около 2,5 сантиметра. Сверху он покрыт оболочкой, которая придает ему форму и защищает. Ее прозрачный передний участок называется роговицей. Это округлая выпуклая пластинка. Остальная часть – склера. Она белого цвета. Мы ее можем видеть, рассматривая свои глаза в зеркале.
Под наружной оболочкой находится другая – сосудистая. Здесь много кровеносных сосудов. Ее передний отдел называется радужкой.
Если рассмотреть глаз на рисунке, то можно увидеть, что в середине каждого глаза есть черная точка, которая называется зрачок
В толще радужки есть гладкие мышцы, которые могут расширять и сужать зрачок. За зрачком находится хрусталик. Это линза, с помощью которой, то на что мы смотрим отражается на задней стенке глазного яблока – сетчатка. Изображение на сетчатке «Вверх» ногами, но в мозгу оно переворачивается. Особые нервные клетки посылают сигналы через зрительный образ Когда мы оглядываем комнату каждый раз мы фокусируем взгляд на разных расстояниях и когда мы это делаем хрусталик в нашем глазу меняет фокус даже до того, как мы успеваем это осознать.
Глазное яблоко окружено веками. Они защищают глаз от повреждений. По краю расположены ресницы. Ресницы, веки и брови относятся к защитным образованиям. Брови предохраняют глаз от пота, стекающего со лба. Ресницы, находящиеся на свободных краях верхнего и нижнего века, защищают глаза от пыли, снега, дождя.
Внутренняя поверхность век называется конъюнктивной. Ее можно увидеть, если очень аккуратно чистыми руками оттянуть нижнее веко.
Во внутреннем углу глаза находится слезная железа и слезовыводящие пути
Слеза омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Движение слезной жидкости в строну угла глаза способствуют мигательные движения век.
Моргание очень важная функция глаз, так как оно помогает устранить любой мусор с поверхности глаза и покрыть глаз свежей слезой. Эти слезы помогают насыщать наши глаза кислородом и имеют антибактериальный эффект.
4
Моргаем мы 15000 раз в день.
Слезы состоят из воды, слизи, соли, жира и все это находится в определенных пропорциях.
А знаете ли вы, что клетки сетчатки могут работать только при непрерывном движении глаз и постоянном изменении падающего на клетки света.
Даже если глаза кажутся неподвижными, они все время подрагивают до 50 раз в секунду. Без такого дрожания глаз, зрение было бы невозможно.
Нормальный глаз воспринимает окружающие предметы в цветном изображении.
Цветное многообразие окружающего мира осуществляется светочувствительным рецепторами глаза – колбочки и палочки, расположенные в наружном слое сетчатки. В сетчатке насчитывается около 7 миллионов колбочек и примерно 130 миллионов палочек. Палочки наиболее чувствительны к свету, их называют аппаратом сумеречного зрения.
Колбочки, чувствительность к свету которых в 50 раз меньше – это аппарат дневного и цветового видения .
Колбочки и палочки расположены в сетчатке неравномерно. На дне глаза напротив зрачка, находится пятно, в центре его есть углубление – место наилучшего видения. Сюда фокусируется изображение при рассматривании предмета.
В центральной ямке имеются только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает.
Палочки не различают цвети в темноте они берут верх над колбочками и тогда наши глаза видят в темноте, но только в серых тонах.
Разнообразие цветного изображения доступно рыбам, амфибиям, рептилиям и птицам. Это доказывается возможностью выработать у них условные рефлексы на различные цвета.
Не воспринимают цвета собаки и копытные животные. Из млекопитающих только обезьяны и люди способны воспринимать цвета.
Нарушение цветового зрения называют дальтонизм. При своевременном лечении этого заболевания можно восстановить нарушение цветоощущения.
Цветовое зрение, помимо эстетического удовольствия, радости испытываемой при рассмотрении цветовой гаммы имеет большое практическое значение: оно улучшает видимость предметов и обеспечивает дополнительную информацию о них.
5
Гигиена, гимнастика и профилактика зрения.
Для сохранения нормального зрения большое значение имеет гигиенические условия. Очень важно в этом случае достаточное освещение комнаты, чистота окон, светлые занавеси. При ярком свете зрачок сужается, ограничивая количество света, пропускаемое в глаз. Слишком сильный свет может повредить светочувствительные клетки глаза.
Необходимо соблюдать некоторые правила гигиены глаз:
1. Читать на расстоянии 30-35см. до книги.
2. Нельзя читать в транспорте.
3. Нельзя читать лежа.
4. Нельзя тереть глаза грязными руками, так как можно занести инфекцию.
5. Когда пишем, свет от лампы должен падать слева.
Для того, чтобы глаза меньше болели нужно поменьше смотреть телевизор и находиться перед компьютером. Расстояние до телевизора должно быть 2-3 метра. Глазам нужен периодический отдых, когда устают глаза можно сделать упражнения:
1. «Вращение глазами» - посмотреть одними глазами сначала вверх и задержать взгляд на одну секунду. Потом посмотреть вправо, вниз, влево – каждый раз задерживая взгляд на одну секунду.
2. «Жмурки» - закрыть глаза, посильнее зажмурить их, потом широко открыть и так несколько раз.
3. «Моргание» - моргать глазами несколько секунд.
4. «Темнота» - положить ладно на веки закрытых глаз и посидеть так отдохнув от света, можно несколько секунд повращать глазами.
5. «Массаж век» - кончиками пальцев слегка погладить прикрытые веки.
Глазам, как и другим органам, нужно правильное питание. Особенно важно для них достаточное поступление витамина А и В.
Все витамины поступают с пищей и влияют на реакции, протекающие в организме.
При недостатке витаминов, в организме возникает болезнь авитаминоз. Поэтому необходимо есть фрукты, овощи, зелень, крупы богатые витаминами А и В. Особенно полезны черника и морковь, которые улучшают зрение. Глаз следует оберегать от разных механических воздействий, читать в хорошо освещенном помещении, держа книгу на определенном расстоянии (до 33-35 см от глаза). Свет должен падать слева. Нельзя близко наклоняться к книге, так как хрусталик в этом положении долго находится в выпуклом состоянии, что может привести к развитию близорукости.
Слишком яркое освещение вредит зрению, разрушает световоспринимающие клетки. Поэтому сталеварам, сварщикам и лицам других сходных профессий рекомендуется надевать во время работы темные защитные очки.
Нельзя читать в движущемся транспорте. Из-за неустойчивости положения книги все время меняется фокусное расстояние. Это ведет к изменению кривизны хрусталика, уменьшению его эластичности, в результате чего ослабевает ресничная мышца. Расстройство зрения может возникнуть также из-за недостатка витамина А.
Опыт
Я провела опыт и показала одноклассникам оптический обман.
Я свернула лист в трубочку и поднесла его к правому глазу, а левую ладонь поднесла к трубочке до касания. В левой ладони я увидела «дыру», которой на самом деле нет. Этот опыт повторили все ученики. Так мы узнали про оптический обман (иллюзию), которая встречается в пустыне (мираж).
Чтобы определить, каким является предмет, мы используем несколько чувств.
Я решила попросить своих одноклассников не видя, определить предмет на ощупь. В непрозрачный пакет я положила несколько виноградин, только сначала сняла с них кожицу и попросила учеников угадать, на ощупь, что находится в пакете. Все ученики, которые щупали виноградинки, не смогли определить, что это. А когда я показала, что в пакете все удивились и рассмеялись. После проведенных опытов я рассказала им правила бережного отношения к глазам, о необходимости с детства беречь зрение, делать правильно гимнастику для глаз.
А знаете ли вы?
Изучая тему «Зрение » я столкнулась с интересными фактами. Оказывается что:
1. Глаза гигантского кальмара могут достигать 40см. в диаметре, что в полтора раза больше футбольного мяча.
2. Если омар потеряет глаз, у него вырастет новый.
3. Чихнуть с открытыми глазами невозможно.
4. Глаз страуса больше чем его мозг.
5.Когда вы смотрите на кого-то, кого любите, ваши зрачки расширяются.
6.Глаз крупных китов весит около 1 кг. При этом многие киты не видят предметов впереди своего рыла.
7. Кошка способна ясно видеть окружающие предметы при освещённости в шесть раз меньшей той, что нужна человеку. У кошки под сетчаткой находится специальная отражательная оболочка. Из-за этого её глаза светятся в темноте.
8.При дневном свете или слишком сильном холоде цвет глаз у человека может меняется (это называется хамелеон)
9. Сегодня считается, что люди с темными глазами упорны, выносливы, но в кризисных ситуациях слишком раздражительны; сероглазые - решительны; кареглазые замкнуты, а голубоглазые выносливы. Зеленоглазые стабильны и сосредоточены.
10. Слишком узкая одежда отрицательно влияет на зрение! Она нарушает кровообращение, а это сказывается на глазах.
11. Чихнуть с открытыми глазами невозможно!
12.Парадокс, но при быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
13.Компьютерами будущего можно будет управлять движениями глаз! А не мышью и клавиатурой, как сейчас. Ученые Лодндонского колледжа разрабатывают технологию, которая позволит следить за движением зрачка и анализировать механизм человеческого зрения.
14.На Земле примерно 1% людей, у которых цвет радужки левого и правого глаза неодинаков .
15.Наш цвет глаз даёт информацию о наследственности. Например, голубой цвет глаз встречается чаще в северных регионах, коричневый - в местах с умеренным климатом, а черный - в районе экватора.
Заключение.
Выполняя эту работу я познакомилась и познакомила своих одноклассников со строением глаза, с гигиеной глаза, рассказала как надо делать гимнастику глаз, как беречь зрение.
Я поставлю перед собой цель на следующий год более углубленно узнать о зрении и конкретно о близорукости и дальновидности.
Библиография:
1. Ермакович Д.И. Первая энциклопедия для девочек, 2010г.
2. Яновская Т.Ю. Как устроен человек? Анатомия для всех, 2000г.
3. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. 1989г.
4. Воробьева Е.В., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология, 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")
В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...