Урок этики.
план-конспект урока по зож на тему
Урок этики.
Тема: Самооценка подростка.
Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование адекватной самооценки.
Задачи:
Обучающая:
· расширить понятие «Самооценка»
· формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы, применять знания)
Развивающие:
· развивать познавательный интерес учащихся;
· развивать такие личностные качества как рефлексия, толерантность;
· развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки.
· развивать навыки творческого мышления
Воспитательные:
· воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
· формировать социально одобряемые формы поведения;
· воспитывать волевую сферу индивидуальности.
Здоровьесберегающие:
· формировать активную жизненную позицию.
· способствовать душевному равновесию и внутренней гармонии учащихся.
· создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке.
· организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;
Объект: самооценка подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_etiki_1.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Стеклозаводская СОШ
Разработала Ларионова Л.В.-
учитель МБОУ Стеклозаводской СОШ,
I категория
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым и успешным в жизни, мечтает воспитать порядочного человека. Но всё чаще мы сталкиваемся с повышенной детской агрессивностью, чрезмерной плаксивостью, плохой успеваемостью, страхами. Всё это лишь симптомы и сигналы, говорящие о том, что с душой ребёнка не всё в порядке. Нельзя привязываться к этим симптомам. Это как с больным организмом – мы пытаемся заглушить боль разными средствами, но она всё равно возвращается, так как не устранена сама причина заболевания. Глобальная причина проявления таких симптомов – это внутренняя дисгармония. Поэтому все мероприятия помощи человеку должны быть направлены на гармонизацию внутреннего мира личности. Сказкотерапия – одна из форм работы с детским коллективом, позволяющая с помощью метафорического языка говорить с ребятами о любой проблеме. Эта форма работы стимулирует способность к размышлению, развивает ребёнка относительно самого себя, помогает снять остроту проблемы, а порой решить её полностью за одно занятие. Сказкотерапию можно применять во внеурочной деятельности, занятиях с психологом, на уроках этики. Так, например, работая с ребятами подросткового возраста, порой мы сталкиваемся с проблемой демонстративного поведения некоторых ребят, неадекватностью самооценки и притязаниями на ведущую роль. Конфликтной ситуации с одноклассниками и просто сверстниками избежать в этом случае трудно. В этом случае может помочь занятие, посвящённое самооценке.
Урок этики.
Тема: Самооценка подростка.
Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование адекватной самооценки.
Задачи:
Обучающая:
- расширить понятие «Самооценка»
- формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы, применять знания)
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- развивать такие личностные качества как рефлексия, толерантность;
- развивать умения нравственного самопознания, самоанализа, самооценки.
- развивать навыки творческого мышления
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
- формировать социально одобряемые формы поведения;
- воспитывать волевую сферу индивидуальности.
Здоровьесберегающие:
- формировать активную жизненную позицию.
- способствовать душевному равновесию и внутренней гармонии учащихся.
- создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке.
- организовать двигательную активность, гимнастику для глаз;
Объект: самооценка подростка.
Ход занятия:
Вводное слово.
-Сегодня наша работа будет посвящена самооценке. Знания и опыт, полученные в результате нашего занятия, помогут вам лучше узнать себя и понять других.
Актуализация проблемы. Работа с листком «Мои особенности и преимущества» (ребята работают на индивидуальных листах 3-5 минут, затем идёт обсуждение в небольших группках) Обсуждение проблемы развития и роста.
-Назовите трудности, которые возникли у вас при выполнении данной работы.
-Оцените помощь группы при формировании вашего «портрета». (Ребятам с заниженной самооценкой обычно помощь группы просто необходима, чтобы сформулировать положительные качества личности, увидеть свои преимущества; ребятам с завышенной самооценкой помощь группы наоборот мешает, так как товарищи могут скептически отнестись к некоторым качествам, которые выделяет у себя ученик)
Работа над новой темой.
-Что же такое самооценка? Конечно, это то, как человек себя оценивает. Самооценка может быть адекватной (нормальной, оптимальной) или неадекватной (неоптимальной). Неадекватная оценка бывает неадекватно завышенной или неадекватно заниженной.
-Сейчас послушайте, пожалуйста, сказочную историю. О какой самооценке здесь пойдёт речь?
Сказка «Конфеты»
В одной хрустальной вазочке жили конфеты: Карамелька в простеньком невзрачном платьице, фруктовая Мармеладка и вовсе без платья, соевый батончик в полосатом комбинезончике, а украшала вазу, бесспорно, шикарная, ну просто супер-конфета в чудесном ярком наряде с блёстками от знаменитого кутерье. Эта Супер-конфета строила из себя невесть что, хвасталась своим знатным происхождением.
Она говорила, высоко вскинув голову:
- Мне нет здесь равных! Вы все – из обычного сахара, только я сделана из обычного шоколада высшего качества.
Когда другие конфеты пытались унять её бахвальство, шоколадная красавица не унималась.
-Посмотрите на себя! – восклицала она. – У батончика и Карамельки нет даже нижнего белья, носят платье на голое тело. А Мармеладка и вовсе нагая. Бесстыдница!
И хоть кичилась шоколадная красавица своим знатным происхождением, модными и красивыми нарядами, а судьба то всех ждала одна – быть съеденными рано или поздно. Вопрос только, когда и кем. Шоколадная красавица не сомневалась, что её выберут первой. Она не видела для себя соперников среди этих невзрачных, неаппетитных сладостей.
Наконец представился случай испытать судьбу. К белочке, хозяйке хрустальной вазы, пришли гости: Лисичка, Медвежонок и ёжик. Белочка принялась угощать своих друзей конфетами. Лисичка выбрала Мармеладку, потому что больше всего любила именно такие конфеты. Ёжик сказал, что у него на шоколад аллергия и выбрал Карамельку. Медвежонок был толстоват и не ел шоколад, так как боялся поправиться ещё больше, поэтому он выбрал соевый Батончик. Шоколадная красавица лежала на дне хрустальной вазы одна одинёшенька и находилась полном недоумении. Почему? Почему не выбрали её?
Поскольку все гости получили по конфете, шоколадная красавица досталась Белочке. Хозяйка хрустальной вазы осторожно развернула красивую блестящую обёртку, сняла золотинку – нижнюю юбочку. Но что это? Под шикарной одёжкой скрывался обыкновенный кусок пластилина грязно-серого цвета. Может быть, что-то на кондитерской фабрике перепутали. Может быть, просто кто-то хотел подшутить над Белочкой и её друзьями. Неизвестно. Но в тот день Белочка и её гости поняли, что не всегда за прекрасной шикарной, модной одеждой, скрывается такая же замечательная душа. Недаром говориться: «Не всё то золото, что блестит».
Работа в группах
Вопросы для обсуждения (работа в течение 10 минут)
- Какая, по-вашему была самооценка у Супер-конфеты?
- Какие в связи с этим у Супер-конфеты возникли проблемы?
- Кого из ваших знакомых напоминает вам Супер-конфету.
- Как вы считаете, проблемы в общении могут возникать только у людей с завышенной самооценкой?
Релаксация.
Давайте немного отдохнём и выполним упражнение, которое в последствии вы сможете выполнять в любое время, когда почувствуете себя обиженными на кого-то. Оно даёт выход скопившейся негативной энергии, поможет вам выходить из конфликтных ситуаций. Встаньте, пожалуйста.
- Расслабление.
Напряги все мышцы и сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и мышцы в состоянии напряжения на несколько секунд. Выдохни! Почувствуй, как напряжение покидает тебя с головы до ног. Повтори свои действия несколько раз. Выполняя это упражнение, всё время думай о том человеке, который вызвал у тебя гнев и раздражение. Ты чувствуешь, как отрицательные эмоции, обида, плохое настроение, агрессивность оставляют тебя: достигают кончиков пальцев твоих ног и через подошву обуви выходят наружу. Сделай шаг вперед, оставив «лужу гнева» позади.
- Гимнастика для глаз: «нарисуйте» глазами 8 кружков, определите место себя - в какой кружок вы бы вписали бы слово «я». Зажмурьте глаза и представьте себя в этом кружке. Откройте глаза, постарайтесь не забыть своё месторасположение в этих кружках - мы к нему вернёмся в конце урока.
Работа в группах. Ответы на вопросы. (Обращается внимание на слаженность работы группы – речь выступающего и роль помогающих) Форма работы –дискуссия.
Заключительный комментарий.
Действительно, у людей с завышенной самооценкой часто возникают проблемы в общении. Конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и уважительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из лучших побуждений, же всё становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.
При адекватной самооценке человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям.
Заключительное задание.
-А теперь давайте вернёмся к 8 кружкам. «Нарисуйте» их ещё раз глазами. Определите, в каком кружке ваше место. Психологи утверждают, что чем ближе к левому краю ваше место, тем ниже ваша самооценка. Отчаиваться и расстраиваться не стоит – это все-таки больше игра, но может быть задуматься над собой стоит.
Упражнение «Ладошка».
Каждый обводит на листе бумаги контур ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом. Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони), что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг. Хозяину лист возвращается в перевернутом виде. (Позитивная обратная связь, возможность выражения позитивных эмоций)
Подведение итогов.
-Наше занятие на этом заканчивается. Что нового для себя вы сегодня узнали?
Какой момент урока понравился больше всего? Были ли моменты, когда вы чувствовали себя некомфортно или вам было неинтересно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.
Это родительское собрание, на котором рассматривается проблема поведения учащихся в школе и дома. Форма проведения - дискуссионный клуб.Обсуждаются следующие вопросы: "Что значит быть культурным челов...
Методическая тема "Уроки этики и эстетики в начальной школе"
Представлено тематическое планирование по этике с 1 по 3 класс....
Педвсеобуч для родителей: "Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей"
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать вос...
Видеоряд к уроку этики "Добро и зло"
Используется на уроках ОРКСЭ. Модуль "Светская этика" 4 класс...
Урок этики :"Добро,добрые дела"
Эта методическая разработка содержит конспект и презентацию урока этики в 2 классе.Цели занятия:- ориентировать на ценности человеческой личности;- развивать потребности в нравственном самосовершенств...
Презентация для урока этики
Презентация...
Методическая разработка урока по литературному чтению !Уроки этики в авторском произведении. Л. Муур «Крошка Енот».
Данная методическая разработка представляет собой пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания прим...