Библиотечное занятие "Чиполлино и его друзья"
план-конспект занятия по зож (4 класс) по теме
Тема занятия: "Чиполлино и его друзья"
Цели: привитие детям навыков здорового питания через знакомство и чтение произведений художественной детской литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Библиотечное занятие "Чиполлино и егодрузья" | 509.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Использование данного конспекта возможно библиотекарями, учителями начальных классов. Материал полезен для расширения знаний о полноценном питании, его взаимосвязи со здоровьем. Занятие рассчитано на младших школьников 2-4 классов и служит воспитанию у детей мотивации к правильному питанию, здоровому образу жизни. Занятие проводится в библиотеке или в учебном классе.
Цели: привитие детям навыков здорового питания через знакомство и чтение произведений художественной детской литературы.
Задачи:
1. познакомить обучающихся с повестью-сказкой Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
2. посредством знакомства обучающихся с русскими народными сказками и творчеством русских и зарубежных писателей и поэтов систематизировать и расширять знания об овощах, фруктах, витаминах, формировать у детей представление о полноценном питании, воспитывать потребность заботиться о своем здоровье.
3. воспитывать интерес к чтению.
4. развивать творческие способности детей, навыки устной речи, выразительного чтения.
5. формировать культуру общения в группе, умение определять свою роль в ней.
Подготовительная работа:
1. Чтение детьми повести-сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
2. Подготовка инсценировки стихотворения И. Семёновой «Спор овощей» с дошкольниками или учащимися начальных классов (костюмы, слова, реквизит и др.)
Оборудование, реквизит:
книга Джанни Родари «Приключения Чиполлино»;
компьютер;
магнитная доска;
запись «Песенки Чиполлинно» из м/ф «Приключения Чиполлино» (слова: Самуил Маршак, музыка: Николай Пейко) и песни из мультфильма «Апельсин» из цикла «Весёлая карусель» (слова: Л. Зубкова, музыка: И. Егиков);
карточки с зашифрованными именем и фамилией писателя (Джанни Родари);
фотография Джанни Родари;
игрушка или картинка с изображением Чиполлино;
конверт с письмом от Чиполлино;
большая яркая коробка;
подготовленные трафареты-луковички с подсказками от Чиполлино;
корзинка;
муляжи или настоящие овощи и фрукты: тыква, фасоль, картофель, лук, чеснок, огурец, помидор, петрушка, редиска, апельсин, яблоко;
набор разрезных картинок «Овощи»;
картинка с изображением земляники;
тарелки с вареньем (малиновое, клубничное, вишневой, абрикосовое, яблочное и др.);
повязка на глаза;
набор карточек (2 комплекта), на одних из которых написаны названия зверей, а на других пища по стихотворению С. В. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»: Конь – овёс Пёс – кость Воробьи – зерно Слон – фрукты Медведь – мёд Обезьяна – банан Кабан – жёлуди Стриж – мошка Мышь – сыр.
Чиполлино и его друзья
Ход занятия
Библиотекарь:
Добрый день и добрый час!
Очень рада видеть вас!
Мы занятие начинаем? (ответ детей: «Да!»)
Всем удачи пожелаем? (ответ детей: «Да!»)
Будем мы внимательные,
Будем мы старательные!
Библиотекарь: Ребята, вам передаёт привет один сказочный персонаж, но привет не простой, а музыкальный. Послушайте песенку этого героя, и вы сразу узнаете, кто вам его прислал.
Звучит «Песенка Чиполлинно» из м/ф «Приключения Чиполлино» (слова: Самуил Маршак, музыка: Николай Пейко)
Библиотекарь: Как же зовут этого героя? (Чиполлино) А вот кто придумал и написал историю про Чиполлино и его друзьях, вы отгадаете сами: имя и фамилия складывается из первых букв изображенных слов.
Детей можно разделить на две команды. Одна – складывает имя писателя «Джанни», другая – фамилию – «Родари».
Библиотекарь: (демонстрирует фотографию писателя, помещает на магнитную доску) Джанни Родари, веселый, неунывающий, неистощимый на выдумки и очень добрый сказочник родился и вырос в солнечной Италии. Он подарил миру замечательную повесть-сказку «Приключения Чиполлино».
Демонстрация книги Д. Родари «Приключения Чиполлино»
Библиотекарь: И сегодня этот герой пришёл к нам в гости. Давайте на него посмотрим.
Детям показать либо игрушку Чиполлино, либо рисунок героя (помещается на магнитную доску), у которого в руках конверт.
Библиотекарь: Посмотрите, ребята, у Чиполлино есть письмо для вас. Давайте его прочитаем.
Текст письма
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Я прибыл из фруктово-овощной страны.
Её на карте мира не найдёте вы.
С собою я привёл друзей.
Мы будем с ними здоровей.
Они полезны и красивы,
Они содержат витамины!
Коробку смело открывайте,
Их очень радостно встречайте!
Библиотекарь: Как вы думаете, какие друзья Чиполлино находятся в коробке?
Библиотекарь показывает яркую коробку. Выслушиваются ответы, предположения детей. Библиотекарь подводит детей к ответу, что в коробке лежат овощи и фрукты.
Библиотекарь: А почему Чиполлино в своём письме написал, что «мы будем с ними здоровей»?
В овощах и фруктах очень много витаминов, они полезны для здоровья, вкусные, питательные и т. п.
Библиотекарь: Давайте заглянем в коробку и познакомимся с друзьями Чиполлино поближе. Только знакомство это будет необычным. Вы должны сами назвать друзей Чиполлино по его подсказкам.
На вырезанных трафаретах-луковичках написаны подсказки-вопросы от Чиполлино, которые помещены в корзинку Учащихся можно разделить на две команды. Представитель от каждой команды будет выбирать подсказку, команда читает её и даёт свой ответ.
Подсказки от Чиполлино:
1. Именно этот овощ в моей сказке собирал себе кирпичи на дом, а в другой французской сказке из этого овоща сделали карету. (Кум Тыква из «Приключения Чиполлино» Дж. Родари; тыква из сказки «Золушка» Шарля Перро)
Библиотекарь: (достаёт из коробки настоящую тыкву или муляж, картинку) В мякоти тыквы содержится много витамина D, который ускоряет рост детей. Тыкву рекомендуют кушать при многих болезнях.
2. Имя этого друга можно получить, сложив названия двух нот.
Один из родственников этого друга живёт в сказке братьев Гримм. Он так смеялся над горем своих приятелей, что лопнул от смеха. Плохо бы ему пришлось, но, на его счастье, сидел на берегу бродячий портной. Достал портной нитки и сшил обе половинки этого родственника. (Фа-соль, «Соломинка, уголёк и боб» братья Гримм)
Библиотекарь: (достаёт мешочек с фасолью, бобов)
В фасоли имеется много крахмала, белков и углеводов. Фасоль очень часто применяется в народной медицине для лечения множества заболеваний.
3. В коробке вы найдёте мешок, в котором спрятались мои друзья-овощи. Отгадайте их наощупь и скажите, какие из этих овощей из моей сказки.
В мешке лежат настоящие овощи: картошка, лук, чеснок, огурец, помидор, петрушка, редиска. Дети ощупывают каждый овощ в мешке и угадывают их, а затем обсуждают, какие овощи живут в сказке «Приключения Чиполлино».
Картошечка и Томатик – ребятишки
Кавалер, Синьор Помидор
Луковица Чиполлино и вся его семья
Редиска, помощница и подружка Чиполлино
Учитель Синьор Петрушка
4. Соберите всех моих друзей из стихотворения Юлиана Тувима «Овощи». Помните его начало?
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:…
Какие же овощи принесла хозяйка в этом стихотворении?
Детям предлагается набор картинок. Командам необходимо выбрать только те овощи, который упоминаются в стихотворении Ю. Тувима: картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. После того, как дети сделали свой выбор, зачитывается или одним из детей рассказывается это стихотворение полностью.
Юлиан Тувим «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
Библиотекарь: Хозяйка из этого стихотворения приготовила замечательный овощной суп из овощей. Как вы считаете, это блюдо полезное? (Ответы детей) А какое полезное блюдо приготовили бы вы из этих и других овощей –друзей Чиполлино?
Командам предлагается из набора картинок «Овощи» выбрать те овощи, из которых команда приготовила бы одно полезное блюдо. Необходимо перечислить все выбранные овощи и сказать, что бы приготовила команда: салат, рагу, овощные запеканки, котлеты, борщ и т.д.
Библиотекарь: Замечательные, а самое главное, очень полезные блюда у вас получились. Но вот, что произошло однажды у этих овощей.
Инсценировка «Спор овощей» И. Семенова
Эту сценку можно подготовить заранее с учащимися класса или с дошкольниками и показать её для младших школьников.
Ведущий:
Урожай у вас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста.
Баклажаны синие
Красный помидор
Затевают длинный
И серьезный спор:
Кто из них, из овощей,
И вкуснее и нежней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Выскочил горошек –
Ну и хвастунишка!
Горошек (весело):
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Ведущий:
От обиды покраснев,
Свекла проворчала…
Свекла важно:
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки,
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска (скромно):
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Ведущий:
Тут надулся помидор,
И промолвил строго…
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!
Лук:
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый… Лук!
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно):
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Все:
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно! (стук в дверь. Овощи замолкают)
Все:
Кто-то, кажется стучит… (появляется Айболит)
Это доктор Айболит!
Айболит:
Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Все:
– Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезен?
Айболит (расхаживая):
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все без исключенья,
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
5. Этого моего друга поделили по справедливости в известной считалочке. Всем досталось: и ежу, и чижу, и утятам, и котятам, и бобру, и даже волку. Только волку досталась кожура моего друга. («Мы делили апельсин» Людмила Зубкова)
Библиотекарь: (достаёт из коробки апельсин)
Молодцы! Вы вспомнили эту считалочку. А помните песенку, которую исполняли в мультике? Давайте её послушаем.
Звучит песня из мультфильма «Апельсин» из цикла «Весёлая карусель» (слова: Л. Зубкова, музыка: И. Егиков)
Библиотекарь: А кто из вас знает, каким витамином богат апельсин? (Витамин С.) А чем полезен этот витамин?
Он помогает нам быть бодрыми, энергичными. Витамин С помогает нашим кровеносным сосудам быть крепкими.
6. Следующий мой друг не живёт в моей сказке, зато его можно встретить во многих других. В некоторых русских народных сказках он дарит молодость, поэтому его и называют молодильным. В одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина он стал причиной глубокого сна красавицы-царевны. Как называются эти сказки? И что это за друг? (Яблоко, русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Библиотекарь: (достаёт из коробки яблоко)
А ведь недаром в сказках яблоки называют молодильными. Кто ест много яблок, тот сохраняет своё здоровье, силу и молодость.
7. Следующая моя приятельница очень скрытная, но если проявить старание, то можно её насобирать целый кувшинчик. Именно так и получилось у девочки в сказке Валентина Катаева. «Одну беру, на другую смотрю, третью примечаю, четвёртая мерещится», - приговаривала девочка Женя, собирая в лесу мою приятельницу. Что это за сказка и как зовут мою подружку? («Дудочка и кувшинчик» В. Катаев, земляника)
Библиотекарь: (достаёт из коробки изображение земляники, помещает её на магнитную доску)
А земляника – это что?
Ягода
Очень вкусная ягода, ароматная и очень полезная. Свежие ягоды земляники возбуждают аппетит, предупреждают заболевания желудка.
8. Проведите аукцион ягод. Постарайтесь вспомнить как можно больше вкусных и полезных ягод-моих друзей.
Аукцион ягод
Команды по очереди называют ягоды: малина, вишня, крыжовник, смородина, клубника, брусника, ежевика, шиповник, черника, морошка, шелковица, абрикос и др.
9. Отгадайте загадку.
Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье —
Ароматное... (варенье).
Я принёс из своей фруктово-овощной страны разные виды варенья. Попробуйте по запаху угадать, из каких ягод или фруктов приготовлены эти сладости.
Заранее готовятся несколько тарелок с вареньем (малиновое, клубничное, вишневой, абрикосовое, яблочное и др.). Представителю команды завязывают глаза, он нюхает варенье и предполагает, из чего оно приготовлено. Если ребёнок сомневается или даёт неправильный ответ, то ему открывают глаза. Он пытается определить варенье по виду и вкусу.
10. Прочтите начало стихотворения Сергея Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»:
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд! -
Прикрывает Юля рот.
- Супик?
- Нет...
- Котлетку?
- Нет... -
Стынет Юлечкин обед.
- Что с тобою, Юлечка?
- Ничего, мамулечка!
- Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
- Не могу, мамулечка! -
Мама с бабушкой в слезах -
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач -
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят -
И зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
Попробуйте вспомнить, что едят разные звери в этом стихотворении.
Командам предлагается набор карточек, на одних из которых написаны названия зверей, а на других пища. Детям необходимо собрать пары «зверь-пища».
Конь – овёс
Пёс – кость
Воробьи – зерно
Слон – фрукты
Медведь – мёд
Обезьяна – банан
Кабан – жёлуди
Стриж – мошка
Мышь – сыр
Когда команды справятся с заданием, зачитывается продолжение стихотворения. По ходу чтения дети проверяют правильность выполнения задания.
С хрустом Конь жует овес.
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон -
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр швейцарский
Любит Мышь... -
Попрощался с Юлей врач -
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
- Накорми меня, мамуля!
Библиотекарь: Можно ли совсем ничего не кушать, как делала Юля в стихотворении? Скажите, пожалуйста, почему Юля всё-таки попросила кушать у мамы? (Ответы детей)
Библиотекарь: Вот мы с вами и познакомились со всеми друзьями весёлого Чиполлино. Посмотрите внимательно на всех друзей Чиполлино. Правильно ли мы предположили в начале занятия, что друзья Чиполлино – это овощи и фрукты? (Дети могут добавить и ягоды.)
Что вы можете сказать о его друзьях? (Полезные, вкусные, содержат много витаминов, лечат разные болезни и т. п.)
Кто из сказочных друзей Чиполлино вам понравился больше всего и почему? (Ответы детей)
Какой вывод мы можем сделать в конце нашего занятия?
Библиотекарь: Спасибо за работу! Желаю вам крепкого здоровья и хорошего настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный час.
Урок проводится в городской библиотеке, с использованием литературной игры. В первой части урока -беседа о появлении книги, об умении быть хорошим читателем , инсценировка детьми ст...
Библиотечные уроки
Библиотечные уроки учитель проводит с цельб обучения ориентировки детей в " море книг" и для успешного формирования информационных умений и навыков у детей младшего школьного возраста....
Библиотечный урок "О том как создавались книги"
"Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная глубина"....
Библиотечный урок «Суем свой нос в любой вопрос»
Библиотечный урок о первых энциклопедиях, игра по энциклопедии «Что такое? Кто такой?» для учащихся 3-х классов...
«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов
Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...
Формы современных интерактивных библиотечных мероприятий. Литературный квест. Библиотечный квилт.
Выступление на семинаре...
Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»
Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»...