Библиотечный час.
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Урок проводится в городской библиотеке, с использованием литературной игры.
В первой части урока -беседа о появлении книги, об умении быть хорошим читателем , инсценировка детьми стихотворения Ильиной "Две книжки". Рассказ работника читального зала о том, как книга повлияла на выбор его профессии.
Во второй части - непосредственно литературная игра. В ней участвуют две команды, которые представляют свое название и девиз. Ребята отгадывают по фотороботу героев книг, определяют как устроена книга, рекламируют свои книги, отвечают на музыкальные вопросы, соотносят автора книги и ее название, отгадывают, какие персонажи потеряли предмет, принадлежащий им. А в конце урока подведение итогов и вручение подарков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibliotechnyy_chas.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.о. Балашиха Московской обл.
Библиотечный час.
Цель урока.
Привлечение внимания младших школьников к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепление живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.
Задачи урока.
- Развитие у школьников уважения к книге.
- Воспитание уважения к книге.
- Включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
- Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
- Позиционирование городской библиотеки как интеллектуального и информационного досугового центра.
- Консолидация усилий школьных коллективов, родителей для поддержки библиотек и популярности чтения.
Урок проводится в форме заседания «Клуба Почемучки» с использованием литературной игры.
Оборудование: 1. Музыкальные фрагменты из м/ф «Кот Леопольд», «Каникулы в Простоквашино», Как львенок и черепаха пели песню», «Бременские музыканты».
2. Карточки с названием произведений и карточки с авторами этих произведений.
3. Карточки с изображением туфельки, корзинки с пирожками, яйца, сапога, стрелы, невода с рыбкой, банки с вареньем, телефона.
4. Выставка книг, названия которых упоминаются на занятии.
5. Эмблемы команд.
Библиотекарь. Здравствуйте, ребята! Давайте начнем нашу встречу с загадки:
Склеена, сшита, без дверей,
А закрыта.
Кто ее открывает,
Тот много знает.
(книга)
Книга - удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие – то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.
Книга поможет
Узнать обо всем:
Про одежду и дом,
Про собаку и кошку.
Про всех понемножку.
В веселых стихах
О разных часах;
О числах и счете
Тоже прочтете.
О мудрости древней,
Про лето в деревне.
Веселые стихотворения
Про изобретения,
Про случаи в школе
И про добычу соли.
Всего и не счесть.
Не лучше ль прочесть?
Кто же придумал книгу? Кто стал самым первым чудесником?
Никто. Такого изобретателя не существует. Ведь люди с незапамятных времен рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, только вот записывать все это научились не сразу. Но вот появились буквы. Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… И долгое время книги были рукописными.
Представляете, сколько труда уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки!
Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины. Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз разноцветием переплетов. И все-таки современная книга сохранила в своем облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских работников и множества других.
А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем? (Ответы детей.)
Сейчас мы с вами услышим одну историю и попробуем сделать правильные выводы.
Инсценировка стихотворения Ильина «Две книжки».
Ведущий. Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
1 книжка. – Ну, как твои делишки?
Ведущий. Одна спросила у другой.
2 книжка. – Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
1 книжка. – Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу –
О них и говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Ни как – нибудь, а на «отлично».
2 книжка. Ну, мой на тройках едет еле-еле.
И даже двойку получил на той неделе.
Ведущий. В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книжки и тетрадки,
Какой ты ученик.
Библиотекарь. Какую книгу приятнее держать в руках? А что для этого надо делать?
Народная мудрость гласит, что «Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.
Очень часто книги помогают в выборе профессии. И у нас сегодня на уроке гость, который расскажет о том, какую роль в выборе его профессии сыграла книга. Это…(заведующая читальным залом библиотеки).
Учитель. А сейчас мы посмотрим, как хорошо и много вы читаете. Мы проведем литературную игру «Знатоки литературы».
Представление команд.
1 команда «Читатели».
Девиз «Чтобы много знать, надо много читать».
2 команда «Книголюбы»
Девиз «С книгой поведешься – ума наберешься».
ИГРА
На лепестках ромашки написаны рубрики игры. В середине стоит юла со стрелочкой. Команды по очереди крутят юлу и получают задание.
- «Следствие ведут…»
У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил приметы всех интересующих его людей. Вот посмотрим, какие персонажи попали в нашу картотеку. Вам предстоит узнать литературного героя по моему описанию.
Предлагаем фоторобот.
- Животное. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни-Пух)
- Мальчик. Родители-бедняки. Издает стойкий запах лука. На голове зеленый хохолок. Опасен! Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино)
- Пожилой мужчина. Столяр. Особые приметы: нос сизого цвета. (Джузеппе)
- Животное. Место обитания-Африка. Отличительная черта характера-любопытство. Особые приметы: после встречи с крокодилом на реке Лимпопо его нос стал очень длинным. (Слоненок из сказки Р. Киплинга)
- Кукла. Место работы: кукольный театр. Отличительная черта характера: воспитанность. Особая примета- волосы голубого цвета. (Мальвина)
- Человек. Сделан из железа. Профессия: дровосек. Боится воды. Самое заветное желание- получить сердце.(Железный дровосек. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
- Животное. Место жительства – деревня Простоквашино. Профессия – охотник. Происхождение – «из простых, не из породистых».(Пес Шарик)
- «Портрет книжки»
А знаете ли вы как устроена книга? Чтобы стать умелым читателем, надо знать как она устроена. Тогда даже не начав читать, ты узнаешь о чем она.
- Она защищает книгу от повреждений и придает ей нарядный вид. Она подскажет, кто автор книги и как она называется.(Обложка)
- На нем обычно написано то же что и на обложке, но более подробно. На его обороте или в самом конце книги обычно сообщается ,для людей какого возраста она написана. (Титульный лист)
- Это короткий рассказ о книге. Иногда это 2-3 фразы, но о самом главном. Перед тем как взять книгу, прочтите его. Это поможет сделать правильный выбор. (Аннотация)
- Это может быть рисунок, фотография, чертеж, если книга про то как сделать что-то своими руками, или про то, как устроена машина, прибор. (Иллюстрация)
- В нем перечислены все произведения, вошедшие в книгу в том порядке, в каком они напечатаны в ней. (Содержание)
- Иногда в конце книги автор помещает текст, в котором объясняет значение непонятных слов. Например, читая книгу о море или путешествиях, необходимо знать морские термины , чтобы понять о чем идет речь. (Словарь)
- «Реклама».
По игроку от каждой команды рекламируют книгу.
- «Музыкальные вопросы».
Угадайте по песенным фрагментам, из каких произведений они взяты.
- «Кот Леопольд»
- «Каникулы в Простоквашино»
- «Как львенок и черепаха пели песню»
- Бременские музыканты»
- «Угадай-ка»
Работа в командах. Соедини автора и его произведение.
«Снежная королева» Х.К. Андерсен.
«Барсучий нос» К.Г. Паустовский.
«Листопад» И. Бунин.
«Фантазеры» Н.Н. Носов
«Уж небо осенью дышало…» А.С. Пушкин
- «Бюро находок»
Угадайте, какому герою и из какой сказки принадлежат следующие предметы. Попробуйте назвать автора этих произведений.
(На карточках нарисованы предметы из сказки)
- Туфелька («Золушка» Ш. Перро)
- Стрела (Р.н.с. «Царевна-лягушка»)
- Сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро)
- Яйцо (Р.н.с. «Курочка Ряба»)
- Невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
- Телефон («Телефон» К.И. Чуковский)
- Банка с вареньем («Малыш и Карлсон» А. Линдгрен)
- Корзинка с пирожками (Р.н.с. «Маша и медведь»)
Подведение итогов игры. Награждение игроков.
Библиотекарь. Наше занятие хотелось бы закончить словами Франческо Петрарко: «В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечные уроки
Библиотечные уроки учитель проводит с цельб обучения ориентировки детей в " море книг" и для успешного формирования информационных умений и навыков у детей младшего школьного возраста....
Библиотечный урок "О том как создавались книги"
"Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчетная глубина"....
Библиотечный урок «Суем свой нос в любой вопрос»
Библиотечный урок о первых энциклопедиях, игра по энциклопедии «Что такое? Кто такой?» для учащихся 3-х классов...
Внеклассное мероприятие - библиотечный урок. Тема: "Источники информации".
Библиотечный урок. Тема: "Источники информации". Цель: показать младшим школьникам возможности библиотечно-информационного центра....
«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов
Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...
Формы современных интерактивных библиотечных мероприятий. Литературный квест. Библиотечный квилт.
Выступление на семинаре...
Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»
Доклад «Реорганизация ШБ в Информационно-библиотечные центры как фактор качественного иного оснащения и организации библиотечного пространства в школе по требованиям ФГОС.»...