Конспект занятия "Окружающая среда и здоровье человека"
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему
Занятие "Окружающая среда и здоровье человека" рассчитано на обучающихся 10-11 лет, направлено на формирование представления о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека. Знакомит обучающихся с химическими, биологическими и физическими загрязнениями, их влиянием на человека. Занятие содержит всё необходимое оборудование (информационные листы, проверочную карточку, шкалу силы звука и т.д.) и может быть проведено как проект (в конце занятия ребята создают продукт - памятку "Как обезопасить себя от химического (биологического, физического) загрязнения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchaya_sreda_i_zdorove_cheloveka_zanyatie.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово
Окружающая среда и здоровье человека
занятие по экологии для учащихся четвёртого года обучения
Составитель: Катохина Ольга Николаевна педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной» |
Кемерово
2014
Цель: формирование представлений о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека.
Задачи:
- Рассмотреть типы загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека.
- Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Формировать интерес к проблемам сохранения природы, развивать умение работать в группах.
- Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и своё здоровье.
Методы и приемы:
- проблемный метод;
- наглядные методы;
- беседы с демонстрацией;
- работа с информационным листом;
- работа в группах;
- сравнение;
- самостоятельная работа по карточкам.
Оборудование: плакат «Виды загрязнений окружающей среды», информационные листы по видам загрязнений, листы с вопросами для составления сообщений, шкала силы звука, проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека», таблица «Загрязнения», плакат «Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека», памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».
План занятия:
- Сообщение темы и цели занятия.
- Работа в группах «Виды загрязнений окружающей среды».
- Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека».
- Памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».
- Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
- Сообщение темы и цели занятия.
Природа для человека является средой жизни. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Только впоследствии люди стали понимать, что окружающая среда и здоровье человека взаимосвязаны. Нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение среды представляет опасность для здоровья людей. Мало того, что люди болеть стали чаще, болезни теперь труднее излечиваются, появляются новые, ранее неизвестные — ситуация ухудшается катастрофически [1].
- Как же сохранить природу и своё здоровье? Сегодня, ребята, мы попробуем ответить на этот вопрос. Запишите тему занятия «Окружающая среда и здоровье человека».
- Работа в группах «Виды загрязнений окружающей среды».
- Итак, что же такое загрязнение?
- Под загрязнением понимают любые изменения воздуха, вод, почв или пищевых продуктов, оказывающие нежелательное воздействие на здоровье, выживаемость или деятельность человека.
- Существует несколько видов загрязнений окружающей среды. Познакомимся с химическими, биологическими и физическими загрязнениями. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы. Каждая группа приготовит небольшое сообщение о своём виде загрязнения. Для этого я раздам каждой группе информационный лист (см. Приложение 1), в котором изложена информация о виде загрязнения, и лист с наводящими вопросами (см. Приложение 2). Ответы на эти вопросы и будут вашим кратким сообщением. Первая группа приготовит сообщение о химических загрязнениях окружающей среды, вторая группа – о биологических загрязнениях, третья группа – о физических загрязнениях [8].
- Давайте обсудим полученные сообщения (при обсуждении физических загрязнений участникам всех групп педагог раздаёт шкалу силы звука (см. Приложение 3)).
Смотрим шкалу интенсивности шума. Уровень звукового давления измеряется в децибелах. Шум в 20-30 децибелов (дБ) – практически безвреден. Допустимые нормы шума: для жилых помещений днем – до 40 дБ, ночью – до 30 дБ, для рабочих мест – до 80 дБ. Превышение показателей неблагоприятно сказывается на здоровье. Звук в 130 дБ может вызывать различные болевые ощущения, звук в 150 дБ – непереносимый для человека.
Врачи утверждают, что при регулярном шуме происходит нарушение сна, снижение работоспособности, быстрая утомляемость человека.
Шум негативно влияет на органы слуха, в первую очередь воспринимающие звуковые колебания и прежде всего, поражается при действии шума. Это объясняется поражением внутреннего уха.
Основные проявления воздействия шума – головная боль, чувство тяжести в голове, повышенная раздражительность, усиление агрессивности, снижение памяти, внимания, умственной активности, Шум обладает свойством суммироваться, то есть звуковые раздражения, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.
- Ребята, теперь вы знаете о химических, биологических и физических загрязнениях окружающей среды. Посмотрите на плакат «Виды загрязнений окружающей среды» и сравните свои ответы. Какой можно сделать вывод? (окружающая среда сильно загрязнена, это очень опасно для здоровья человека).
- Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека».
- Ребята, предлагаю вам проверить свои знания о видах загрязнения окружающей среды с помощью проверочной карточки. Вклейте таблицу «Загрязнения» в тетрадь. Прочитайте предложения. Запишите в каждую колонку соответствующий номер предложения (см. Приложение 4).
- Памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».
- Каким образом загрязнённая среда влияет на здоровье человека, нам поможет узнать плакат «Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека». Мы можем увидеть, что ухудшение состояния воздуха, воды и почвы вызывает различные заболевания.
- Как же спастись от вредного влияния окружающей среды?
- Предлагаю вам, ребята, снова разделиться на 3 группы и составить памятку «Как обезопасить себя от химического загрязнения» (для первой группы), «Как обезопасить себя от биологического загрязнения» (для второй группы), «Как обезопасить себя от физического загрязнения» (для третьей группы).
- Обсудим результаты вашей работы (представители всех групп по очереди зачитывают предложения) (см. Приложение 5).
- Подведение итогов занятия.
- Сегодня на занятии мы узнали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Но чтобы спастись от вредного влияния окружающей среды, продлить долгую и счастливую жизнь, нужно, прежде всего, научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.
Список использованных источников
- Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.
- Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. 12-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 602 с.
- Мансурова О.Ю. Здоровье человека и окружающая среда. - М.: Издательство Электив, 2007. – 112 с.
- Новиков Ю. В.Экология, окружающая среда и человек. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 736 с.
- Семёнова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
- Соковня – Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. -М.: Академия, 1998.
- Экология. Под ред. Тягунова Г.В., Ярошенко Ю.Г. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 2005. - 504 с.
- Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду // Природопользование: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2008. – С.80-87.
Химические загрязнения окружающей среды
В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду в больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадают в почву, воздух и воду, затем переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую и, в конце концов, попадают в организм человека.
На земном шаре практически невозможно найти место, где не было бы загрязняющих веществ. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов.
К химическим загрязнениям окружающей среды относятся: тяжелые металлы, химические отходы производства, ядохимикаты, пластмассы.
Кратковременное воздействие небольшого количества таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека большого количества может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоги, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.
Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, асбест и многие ядохимикаты вызывают раковые заболевания. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить. Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают даже больше вредных веществ, чем он сам.
Биологические загрязнения окружающей среды
В природной среде часто встречаются биологические загрязнения, вызывающие у человека различные заболевания. Это болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке.
Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Одни из них способны жить вне организма человека всего несколько часов. Другие могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет. Для третьих окружающая среда является естественным местом обитания. Для четвертых - другие организмы, например дикие животные, являются местом сохранения и размножения.
Часто источником инфекции является почва, в которой постоянно обитают возбудители разных болезней, в том числе некоторых грибковых заболеваний. В организм человека они могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.
Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников необходимо перед питьем кипятить.
Грипп, коклюш, дифтерия, корь и другие болезни вызывают возбудители из воздуха при кашле, чихании и даже при разговоре больных людей.
Особую группу составляют инфекционные болезни, передающиеся при пользовании вещами больного человека, например, полотенцем, носовым платком, предметами личной гигиены. К ним относятся венерические болезни (СПИД), сибирская язва.
Люди и домашние животные могут заражаться болезнями, попадая на территорию природного очага. К таким болезням относят чуму, сыпной тиф, клещевой энцефалит, малярию, сонную болезнь.
В некоторых жарких странах, а также в ряде районов нашей страны встречается инфекционное заболевание водяная лихорадка. В нашей стране возбудитель этой болезни обитает в организмах полевок обыкновенных, широко распространенных в лугах около рек. Человек может заразиться при попадании в его организм воды, загрязненной выделениями грызунов.
Физические загрязнения окружающей среды
Физическое загрязнение – это привнесение в экосистему источников энергии (тепла, света, шума, вибрации, электромагнитного, радиоактивного излучений и т.п.), отрицательно влияющих на здоровье человека.
Физическое загрязнение делится на тепловое, световое, шумовое, электромагнитное, радиоактивное.
Тепловое загрязнение - это увеличение температуры среды в связи с выбросами в атмосферу промышленных выбросов нагретого воздуха, сброс в водоемы нагретых сточных вод (нарушаются условия нереста рыб, повышается зараженность рыб паразитами).
Световое загрязнение – это осветление человеком ночного неба искусственными источниками света, приводящими к изменениям обычной жизни растений и животных.
Шумовое загрязнение – это раздражающий шум, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Источниками шума являются все виды транспорта, промышленные предприятия, бытовая техника. В жилых помещениях большое число источников шума: работающие лифты, вентиляторы, насосы, телевизоры, громкие разговоры и т. д. Происходит постепенное ослабление слуха, заболевание нервной, сердечно-сосудистой системы, психические расстройства.
Электромагнитное загрязнение - это совокупность электромагнитных полей, негативно влияющих на здоровье человека. Поля повышенной вызывают расстройства нервной системы, головную боль, утомляемость, бессонницу и т.д.
Радиоактивное загрязнение – это загрязнение радиоактивными веществами при ядерном взрыве в результате выпадения радиоактивных осадков, при техногенных авариях (утечках из ядерных реакторов, утечках при перевозке и хранении радиоактивных отходов).
Радиоактивные вещества, попавшие на кожу человека, можно смыть водой. Однако они проникают внутрь организма вместе с питьевой водой, вдыхаемым воздухом и пищей, которую мы едим. Радиоактивные атомы излучают большое количество энергии в виде электромагнитных волн и заряженных частиц. Радиация разрушает живые клетки и ослабляет защиту организма от различных болезней.
Приложение 2
Листы с наводящими вопросами
1 группа
Химические загрязнения окружающей среды
1. Что относится к химическим загрязнениям окружающей среды?
________________________________________________________________________
2. Каким путём химические загрязнители попадают в организм человека?
________________________________________________________________________
3. Как влияет химические загрязнения на здоровье человека?
________________________________________________________________________
2 группа
Биологические загрязнения окружающей среды
1. Что относится к биологическим загрязнениям окружающей среды?
________________________________________________________________________
2. Каким путём заражается организм человека?
________________________________________________________________________
3. Как влияют биологические загрязнения на здоровье человека?
________________________________________________________________________
3 группа
Физические загрязнения окружающей среды
1. Что такое физическое загрязнение окружающей среды?
________________________________________________________________________
2. Какие виды физического загрязнения бывают?
________________________________________________________________________
3. Как влияют физические загрязнения на здоровье человека?
________________________________________________________________________
Приложение 3
Шкала силы звука
Приложение 4
Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека»
Задание: заполни таблицу, записывая в каждую колонку соответствующий номер предложения.
- Различные химические вещества, как правило, отходы производства.
- При попадании в организм большими дозами способны привести к острому отравлению и даже смерти.
- Болезнетворные микроорганизмы, вирусы.
- Звуки в 20-30 дБ.
- Звуки в 80 и более дБ.
- Попадая в организм, вызывают инфекционные болезни.
- Способны вызвать малярию, холеру.
- Вызывают нервно-психические заболевания, расстройства сердечно-сосудистой системы.
- Попадают в организм человека при дыхании, с продуктами питания и водой.
- Вызывают ухудшение или потерю слуха.
- Заражают организм воздушно-капельным путём, при тесном контакте с больным или через переносчиков.
ЗАГРЯЗНЕНИЯ | ||
Химические | Биологические | Физические |
Правильные ответы
ЗАГРЯЗНЕНИЯ | ||
Химические | Биологические | Физические |
1, 2, 9 | 3, 6, 7, 9, 11 | 5, 8, 10 |
Приложение 5
ПАМЯТКА
«Как обезопасить себя от химического загрязнения»
1. ___________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________
ПАМЯТКА
«Как обезопасить себя от биологического загрязнения»
1. ___________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________
ПАМЯТКА
«Как обезопасить себя от физического загрязнения»
1. ___________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________
Примерные варианты памятки
ПАМЯТКА
«Как обезопасить себя от химического загрязнения»
- Научиться дышать носом, что способствует частичному очищению вдыхаемого воздуха и перед сном промывать нос.
- Не бегать вдоль автомобильных дорог, т.к. глубокое дыхание увеличивает поступление вредных веществ в организм.
- Как можно чаще, не менее двух раз в неделю, независимо от времени года, выезжать за город. Бывать в лесу (березовом, сосновом, дубовом) не менее 200 часов в год.
- В домашних условиях содержать растения, очищающие воздух.
- Проветривание помещений (желательно утром).
- Уборка всех помещений должна проводиться только влажным методом.
- Пить отстоянную или фильтрованную воду.
- Мыть овощи и фрукты перед употреблением в пищу и очищать кожицу у фруктов, т.к. в ней могут находиться нитраты, отравляющие организм.
ПАМЯТКА
«Как обезопасить себя от биологического загрязнения»
- Мыть руки перед едой и после улицы.
- Не есть грязные овощи и фрукты.
- Не пить воду из родников, колодцев, и других природных источников.
- Не трогать бездомных и диких животных и не подходить к ним близко.
- Регулярно ставить профилактические прививки.
- Проветривать комнаты несколько раз в день и перед сном.
- В период эпидемии гриппа или других заболеваний избегать места массового скопления людей.
ПАМЯТКА
«Как обезопасить себя от физического загрязнения»
- Не включать одновременно много электроприборов. В спальне их количество сократить до минимума.
- Не спать головой к углу комнаты (обычно излучение от многих источников «собирается» в углах).
- Чаще проветривать помещение: это позволит снизить загрязнение воздуха испарениями из-за работающих мониторов ПК, экрана телевизора и др.
- Как можно меньше разговаривать по сотовому телефону. Заряжать его на расстоянии 5 метров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.
Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
Открытый урок по предмету "Живой мир" на тему:"Окружающая среда и здоровье человека"
Краткая аннотация урокаУрок живого мира по теме: Окружающая среда и здоровье человекаТип урока: урок открытия новых знанийУМК: "Перспектива"Базовый учебник: «Живой мир» Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О...
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека...
Конспект урока развития речи в 4 классе «Здоровье человека. Понятие о "здоровом образе жизни". Отличие больного человека от здорового. Режим дня школьника. Сон и его значение в жизни человека. Режим питания.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса корреционных школ.Комбинированный урок....
Окружающая среда и здоровье человека
Окружающая среда и здоровье человека...
Урок мира природы и человека "Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы"
Урок-конференция разработан для 3-4 класса-комплекта детей с ОВЗ (УО). Соединяет близкие по содержанию темы 3 и 4 года обучения....