Урок мира природы и человека "Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы"
план-конспект урока по окружающему миру (3, 4 класс)
Урок-конференция разработан для 3-4 класса-комплекта детей с ОВЗ (УО). Соединяет близкие по содержанию темы 3 и 4 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mira_prirody_i_cheloveka.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мира природы и человека
тема: Окружающая среда и здоровье человека. Охрана природы.
Категория обучающихся: обучающиеся с ОВЗ (ИН) 3/4 класса-комплекта
Тип урока: Обобщение и закрепление изученного материала.
Цель урока: Формирование у обучающихся представлений о взаимодействии в системе «человек-природа»
Форма проведения: урок-конференция
Задачи:
1) образовательные: научить выполнять правила защиты окружающей среды как средства сохранения своего здоровья. Дать представление о науке- экология.
2) коррекционно-развивающие: коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся, через выполнение заданий Коррекция и развитие связной устной речи обучающихся, через составление предложений, ответов на вопросы, обогащение словарного запаса. Коррекция и развитее личностных качеств учащихся, эмоционально волевой сферы.
3) воспитательные: воспитание чувства ответственности обучающихся к сохранению своего здоровья через охрану окружающей среды.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности, вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
Регулятивные: адекватно использовать ритуалы школьного поведения, активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, делать простейшие обобщения.
Средства обучения: учебник, памятки, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, презентация, иллюстрации, материалы для проведения опытов, таблички со словами.
Ход урока
- Орг.момент.
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок.
-Постараемся понять,
Интересное узнать.
- Введение в тему.
- А начну я урок с совсем простого вопроса. Все ли помнят, как называется наш учебный предмет? (Мир природы и человека) А значит, изучаем мы на этих уроках …. (природу и человека)
На доску помещаются таблички ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА.
- И сегодня, пожалуй, один из наиболее важных уроков по этому предмету. Попробуем сегодня определить, как же взаимосвязаны человек и природа.
- Итак, мои дорогие третьеклассники и четвероклассники!
Серьезные проблемы сегодня будем решать,
Наблюдать, анализировать, спорить, рассуждать.
На какой же вопрос нам предстоит найти ответ?
Давайте откроем этот конверт (1 слайд с электронным письмом)
Наш класс получил видеописьмо от одного необычного существа.
(демонстрируется видеоролик до 1,15с.)
3.Формулирование темы и целей урока учащимися.
-Как вы думаете, что этот человечек нам хотел рассказать? На что пожаловаться? (На плохую окружающую среду, из-за которой у него возникают проблемы со здоровьем) Можем ли мы назвать его здоровым в первой части видео? Как он себя чувствовал в городе? Почему?
-А как он чувствует себя на природе? Какое у него настроение? Почему?
Итак, тема нашего урока: «Окружающая среда и здоровье человека.» (слайд 2)
- Сегодня мы постараемся выяснить некоторые причины загрязнения окружающей среды,
- А еще все вместе будем учиться заботиться о природе.
- Наш урок пройдёт не совсем обычно - в форме научно-практической конференции, то есть мы проведем большое совещание групп.
4. Актуализация опорных знаний
Исходя из названия конференции, сегодня на ней присутствуют научные сотрудники Комитета Здравоохранения и Комитета Защиты природы. (Дети заранее распределены в 2 группы (группы смешанные- 3/4 кл)за 2 рабочих стола. У каждого табличка-бейдж «старший научный сотрудник» (4 кл) и «младший научный сотрудник» (3кл))
- Уважаемые коллеги, готовы ли вы показать свои научные знания?
1) – В таком случае для начала предлагаю определить, что же такое здоровье человека? (Когда человек весёлый, радостный, бодрый, энергичный. Когда ничего не болит)
-А что у человека может болеть? (дети перечисляют разные внутренние органы….)
- – И вторая задача: определить, что же такое природа?
(Это все, что нас окружает. Природой нельзя назвать то, что сделано руками человека)
- Мы все знаем, что природа бывает … (живая и неживая)
Задание: составить из слов известную фразу. Объяснить ее значение.
(Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!) (фраза остается на доске в течение урока)
- Какие объекты природы упоминаются в этой фразе? Это объекты живой или неживой природы?
5. Изучение нового материала
Первичное усвоение новых знаний.
- Вот теперь я точно знаю, что вы готовы к серьезной беседе. И поэтому хочу поделиться с вами как с молодыми учеными своим беспокойством.
Недавно я посмотрела телевизионную передачу и очень расстроилась. Знаете, почему? В Тихом океане потерпел кружение танкер, который перевозил нефть, и много нефти вылилось в воду. Диктор неоднократно говорил: «Окружающей среде нанесён большой вред. Окружающая среда в опасности». Ребята, а как вы думаете, что такое окружающая среда? (ответы детей)
Значит, окружающая среда – это всё, что находится вокруг нас: и дорога, и деревья, и водоёмы, и дома, в которых мы живём.
Давайте попробуем это смоделировать.
(Дети работают с конструктором и пластмассовыми игрушками)
1 группа – постройте домик для этого человека
2 группа – природа: лес, река…
Соединяем, обобщаем:
- Каждый из нас живёт в доме со стенами, крышей, полом. Как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом, в общем для всех доме – на природе. В этом доме тоже есть крыша, стены, пол. В каждом нашем доме чистота и уют, потому что у нас есть много помощников. А как вы думаете, ребята, легко ли природе поддерживать чистоту и порядок?
-Посмотрите, пожалуйста, еще одно видео. (м/ф «Мальчик и Земля» - до слов «Как мне заботиться о тебе?...» 1,40с)
- Что случилось с нашей планетой? (она заболела) Значит, мы можем говорить не только о здоровье человека, но и о здоровье природы? (добавляем на доску табличку ЗДОРОВЬЕ к табличкам ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА)
- Итак, ребята, сегодня мы как научные сотрудники должны выяснить общие причины нарушения здоровья человека и природы и подумать, как же исправить эту ситуацию.
Практическая деятельность
Любая наука опирается на опыты или эксперименты. Значит, и мы начнем с небольших исследований.
Эксперимент 1.
-Отгадайте загадку
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (вода)
Цель:
Помочь детям увидеть, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности воды.
Ход эксперимента
Нальём в контейнер воды – это и будет наша речка. Затем добавим немного масла, чтобы на поверхности образовалась хорошо заметная плёнка – «нефть, попавшая в реку из танкера». Предложить детям очистить воду от масла, не сливая её через трубочку. (Дать возможность придумать собственные способы очистки воды: – можно попробовать очистить через вороночный фильтр – неэффективно). Нужно показать детям, как можно это сделать: снять прищепку с трубочки и слить воду в подставленную банку. В результате в банке будет чистая вода, а масло останется в контейнере.
- Можно ли «слить» речку или море? Сколько понадобится времени и сил, чтобы очисть реку, ведь она во много раз больше нашего контейнера.
Разливы нефти представляют серьёзную опасность для живой природы.
(Фото на слайде: загрязнение воды)
- Вопрос к Комитету здравоохранения. Скажите, пожалуйста, влияет ли загрязнение воды на здоровье человека? Какие органы страдают в первую очередь? (пищеварительные: желудок, печень; органы чувств: кожа и др.)
Эксперимент 2
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (воздух)
Проведем опыт по измерению загрязнения воздуха. Мы с вами заранее приготовили карточки (ватные диски), которые оставляли в разных местах на улице. А теперь давайте их рассмотрим.
Карточка №1 висела на заборе рядом с дорогой, где проезжают автомобили. Возьмем лупу и посмотрим. Что мы увидели? (Карточка стала грязной).
Карточку №2 я относила в гараж, где ремонтировали машину, посмотрите, что получилось? Нам не понадобилась даже лупа. Карточка вся грязная.
Карточка № 3 находилась в помещении, где люди курят.
Карточка №4 - на нашем участке, рядом с деревьями.
(Фото на слайде: загрязнение воздуха)
- Предлагаю послушать старшего научного сотрудника Комитета защиты природы …. (4-классника), который сообщит нам об опасности загрязнения воздуха. (читает текст на с. 60 учебника МПиЧ 4 кл, 2ч.)
- Уважаемые специалисты Комитета здравоохранения, как вы думаете, влияют ли частицы газов и загрязнений на нас? Какие органы особенно страдают? (Воздух становится грязный, нам тяжело дышать, мы чаще болеем. Страдают легкие, сердце, головной мозг, органы чувств)
Физкультминутка (с элементами дыхательной гимнастики)
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись. (руки вверх)
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Дышим носом глубоко-
Поднимаемся легко.(Потягивание.)
Наклоняемся вперёд'
Прогибаемся назад. .
Как деревья ветер гнёт'
Так качаемся мы в лад-(Наклоны взад-вперёд.)
Головой теперь покрутим-
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот.(повороты головой в стороны.)
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Эксперимент 3.
Самый верхний слой земельный,
В ней растут трава, деревья,
Плодородием обладает,
Как ее все называют? (почва)
Демонстрируется прозрачный контейнер с землей, в которой можно увидеть различный мусор: пластиковый пакет, трубочку от сока, фантик, бум. этикетку, лампочку, стеклянный пузырек, батарейку, пробку от бутылки, скорлупу, кожуру и т.д.
-Как все это туда попало?
(Убираем. Вспоминаем правила сортировки мусора. Сортируем по контейнерам)
- Слово предоставляется старшему научному сотруднику …. (текст на с.62)
Делаем вывод:
- Какими должны оставаться на нашей планете воздух, вода, почва? Выберите слово-признак:
Грязные, красивые, чистые, разноцветные, съедобные.
(дети составляют словосочетания: «чистый воздух», «чистая вода», «чистая почва»)
6. Закрепление нового материала (кейс-метод)
Дети делятся по классам.
3 класс.
Работа по учебникам
- Откройте учебники и рассмотрите картинку на (3 кл. -стр. 58; 4 кл. – с.60). Сравните картинки. Обсудите в группе:
-Нравиться вам такая природа? Почему?
-Найдите примеры загрязнения окружающей среды.
- Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.
- Человек может своими поступками, как сберечь природу планеты, так и погубить её. Человек сам наносит вред природе.
4 класс
Прочитайте текст. Составьте «Цепь загрязнения»
Как происходит загрязнение окружающей среды?
- Собрались на небе тучи, и пролился на сухую землю летний дождик. Как хорошо! Листья умоются, трава зазеленеет, земля напьётся, да и человеку угодить под прохладный дождичек – одно удовольствие. А что вымокнет – не беда: высохнет рубашка.
Она и высохла. Глянул на неё хозяин – глазам не поверил: была новой и целой, а стала как решето – вся в мелких дырочках. Глядит на деревья – листья пожелтели, трава пожухла. Вот так дождик. Страшный дождик, опасный и ядовитый. А почему? Один завод дымит, два завода дымят, сто заводов дымят. Дымят оттого, что в топках горят уголь и нефть, а в них обязательно есть сера, которая попадает в воздух. Получается едкая серная кислота. Вот тебе и ядовитый дождик.
Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.
- Загрязнение атмосферы
- Кислотные дожди
- Загрязнение почвы
- Загрязнение растений
- Продукты питания
- Болезни человека
(Ядовитый дым загрязняет воздух, выпадают кислотные дожди, почва впитывает влагу, растения и животные питаются загрязненной травой, кормами. И в результате вредные вещества попадают в продукты питания).
- И не трудно догадаться, кто же пострадает? (Человек)
7. Итог урока
Давайте же досмотрим историю Мальчика и Земли (м/ф с 1.40 до конца)
- Итак, уважаемые мои юные ученые! Мы с вами сегодня поднимали очень важные проблемы. Какие? (-Как влияет человек на окружающую среду и как это наше влияние потом отражается на нашем собственном здоровье?) (рисую обратные стрелочки между словами ЧЕЛОВЕК и ЗДОРОВЬЕ)
- Значит, какой вывод мы должны сделать? (…)
- Конечно, мы подняли далеко не все вопросы защиты природы. И на следующих уроках обязательно продолжим наш разговор. Будем говорить о том, как беречь живую природу: растения и животных.
Рефлексия.
Теперь по традиции нужно вынести проект решения конференции.
Зачитаем хором (со слайда):
Давайте будем беречь планету
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей Вселенной совсем одна.
Что будет делать без нас она?....
-В знак согласия поставьте свои печати вокруг нашей цветущей планеты -они в форме разноцветных сердечек (дети сами выбирают цвет).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок «Окружающего мира» в 4 классе по теме: «Здоровый человек - здоровый сон. О правильном питании»
На данном уроке формируютсся у учащихся представления о здоровом сне, о правильном питании, значении питания для человека. На подготовительном этапе ск...
«Формирование элементарных знаний о природе и ее пользе для здоровья человека у детей с задержкой психического развития».
В данной статье описываются методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с природой. Даны описания конкретных методов работы с природным материалом . Отмечено положительное влияние природы на...
Конспект занятия "Окружающая среда и здоровье человека"
Занятие "Окружающая среда и здоровье человека" рассчитано на обучающихся 10-11 лет, направлено на формирование представления о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье чел...
Открытый урок по предмету "Живой мир" на тему:"Окружающая среда и здоровье человека"
Краткая аннотация урокаУрок живого мира по теме: Окружающая среда и здоровье человекаТип урока: урок открытия новых знанийУМК: "Перспектива"Базовый учебник: «Живой мир» Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О...
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека...
Окружающая среда и здоровье человека
Окружающая среда и здоровье человека...
Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник). Охрана природы.» (2 класс)
Цель урока: формирование представлений о заповедниках о. Врангеля и Большой Арктический.Задачи урока: Дидактические:1. Формировать представление о заповеднике как хранителе природы.2....