Деятельностный подход в формировании навыков ЗОЖ
рабочая программа по зож на тему

Мичкова Александра Александровна

Пояснительная записка к программе "Две недели в лагере здоровья" курса внеурочной деятельности "Разговор отправильном питании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podkhod.doc381 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №111»

________________________________________________________________________

630015 г.Новосибирск –15, ул.Промышленная 1/1 тел./факс 279-05-64,  E-mail: sch_111_nsk@.ru

ИНН 5401141858  КПП 540101001

Номинация:

Внедрение новых государственных образовательных стандартов

Тема:

Деятельностный подход в формировании навыков здорового образа жизни при реализации программы внеурочной деятельности

«Разговор о правильном питании»

Подготовили:

Прохорова Александра Александровна,

учитель начальных классов Высшей категории;

Щетинина Мира Алексеевна,

учитель начальных классов Высшей категории

г. Новосибирск, 2014 г.

Пояснительная записка к рабочей программе «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких в 3-4 классах «Две недели в лагере Здоровья»

        Цель программы «Разговор о правильном питании»- формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.

        Данный УМК «Две недели в лагере Здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является ее содержательным продолжением.

        Он предназначен для детей 3-4 классов, познакомившихся с первой частью программы «Разговор о правильном питании», и состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагогов.

        УМК  «Две недели в лагере Здоровья» предназначается для реализации воспитательных и образовательных задач:

-расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;

-формирование навыков правильного питания как составной части ЗОЖ;

-формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

-пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

-просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

        Содержание УМК «Две недели в лагере Здоровья» отвечает следующим принципам:

-возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;

-научная обоснованность-содержание УМК базируется на данных исследований в области питания детей;

-практическая целесообразность-содержание УМК отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;

-динамическое развитие и системность- содержание, цели и задачи УМК определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в ходе реализации первой части программы «Разговор о правильном питании», учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

-необходимость и достаточность представляемой информации-детям предоставляется только тот объем информации, касающейся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в жизни;

-модульность структуры УМК может используется на базе нашей школы при включении в учебный план, во внеклассной работе и внеурочной деятельности;

-культурологическая сообразность, являющаяся отражением традиций народа;

-социально-экономическая адекватность.

        Планируемые результаты:        

-сознательность выбора полезных продуктов;

-оценивание рациона и режима питания с точки зрения ЗОЖ;

-социальная адаптация.

         УМК «Две недели в лагере Здоровья» включает в себя 14 тем, а также формы и методы реализации, носящие игровой характер. Обеспечивает условия для активного включения детей и родителей в процесс, стимулирует активность.

        Задания рабочей тетради предполагают как самостоятельную, так и коллективную, семейную деятельность.

        Формы организации занятий:

-сюжетно-ролевые игры ( темы №4,5,6,9);

-чтение по ролям (все темы);

-рассказ по картинкам (1,4,5,6,13);
-выполнение самостоятельных заданий;

-игры, конкурсы, викторины (1,5,6,9,10);

-мини-проекты (2,13,7,11,12,13);

-совместная работа с родителями (3,5,6,8)


Тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких в 3-4 классах «Две недели в лагере Здоровья»

Тема

Теория

Практика

1

3 класс

Давайте познакомимся!

1

4

2

Из чего состоит наша пища

2

3

3

Что нужно есть в разное время года

4

1

4

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

2

3

5

Где и как готовят пищу

2

3

6

Как правильно накрыть стол

1

4

7

Молоко и молочные продукты

1

3

8

4 класс

Блюда из зерна

2

3

9

Какую пищу можно найти в лесу

2

3

10

Что и как можно приготовить из рыбы

2

3

11

Дары моря

2

3

12

Кулинарное путешествие по России

1

4

13

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

1

4

14

Как правильно вести себя за столом

1

3

Итого

68 часов

Деятельностный подход в формировании навыков здорового образа жизни при реализации ФГОС

1. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования составлена с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

-неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

-факторы риска, имеющие место в ОО, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последующему году обучения;

-чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обуславливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучия в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

-активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения и привычек;

-особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни, главным образом, как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

2. Из чего же складывается понятие здоровья?

Выделяют три составляющих здоровья - «Багаж здоровья»:

1

2

3

Физическое или физиологическое здоровье, которое характеризуется оптимальным и соответствующим возрасту развитием и совершенной работой всех органов и систем организма.

Высокий уровень интеллектуального развития, способность к постоянному самообразованию и самовоспитанию, стремление и умение в любом возрасте учиться и познавать мир.

Психологическое или нравственное здоровье (социальное) - умение контактировать с людьми, доброжелательность и уважение ко всем окружающим, готовность к сотрудничеству и способность к эффективной совместной деятельности.

Совершенно здоровый человек должен быть обязательно и ярко умен, и разносторонне талантлив, и добр.

Инструменты создания «Багажа здоровья»:

1)Первым и очень важным является правильное питание, которое обеспечивает организм всеми необходимыми питательными веществами для роста, развития и оптимальной  работы всех органов и систем. Питание должно быть полноценным и в качественном и в количественном отношении.

2)Вторым - наличие оптимальной тренирующей нагрузки на все мышцы, органы чувств, функциональные структуры и органы.

Для мышц-тренировка и физические упражнения; для мозга-обучение, впечатления, общение; для иммунной системы-прививки и опыт пренесенных заболеваний.

3)Третьим – гигиеническое образование человека, воспитание навыков поведения, сберегающего здоровье (своевременные прививки, отказ от вредных привычек, профилактика травм и инфекционных заболеваний, защита от неблагоприятных факторов окружающей среды).

Остановимся на правильном питании.

Наша задача направить детей на то, чтобы они учились правильно выбирать продукты, составлять меню и правильно есть, соблюдая режим питания и режим дня в целом, следить за чистотой своего тела, заниматься физкультурой и есть полезные продукты.

3. Институтом питания РАМН составлены (рекомендации) рекомендации по выбору продуктов для детского питания.

Рациональность  питания

1)Пирамида правильного питания

  2)Энергетическая ценность питания

        Главное назначение пищевых веществ – обеспечение энергией всех жизненных процессов. Питание должно обеспечивать энергозатраты и рост ребенка. Общий суточный калораж рациона в среднем составляет 1000+100 n калорий, где n – количество лет ребенка.

  3)Обогащение витаминами и микроэлементами

        Рацион должен быть богат по ассортименту. Включать в себя не менее 500 г. овощей, фруктов и ягод в сутки, соки разных цветов, морепродукты, рыбные жиры, мясо и субпродукты, различные по ассортименту злаки и бобовые. Целесообразно, особенно в зимнее время, принимать поливитаминные препараты.

4)Вредные продукты

В настоящее время очень остро встала проблема употребления населением, а соответственно и детьми, опасных для жизни продуктов:

1)Продукты с высоким гликемическим индексом, которые широко предлагают нам рестораны быстрого питания («Фаст-фуд»,  сладости – сахар, мед, хлеб из белой муки, пирожные и другая сладкая выпечка, сладкие газированные напитки). Чем выше гликемический индекс, тем больше глюкозы поступает в кровь. А человек тем самым приближается к диабету.

2)Продукты, содержащие пищевые добавки (красители, консерванты, антиоксиданты, стабилизаторы, эмульгаторы, усилители вкуса и аромата и другие, так называемые Е-добавки.) С их помощью производители делают товар наиболее привлекательным но менее полезным. Заменители удешевляют товар, так как используются вместо натуральных ингредиентов. Уже не секрет, что такие добавки не только опасны для здоровья, но и вызывают своеобразную зависимость и потребность организма в постоянном их потреблении. Ученые разделил Е-добавки на группы:

-подозрительные(104, 122, 141, 150, 171, 173, 241, 477);

-опасные(102, 110, 120, 124, 127, 129, 155, 180, 201, 220, 222, 223, 224, 228, 233, 242, 270, 400, 401, 402, 403, 404,  405, 501, 502, 503, 620, 636, 637);

-очень опасные(123, 510, 513, 527);

-запрещенные(103, 105, 111, 121, 123, 125, 126. 130, 152. 216, 952);

-способствующие развитию рака(131, 142, 153, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 219, 230, 216, 240, 249, 252, 280, 281, 282, 283. 330, 954);

-повышающие уровень холестерина(338, 339,340, 341, 450, 451, 452, 453, 454,461, 462, 463, 465, 466)

Все эти добавки находятся в различных продуктах: абсолютно все  продукты «Фаст-фуд», всевозможные чипсы, кириешки, орешки, разнообразные шоколадные батончики, кексики, рулетики, газировки и многое-многое другое.

4. Для реализации программы внеурочной деятельности по ФГОС составляем методическую разработку серии игр «Морской бой». 

Еще с давних времен люди понимали, что правильное питание – залог здоровых и долгих лет жизни. Очень много трудов здоровому питанию посвятил Авиценна. Одно из его изречений мы взяли девизом нашей работы: «В еде не будь до всякой пищи падок. Знай точно время, место, распорядок»

Первая серия игр посвящена здоровому питанию. В каждой серии есть семь тем по семи цветам радуги. Так как радуга и есть – радость, позитивное настроение, а значит и здоровье.

Согласно требованиям ФГОС, задания оцениваются по уровням, помогают формированию УУД. В каждой теме есть три поля. В каждом поле по 9 вопросов разной сложности. Ребенок выбирает ту цифру, насколько он уверен в себе. 1-5 вопрос - базовый уровень, 6-7-достаточный, 8-9-повышенный.

В течение учебного года дети сделали много творческих работ по правильному питанию, на занятиях пробовали готовить салаты из полезных продуктов. В настоящее время готовятся работы на городской конкурс «Разговор о правильном питании» в номинации «Кулинарное путешествие». Разумеется, что активное участие в таких мероприятиях принимают родители учащихся.

В стадии разработки серия игр по гигиене и физической активности под девизом: «Каждый охраняет жизнь, здоровье, где спорт, физкультура!»(также по семи цветам радуги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся

Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...

Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ЭТА СТАТЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ,КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОСОЗНАННО И ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ, СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ТЕКСТОМ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА,ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ....

Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в ...

Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"

Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....

Статья " Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников "

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили....

Публичное представление педагогического опыта «Деятельностный подход в формировании навыка ЗОЖ младшего школьника»

В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого п...