Деятельностный подход в формировании навыков ЗОЖ
рабочая программа по зож на тему
Пояснительная записка к программе "Две недели в лагере здоровья" курса внеурочной деятельности "Разговор отправильном питании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_podkhod.doc | 381 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №111»
________________________________________________________________________
630015 г.Новосибирск –15, ул.Промышленная 1/1 тел./факс 279-05-64, E-mail: sch_111_nsk@.ru
ИНН 5401141858 КПП 540101001
Номинация:
Внедрение новых государственных образовательных стандартов
Тема:
Деятельностный подход в формировании навыков здорового образа жизни при реализации программы внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
Подготовили:
Прохорова Александра Александровна,
учитель начальных классов Высшей категории;
Щетинина Мира Алексеевна,
учитель начальных классов Высшей категории
г. Новосибирск, 2014 г.
Пояснительная записка к рабочей программе «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких в 3-4 классах «Две недели в лагере Здоровья»
Цель программы «Разговор о правильном питании»- формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Данный УМК «Две недели в лагере Здоровья» реализуется в рамках программы «Разговор о правильном питании» и является ее содержательным продолжением.
Он предназначен для детей 3-4 классов, познакомившихся с первой частью программы «Разговор о правильном питании», и состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для педагогов.
УМК «Две недели в лагере Здоровья» предназначается для реализации воспитательных и образовательных задач:
-расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
-формирование навыков правильного питания как составной части ЗОЖ;
-формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
-пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
-просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Содержание УМК «Две недели в лагере Здоровья» отвечает следующим принципам:
-возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
-научная обоснованность-содержание УМК базируется на данных исследований в области питания детей;
-практическая целесообразность-содержание УМК отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей младшего школьного возраста;
-динамическое развитие и системность- содержание, цели и задачи УМК определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в ходе реализации первой части программы «Разговор о правильном питании», учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
-необходимость и достаточность представляемой информации-детям предоставляется только тот объем информации, касающейся правильного питания, которым они реально могут воспользоваться в жизни;
-модульность структуры УМК может используется на базе нашей школы при включении в учебный план, во внеклассной работе и внеурочной деятельности;
-культурологическая сообразность, являющаяся отражением традиций народа;
-социально-экономическая адекватность.
Планируемые результаты:
-сознательность выбора полезных продуктов;
-оценивание рациона и режима питания с точки зрения ЗОЖ;
-социальная адаптация.
УМК «Две недели в лагере Здоровья» включает в себя 14 тем, а также формы и методы реализации, носящие игровой характер. Обеспечивает условия для активного включения детей и родителей в процесс, стимулирует активность.
Задания рабочей тетради предполагают как самостоятельную, так и коллективную, семейную деятельность.
Формы организации занятий:
-сюжетно-ролевые игры ( темы №4,5,6,9);
-чтение по ролям (все темы);
-рассказ по картинкам (1,4,5,6,13);
-выполнение самостоятельных заданий;
-игры, конкурсы, викторины (1,5,6,9,10);
-мини-проекты (2,13,7,11,12,13);
-совместная работа с родителями (3,5,6,8)
Тематическое планирование программы «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких в 3-4 классах «Две недели в лагере Здоровья»
№ | Тема | Теория | Практика |
1 | 3 класс Давайте познакомимся! | 1 | 4 |
2 | Из чего состоит наша пища | 2 | 3 |
3 | Что нужно есть в разное время года | 4 | 1 |
4 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом | 2 | 3 |
5 | Где и как готовят пищу | 2 | 3 |
6 | Как правильно накрыть стол | 1 | 4 |
7 | Молоко и молочные продукты | 1 | 3 |
8 | 4 класс Блюда из зерна | 2 | 3 |
9 | Какую пищу можно найти в лесу | 2 | 3 |
10 | Что и как можно приготовить из рыбы | 2 | 3 |
11 | Дары моря | 2 | 3 |
12 | Кулинарное путешествие по России | 1 | 4 |
13 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен | 1 | 4 |
14 | Как правильно вести себя за столом | 1 | 3 |
Итого | 68 часов |
Деятельностный подход в формировании навыков здорового образа жизни при реализации ФГОС
1. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования составлена с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
-неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
-факторы риска, имеющие место в ОО, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последующему году обучения;
-чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обуславливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучия в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
-активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения и привычек;
-особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни, главным образом, как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
2. Из чего же складывается понятие здоровья?
Выделяют три составляющих здоровья - «Багаж здоровья»:
1 | 2 | 3 |
Физическое или физиологическое здоровье, которое характеризуется оптимальным и соответствующим возрасту развитием и совершенной работой всех органов и систем организма. | Высокий уровень интеллектуального развития, способность к постоянному самообразованию и самовоспитанию, стремление и умение в любом возрасте учиться и познавать мир. | Психологическое или нравственное здоровье (социальное) - умение контактировать с людьми, доброжелательность и уважение ко всем окружающим, готовность к сотрудничеству и способность к эффективной совместной деятельности. |
Совершенно здоровый человек должен быть обязательно и ярко умен, и разносторонне талантлив, и добр.
Инструменты создания «Багажа здоровья»:
1)Первым и очень важным является правильное питание, которое обеспечивает организм всеми необходимыми питательными веществами для роста, развития и оптимальной работы всех органов и систем. Питание должно быть полноценным и в качественном и в количественном отношении.
2)Вторым - наличие оптимальной тренирующей нагрузки на все мышцы, органы чувств, функциональные структуры и органы.
Для мышц-тренировка и физические упражнения; для мозга-обучение, впечатления, общение; для иммунной системы-прививки и опыт пренесенных заболеваний.
3)Третьим – гигиеническое образование человека, воспитание навыков поведения, сберегающего здоровье (своевременные прививки, отказ от вредных привычек, профилактика травм и инфекционных заболеваний, защита от неблагоприятных факторов окружающей среды).
Остановимся на правильном питании.
Наша задача направить детей на то, чтобы они учились правильно выбирать продукты, составлять меню и правильно есть, соблюдая режим питания и режим дня в целом, следить за чистотой своего тела, заниматься физкультурой и есть полезные продукты.
3. Институтом питания РАМН составлены (рекомендации) рекомендации по выбору продуктов для детского питания.
Рациональность питания
1)Пирамида правильного питания
2)Энергетическая ценность питания
Главное назначение пищевых веществ – обеспечение энергией всех жизненных процессов. Питание должно обеспечивать энергозатраты и рост ребенка. Общий суточный калораж рациона в среднем составляет 1000+100 n калорий, где n – количество лет ребенка.
3)Обогащение витаминами и микроэлементами
Рацион должен быть богат по ассортименту. Включать в себя не менее 500 г. овощей, фруктов и ягод в сутки, соки разных цветов, морепродукты, рыбные жиры, мясо и субпродукты, различные по ассортименту злаки и бобовые. Целесообразно, особенно в зимнее время, принимать поливитаминные препараты.
4)Вредные продукты
В настоящее время очень остро встала проблема употребления населением, а соответственно и детьми, опасных для жизни продуктов:
1)Продукты с высоким гликемическим индексом, которые широко предлагают нам рестораны быстрого питания («Фаст-фуд», сладости – сахар, мед, хлеб из белой муки, пирожные и другая сладкая выпечка, сладкие газированные напитки). Чем выше гликемический индекс, тем больше глюкозы поступает в кровь. А человек тем самым приближается к диабету.
2)Продукты, содержащие пищевые добавки (красители, консерванты, антиоксиданты, стабилизаторы, эмульгаторы, усилители вкуса и аромата и другие, так называемые Е-добавки.) С их помощью производители делают товар наиболее привлекательным но менее полезным. Заменители удешевляют товар, так как используются вместо натуральных ингредиентов. Уже не секрет, что такие добавки не только опасны для здоровья, но и вызывают своеобразную зависимость и потребность организма в постоянном их потреблении. Ученые разделил Е-добавки на группы:
-подозрительные(104, 122, 141, 150, 171, 173, 241, 477);
-опасные(102, 110, 120, 124, 127, 129, 155, 180, 201, 220, 222, 223, 224, 228, 233, 242, 270, 400, 401, 402, 403, 404, 405, 501, 502, 503, 620, 636, 637);
-очень опасные(123, 510, 513, 527);
-запрещенные(103, 105, 111, 121, 123, 125, 126. 130, 152. 216, 952);
-способствующие развитию рака(131, 142, 153, 210, 211, 212, 213, 214, 215, 219, 230, 216, 240, 249, 252, 280, 281, 282, 283. 330, 954);
-повышающие уровень холестерина(338, 339,340, 341, 450, 451, 452, 453, 454,461, 462, 463, 465, 466)
Все эти добавки находятся в различных продуктах: абсолютно все продукты «Фаст-фуд», всевозможные чипсы, кириешки, орешки, разнообразные шоколадные батончики, кексики, рулетики, газировки и многое-многое другое.
4. Для реализации программы внеурочной деятельности по ФГОС составляем методическую разработку серии игр «Морской бой».
Еще с давних времен люди понимали, что правильное питание – залог здоровых и долгих лет жизни. Очень много трудов здоровому питанию посвятил Авиценна. Одно из его изречений мы взяли девизом нашей работы: «В еде не будь до всякой пищи падок. Знай точно время, место, распорядок»
Первая серия игр посвящена здоровому питанию. В каждой серии есть семь тем по семи цветам радуги. Так как радуга и есть – радость, позитивное настроение, а значит и здоровье.
Согласно требованиям ФГОС, задания оцениваются по уровням, помогают формированию УУД. В каждой теме есть три поля. В каждом поле по 9 вопросов разной сложности. Ребенок выбирает ту цифру, насколько он уверен в себе. 1-5 вопрос - базовый уровень, 6-7-достаточный, 8-9-повышенный.
В течение учебного года дети сделали много творческих работ по правильному питанию, на занятиях пробовали готовить салаты из полезных продуктов. В настоящее время готовятся работы на городской конкурс «Разговор о правильном питании» в номинации «Кулинарное путешествие». Разумеется, что активное участие в таких мероприятиях принимают родители учащихся.
В стадии разработки серия игр по гигиене и физической активности под девизом: «Каждый охраняет жизнь, здоровье, где спорт, физкультура!»(также по семи цветам радуги).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся
Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...
Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников
В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ЭТА СТАТЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ,КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОСОЗНАННО И ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ, СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ТЕКСТОМ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА,ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ....
Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в ...
Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"
Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....
Статья " Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников "
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили....
Публичное представление педагогического опыта «Деятельностный подход в формировании навыка ЗОЖ младшего школьника»
В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого п...