Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников
методическая разработка на тему

Соковец Людмила Николаевна

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в несколько раз, будет затруднено. В этой работе даны этапы формирования навыков чтения на основе деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Соковец Людмила Николаевна

Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников (слайд №1)

Значение книги в жизни человека огромно. Даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. (слайд №2)

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».

В.А. Сухомлинский

По оценкам психологов на успеваемость школьников влияют более 200 факторов. 40 из ни х являются наиболее важными. Естественно, что все их в работе учесть просто невозможно. Однако, существует фактор номер один, влияние которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов. Это – техника чтения.

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в несколько раз, будет затруднено.

В основе теории поэтапного формирования умственных действий  лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие, как усвоение знаний, навыков, умений, происходит постепенного перехода внешней деятельности во внутренний умственный план. последовательность обучения на основе деятельностного подхода слагается из отдельных этапов.

Этапы формирования навыков чтения на основе деятельностного подхода следующие: (слайд №3)

1. Развитие речевого аппарата.

2. Развитие внимания к зрительному образу читаемого.

3. Расширение оперативного поля чтения.

4. Развитие смысловой догадки.

5. Овладение пониманием значения слов, сближение восприятия и понимания текстов.

6. Увеличение скорости чтения вслух и про себя.

Предлагаемые мною занимательные упражнения направлены на формирование у детей интереса к процессу чтения. Они помогают научиться читать быстро, правильно и осознанно в процессе разнообразной деятельности.

Урок  литературного чтения лучше начинать с игровой разминки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения.

Дыхательное упражнение

«Одуванчик». (слайд №4)

     Представьте, что в руках   у вас одуванчик. Пробуем сдуть с него пушинки. Сначала слабо дуем, потом сильнее, в конце – сильно. После каждого выдоха быстро вдыхаем.

(раздаточный материал

Упражнения для  развития диафрагмально-реберного дыхания.

  1. «Цветочный магазин».

     Исходное положение – стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный плавный.

Упражнение повторить 3-4 раза.

  1. «Свеча».

     Возьмите узкую полоску бумаги и, представьте себе, что это свеча, дуйте на неё. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний – бумажка контролирует ровность дыхания. Вариант этого упражнения: задуйте 3, 5 … 10 свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечку.

  1. «Проколотый мяч».

     Представьте себе, что у вас на уровне груди большой резиновый мяч. Он проколот. Если на него нажимать, слышно, как выходит воздух. Иммитируйте звук подражательным «сссс …». Нажимайте на мяч ладонями легко, без усилий, выдох должен быть плавным, энергичным, не ослабевающим к концу.

  1. «Звукоподражание».

     Это упражнение тренирует  различные виды  выдыхания.

Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, писк комара, стрекот сороки, рокот мотора, звук звонка и т.д.

  1. Вдох на счет 1, 2, 3.

Медленный плавный выдох на счет 1 – 15.

  1. «Чай у бабушки».

     Представьте себе, что вы в гостях у бабушки в деревне и пьете чай из блюдца. В руке держим воображаемое блюдце, отпиваем чай (вдох), «АХ!» (резко выдыхаем) Чай вкусный.

   Чистоговорки  и скороговорки нужны для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.

Технология работы: При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Они не должны проглатываться учениками, а должны четко проговариваться. (слайд № 5)

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение на произнесение звуков и звукосочетаний:

       би, бэ, ба, бо, бу,

     бы, бе, бя, бе, бю

     би-би-бип,  

     бэ-бэ-бэп,  

     бо-бо-боп

(слайд № 6)

Чистоговорки  и скороговорки

 Виды чтения:  

вслух  

жужжащее чтение (вполголоса)

чтение с чётким проговариванием по слогам

целыми словами

шёпотом  

чтение в парах

по ролям  

«цепочкой»  

«про себя»  

за диктором

 за учителем

(слайд № 7)

  • ря-ря-ря – синие моря;
  • рю-рю-рю – репу я варю;

  • ярь-ярь-ярь – новый букварь; ри-ри-ри – горят фонари;

  • ре-ре-ре – санки на горе;
  • орь-орь-орь – у Андрюши корь

Выработка выразительного чтения с помощью речевых разминок (слайд № 8)

На горе Арарат растет крупный виноград?

Технология проведения зрительных диктантов: на доске пишут шесть предложе­ний и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени читают его про себя, стараясь запомнить. Время экспозиции небольшое (от 4 до 7 секунд). По истечении времени учитель убирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Особенность такова: если первое предложение содержит всего 2 слова , 8 букв, то последнее предложение состоит уже из 14 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 букве. Время работы со всеми 12 наборами составляет примерно два месяца. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если учащиеся не запоминают, что писали, этот набор следует повторить. Когда предложения становятся длинными, набор повторяется 4-5 дней. (слайд № 9)

Основные правила проведения этой работы:

  1. Ежедневность.
  2. Чтение предложения происходит молча.
  3. Записи ведутся на листочках.  
  4. Записи собираются, не проверяются и не возвращаются.  
  5. Задания можно усложнять.
  6. Повторение написания наборов предложений.

При такой ежедневной работе развивается оперативная память, школьники усваивают смысл предложений, читать им становится интересно, и поэтому процесс обучения идет гораздо быстрее и качественнее.

Есть все диктанты в электронном виде.

Давайте напишем такой диктант.  (слайд № 9-13)

ВЕСНОЙ ОЖИВАЕТ ВСЯ ПРИРОДА.

 (5 секунд)

НА ЛЕСНОЙ ОПУШКЕ РАСЦВЕЛ

ПОДСНЕЖНИК.

(7 секунд)

В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ ДЫШИТСЯ

ЛЕГКО И СВОБОДНО.

(7 секунд)

 Я проверяю, довожу написание безошибочного написания всех предложений, это ещё и вырабатывает орфографическую зоркость.

        

Раздаточный материал

Тексты зрительных диктантов

№ 1 (от 8 до 15 букв)

  1. Тает снег.
  2. Бегут ручьи.
  3. Светит солнце.
  4. Появились лужи.
  5. Чирикают воробьи.
  6. Наступила весна.

№ 2 (от 12 до 23 букв)

1.  Трещат морозы.

2.  Холодно зимой.

3. Спрятались звери.

4.  В норке спит лиса.

5.  В берлоге спит медведь.

6. Зайка притаился под кустом.

№ 3 (от 15 до 22 букв)

1. Прилетели птички.

2. Ярко  светит  солнце.

3.  Распускаются листочки.

4.  Весело журчат ручейки.

5. В окно повеяло весною.

6.  Скоро весь лес зазеленеет.

№ 4 (от 19 до 25 букв)

1. Пролетело  жаркое лето.

2. Листья на деревьях пожелтели.

3. Уныло глядят опустевшие поля.

4. Умолкли звонкие голоса птиц.

5. Редко   светит   солнышко.

6. Наступила   осенняя пора.

№ 5 (от 18 до 29 букв)

1. Я хочу посадить цветы.

2. Я люблю розы и георгины.

3. Маме понравится моя клумба.

4. Я буду хорошо ухаживать  за    цветами.

5.  Буду поливать их и полоть.

6.  Цветы будут дарить людям радость.

№ 6 (от 22 до 27 букв)

1.  Дети пошли в лес за грибами.

2. Взяли с собой большие корзинки.

3. Саша первый  нашёл подберёзовик.

4. А Машеньке попался подосиновик.

5. Много в лесу разных грибов.

6. Ребята набрали полные корзинки.

№ 7 (от 21 до 35 букв)

1.  Федя решал задачу у доски.

2.  Задача никак не получалась.

3.  Федя очень старался.

4.   И вдруг пришла догадка.

5.  Федя быстро написал решение.

6.  Ему  понравилось преодолевать трудности.

№ 8 (от 23 до 43 букв)

1.   Мы  живём б Санкт-Петербурге.

2. Красивы улицы нашего города.

3.  Мы всегда любуемся старинными постройками.

4.  Широкие проспекты и узкие улочки — всё нам дорого.

5.  Хороша наша красавица Нева.

6. Приятно прокатиться по  Неве  на  речном трамвайчике.  

№ 9 (от 24 до 43 букв)

1. Летом   наша   семья жила на даче.

2.  Мы много купались и загорали на солнышке.

3.   В нашем озере можно   поймать   много рыбы.

4.  Рядом с нашей дачей растёт    смешанный лес,

5.   В этом лесу есть земляника, черника, малина, брусника.

6.  Нам нравится отдыхать летом на даче.

№ 10 (от 25 до 52 букв)

1. Поля   запорошило  белым снегом.

2. Весело лететь  с  высокой   горы   на   лыжах.

3. Мороз щиплет уши, нос и щёки, но мы его не боимся.

4. Зимние забавы радуют мальчишек и девчонок!

5. Они  очень любят  кататься на санках, лыжах и коньках.

6.  Очень хочется ребятам, чтобы зимний день подольше  не кончался.

№ 11 (от 32 до 43 букв)

1.Мальчики принесли из леса сухих веток.

2.Они хотели развести костёр, чтобы сварить уху.

3.Было слишком сыро, и костёр очень долго не 4.разжигался.

5.Тогда мальчики решили развести костёр под навесом

6.Наконец, уха готова: сколько радости у ребят!

№ 12 (от 32 до 55 букв)

1. Дедушка   Филипп   пасёт   коров   на   лугу.

2.  Мирно щиплют они зелёную сочную травку.

3.  Все  коровы  разные:  одни  белые  с  черными пятнами, другие — рыжие.

4. Ярко  светит  солнышко,  и  коровы  прячутся в тень под кусты.

5. Скоро дед Филипп погонит своих коров на водопой к реке.

Ежеурочные пятиминутки («жужжащее» чтение) (слайд №16) 

Ежеурочные пятиминутки («жужжащее» чтение) проводят в начале каждого урока. Во II классе время их сокращается до 2-3 минут. Эффективность обусловлена частотой тренировок.

2. Жужжащее чтение

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Такой способ чтения на уроке позволяет увеличить время тренажа в несколько раз..

Ежеурочные пятиминутки чтения.

Этот прием был заимствован в школах Монгольской народной республики, где монгольские дети читают по-русски лучше, чем русские дети. Оказывается, у каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, математика или рисование, начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.

Многократность чтения.(расчитка ) (слайд № 17) 

1 минута

1 минута

1 минута

30 секунд ( в темпе скороговорки)

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Первый раз текст читает учитель. После того как начало нового произведения прочитано учителем и осознано осмыслено учениками, предлагается начать чтение всем одновременно.

Второй раз ученики читают в течение 1 минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел прочитать.

Третий раз читают вновь, и каждый отмечает, сколько слов прочел. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Тренировка

Чтение в темпе скороговорки

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения. Отрывок текста следует читать скороговоркой в течении нескольких минут, читать чётко, проговаривая окончания.

Как учить читать дома

Если ребёнок не любит читать: щадящее чтение. Если школьник не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Этот приём обучения можно рекомендовать родителям. Необходимо читать часто, но мало. Желательно чтение перед сном, чтобы ребёнок лег спать с думой о книге. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью.

 слайд № 18 Еще двести лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий!»

Советы родителям

  • Необходимо читать часто, но мало
  • Желательно чтение перед сном, чтобы ребёнок лег спать с думой о книге.

Важна не длительность, а частота повторений. Важен эмоциональный эффект: книга – это интересно.

Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения в процессе деятельности, а значит, повышает у детей интерес к нему.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.В.А.Суомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало ...

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ЭТА СТАТЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ,КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОСОЗНАННО И ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ, СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ТЕКСТОМ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА,ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ....

Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"

Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....

Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.

Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....

Статья " Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников "

Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили....

Публичное представление педагогического опыта «Деятельностный подход в формировании навыка ЗОЖ младшего школьника»

В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого п...