ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
статья по теме
ЭТА СТАТЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ,КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОСОЗНАННО И ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ, СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ТЕКСТОМ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА,ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_pokhod_v_sovershenstvovanii_navykov_chteniya_mladshikh_shkolnikov.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в совершенствовании
навыков чтения младших школьников.
Важное место в жизни каждого культурного человека занимает чтение. Хорошая книга – и воспитание, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить счастливым , но не овладев математикой нельзя быть счастливым, не умея читать. « Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам» .Только тот ученик «читает», «который умеет читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить».[Светловская Н.Н. с.10]
А это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое традиционно характеризуется слиянием техники и понимания. Обучение восприятию и пониманию текста – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные , чем в прошлом, количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации. Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя, ведь именно в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность, возможность длительное время сохранять информацию и продуктивно её использовать. Но как научить ребёнка осознанно и правильно читать , сформировать навык работы с текстом большого объёма,определить уровень понимания прочитанного? Как провести учащихся к пониманию смысла текста, осознанию его содержания? Как сделать уроки чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по – своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы развивать детей в идейно – нравственном, эмоциональном и речевом направлениях. Как отмечает М. И. Оморокова [1,15], анализ существующей практики обучения чтению в начальной школе свидетельствует о том, что формированию действий и операций с помощью которых осуществляется процесс чтения, учителя мало уделяют внимания.
Этот процесс не всегда бывает целенаправленным и доведённым до самостоятельного овладения школьниками теми или иными действиями. Формирование учебных умений школьников в процессе их обучения чтению и самой читательской деятельности рациональнее всего начинать с работы над совершенствованием технических навыков в их сочетании с элементарным пониманием читаемого текста. Однако формирование этих умений возможно лишь на базе правильно организованной учебной деятельности, в результате которой у учащихся начальных классов постепенно происходит становление умений действий с текстовым материалом.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин , Н.Ф. Гольдина) в основе – идея с принципиальной осознанности внутренней и внешней деятельности человека. Умственное развитие как и усвоение знаний, навыков, умений, происходит путём интериоризации, т.е. поэтапным переходом высшей деятельности во внутренний умственный план. В результате такого перехода внешние действия с внешними предметами преобразуются в умственные – интериоризуются. При этом они подвергаются обобщению, вербализуются, сокращаются готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности. Последовательность обучения на основе деятельностного подхода слагается из отдельных этапов[2,23], опираясь на которые и в соответствии с классификацией упражнений, предложены эти этапы в следующем порядке:
- Развитие речевого аппарата.
- Развитие внимания к зрительному образу читаемого.
- Расширение оперативного поля чтения.
- Развитие смысловой догадки (антиципации).
- Овладение пониманием значения слов. Соблюдение восприятия и понимания текстов.
- Развитие гибкости и скорости чтения вслух и молча.
Для каждого из этапов были подобраны определённые группы упражнений, которые помогут отработать произношение гласных и согласных звуков и их сочетаний, литературное произношение, развить поле чтения и безошибочное восприятие слов, предложений при чтении, снизить интервал между восприятием и пониманием текста. Развить способность предугадывания последующих слов, предложений. Подборка упражнений осуществлялась в соответствии с методикой профессора И.П. Федоренко[3,82], что способствовало достижению результативности в совершенствовании навыков чтения: « важна не длительность, а частота тренировочных упражнений не то, что постоянно перед глазами ,а то, что мелькает(то нет, то есть).Именно это создаёт раздражение и запоминается». Поэтому, если хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма,до уровня навыка, вовсе не обязательно проводить длительное время упражнения, эффективнее давать упражнение короткими порциями. Но с большей частотой. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно действовать с текстом с помощью системы специальных упражнений и заданий, активно влияющих на основные параметры текста.
В соответствии с этапами деятельностного подхода в совершенствовании навыков чтения учащихся начальных классов предлагаются упражнения следующего вида:
I этап.
- Артикуляционная гимнастика:
- Г,ГГ,ГГГ(до пяти составляющих)
- Согласных в сочетании с гласными разных видов :СГ,ГС,ГСГ,ССГ и т.п.
- Упражнения для развития чёткости произношения:
- предложения со звукопроизносительным продолжением гласных ( стихотворимая форма);
- слоговое произношение с последующим проговариванием предложения (стихотворная форма);
- чтение несуществующих слов с похожими сочетаниями типа орка-орца; орта –орга…..;
- чтение слов с разным начальным содержанием;
- чтение труднопроизносимых слов;
- чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок и т.д., и т.п.
Все упражнения проводятся в различных вариантах произношения: шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и быстро и т.п.
II этап.
1)Какая буква, слог, слово лишнее?
- а, у, р, ы.
- ма, ра, ла, ны, са.
- речка, река, ручей, ручка, ручеёк.
2)Что общего в словах и чем они различаются?
- мел – мель;
- мал – мял;
- чистота – частота;
- девушка – дедушка.
- Какие слова спрятались?
- ецнлос, ансев,цясем ( «обратное чтение»);
- бродия, мешоколад, арайон(« три в одном»).
- Чтение согласных(гласных) по таблицам:
А | Н | К | О | Б |
Х | У | Р | Д | С |
Л | Ю | И | Ф | Е |
Э | М | Й | Ж | З |
П | Т | Ц | Ч | В |
Б | Т | М | П | В | Ч | Ф | К | Н | Ш | Л | Ж | З | Ц | С |
К | В | М | С | П | Л | Б | Ш | Г | Р | Д | Б | Л | С | Т |
и т.п.( учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда).
- Используя предыдущие ряды согласных, 1 ряд читает с одними гласными, второй – с другими и т.п.
III этап.
- Чтение слогов по треугольнику.
- Учащиеся смотрят на снежинку и читают слоги:
М | А | ||||||||
М | О | ||||||||
М | У | ||||||||
М | Ы | ||||||||
М | И |
- Учащиеся смотрят на цифру 1 и читают слоги:
2) Чтение слов по треугольнику: - учащиеся смотрят на снежинку и читают слова:
ВО | ДА | |||||||||
РЕ | КА | |||||||||
ОЧ | * | КИ | ||||||||
МУ | ХА | |||||||||
МЫ | ЛО |
- Чтение букв(слов) по квадрату:
- Внимание учащихся фиксируется на заштрихованном квадрате, предлагается наказывать буквы, не отводя взгляда от центра.
А | Н | К | О | Б |
Х | У | Р | Д | С |
Ч | Е | Ш | Ю | |
Ы | З | Т | Э | П |
Л | Я | Ц | В | Г |
Работа со слогами ведётся аналогично и т.д. и т.п.
IV этап.
- антиципация частей поговорок;
- антиципация частей диалога;
- антиципация связных текстов с использованием:
- решёток с разной шириной перепонок;
- затушёвывания частей слов, частей текста, отдельных букв и т.д. и т.
V этап.
Разные варианты упражнений в определении лексического значения слов, объяснения их смысла и употреблении в связных текстах ( предложениях). Использование разных грамматических поделок, чтение с пометками.
VI этап.
Эффективны упражнения, предложенные М.И. Оморокова [1], «Губы», «Угадай», «Финиш», «Фотоглаз», «Буксир», « Молния».
Эти упражнения только первая ступень в общей работе по совершенствованию навыков синтетического чтения младших школьников. В начальной школе формирование навыка чтения не заканчивается. Оно проходит длительное и многоплановое развитие: вначале ребёнок овладевает знаковой системой языка, затем учится читать с ориентировкой на гласный, далее осваивает чтение синтагмами. Трудности обучения синтетическому чтению заключается в том, что слияние техники и понимания смысла текста – длительный процесс. Учащиеся начальных классов осваивают изучающее чтение, а систематическое использование предложенных упражнений в поэтапности их выполнения, приближает детей к тому, что восприятие и понимание изучаемого текста сольются в единый процесс совершенствования навыков чтения в рамках деятельностного подхода.
« Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь «из мёртвой буквы живой смысл», - говорил великий педагог К.Д. Ушинский [4,27]. С этими мудрыми словами можно соглашаться, а можно не соглашаться. Но как бы мы не хотели избежать в работе каких-либо новых влияний, по разным причинам нам это не удаётся ,так как само течение жизни, наши обычные и необычные дети « подталкивают» нас, учителей, к решению тех или иных проблем разными путями: применением новых технологий или совершенствованием уже имеющихся.
Литература.
- Оморокова М.И. Преодоление трудностей. Книга для учителя.-М.: Просвещение,2000.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии.-М.:Педагогика,1988.
- Совершенствование обучения младших школьников./под ред. Пышкало А.М. – М.: Педагогика,1994.
- Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. – М.: Издательский центр «Академия»,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.В.А.Суомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало ...
Совершенствование навыков чтения младших школьников
Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....
Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в ...
Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"
Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....
Совершенствование навыков чтения младших школьников посредством использования технологии оптимального чтения.
Совершенствованиенавыков чтения младших школьников посредствомиспользования технологии оптимального чтения....
Статья " Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников "
Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили....
Публичное представление педагогического опыта «Деятельностный подход в формировании навыка ЗОЖ младшего школьника»
В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого п...