Исследовательская работа Лекарства матушки – природы.
проект по зож (4 класс) на тему
Много трав растут полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растения эти знаем.
Бережем и охраняем.
В Книгу Красную они
Многие занесены.
Мы их рвем не на потеху.
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди сделают лекарства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_-_lekarstvo_u_nas_pod_nogami.doc | 520 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение
«Зубово – Полянская гимназия»
Исследовательская работа
Лекарства матушки – природы.
Работу выполнил:
Крючков Максим
ученик 4 «А» класса МБОУ
«Зубово – Полянская гимназия»
Руководитель:
учитель начальных классов
Милакина Наталья Александровна
Зубова Поляна, 2014 г.
Оглавление.
- Введение ………………………………………………………………..3
- Исследовательская работа…………………………………………….6
2.1 Изучение литературы …………………………………………….6
2.2 История использования лекарственных растений человеком…7
2.3 Экскурсия в аптеку. Сравнение цен и эффективности………….8
2.4 Лекарственные растения в нашей жизни………………………...9
2.5 Выступления перед одноклассниками, проведение опроса и
виртуальная викторина……………………………………………10
3. Лекарственные растения Зубово – Полянского района …………..11
3.1 Это интересно…………………………………………………….14
3.2 Советы по сбору лекарственных растений…………………….16
3.3 Памятка по сбору лекарственных растений…………………...17
- Заключение …………………………………………………………….19
- Список литературы ……………………………………………………20
Тип проекта: исследовательская работа
Цель проекта:
- изучить и показать полезное влияние лекарственных растений на организм человека.
Задачи:
- ознакомиться с литературой и узнать об использовании человеком лекарственных растений;
- исследовать на себе и окружающих полезные свойства лекарственных растений;
- познакомиться с правилами сбора и охраны лекарственных растений;
- показать важность бережного отношения к природе родного края.
Предмет исследования:
- лекарственные растения
Автор проекта:
Крючков Максим, ученик 4 «А» класса, МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Руководитель проекта:
Милакина Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Механизм реализации проекта:
Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии с родителями и обучающимися 4 «А» класса гимназии, педагогом и библиотекарем.
Практическая значимость работы
Использование на уроках «Природоведения» и классных часах.
Мотив выбора исследования (Актуальность):
Много трав растут полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Мы растения эти знаем.
Бережем и охраняем.
В Книгу Красную они
Многие занесены.
Мы их рвем не на потеху.
Отнесем мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди сделают лекарства.
Растительный мир подарил человеку замечательное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья для человека. Мы должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Все мы дети Земли, должны заботиться о растениях. Каждый человек должен помнить: Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет. В руках человека красота и богатство родной земли. Давайте помнить об этом!
Гипотеза:
Лекарственных растений становится мало на земле
Методы исследования
- Изучение литературы по данной теме в библиотеке гимназии.
- Посещение центральной районной аптеки по месту жительства с целью сравнения эффективности и стоимости
- Проведение опроса учащихся класса:
«Что вы знаете о лекарственных растениях?»
- Исследование полезных свойств лекарственных растений на организм человека.
- Рекомендации учащимся моего класса по сбору и охране лекарственных растений
Продукт проекта:
- виртуальная викторина «Лекарственные растения родного края
- презентация проекта
Этой зимой я заразился и заболел. У меня была высокая температура, кашель и общее недомогание. Мама и бабушка вызвали врача на дом. Мой доктор выписала лекарства и посоветовала также лечиться народными средствами. Состав лекарственных растений бабушка использовала для приготовления ингаляций, полоскания и для приема внутрь. В аптеке бабушка купила состав трав под названием «Грудной сбор». В его состав входят такие растения как ромашка, душица, подорожник, солодка, мать-и-мачеха, алтей. Этим настоем я полоскал горло, делал ингаляции и постепенно мне становилось лучше, я стал поправляться и выздоравливать. Я поинтересовался у бабушки, что же это за растения- спасители. Она сказала, что эти растения обладают лечебными свойствами. Они растут на полях, около дорог, на лугах т.е. растения неприхотливые.
Меня очень заинтересовало: а какие ещё растения могут помогать человеку, обладают лекарственным свойством. Так возникло моё решение работать над темой «Лекарства матушки - природы».
Я поставил перед собой цель:
- изучить и показать полезное влияние лекарственных растений на организм человека;
- выяснить: что эффективнее лекарственные растения или фармакологические препараты.
Меня поддержали и пришли на помощь мама, бабушка и учительница.
Во время опроса учеников моего класса я выяснил, что ребята слышали о некоторых лекарственных растениях, но затруднялись точно назвать, какими лечебными свойствами обладают растения, которые у нас «под ногами». Это тоже подтолкнуло меня заняться данной работой. Я захотел узнать сам больше о лекарственных растениях и рассказать о них моим одноклассникам.
Первым делом я посетил школьную библиотеку. Школьный библиотекарь посоветовала мне литературу, в которой можно прочитать о лекарственных растениях нашего края. Вместе с бабушкой посетили аптеку, опросили знакомых, кто и когда использует лекарственные растения. Помогли мне и уроки природоведения.
И вот, что я узнал, работая над этой темой.
История использования лекарственных растений человеком.
Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья. Многие из них прошли многовековую проверку и составляют бесценный фонд современной фитотерапии. История народной фитотерапии имеет возраст, равный истории человечества. Право на жизнь завоевали те лечебные эффекты растений, которые были очевидны. Сведения о действии растений на больной организм передавались из поколения в поколение и порой хранились в тайне, оставаясь достоянием узкого круга людей, например, семьи. Народная фитотерапия сохранила для потомства бесценный опыт прошлого по лечению различных заболеваний.
Использование растений для лечения болезней и укрепления здоровья началось в глубокой древности. Ещё первобытные люди пользовались дарами «живой аптеки» - природы.
Экскурсия в аптеку. Сравнение цен и эффективности.
Первые аптеки появились 300 лет тому назад. В них продавали лекарственные травы. Собирали их травники. Они на все лето уходили на луга, в болота, в горы, в поле, в леса, где и собирали эти растения. А лечили людей целители (или знахари).
Первый русский «Травник» был издан в 1588 году, создание в середине 17 века аптекарского приказа привело к значительному расширению употребления лекарственных растений. Началось изучение не только местных, но и произрастающих во всех осваиваемых землях. Стали закладываться аптекарские огороды, в которых специально выращивали лекарственные растения. При Петре I такие огороды были созданы при военных госпиталях и во всех крупных городах. В Астрахани и Лубнах появились большие плантации лекарственных трав. В конце 18 века изучением лекарственных растений занялись ботаники и врачи. Собранные и проверенные врачами сведения из народной медицины позволили обогатить арсенал лечебных средств ценными растениями, многие из которых не утратили своего значения до настоящего времени.
Лекарственные растения в нашей жизни.
Во все времена человека волновала проблема лечебной ценности лекарственных растений. Растениями - целителями могут быть вездесущие сорняки, например одуванчик, издавна называемый «эликсиром жизни» или крапива - копилка витаминов. Не торопитесь избавляться на участке от сорняков, а постарайтесь прежде узнать об их полезных свойствах, тем более некоторые относятся к пищевым и специально возделываются (фиалка, одуванчик и др.) применяются для витаминизации пищевых продуктов.
В далеком прошлом растения были единственным источником лекарственных средств. Сейчас людей лечат врачи, которые изучают организм человека, а также применение лекарственных растений. По мере совершенствования химической науки человек научился создавать и выделять биологически активные вещества, которые помогли побороть многие ранее неизлечимые болезни. Быстрота и надежность их лечебного эффекта создали предпосылки к вытеснению из медицинского обихода многих лекарств синтетического происхождения. Установлено, что синтетические лекарственные средства в значительной степени аллергизируют организм, их прием сопровождается появлением отрицательных побочных эффектов в виде сыпи, крапивницы и даже анафилактического шока.
В настоящее время в медицинской практике широко прибегают к одновременному использованию, как лекарственных трав, так и синтетических препаратов.
Лекарственные растения нашли широкое применение в стоматологической практике. Препараты растительного происхождения отличаются от синтетических тем, что имеют широкий спектр применения и представляют собой хорошо сбалансированный комплекс микроэлементов, витаминов, эфирных масел и биогенных веществ, и при этом не имеют побочных эффектов.
Настало время рационально использовать и воспроизводить лекарственные растения, чтобы не обеднять природу. Мы должны сберечь то, что для нас сохранили наши предки. Каждый из нас должен научиться искать, собирать и охранять дары природы. Перед сбором растений необходимо изучить их описание, особенности развития, способы культивирования, сбора, сушки и хранения. Это позволит рационально использовать сырье с лечебной целью. Лекарственные растения должны стать истинными друзьями нашего здоровья.
Лекарственных растений еще много на Земле, но мы должны разумно их использовать. Все мы дети Земли, должны заботиться о растениях. Каждый человек должен помнить: «Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет»!
Выступление перед одноклассниками и проведение опроса
Я решил привлечь одноклассников к теме своего проекта, провел опрос и викторину «Кто больше знает лекарственных растений?»
Проанализировав результаты опроса и викторины, выяснил, что ребята слышали о некоторых лекарственных растениях, но затруднялись точно назвать, какими лечебными свойствами обладают растения, которые произрастают рядом с человеком, которые у нас «под ногами». Я захотел узнать сам больше о лекарственных растениях и рассказать о них моим одноклассникам.
Работая над темой, я прочитал много интересных книг. В них я узнал о лекарственных растениях нашего края и Зубово – Полянского района.
Лекарственные растения Зубово – Полянского района.
Крапива.
Многолетнее травянистое растение. Стебли и листья покрыты жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамины, их завариваются как чай и применяют наряду с другими очищающими травами при золотухе, фурункулезе, сыпях, при нарушениях обмена веществ. Крапивой лечат анемию, она помогает при бронхитах и болезнях легких. Трава и цветы крапивы входят во многие сборы, назначаемые как успокоительные и желудочные. Можно также использовать порошок из листьев, давая его детям и животным на кончике ножа с пищей. Молодые побеги крапивы употребляют для супов и салатов, а также как корм для домашнего скота и птицы.
Подорожник большой.
Многолетнее травянистое растение. В листьях содержится аскорбиновая кислота и дубильные вещества. Растет вдоль дорожек. Листья подорожника широко используют в медицине как отхаркивающее средство при острых и хронических заболеваниях органов дыхания. Подорожник применяется в гинекологии, в стоматологии, дерматологии, в медицинской промышленности в ветеринарной практике. Врачи назначают больным гастритом, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки при нормальной и пониженной кислотности. Также для подорожника нашлось применение в косметической промышленности и при изготовлении экзотических блюд.
Одуванчик лекарственный.
Во Франции очень популярен салат из одуванчиков – это первые весенние витамины. В медицине применяют корни одуванчика, готовят из них отвар. Применяется отвар в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, а именно при гастритах и для повышения аппетита. Издавна им лечились не только люди, но и птицы, животные. К ним нужно относиться, очень бережно не рвать с корнем, не топтать без нужды.
Чистотел большой
Растет этот сорняк в тенистых местах светлых рощ и боров, около жилья – на огородах, в садах и старых парках. В народе его называют «желтомолочник», «чистая трава», «ласточкина трава», «бородавочник».
Сильно ядовитое растение. Чистотел задерживает рост клеток и может быть рекомендован после онкологических операций. Настой обладает желчегонным, спазмолитическим, мочегонным и противовоспалительным свойствами.
Тысячелистник
Если посмотреть на листочки, становится понятно, отчего пошло название – каждый лист разрезан на мелкие дольки. Это одно из древнейших лекарственных растений Тысячелистник лечит раны, останавливает кровотечение.
Мать-и-мачеха
Листья мать-и-мачехи оказывают противовоспалительное и антисептическое действие. Применяют это средство при дистрофической форме парадонтоза* и для профилактики кариеса в виде полоскания. Примочки с соком алоэ и каланхоэ также дают хороший эффект при парадонтозе.
Зверобой
Зверобой считается магическим, предохраняющим от порчи, привидений. Большие заросли он образует редко. Растет в основном полосами вдоль опушек сухих хвойных лесов, в сухих лугах, на вырубках, вдоль дорог, по окраинам полей, на лесных полянах. Народная мудрость гласит: «Как нельзя без муки испечь хлеб, так без зверобоя нельзя лечить болезни», и называют его травой от 99 болезней. В официальной медицине используют зверобой как вяжущее, противовоспалительное, стимулирующее регенерацию тканей, противомикробное средство. Препараты из него обладают спазматическим, ранозаживляющим и желчегонным свойствами. Применение при хронических гастритах, колитах, заболеваниях печени, язве желудка, подагре, ревматических заболеваниях, ночном энурезе у детей, диарее, нервных заболеваниях, мастопатии, диатезе. Трава зверобоя входит во многие лекарственные сборы. Зверобой входит в состав зубных эликсиров, паст, лосьонов, шампуней.
Ромашка аптечная или лекарственная
Ромашка обладает противовоспалительным и противоаллергенным действиями, усиливает процессы регенерации. Настой ромашки замедляет процессы брожения, снимает спазмы кишечника и отек слизистой желудка, усиливает выделение желчи, способствует быстрому заживлению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. Настойку ромашки используют для промывания язв, экзем, и воспаленных век. При фурункулах, потливости и геморрое её используют в виде примочек. А также используется в парфюмерии, стоматологии, алкогольной промышленности.
Кроме того, известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый оттенок. Ромашку полезно держать в чуланах и кухнях, где хранятся съестные припасы. Где разложено это растение, там не будет мышей.
Это интересно!
Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.
Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.
Мать-и-мачеха.
В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются мои желтые цветочные корзиночки. Цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Почему растение так называется? Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
Крапива.
Ее русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение. Где у крапивы таблетки и порошки спрятаны?
Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.
Ромашка пахучая.
Интересна история появления в России этой ромашки. Родиной её является Америка. Еще в сороковых годах прошлого столетия её показывали как редкость в Петербургском ботаническом саду. Но в течение тридцати-сорока лет она распространилась по всей России как сорняк. Сначала семена Спахучей ромашки попали вместе с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехали по железной дороге. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полах вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки рассеялись по полотну железной дороги. Вскоре железнодорожные насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой.
Советы по сбору лекарственных растений
Лекарственные растения мы можем собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе надо хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых растений. Так же нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Важно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе. Листья срезать ножницами, чтобы не повредить корни. Нельзя хранить травы в железной посуде, эти металлы губительны для витаминов.
Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок. Сушить растения не на солнце, а в тени. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. Не рвать растения, занесенные в “Красную книгу”.
Не следует собирать сильно запыленные, загрязненные растения, а также поврежденные насекомыми, ржавчиной или грибковыми заболеваниями.
При сборе ядовитых растений необходимо соблюдать меры предосторожности: не трогать немытыми руками лицо, глаза. В конце работы вымыть руки.
Почки собирают ранней весной, когда они набухли, но ещё не тронулись в рост, т.е., когда их кроющие листочки (чешуйки) ещё не раскрылись.
Листья - перед началом или во время цветения растений, т.к. в это время содержание действующих веществ в них доходит до максимума. Цветки - в начале цветения.
Плоды и семена собирают вполне зрелыми, но не перезрелыми.
Подземные органы (корни, корневища, клубни, луковицы) заготавливают в период, когда все надземные части начинают уже увядать или ранней весной, до того как надземная часть пускается в рост. Выкопав, отряхивают от земли, промывают в холодной воде, крупные, мясистые органы разрезают на дольки.
Собирая растительное сырье, помните о сохранении зарослей ценных растений и избегайте хищнических приемов сбора. Это приводит к полному исчезновению ценных видов растений.
Памятка по сбору лекарственных растений.
1. Собирай только те растения, которые знаешь хорошо и разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
2. Узнай сроки сбора растений.
3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
4. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог, сильно запыленные, загрязненные растения, а также поврежденные насекомыми, ржавчиной или грибковыми заболеваниями.
5. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
6. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.
Заключение.
Проведя такую работу, узнав столько интересного, я на себе испытал целебное действие окружающих нас растений. Мы всей семьей пьем чай, заваренный на травах, делаем салаты. В нашем саду растут мята, календула, укроп. Мы с бабушкой решили делать запасы сборов разных трав, не покупая их в аптеке. Испытав на себе лечебные травы, советую и другим использовать их вместо химических препаратов, что является подтверждением гипотезы. Я считаю, что можно поддерживать свое здоровье, используя «лекарство у нас под ногами», которое дешевле, а порой и полезнее химических препаратов. Каждый человек должен помнить: Земля без нас сможет существовать, а мы без нее нет. В руках человека красота и богатство родной земли. Давайте помнить об этом!
Народная мудрость гласит:
- Как без муки не испечешь хлеба, так без зверобоя не вылечишь человека.
- Жгуча крапива родится, да в щах пригодится.
- Одна крапива заменяет семерых врачей.
- Чеснок да редька, так и на животе крепко.
Я продолжу работу по изучению лекарственных растений, стараясь расширить свой кругозор, обогатиться знаниями в области использования лекарственных трав, передать знания другим людям (моим одноклассникам) с целью оздоровления организма.
- Н. Вермейлен «Полезные травы». 2002 г.
- А.М.Носов «Лекарственные растения». 2004г.
- Н.Н.Сафронов «Полный атлас лекарственных растений». 2005 г.
- А. Пастушенков «Лекарственные растения». 1999г.
- Сергей Красилов «Легенды о цветах». 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила поведения на природе. Исследовательская работа учащихся
Аннотация•В своей исследовательской работе мы, пытались выяснить, какие правила поведения на природе существуют. Своим исследованием мы попытаемся выявить эти правила и определ...
Исследовательска работа: "Матушка река - Волга"
Учащиеся узнают: происхождение и название реки Волга, исток Волги, природный мир Волги, влияние Волги в искусстве....
Утренник "В гостях у матушки природы"
утренник о природе...
Исследовательская работа "Памятники природы Хабаровского края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"7748440","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"150","width":"131"}}]]Я в гору медленно лезу,Ступени вверх прорубаю.Я гору ж...
Социально-исследовательский проект " У природы нет плохой погоды...."
Многие дети младшего школьного возраста путают природные явления, времена года, стеснябтся выступать публично....
Из опыта работы над проектами в начальной школе.. Исследовательский проект " У природы нет плохой погоды..." 2 класс
Изечение времен года в начальной школе лучше всего делать используя проектную деятельность. Предлагаю вашему вниманию вариант такой работа....
Исследовательский проект «Хочу все знать!» на тему «Каша — матушка наша»
Цели: 1) дать учащимся представление о завтраке как обязательномкомпоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;2) рассказать детям о каше как традиционном блюде русскойкухни, его пользе для...